Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституция СССР 1977 года и изменения в правовой системе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личная собственность имела определенные ограничения. Например, в личной собственности семьи мог находиться только один жилой дом, площадь которого не должна была превышать 60 м². Для многодетных семей площадь могла увеличиваться только по решению исполкома местного совета. Если гражданин располагал жилой площадью, предоставленной из государственного или общественного фонда, то он, а также члены… Читать ещё >

Конституция СССР 1977 года и изменения в правовой системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для разработки повой Конституции СССР 25 апреля 1962 г. Верховным Советом СССР была образована специальная Конституционная комиссия под председательством Н. С. Хрущева. К августу 1964 г. был подготовлен проект для обсуждения из 276 статей. Решено было его доработать, а после отставки Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. и утверждения председателем Комиссии Л. И. Брежнева в декабре того же года, работа практически началась заново и продолжалась до 1977 г. Задержка связана в значительной степени с тем, что невозможно было связать положение Программы КПСС о скором наступлении эры коммунизма с реальным положением дел в стране. Была найдена «спасительная формула»: путь к коммунизму лежит через стадию «развитого социализма». Принятую Верховным Советом СССР новую Конституцию СССР так и называли «Конституцией развитого социализма». Она состояла из девяти разделов, 21 главы и 174 статей.

Конституция включала разделы: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и личность; III. Национально-государственное устройство; IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания; V. Высшие органы власти и управления; VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; VII. Правосудие; VIII. Герб, флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения.

Конституция СССР закрепляла в качестве основы экономической системы социалистическую собственность на средства производства (ст. 10), а в качестве основы политической системы — Советы (ст. 2). Конституция констатировала построение развитого социалистического общества (Преамбула) и общенародного государства (ст. 1), определила основную цель: построение бесклассового коммунистического общества. Ст. 6 Конституции закрепляла особое положение КПСС: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Такой статус правящей, притом единственной партии является базовым признаком тоталитаризма. Законодательно закреплялись формы непосредственной демократии — референдум и всенародное обсуждение, ранее не известные советскому законодательству.

Избирательная система, которая ввиду отсутствия альтернативы, была формальным голосованием, принципиально не изменилась. Весь депутатский корпус формировался заранее партийными структурами, а избирателю надлежало просто опустить бюллетень в ящик для голосования. Изменения носили частный характер: предусматривалось, например, в период предвыборной кампании обсуждение деловых и иных качеств кандидата в депутаты, а также агитация на собраниях и в печати. Ничего нового это не вносило, поскольку собрания были строго регламентированы, а печать подвергалась жесткой партийной цензуре. Конституционные положения в сфере избирательного права были развиты в законах «О выборах в Верховный Совет СССР» (1978), «О порядке отзыва депутатов Верховного Совета СССР» (1979), «О статусе народных депутатов СССР» (1979). Что касается регламента и самого характера деятельности Законодательного органа власти, то никаких существенных изменений не произошло.

В сфере исполнительной власти были созданы новые структуры, например, Министерство медицинской промышленности, и упразднены некоторые дублирующие структуры.

Получил конституционное закрепление созданный в 1965 г. Комитет народного контроля СССР, после чего аналогичные комитеты были созданы на всех административных уровнях, а на предприятиях, в колхозах, учреждениях и даже в воинских частях образованы группы и посты народного контроля.

Впервые в советской конституционной практике был выделен специальный раздел «Государство и личность». Уже само название раздела говорит о том, что личность не мыслится в отрыве от государства и полностью зависит от него. Спектр прав личности был достаточно широк и в целом соответствовал общепринятым демократическим стандартам. Впервые были закреплены права на охрану здоровья (ст. 42), жилище (ст. 44), на пользование достижениями культуры и свободу творчества (ст. 46—47). Как уже говорилось выше, свобода творчества в СССР была под большим вопросом. Статья 49 устанавливала право граждан вносить предложения по улучшению работы различных структур и критиковать недостатки. Должностные лица обязаны были не позднее установленного срока отреагировать на заявление граждан и дать ответ[1].

Свыше 10 статей посвящены обязанностям личности, при этом ст. 59 устанавливает, что «осуществление прав и свобод человека неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей». Каждый советский гражданин был обязан трудиться, бороться с хищением и расточительством государственной и общественной собственности, защищать Отечество, уважать национальное достоинство каждого человека, уважать законные права и интересы других лиц, заботиться о воспитании детей, охранять природу и памятники культуры и др.

12 апреля 1978 г. была принята Конституция РСФСР (четвертая по счету).

