Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности семей, воспитывающих одаренных детей, проявляются в их структуре, коммуникации, прохождении жизненного цикла

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жизненный цикл семьи. Появление в семье ребенка с особенностями развития влияет на ее динамику. Родители сталкиваются с рядом специфических задач, одна из которых — своевременное распознавание способностей ребенка и дальнейшее принятие факта его особых потребностей и возможностей. Это формирует ситуацию ненормативного кризиса, с которым семья сталкивается в зависимости от индивидуальных черт… Читать ещё >

Особенности семей, воспитывающих одаренных детей, проявляются в их структуре, коммуникации, прохождении жизненного цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Структура. Результаты, полученные с помощью опросника FACES-3 (измеряющего семейную гибкость и сплоченность), показали наличие значимых различий между семьями с одаренными подростками и семьями с нормативно развивающимися детьми по шкале «сплоченность». Эмоциональная близость (связанность) оценивается в первом случае как более тесная и интенсивная, для семей характерны совместное принятие решений и времяпрепровождение, общие интересы. Центральная тема, являющаяся смысловым центром общения в семье, — интеллектуальная и академическая успешность ребенка, его занятия, а также отвлечения от них и неуспехи.

Большинство семей, в которых растут интеллектуально одаренные дети, характеризуется интенсивными связями и с членами расширенной семьи. Для многих из них связующими и приоритетными являются ценности образования и интеллектуальных достижений. Нередко это династические семьи математиков, врачей, экономистов и т. п. Династийность в данном случае может быть объяснена высокой внутрисемейной связностью, при которой передача семейных ценностей из поколение в поколение облегчена, а их принятие как собственных у молодых членов семьи переживается естественно, как само собой разумеющееся. Для рассматриваемых расширенных семей характерно наличие мифов об их уникальности и избранности: «Мы сильно отличаемся от других», «Единственный способ жить — интеллектуально развиваться и образовываться». Эти мифы, способствуя передаче семейных ценностей, могут приводить к сужению или избирательности социальных контактов членов семьи, которые ограничиваются еще и исключительной загруженностью ребенка.

Иерархическая структура семьи характеризуется детоцентрированностью, приоритетностью интересов развития ребенка и детско-родительской системы. Ребенок рано включается в разговоры взрослых, воспринимается ими как равный, а со временем и более авторитетный либо сложный член семьи, с чем все должны считаться.

В связи с особыми потребностями ребенка взрослые нередко перестраивают свой жизненный уклад: меняют или оставляют работу, место жительства, привычный круг общения. Иногда взрослые члены семьи как бы делают ставку на то, что успехи ребенка в настоящем и будущем оправдают все их потери. В такой ситуации ребенок постепенно берет на себя ответственность за психологическое благополучие родителей («Не могу не делать уроки — мама очень расстраивается, когда я занят чем-то другим»). Ситуация, в которой родитель оказывается эмоционально зависим от успехов ребенка в области проявления его способностей — в интеллектуальной деятельности, спорте или музыке, — а ребенок остается зависимым от бытового и социального контроля родителя, может быть охарактеризована как неконгруэнтная иерархия: в ней ребенок одновременно беспомощен и властен (см. подпараграф 3.1.2).

Пример 7.

За консультацией психолога обратился отец 15-летнего подростка. Он был растерян и чрезвычайно расстроен поведением сына в последнее время: «С ним что-то не так: он хочет только общаться и гулять, учеба больше не увлекает его как раньше. Мы с женой очень за него тревожимся, похоже, у него большие проблемы!» История семьи такова: она жила очень далеко от Москвы, у родителей были любимая работа, круг друзей и родственников. Когда мальчику было 5 лет, руководитель кружка, в который он ходил, обратил внимание родителей на его возможную одаренность и посоветовал отнестись к этому серьезно, но возможности переехать в Москву и найти для ребенка хорошую школу. Родители так и поступили, распрощавшись с карьерными устремлениями, связями и привычным образом жизни. Родственники отговаривали их от такого кардинального шага, однако отец мальчика заявил, что его сын еще удивит всех и в 15 лет поступит в институт. И теперь, находясь на приеме у психолога, он сокрушается: «Как я скажу всем, что он не поступил в институт в 15 лет! Ради чего мы меняли свою жизнь?», — и просит помочь им «привести сына в порядок». Они с женой с этой целью уже взяли отпуска на работе. На данном примере видно, как в семье с диффузными внутренними границами сложилась устойчивая ролевая инверсия (сын несет ответственность за социальную жизнь и эмоциональное состояние родителей), а также к каким механизмам стабилизации прибегают родители: нарушитель спокойствия воспринимается как «проблемный», и семья объединяется, чтобы вернуть его в прежнее состояние.

Если одаренный ребенок в семье не единственный, он может быть не включен в сиблинговую систему: для него родители организуют отдельные от других детей источники временных, материальных, эмоциональных ресурсов (примером может служить детство 3. Фрейда). В этом ребенок с признаками одаренности и ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеют множество сходств.

  • 2. Жизненный цикл семьи. Появление в семье ребенка с особенностями развития влияет на ее динамику. Родители сталкиваются с рядом специфических задач, одна из которых — своевременное распознавание способностей ребенка и дальнейшее принятие факта его особых потребностей и возможностей. Это формирует ситуацию ненормативного кризиса, с которым семья сталкивается в зависимости от индивидуальных черт развития ребенка в разные сроки: при типе развития «высокая норма» — в младшем школьном возрасте, в случае особой одаренности с относительно гармоничным развитием, как правило, — в дошкольном возрасте, а при особой одаренности с проявлениями диссинхронии — в первые месяцы и годы жизни ребенка. В литературе описано несколько вариантов отношения родителей к детской одаренности:
    • — отрицательное (примером могут служить слова матери одаренного ребенка: «он не просто изменил жизнь нашей семьи, он ее разрушил»; Дж. Т. Уэбб, 2004);

игнорирующее (что часто сопутствует латентным формам одаренности);

— положительное, которое может быть гиперсоциальным (с акцентом на ценности достижений ребенка)[1] и поддерживающим (с акцентом на ценности самого ребенка и его развития).

При прохождении жизненного цикла для семей в той или иной мере характерны признаки фиксации на этапе разрешения задач школьного возраста. В семье наблюдается усиленный родительский мониторинг физического и эмоционального состояния ребенка, его учебных дел и занятий, тесный контакт с представителями учебного заведения, причем как в форме сотрудничества, так и в форме конфронтаций.

Такие проявления подросткового возраста у ребенка, как пересмотр или обесценивание прежних увлечений и интересов, перераспределение времени в пользу общения, трудности самоорганизации, эмоциональные перепады и т. п., встречаются семьей с большой тревогой. В этом же возрасте наблюдается известный феномен в среде одаренных детей — «выравнивание способностей». Значительное увеличение количества запросов к психологу со стороны родителей наблюдается именно в этот период. Многие семьи, в которых растут дети с признаками одаренности, сталкиваются со значительным стрессом при переходе к стадии развития семьи, на которой дети вступают в подростковый возраст. Не все из них легко преодолевают его, вырабатывая новые способы взаимодействия. Для части семей характерны значительные трудности при переходе к новым формам отношений и фиксация на взаимодействии, характерном для предыдущей стадии (школьный возраст).

  • [1] Воликова С. В., Галкина А. М., Холмогорова А. Б. Родительский перфекционизм — факторразвития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам //Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 23—32; Старостина Ю. А. Особенности мотивационнойсферы матерей дошкольников в условиях форсирования детского развития // VI Международная научная конференция «Психологические проблемы современной семьи»: сборниктезисов / под ред. О. А. Карабановой, Е. И. Захаровой, С. М. Чурбановой, Н. Н. Васягина.М.; Звенигород, 2015. С. 682−687.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой