Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование прикладных видов космической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Серьезные разногласия в Комитете ООН по космосу возникли в свое время в связи с требованием развивающихся стран признания их суверенных прав на полученную методом ДЗЗ информацию об их природных ресурсах, включая право неофаниченного и бесплатного к ней доступа, а также контроля за ее распространением на международной арене. В Декларации Группы 77, представленной на ЮНИСПЕИС-82 делегатом Мексики… Читать ещё >

Правовое регулирование прикладных видов космической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дистанционное зондирование Земли из космоса

Дистанционное зондирование — это сбор информации об объекте или пространстве на расстоянии. При дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ) из космоса используется свойство любого объекта или пространства с температурой выше абсолютного нуля (-273 °С) излучать или отражать электромагнитную энергию в четырех спектральных диапазонах: ультрафиолетовом, видимом, инфракрасном и микроволновом.

В видимом диапазоне датчики спутника регистрируют отраженное от Земли солнечное излучение. В инфракрасном диапазоне фиксируется тепловое излучение поверхности Земли. В микроволновом диапазоне датчиками фиксируется собственное излучение Земли либо отраженные сигналы радарных и лазерных источников облучения Земли, установленных на борту спутника. Оптическое зондирование дает наиболее качественное цветное изображение с высоким пространственным разрешением, инфракрасная съемка предоставляет возможность наблюдать температурные аномалии на поверхности Земли в темное время суток. Для ДЗЗ в микроволновом диапазоне не является помехой облачный покров.

В целях ДЗЗ обычно используются два основных типа спутников: геостационарные и иолярноорбигальные. Если первые обеспечивают обзор одной и той же части планеты, то вторые через определенный промежуток времени оказываются над заданным районом наблюдения.

Современный этап развития космических средств дистанционного зондирования Земли характеризуется ростом числа и многообразия спутников ДЗЗ, выводимых на низкие полярные и геостационарные орбиты. На 2013 г. 13 стран располагали собственными космическими системами дистанционного зондирования, а общее число одновременно функционирующих спутников ДЭЗ составляет более 20.

Деятельность по ДЗЗ из космоса, осуществляемая в мирных, гражданских целях, направлена на улучшение использования природных ресурсов Земли, совершенствование землепользования и охрану окружающей среды. Быстрый прогресс в совершенствовании систем ДЗЗ из космоса в их прикладном применении содействует осуществлению рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и Конференции ЮНИСПЕЙС-Ш в 1999 г.

При рассмотрении национальных систем ДЗЗ из космоса следует иметь в виду, что наиболее совершенная аппаратура используется на военных спутниках по сбору разведывательных данных, контролю за соблюдением Соглашений по ограничению вооружений, а также за чрезвычайными ситуациями в отдельных регионах мира. В США широко используются военные спутники серии КН. В ведении Министерства обороны РФ также находятся спутники.

Признание законности использования спутников военного назначения впервые было зафиксировано в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. В п. 1 ст. XII этого Договора говорится, что «в целях обеспечения уверенности в соблюдении положений настоящего Договора каждая из сторон использует имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства контроля таким образом, чтобы это соответствовало общепризнанным принципам международного права». Аналогичная формулировка содержится в целом ряде других договоров по ограничению вооружений. По свидетельству Государственного департамента США, упомянутые национальные технические средства контроля включают разведывательные спутники. Таким образом, военные разведывательные спутники с самого начала космической эры стали реальностью международной жизни.

Болес того, в последние годы наметилась тенденция использования военных спутников в коммерческих целях. В качестве примера можно сослаться на космическую систему НЕМО (NEMO — Naval Earth Mapobserver) ВМФ США. Эта система призвана решать как «уникальные задачи ВМФ по съемке прибрежных районов», так и коммерческие задачи в областях управления землепользованием, сельского и лесного хозяйства, гидрологии, экологии, разведки полезных ископаемых и нефти. Задачи НЕМО разделены «пространственно». ВМФ США интересует береговая зона стран мира, а коммерческих пользователей — главным образом суша.

Российская космическая система ДЗЗ предназначена для информационного обеспечения решения широкого спектра задач в интересах различных сфер хозяйственной деятельности государства. Орбитальная группировка космических аппаратов (КА) ДЗЗ состоит из пяти активно функционирующих КА: КА «РесурсДК1»; КА «Метеор-М» № 1; КА «Электро-Л» № 1; КА «КанопусВ» № 1; КА «Ресурс-П» № 1. В 2006 г. была утверждена Концепция развития российской космической системы дистанционного зондирования Земли на период до 2025 г.[1]

В последние годы ежегодно запускаются образовательные нанои микроспутники с камерами ДЗЗ. Лидерами в этом направлении выступают университеты Японии, США, Китая, что является результатом целенаправленной государственной политики развития космических технологий со стороны национальных министерств и космических агентств. Так, в 2012 г. на орбиту запущены пять наноспутников Японии и Румынии, а также российский микросиутник МиР «Юбилейный-2», созданный в Сибирском аэрокосмическом университете, г. Красноярск. Японские кубсаты были доставлены на МКС и «отстреляны» от станции 4 октября. Перечисленные спутники не включены в общую статистику запусков, так как обладают малым сроком активного существования и не оказывают влияния на мировой рынок геоинформатики.