Развитие советского права осуществлялось в русле генеральной линии коммунистической партии на построение коммунистического общества, определенной XXII съездом КПСС и Программой КПСС. Продолжалось принятие Основ законодательства СССР и союзных республик (о браке и семье, труде, недрах, исполнении наказаний и др.), союзных законов, например, нового Воздушного кодекса СССР, утвержденного Законом СССР от 17 июня 1983 г. взамен утратившего силу одноименного кодекса 1961 г. Продолжалась работа по кодификации в союзных республиках.

23 марта 1978 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли постановление об издании Свода законов СССР, который начал издаваться с 1981 г. в качестве официального издания Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. В него должны были войти Конституция СССР, нормативные правовые акты союзного значения, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также правительственные постановления нормативного характера. Структурно Свод законов СССР состоял из семи разделов, каждый из которых делился на главы (от двух до 10), включавшие крупные блоки нормативных актов, например, «труд», «наука», «транспорт и связь», уголовное законодательство" и т. д.

В сфере гражданского права осуществлялось регулирование имущественных отношений и связанных с ними личных неимущественных отношений «в целях создания материально-технической базы коммунизма». Субъектами гражданско-правовых отношений были граждане, организации, государство, объектами — имущество (движимое и недвижимое) и различные материальные блага. Законодатель определил лип вида собственности: социалистическую и личную. К первой относились: государственная собственность, колхозно-кооперативная собственность, собственность профсоюзов и иных общественных организаций, причем особой защите подлежала собственность государственная.

В собственности государства находились: земля и все, что с нею связано (недра, воды, леса и т. д.), основные средства производства, средства транспорта и связи, банки и т. д. Право требования возврата государственного имущества из незаконного владения юридических или физических лиц не имело срока давности. Социалистические предприятия и организации строили отношения на основе договоров и в соответствии с государственными планами. Распределение и поставки продукции регулировались не только Гражданским кодексом, но и административными методами, подзаконными актами. Государственное имущество находилось в оперативном управлении государственных предприятий и учреждений. На это имущество не обращалось взыскание по претензиям кредиторов.

Предметами собственности коллективных хозяйств, профсоюзов и иных общественных организаций могли быть различные строения, оборудование, транспортные и денежные средства и все остальное, что не составляло предмета исключительной собственности государства.

Личная собственность имела определенные ограничения. Например, в личной собственности семьи мог находиться только один жилой дом, площадь которого не должна была превышать 60 м². Для многодетных семей площадь могла увеличиваться только по решению исполкома местного совета. Если гражданин располагал жилой площадью, предоставленной из государственного или общественного фонда, то он, а также члены семьи были не вправе иметь в собственности жилой дом. Ограничивалась численность транспорта и скота, находящегося в личной собственности. Личное имущество нельзя было использовать иначе, чем для личного или семейного потребления, в противном случае это считалось извлечением нетрудовых доходов и наказывалось в административном либо уголовном порядке (конфискация). Не допускалось и влекло административную ответственность скармливание хлеба и иных продуктов скоту. И это при том, что производство комбикормов в стране было явно недостаточно. Найти всему этому рациональное объяснение достаточно трудно.

Семейные отношения регулировались Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. и республиканскими кодексами. Был значительно облегчен бракоразводный процесс: отменялись публикации в прессе, при отсутствии детей брак мог быть расторгнут в органах ЗАГС, решение народного суда было окончательным и не требовало утверждения вышестоящей инстанцией. Восстанавливался отмененный в 1944 г. институт установления отцовства. Основанием для признания отцовства теперь служило совместное проживание матери ребенка и ответчика и ведение общего хозяйства, а также совместное воспитание или содержание ребенка либо добровольное признание отцовства с представлением доказательств. Забота о воспитании детей с принятием Конституции СССР стала конституционной обязанностью.

Регулирование трудовых отношений осуществлялось Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г., Кодексами законов о труде союзных республик, текущим законодательством, постановлениями ВЦСПС. Конституция закрепила право на труд и одновременно обязанность трудиться в соответствии с принципом «Кто не работает, тот не ест». Советский гражданин воспитывался в духе превращения труда в первую жизненную необходимость.

Несмотря на то что государство и профсоюзы достаточно последовательно проводили линию на строгое соблюдение трудового законодательства в плане обеспечения условий труда, особенно женщин и молодежи, далеко не всегда удавалось осуществлять то, что декларировалось на бумаге. Много женщин трудилось на строительстве, на ремонте железнодорожного полотна. В сентябре 1981 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому женщинам предоставлялся по их желанию частично оплачиваемый послеродовой отпуск по уходу за ребенком до достижения им годовалого возраста и еще на полгода отпуска без сохранения содержания.

Были повышены минимумы заработной платы для работников производственных отраслей и железнодорожного транспорта. Изменения произошли и в пенсионном законодательстве. Для ряда пенсионеров по старости пенсии были повышены. Это коснулось работников наиболее тяжелых отраслей. Вводились надбавки за непрерывный стаж работы в одной организации. Было улучшено материальное положение многих людей с принятием в 1980 г. Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших па фронте». Со 2 сентября 1981 г. была повышена пенсия по старости женщинам с неполным стажем работы, родившим пять и более детей. Во второй половине 1960;х гг. страна перешла на пятидневную рабочую неделю.

Государство вместе с профсоюзами старалось по возможности активизировать работников предприятий, укрепить дисциплину труда, остановить текучесть кадров. Для борьбы с нарушениями трудовой дисциплины и поведения в быту были введены товарищеские суды, которые в ряде случаев были достаточно эффективны в предупреждении правонарушений. Однако, несмотря на все усилия власти, дисциплина труда падала, реальная действительность искажалась всякого рода приписками. «Дефицит» постепенно приобретал всеобщий характер.

Для развития колхозного права важное значение имело принятие совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 г. «Примерного устава колхоза», который действовал до 1988 г., когда его сменил новый одноименный закон от 25 марта 1988 г., принятый в связи с Законом «О кооперации в СССР». Уставом расширялись права колхозников. Они получили право участвовать в распределении доходов. Совершенствовалась система их оплаты и социального обеспечения. В то же время сохранялись все положения, касающиеся партийно-государственного руководства, порядок вступления в колхоз и выхода из него. Однако меры по улучшению положения колхозников не меняли общего положения дел. Командные методы в экстремальных ситуациях могли быть эффективными, а в условиях мирного времени они не работают. Отсутствие стимулов к развитию производства вело к бесхозяйственности, падению дисциплины, пьянству на производстве и, как следствие, к возникновению дефицита сельскохозяйственной продукции.

Существенной стороной изменений в сфере уголовного права стало смягчение уголовной репрессии, декриминализация некоторых составов, не представляющих серьезной общественной опасности. Вместе с тем повысилась мера ответственности за тяжкие преступления. Положительный эффект имело и применение условно-досрочного освобождения с обязательным привлечением освобожденных лиц к трудовой деятельности, а также условного осуждения, при котором оступившийся человек попадал под контроль правоохранительных органов, не оказываясь при этом в непосредственном контакте с криминальной средой.

Уголовная ответственность наступала с 16 лет, а за особо тяжкие преступления с 14 лет. Первостепенное внимание уголовный закон сосредоточивал на преступлениях против социалистического строя и советского государства. Меры наказания включали: в качестве исключительной — смертную казнь, лишение свободы, ссылку и высылку, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение от должности, общественное порицание, лишение воинского или специального звания, конфискацию имущества. Наказания делились на основные, применяемые судом самостоятельно, например, лишение свободы, арест, обязательные работы, ссылка, высылка и др., дополнительные, сопровождающие основную меру наказания, например, конфискация имущества. Некоторые могли применяться как в качестве основных, так и дополнительных, например, штраф, запрет заниматься определенной деятельностью.

В начале 1970;х гг. имели место случаи захвата или попыток захвата воздушных судов с целью эмиграции. В связи с этим в 1973 г. была повышена уголовная ответственность за данное преступление вплоть до смертной казни. Всеобщий дефицит и ослабление наказаний за хищение социалистической собственности привели к массовым хищениям на производстве. Против «несунов» применяли уголовные, административные меры, лишали их льгот на производстве. Однако пока существовал дефицит, это явление было неискоренимо. При этом «несунов» общественное мнение не осуждало, поскольку они не посягали на личную собственность граждан, в быту были абсолютно честными людьми, а государственную собственность считали принадлежащей всем людям, в том числе и себе. Как только с дефицитом было покончено, это явление прекратилось само собой без каких-либо санкций со стороны государства. Продолжало нарастать диссидентское движение.

Несмотря на все попытки модернизировать советское общество, внушить людям веру в «светлое будущее», коммунистический эксперимент все больше обнаруживал свою несостоятельность. Власти не могли обеспечить достойный уровень жизни населения. Авторитет коммунистической партии неуклонно падал. В обществе нарастала социальная апатия, всегда чреватая взрывом недовольства. Перед советским и партийным руководством вновь встал вопрос, когда-то поставленный В. И. Лениным «о пересмотре всей точки зрения на социализм». И здесь нельзя не вспомнить слова Гегеля, введенные в широкий оборот К. Марксом в своем знаменитом памфлете «18 брюмера Луи-Бонапарта» о том, что «все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй — как фарс» .

  • [1] Что касается сроков реагирования, то они соблюдались. За .этим следили органы партийного контроля, прокурорские работники. Другое дело, качество ответов. В подавляющем числе эти жалобы перенаправлялись тем, на кого жаловался заявитель. Достаточно часто все кончалось формальной отпиской.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой