Постпресс.
Основы полиграфического производства
В I в. до н. э. книги из нового для того времени материала — пергамена — начинают переплетать: в качестве крышек используются деревянные доски, в которых проделываются отверстия для веревочек. Позднее доски заменяются на толстый пергамен, а на следующем этапе тонкие дощечки обтягивают кожей. Виды обложек и переплетных крышек в постпрессе используются в зависимости от толщины книжного блока… Читать ещё >
Постпресс. Основы полиграфического производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Любое книжное издание выпускается в обложке, либо в переплетной крышке. Эти конструктивные особенности изданий определяют последовательность и характер завершающих операций полиграфического производства — брошюровочно-переплетных процессов, или так называемого постпресса. Постпресс — это совокупность операций обработки книжных блоков, изготовления и оформления переплетных крышек или обложек и соединение их с книжными блоками.
Виды обложек и переплетных крышек в постпрессе используются в зависимости от толщины книжного блока, способа его скрепления, вида бумаги. Поэтому главная задача данного раздела состоит в изучении вариантов скрепления книжных блоков, особенностей присоединения и отделки внешних покрытий.
В разделе представлены также нормативы определения качества изданий, которые чаще всего используются в послепечатной стадии производства. Знание типографской системы измерений необходимо как при организации издания к печати, так и на заключительной стадии подготовки издания для определения трудоемкости авторского и типографско-издательского труда.
ПОСЛЕПЕЧАТНАЯ ОБРАБОТКА ИЗДАНИЙ
Постпресс: история и современность
Появление древнейших рукописных книг относится к XVI в. до н. э., а книги, отпечатанные полиграфическим способом, появились в IX в. н. э. Уже в то время существовали элементы послепечатной обработки издания: папирус сворачивали в виде свитков, для хранения которых выдалбливали деревянные чехлы, а к ним, привязывали таблички с названием произведений — титулюсы (Др. Рим).
В I в. до н. э. книги из нового для того времени материала — пергамена — начинают переплетать: в качестве крышек используются деревянные доски, в которых проделываются отверстия для веревочек. Позднее доски заменяются на толстый пергамен, а на следующем этапе тонкие дощечки обтягивают кожей.
На рубеже I—III вв. до н. э. появляются операции фальцовки (нем. falzen — «сгибать») — складывания печатного листа пополам — и вкладки: сфальцованные листы вкладываются друг в друга, подобно бумажным листам современной ученической тетрадки. Сложенные пополам листы нумеровались и сшивались тонкими сухожилиями, образуя книжный блок.
Во второй половине XV в. итальянец Альд Мануций Старший вводит в качестве стандарта новые книжные форматы:
- • лист складывается пополам, то есть на нем размещаются две страницы с одной стороны (формат in folio);
- • лист складывается дважды, для одновременного расположения четырех страниц с одной стороны (формат in quattro);
- • лист складывается трижды, для возможности размещения восьми страниц с одной стороны (формат in octavo).
Наряду со вкладкой листов друг в друга появляется операция подборки — последовательного скрепления сфальцованных листов. Естественно, что с появлением фальцовки пришлось освоить обрезку листов по внешнему краю сгиба. Так появилась операция подрезки.
На дальнейших этапах послепечатной обработки книг совершенствовались операции скрепления сфальцованных тетрадей методом шитья, прессования в деревянных тисках нескольких тетрадей, обработки корешка блока и украшения переплета.
До второй половины XV в. книги продавались в виде комплекта несброшюрованных тетрадей. Переплетали книги сами читатели в соответствии со своими вкусами.
Впервые в истории книгопечатания часть тиража была переплетена в типографии Э. Ратдольта (1447—1528), работавшего в Вене. Далее труд печатника и переплетчика разделился, стали появляться специальные цеха, проводившие переплетно-брошюровочные работы. Но только в XIX в. начинается механизация послепечатных процессов.
Послепечатной обработке долгое время не придавали особого значения. И только в последнее время отечественными и зарубежными специалистами постпресс рассматривается как абсолютно полноценный и самостоятельный этап в производстве полиграфической продукции. Современная технологическая цепочка послепечатных процессов окончательно сформировалась и предполагает использование специального оборудования.
Особую значимость этапу постпресса придает разнообразие современных процессов послепечатной обработки, применение которых определяется видом печатной продукции и требованиями к ее внешнему виду. По функциональному назначению эти процессы можно разделить на три большие категории:
- • переплетные процессы, включающие резку, фальцовку, подборку, скрепление и обработку блока, изготовление крышки, обложки и переплет книжных изданий;
- • отделочные процессы, предполагающие лакирование, ламинирование, тиснение (блинтовое и конгревное), фольгирование, высечку, вырубку, штанцевание и пр.;
- • распространение продукции, т. е. упаковку, отгрузку, доставку.
Последовательность и содержание этапов постпресса при выпуске изданий зависит от их типа (газеты, журналы, листовая продукция и т. д.) и в случае подготовки книг делится на два вида: выпуск изданий в обложке и выпуск изданий в переплетной крышке.
Изготовление изданий в обложке дешевле, чем изданий в переплетной крышке не только за счет уменьшения затрат на материалы, но и потому, что при изготовлении изданий в обложке могут использоваться более производительные поточные линии. Подготовка листовой продукции в постпрессе отличается широким применением специальных отделочных операций: лакирования, ламинирования, вырубки, биговки и т. д.
Общая специфика послепечатной подготовки полиграфической продукции может быть представлена тремя этапами (см. рис. 51).
Постпресс — это важнейшая стадия полиграфического производства, применяемая для всех видов печатной продукции: журналов, газет, книг, открыток, плакатов и пр. В последние годы ей стали уделять особенное внимание, так как именно послепечатная обработка позволяет рационально организовать структуру издания, придать ему особый эстетический вид. Современный постпресс не просто завершает оформление издания, но и определяет его окончательную стоимость, формирует маркетинговую специфику продаж.
Рис. 51. Современные этапы постпресса