Впервые проблема использования спутников для ДЗЗ была поставлена и обсуждалась в ходе Конференции ЮНИСПЕЙС-1 в 1968 г. В 1969 г. этой проблемой занялся Комитет ООН по космосу. В 1970 г. Аргентина выдвинула первое предложение о международно-правовой регламентации ДЗЗ из космоса. В 1971 г. состоялось заседание Рабочей группы по ДЗЗ, созданной в рамках Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу. Лишь спустя 15 лет в Юридическом подкомитете удалось завершить сложный путь согласования позиций различных государств. Путем консенсуса «Принципы, касающиеся ДЗЗ из космоса» были одобрены в Юридическом подкомитете, затем в Комитете ООН по космосу и Генеральной Ассамблее ООН в форме резолюции 41/65 от 3 декабря 1986 г. Принятый документ включает 15 принципов. Длительный и сложный путь согласования принципов ДЗЗ объясняет расплывчатый, непоследовательный и противоречивый характер ряда положений, содержащихся в этих принципах.

Первый принцип ДЗЗ из космоса определяет предмет регулируемых правоотношений. Согласно п. «а» принципа I, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 41/65 касается деятельности по зондированию «поверхности Земли из космоса с использованием свойств электромагнитных волн, излучаемых, отражаемых или рассеиваемых объектами, с целью улучшения использования природных ресурсов, совершенствования землепользования и охраны окружающей среды». В данном случае определяются предмет регулирования ДЗЗ из космоса, метод деятельности и преследуемые цели.

Принципы ДЗЗ, содержащиеся в резолюции Генеральной Ассамблеи, нс охватывают всей деятельности ДЗЗ из космоса. Вне сферы действия этих принципов находятся спутники наблюдения в военных целях. В принципах также не затрагивается космическая деятельность по зондированию атмосферы в целях регулярного прогнозирования погоды. Хотя об этом прямо не говорится, к предмету регулирования принципов ДЗЗ нс относится зондирование участков земной и водной поверхности, находящейся под юрисдикцией зондирующего государства. Другими словами, предметом регулирования принципов ДЗЗ является территория зарубежных государств, а также водные и земные (Антарктика) пространства за пределами национальной юрисдикции государств. Наряду с ограничительным толкованием предмета регулирования принципами ДЗЗ следует подойти к этому вопросу с позиций расширительного толкования. В этом плане следует отметить, что, хотя в документе говорится только «о зондировании поверхности Земли», при этом подразумевается также и зондирование Мирового океана. Данные зондирования океана имеются в виду в целях улучшения природных ресурсов за счет естественных богатств Мирового океана. Кроме того, с дистанционным зондированием океанов связаны принципы X и XI, посвященные охране природной среды Земли и защите человечества от стихийных бедствий. Достаточно напомнить о тех бедствиях, которые причиняются цунами в результате землетрясений на дне океанов. Принцип I в п. «е» распространяет сферу действия ряда принципов ДЭЗ за пределы космического пространства, на Землю, определяя «деятельность по дистанционному зондированию» как эксплуатацию космических систем дистанционного зондирования, станций по приему и накоплению первичных данных и деятельность по обработке, интерпретации и распространению обработанных данных. Такой широкий подход к предмету регулирования принципов ДЗЗ в ходе его обсуждения в Комитете ООН по космосу вызвал возражения ряда западных стран, которые исходили из того, что поскольку деятельность по обработке, распространению и использованию данных ДЗЗ проходит на Земле, она не должна рассматриваться в качестве космической деятельности. Следует приветствовать, что в порядке компромисса удалось достичь согласия по вопросу о взаимосвязи космической стадии ДЗЗ и ее наземной стадии в качестве предмета регулирования принципов ДЗЗ.

Что касаегся содержания принципов ДЗЗ, то многие из них повторяют действующие нормы международного права или положения действующих договоров. Так, принцип III говорит о том, что деятельность по ДЗЗ должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, Договор по космосу и соответствующие документы Международного союза электросвязи. Принцип IX напоминает государствам об их обязанностях, в соответствии со ст. IV Конвенции о регистрации и ст. XI Договора по космосу 1967 г., информировать Генерального секретаря ООН об осуществляемой ими программе ДЗЗ, а также предоставлять в максимально возможной и практически осуществимой степени любую другую соответствующую информацию любому другому государству, в частности, любому развивающемуся государству из числа затрагиваемых этой программой, по его просьбе.

Принцип XIV ссылается на ст. VI Договора по космосу 1967 г. о международной ответственности государств за свою национальную космическую деятельность. При обсуждении этого принципа в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу представители ряда государств (Советского Союза, развивающихся стран) высказывались относительно целесообразности толкования принципа XIV как распространяющего режим ответственности по международному космическому праву на всю деятельность по ДЗЗ, независимо от места ее совершения (на Земле или в космосе). Об этом говорили представители Бразилии, Венесуэлы, Египта, Колумбии, Нигерии и других стран. Более того, ими ставился вопрос об обязанности государств компенсировать материальный ущерб, причиненный в результате распространения юридическими лицами данных зондирования зарубежных стран. Западные страны категорически выступили против распространения ответственности государств за деятельность подчиненных им юридических лиц по распространению данных зондирования зарубежных территорий. В итоге принцип XIV не вышел за рамки ст. VI Договора по космосу 1967 г.

Некоторые принципы направлены на то, чтобы деятельность, но ДЭЗ осуществлялась в общих интересах всех стран. В принципе II говорится об осуществлении деятельности по ДЗЗ на благо и в интересах всех стран и с особым учетом интересов развивающихся стран, принципы X и XI призваны содействовать охране природной среды Земли и защите человечества от стихийных бедствий путем распространения соответствующей информации ДЗЗ.

Принципы V, VI, VII и XIII призваны содействовать сотрудничеству зондируемых и зондирующих государств. В них предусматриваются возможность предоставления другим государствам возможности участия в деятельности по ДЗЗ на справедливых и взаимоприемлемых условиях, поощрение создания и эксплуатации ими станций по приему и накоплению данных, а также установок по обработке и интерпретации данных, предоставление технической помощи другим заинтересованным государствам па взаимосогласованных условиях; по просьбе государства, территория которого зондируется, предусматривается вступление с ним в консультации с целью предоставления ему возможностей участия и увеличения получаемых от этого взаимных выгод.

Однако главная проблема, по которой в рамках Комитета ООН по космосу в течение последних лет ведется острая дискуссия, касается правового режима ДЗЗ из космоса и распространения полученных данных. Представители развивающихся государств считают, что режим деятельности по ДЗЗ должен определяться принципом суверенитета стран над их природными ресурсами. Исходя из этого они первоначально доказывали право зондируемого государства контролировать исследование из космоса его природных ресурсов, включая право разрешать или запрещать такое исследование. Требования Аргентины, Венесуэлы, Мексики, Индии и ряда других стран об установлении разрешительного порядка зондирования не были поддержаны другими членами Комитета ООН по космосу. Так, представитель СССР в 1974 г. на сессии Юридического подкомитета обратил внимание на значительные технические сложности, связанные с многократными включениями и выключениями аппаратуры, необходимыми для полного контроля над зондированием. Как отмечалось в Комитете ООН по космосу, разрешительный порядок ДЗЗ из космоса нс соответствует действующим нормам общего международного права. Одобренные «Принципы ДЗЗ» не содержат положения о разрешительном порядке осуществления зондирования территорий зарубежных стран. В этом отношении ДЗЗ из космоса ничем не отличается от любой другой деятельности в космосе.

Серьезные разногласия в Комитете ООН по космосу возникли в свое время в связи с требованием развивающихся стран признания их суверенных прав на полученную методом ДЗЗ информацию об их природных ресурсах, включая право неофаниченного и бесплатного к ней доступа, а также контроля за ее распространением на международной арене. В Декларации Группы 77, представленной на ЮНИСПЕИС-82 делегатом Мексики, говорилось о необходимости получения явно выраженного согласия зондируемого государства на распространение соответствующих данных. В 1982 г. Бразилия выступила с предложением, в котором правомерность распространения данных зондирования зарубежных территорий ставилась в зависимость не от формального согласия зондируемого государства, а от факта предоставления ему первоочередного доступа к соответствующим данным. Такой подход означал отход от позиции разрешительной системы распространения данных ДЗЗ и в определенной степени получил отражение в принципе XII согласованного текста (доступ к данным ДЗЗ после их получения па разумных условиях оплаты).

При обсуждении в Комитете ООН по космосу вопроса о порядке распространения данных ДЗЗ Советский Союз и Франция выступили с компромиссными предложениями, в которых была сделана попытка учесть позицию развивающихся стран. В качестве критерия была взята разрешающая способность данных ДЗЗ. По предложению Советского Союза только на данные ДЗЗ со степенью разрешения снимков выше 50 м требовалось согласие зондируемого государства. Франция, учитывая свою систему спутников ДЗЗ СПОТ, предложила в качестве критерия уровень разрешения в 10 м. Однако, как выяснилось в ходе обсуждения этих компромиссных вариантов, практическая ценность данных ДЗЗ зависит также от целого ряда других факторов (спектра, угла наблюдения), в связи с чем пришлось искать новые подходы для достижения компромиссных решений.

В результате обобщения позиций многих с гран был сформулирован принцип IV, суть которого сводится к провозглашению свободы деятельности по ДЗЗ, включая свободное распространение данных ДЗЗ на международной арене, в той мере, в какой это не наносит ущерба законным правам и интересам зондируемого государства.

Принятие принципов ДЗЗ Генеральной Ассамблеей ООН — определенный этап на пути правового регулирования деятельности по ДЗЗ. Эти принципы имеют не только политическое, но и определенное юридическое значение в той их части, которая базируется на действующих нормах международного права и отражает общепринятую практику государств в области деятельности по дистанционному зондированию.

  • [1] URL: http://vvww.gisa.ru/file/file766.doc.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой