Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наклон желаемой ЛАХ (см. рис. 9.2) в среднечастотной зоне принимается равным 20 дБ/дек, что обусловливается необходимостью обеспечения устойчивости. Левее и правее частоты среза желаемая ЛАХ для сопряжения ее с ЛАХ LpH имеет изломы. Для определения этих изломов оптимизируется процесс, определяемый желаемой ЛАХ. Левее частоты со, желаемая ЛАХ под наклоном 40 дБ/дек сопрягается с ЛАХ 7рн при… Читать ещё >

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение структуры и параметров регулятора, включенного в цепь прямого канала, покажем на примере одноконтурной системы управления с отрицательной ОС по скорости (рис. 9.1, а). Здесь: Кш Кл — звенья двигателя постоянного тока; Кп — тиристорный преобразователь; /Гр — регулятор; Ку — промежуточный усилитель; Гм, Т — электромеханическая и электромагнитная постоянные времени двигателя; Тп — постоянная времени преобразователя; Кос ~~ звено обратной связи; Тис — постоянная времени фильтра датчика скорости; е — ЭДС двигателя, пропорциональная скорости = ссо); еп — ЭДС преобразователя; и3, /с/?о — задающее и возмущающее воздействия соответственно.

Для синтеза регулятора используется упрощенная структура, в которой пренебрегается внутренней ОС по ЭДС двигателя и все малые постоянные времени п и Тас) приводятся к одной постоянной времени инерционного звена в прямом канале Гм. Для этой цели может быть использована формула, предложенная Ямпольским:

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

где ?7^, ]ГГ0с — суммы малых (некомпенсированных) постоянных времени прямого канала и ОС соответственно.

Структурные схемы для синтеза регулятора.

Рис. 9.1. Структурные схемы для синтеза регулятора: а — исходная; б — расчетная.

б

Поскольку постоянная времени Гм является одним из параметров, входящих в передаточные функции системы, определяющим быстродействие системы, выбор се должен выполняться с учетом требований к быстродействию системы. Необходимо учесть ограничение производной тока d/'/d/ и пульсаций тока главной цепи, вызванных пульсациями тахогенератора.

Для статических систем частота пульсаций.

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

где |Д/я,| — наибольший по абсолютной величине скачок диаграммы заданного относительного момента, |Д'я3[ир = ДЛ/3/Л/".

Так, например, при пускотормозном режиме, но треугольному графику скорости при переходе непосредственно от ускорения к замедлению.

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

где тс — статический момент; тлт — динамический момент /ядин =.

= Л/дин/Л/".

Для астатической системы.

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

где |А/ис| — наибольший по абсолютной величине скачок статического момента системы стабилизации, |Д/ис| =АМсм.

Наибольшая амплитуда пульсаций тока якоря может быть определена по формуле.

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

где inmi иппп — ток и амплитуды пульсаций тахогенератора, /пт = = /п*//"., иптН1Г. Здесь Ett гг — номинальная ЭДС.

Их допустимые значения берутся по каталогам или в пределах i"m = 0,01 …0,05, wnm= (1 …2,5)10″ 3. Функция Wn(T^со) может выбираться для статических систем равной 0,458, а для астатических — 0,536. Значение 7} вычисляется по формуле Tj = 7^/ро, где р0 — относительное сопротивление главной цепи, р0 = Rq/Rh‘, RH — отношение ЭДС двигателя к номинальному значению тока якоря /н, /?" = (?/" — /"/?")//"; /?н — сопротивление якоря двигателя; UH — его напряжение. В результате вычислений ограничивающих факторов значение Т^р корректируется и выбирается наибольшим.

Исключив из IVpc, найдем передаточную функцию разомкнутой нескорректированной системы:

Из рис. 9.1 у б видно, что при и3 = 0 передаточная функция замкнутой системы относительно е по возмущающему воздействию /с/?0

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.
Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

Логарифмируя это выражение, получаем Л АХ разомкнутой нескорректированной системы:

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

где Ро — коэффициент усиления системы, р0 = &осРурп.

Пример 9.1. Примем Тм = 0,15 с; Т- 0,035 с; Тп = 0,007 с; р" = 10; Тас = = 0,005 с; /?" = 0,27 Ом; Ло =/?* + /?" = 0,4 Ом — сопротивление главной цепи; с = 0,314 Вс/рад; /и = 37 A; UH = 110 В; ен = odh = 0,314 314 = 100 В; Sx = 0,05; /?" = ен/1и = 100/37 = 2,67 Ом; р0 = Л,)//?н = 0,4/2,67 = 0,15; D= 15;ос = илт/ен — Ю/100 = 0,1; коэффициент усиления системы в соответствии с уравнением.

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

Коэффициент усиления промежуточного усилителя ру = 50/(0,1 • 10) = 50. Тогда постоянная времени, с,.

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

следовательно, частота пульсаций, с-1,.

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

Для снижения значения х до 50 с-1 необходимо увеличить Гм до величины 0,015 с. При значениях 7} = TJр0; Wn(Tyfti) = 458; ипт = 1? 10_3 по формуле (6.4) находим. А. Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

что в пределах допустимого. Следовательно, принимаем 7J, = 0,015 с. Сопрягающие частоты, необходимые для построения ЛАХ Lptt: сом = 1 /Тм =.

Построение ЛАХ статической системы.

Рис. 9.2. Построение ЛАХ статической системы.

= 1/0,15 = 6,67 с" 1; (От = 1/7'= 29 с-1; <�Оц = 1/0,015 = 67 с-1. Логарифмическая амплитудная характеристика изображена на рис. 9.2.

Построение желаемой ЛАХ начинается с определения частоты среза системы, с-1, по формуле.

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

Наклон желаемой ЛАХ (см. рис. 9.2) в среднечастотной зоне принимается равным 20 дБ/дек, что обусловливается необходимостью обеспечения устойчивости. Левее и правее частоты среза желаемая ЛАХ для сопряжения ее с ЛАХ LpH имеет изломы. Для определения этих изломов оптимизируется процесс, определяемый желаемой ЛАХ. Левее частоты со, желаемая ЛАХ под наклоном 40 дБ/дек сопрягается с ЛАХ 7рн при частоте (1)2.

Передаточная функция оптимизируемого процесса в соответствии с желаемой ЛАХ имеет вид.

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

Подставив это выражение в формулу (9.1), получим.

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

В коэффициенты характеристического полинома входят следующие величины:

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

Все параметры желаемой ЛАХ могут быть определены, если задана величина <�ос и выбраны значения р и X. Выбор р и X можно упростить, если задаться распределением корней характеристического уравнения а^р2 + ар +1=0. Пусть эти корни удовлетворяют условию модульного оптимума, обеспечивающего наибольшее быстродействие и перерегулирование, не превышающее 4%. Это условие эквивалентно равенству а2 = а}/2.

Подставив в это соотношение значения а2 и аь выраженные через р и X, найдем.

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.
Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

При выборе параметров р и X обратим внимание на их значения при ограниченных величинах максимального динамического отклонения скорости и производной тока двигателя по времени d/'/d/. Относительное значение максимального динамйческого отклонения скорости vm = AeJ (/cR0), а х = (d//d/)/H *.

= 1 //b, где /0 — время достижения током / номинального значения /н. Значение vm в функции р можно найти по выражениям, являющимся следствием обратного преобразования Лапласа операторного уравнения (9.2). На основании полученных результатов на рис. 9.3 построены универсальные кривые х' = Х/"с =/i (n) и т = vm/vf =/2(ц).

Для получения истинного значения d//d/ при заданном о)с необходимо величину ординаты кривой умножить на.

0)с.

Значение vm находится умножением v, на величину ординаты кривой /и, соответствующей полученному значению р.

Определение параметров желаемой Рис. 9.3. Универсальные криЛАХ производится в такой последовавые для определения %' и т тельности: при модульном оптимуме.

  • 1) строится ЛАХ разомкнутой нескорректированной системы;
  • 2) определяется ее значение способом, показанным на рис. 9.2, или по формуле ю' = ро/Гм;
  • 3) определяется р = сос/(о^ по заданному значению сос;
  • 4) из графика, представленного на рис. 9.3, по полученному р находится величина х = X У^с" которая не должна превышать допустимое ее значение (в противном случае изменяется соси находится новое значение р). Одновременно по формуле m = тv определяется предполагаемая его величина;
  • 5) определяется X по формуле (9.4);
  • 6) находятся частоты излома желаемой ЛАХ левее частоты среза — о)| = А. шс и оо2 = Рь, а также со3 (см. рис. 9.2), приблизительно равное 2о)с;
  • 7) определяется запас устойчивости по фазе для желаемой ЛАХ по формуле у = 180° - 90° + arctg (coc/(oI) — arctg (coc/co2) — arctg (coc/ /шм) — arctg (coc/o)3).

В рассматриваемом примере со' = 50/0,15 = 333 с-1; р = 35/333 = = 0,105.

По графику значение т = 7 и (dz/d/X^i = 0,65. Следовательно, vm = v/w = 7/(50 + 1) = 0,14; Х = 0,65сос = 0,65 — 35 = 23 с-1, что меньше предельно допустимого значения.

По формуле (9.3) X = (1 -0,105-1 — 2 -0,105)/0,Ю52 = 0,45. Таким образом, to, = 0,45 • 35 = 16 с" 1; о>2 = 0,105 16= 1,7 с'1; у = = 90° + 65°30' - 80°30' - 27°30' - 8°30' = 39° > 35°, т. е. запас устойчивости по фазе достаточен. Вычитая ЛАХ LpH из желаемой ЛАХ Гж, получаем ЛАХ регулятора (см. рис. 9.2), по которой определяется передаточная функция регулятора:

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

где Г, = I/O), = 1/16 = 0,0628 с; Т2 = 1/а>2 = 1/1,7 = 0,59 с; Т = 1/а*. = = 0,035 с; Г0 = 1Доо = 1/300 = 0,0033 с.

Выражение (9.5) представляет собой передаточную функцию П ИД-регулятора, реализация которого осуществляется на операционных усилителях А1 (ПИ-регулятор) и А2 (ПД-регулятор) (см. рис. 9.2). Сопротивления и емкости должны быть выбраны так, чтобы Г, = RsС = 0,0625 с; Т2 = (Я, + Я2)С= 0,59 с; Г, = Я5С2 = 0,035 с; 7з = ЯбС2/(/?5 + Я6) = 0,0033 с. Если применить операционные усилители 153УД1 со следующими параметрами: Rax < 100 кОм; Явых < 200 Ом; ивх < 5 В; ипит = ±15 В ±10%; /пит < 6 мА; Ку = = (20… 80) • 103; Ян = 2 кОм, то во входных цепях и цепях ОС целесообразно применять сопротивления 3…70 кОм. Задаваясь значениями R2 = 5 кОм и Я5 = 3,3 кОм, определим: С, = T/R2 = 10 мкФ; Я, = Г/С, — Я2 = 28 кОм; С2 = Г,/Я5 = 10 мкФ; Я5Я6/(Я5 + Я6) = = 0,5 кОм, откуда Яб = 6 кОм.

Для оценки работы синтезированной системы выполним расчет переходных процессов при возмущающем воздействии /7?0 = = /,(/) и Асо = /2(/).

Операторные уравнения системы относительно ЭДС е и величины iRo найдем на основании структурной схемы (см. рис. 9.1, а), полагая К = Аос:

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

Учитывая, что е = (iRo — IcRq)Кш подставим его значение в уравнение (9.6). Получим.

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

Подставляя в выражения (9.6) и (9.7) передаточные функции звеньев, найдем:

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

Передаточную функцию относительно ЭДС при возмущающем воздействии найдем из выражения (9.8), полагая и2 = 0:

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.

Аналогично, передаточную функцию относительно iRo определим из выражения (9.9):

Переходной процесс в статической системе при возмущающем.
Рис. 9.4. Переходной процесс в статической системе при возмущающем.

Рис. 9.4. Переходной процесс в статической системе при возмущающем.

воздействии По передаточным функциям (9.10) и (9.11) могут быть рассчитаны переходные процессы на ЭВМ, если подставить в них заданные параметры. В рассматриваемом примере: Г, =0,025 с; Т= = 0,035 с; Т2 = 0,59 с; Т0 = 0,0033 с; Гм = 0,15 с; Гм = 0,015 с; р0 = 50; Р = Ро/*ос = 50/0,1 = 500.

На рис. 9.4 показаны переходные процессы Ae (t) = f (t) и iR$ =.

Уравнения установившегося движения статической системы могут быть получены из операторных уравнений при р — 0:

Синтез регулятора статической системы стабилизации скорости.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой