Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Определение силовых нагрузок на детали КШМ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После заполнения последнего столбца главной таблицы сил и моментов необходимо выполнить окончательную проверку правильности ее заполнения. Для этого, как и после заполнения столбца 14, проверяется соответствие расчетной и действительной эффективной мощности двигателя. При этом полученное для последней коренной шейки КВ значение Л/кш уже не требуется умножать на количество отсеков двигателя… Читать ещё >

Определение силовых нагрузок на детали КШМ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Табличный метод определения сил и моментов, действующих в КШМ многоцилиндрового двигателя

На основании порядка работы цилиндров двигателя (например, для двигателя 84V900, вариант 1) определяются и сводятся в таблицу, аналогичную табл. 1.3, углы отставания вспышек в цилиндрах главного блока относительно цилиндра 1 этого же блока и углы отставания вспышек в цилиндрах бокового блока относительно главного цилиндра в соответствующем отсеке.

Таблица 1.3

Углы отставания вспышек в цилиндрах двигателя 84V90', град. ПКВ.

Наименование параметра.

Значение.

Номер отсека (номер цилиндра главного блока).

Отставание вспышки в соответствующем цилиндре главного блока.

;

Отставание вспышки в боковом цилиндре отсека.

При выполнении динамического расчета вычисления удобно выполнять в форме табл. 1.4, называемой главной таблицей сил и моментов. Для этого в столбец 1 таблицы с шагом 15° заносятся значения углов ПКВ, а в столбец 2 — соответствующие этим углам удельные значения ру, полученные в ходе выполнения расчетно-графических работ. При этом значения ру берутся непосредственно с графика на рис. 1.11с учетом принятого масштаба. В столбцы 3, 4 и 5 таблицы заносятся значения тригонометрических функций, входящих в выражения (1.37), (1.39) и (1.40).

Значения тригонометрических функций с учетом выбранного значения кинематического параметра X = RJL для КШМ проектируемого двигателя приведены в прил. 2…4.

Путем построчного умножения значения ръ в столбце 2 на значение тригонометрической функции в столбце 5 получают значение силы давления поршня на зеркало цилиндра7V. Это значение записывается в столбец 6 (перед этим полученное произведение умножается дополнительно на величину А • 103, где Л — площадь поршня, м2). Последующее умножение значений в столбце 2 на значения в столбцах 3 и 4 и на 103 (для перехода от МПа к кПа) позволяет получить соответственно значения удельной касательной силы /, (столбец 7) и удельной радиальной силы z1 (столбец 8).

Для V-образного двигателя удельные касательная и радиальная силы, записываемые в столбцы 7 и 8, обозначаются соответственно как f и z]jt, т. е. в соответствии с нумерацией шатунов, приведенной на рис. 1.15.

Из табл. 1.3 следует, что для нахождения удельных сил /1п и zln в боковом цилиндре отсека 1 двигателя (соответственно столбцы 7' и 8' табл. 1.4) значения столбцов 7 и 8 необходимо сдвинуть на 90° по углу ПКВ. В табл. 1.4 это условно показано смещением на 90° символов, А А и.

Схема расположения кривошипов коленчатого вала и сопряженных с ними шатунов левого и правого блоков.

Рис. 1.15. Схема расположения кривошипов коленчатого вала и сопряженных с ними шатунов левого и правого блоков: 0… IV — коренные опоры вала; I 4 — кривошипы вала; 1л…4л — шатуны главного (левого) блока; 1п…4п — шатуны бокового (правого) блока После выполнения операции смещения вычисляются путем построчного сложения значений в столбцах 7 и 7' удельные силы /?1 и полученные значения этих сил заносятся в столбец 9. Построчное сложение значений в столбцах 8 и 8' дает значения zsp которые вносятся в столбец 10.

Последующее умножение значений столбцов 9 и 10 на величину Л позволяет найти действующие в отсеке 1 абсолютные значения суммарной касательной силы Г, и суммарной радиальной силы Zp которые заносятся соответственно в столбцы II и 12.

Примечание. Для одноблочного двигателя необходимость в построении столбцов 7, 8', 9 и 10 отпадает. При этом значения столбцов 11 и 12 получаются умножением на величину/! соответственно значений столбцов 7 и 8. Крутящий момент Л/шс1 (столбец 14), развиваемый при произвольном положении кривошипа на шатунной шейке 1 суммарной силой Т] (нумерация шеек КВ приведена на рис. 1.15), вычисляется в соответствии с формулой вида (1.41).

В табл. 1.4 это выполняется путем построчного умножения значений столбца 11 на значение радиуса кривошипа /?, м.

После заполнения столбца 14 необходимо выполнить предварительную проверку правильности заполнения табл. 1.4. Для этого все значения столбца 14 суммируются и полученная сумма делится на количество суммируемых значений (при шаге таблицы, равном 15°, суммируются 48 значений). В результате этих операций определяется среднее за цикл значение индикаторного крутящего момента Мкт, развиваемого силами, действующими в цилиндрах отсека 1.

Главная таблица сил и моментов, действующих в КШМ (пример для двигателя 84V90*).

Определение силовых нагрузок на детали КШМ.

со.

— J.

Окончание табл. 1.4

Определение силовых нагрузок на детали КШМ.

Путем последующего умножения полученного значения Мкт на количество отсеков двигателя, угловую скорость КВ со и механический КПД находят расчетное значение эффективной мощности Рер. Расчетное значение Р должно отличаться от действительного значения эффективной мощности двигателя Ре не более чем на ±3%. В противном случае необходимо выполнить проверку правильности заполнения столбцов 2… 12. После выполнения предварительной проверки можно приступить к заполнению последующих столбцов табл. 1.4.

Очевидно, что значение момента Мшс1 полностью передается на расположенную за первым коленом КВ коренную шейку I. Следовательно, для крутящего момента на этой коренной шейке (столбец 16) можно записать, что Л/к1 = А/шс1. При этом первая шатунная шейка КВ скручивается моментом Л/ш|1, = 0,5Л/шс1, обусловленным действием реакции в коренной опоре 0, равной 0,5 Г,. Значения 0,5А/шс| заносятся соответственно в столбец 13, а Мш н1 — в столбец 15.

При одинаковом отставании вспышек в боковых цилиндрах всех отсеков характер изменения по углу Г1КВ моментов 0,5А/шс и Л/шс, развиваемых действующими в этих отсеках суммарными касательными силами Г, будет отличаться лишь сдвигом по фазе на соответствующие углы ПК В.

Следовательно, чтобы получить значения моментов 0,5Л/шс и Мшс на последующих шатунных шейках КВ, достаточно сдвинуть записанные в столбцах 13 и 14 массивы значений, полученные для отсека I, на угол отставания вспышки в соответствующем цилиндре главного блока по отношению к цилиндру 1 этого же блока. Результаты сдвига массивов значений записываются в столбцы главной таблицы сил и моментов для рассматриваемых отсеков двигателя.

В соответствии с табл. 1.3 одинаковое отставание вспышек в боковом цилиндре (на 90°) имеет место в отсеках 1,2 и 3. Как следует из табл. 1.3, в столбцы 17 и 18, а также в столбцы 21 и 22 главной таблицы сил и моментов следует внести значения столбцов 13 и 14, предварительно сдвинутые по углу ПКВ соответственно на угол 270 и 450°. В табл. 1.4 это условно показано смещением на соответствующие углы ПКВ символов • и Значения моментов, набегающих на шатунные и коренные шейки в отсеках многоцилиндрового двигателя, вычисляются в соответствии с выражениями.

Определение силовых нагрузок на детали КШМ.

где i -текущий номер шатунной или коренной шейки КВ;

Мш н — момент, набегающий на шатунную шейку КВ;

Л/к— момент, набегающий на коренную шейку КВ;

Мшс — собственный момент, создаваемый на шатунной шейке.

Для V-образного двигателя с неодинаковыми порядками работы цилиндров в блоках вычисление суммарных сил и моментов в отсеке, где отставание вспышки в боковом цилиндре отличается от соответствующего значения для отсека 1, выполняется по алгоритму, приведенному для отсека 1. В данном примере построения главной таблицы сил и моментов для двигателя 84V900 это учтено путем внесения в табл. 1.4 столбцов 25. .32. Д|я одноблочного двигателя или двигателя с одинаковым чередованием вспышек в цилиндрах всех блоков необходимость в столбцах 25…32 отсутствует. Заполнение этих столбцов для двигателя 84V900 выполняется указанным далее способом.

Из табл. 1.3 видно, что отставание вспышки в цилиндре 4 главного блока по отношению к цилиндру 1 этого же блока составляет 180°. Следовательно, для заполнения столбцов 25 и 26 табл. 1.4 (столбцы удельных сил t4n и z4jl) достаточно поместить в них значения столбцов 7 и 8, сместив их предварительно по углу ПКВ на 180°.

В свою очередь, отставание вспышки в боковом цилиндре отсека 4 составляет 450°. Следовательно, для заполнения столбцов 27 и 28 табл. 1.4 (столбцы удельных сил /4п и z4n) достаточно поместить в них значения столбцов 25 и 26, сместив эти значения предварительно по углу ПКВ на 450°. Последующее заполнение столбцов 29…34 для отсека 4 выполняется аналогично тому, как это описано для столбцов 9… 14 отсека 1.

Заполнение столбцов 35 и 36 производится в соответствии с выражениями (1.50) и (1.51). Для этого в столбец 35 записывается результат построчного сложения значений столбцов 24 и 33, а в столбец 36 — результат построчного сложения значений столбцов 24 и 34.

После заполнения последнего столбца главной таблицы сил и моментов необходимо выполнить окончательную проверку правильности ее заполнения. Для этого, как и после заполнения столбца 14, проверяется соответствие расчетной и действительной эффективной мощности двигателя. При этом полученное для последней коренной шейки КВ значение Л/кш уже не требуется умножать на количество отсеков двигателя, поскольку это значение является результирующим для всего двигателя. Как и при предварительной проверке, расчетное значение Рср должно отличаться от действительного значения эффективной мощности двигателя Р не более чем на ±3 %.

с

Кроме того, необходимо визуально убедиться в периодичности изменения значения Л/ на последней коренной шейке КВ. Количество максимумов значений Мк должно соответствовать количеству цилиндров двигателя. Интервалы между максимумами должны быть равны интервалам между вспышками в соответствующих цилиндрах. При обнаружении несоответствия следует еще раз проверить правильность углов сдвига массивов значений в столбцах главной таблицы сил и моментов (см. табл. 1.4).

Убедившись в правильности заполнения главной таблицы сил и моментов, приступают к обработке полученных табличных данных динамического расчета КШМ. Обработка заключается в графической интерпретации табличных данных, позволяющей облегчить визуальное восприятие и анализ полученных результатов.

После заполнения главной таблицы сил и моментов надлежит выполнить следующие графические работы:

  • • построить в функции угла ПКВ график нормальной силы давления поршня на зеркало цилиндра N (ср);
  • • построить в функции угла Г1КВ графики моментов Л/шн(ф) и Л/к(ф), набегающих соответственно на шатунные и коренные шейки КВ, и по этим графикам определить шейки, которые подвержены действию максимальных за цикл нагружения амплитуд момента;
  • • построить векторные диаграммы давлений на наиболее нагруженные шатунную и коренную шейки КВ, выполнить перенос центра координатной системы с учетом действующих на шейки удельных сил и ориентировать полученные диаграммы относительно соответствующих шеек;
  • • построить развернутые по углу ПКВ графики изменения результирующей нагрузки на рассматриваемые шагу иную и коренную шейки и определить значения максимальных и средних за цикл нагрузок на соответствующие шейки.

Графические зависимости и векторные диаграммы рекомендуется выполнять на том же листе миллиметровой бумаги, на котором изображены графики пути, скорости и ускорения поршня, построенные по результатам кинематического исследования КШМ.

Построение развернутых по углу ПКВ графиков сил и моментов трудности не представляет, поэтому далее основное внимание уделено построению векторных диаграмм давлений на шатунные и коренные шейки КВ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой