При ремонтном восстановлении двигателя, трансмиссии, рамы и элементов кузова автомобиля часто приходится осуществлять термическое воздействие на металл, связанное с термомеханической и термической правкой деталей или сваркой отдельных элементов кузова. При расширении нагретого металла противодействие соседних холодных участков приводит к появлению сжимающих усилий, и поэтому невозможно избежать усадки всей конструкции и появления в ней напряжений. Это явление особенно заметно при выполнении сварочных работ, когда коробление непосредственно связано со сварочными напряжениями (чем больше степень коробления, тем меньше сварочные напряжения, и наоборот).
В большинстве случаев при кузовном ремонте применяют сварку плавлением. При плавлении и последующем охлаждении любого конструкционного металла его первоначальная структура меняется коренным образом, что неизбежно ведет к изменению физико-механических свойств детали и ухудшению се эксплуатационных характеристик.
Что касается кузовной листовой стали, то она имеет мелкозернистую структуру и хорошие прочностные свойства вследствие многократной прокатки стального слитка. При повторном плавлении во время сварки структура металла в зоне термического влияния огрубляется, приближаясь к крупнозернистой литой, а прочность снижается. Кроме того, нагрев и охлаждение зоны термического влияния уменьшают предел прочности металла и приводят к короблению всей конструкции.
Расплавленный металл активно взаимодействует с кислородом, азотом, водородом и углеродом воздуха. Железо образует с этими элементами стойкие соединения, которые ухудшают механические свойства стали или чугуна и повышают хрупкость шва.
Локальный нагрев стальной панельной детали кузова при термической правке — рихтовке необходимо ограничивать температурами 600…650°С (вишнево-красный цвет металла). При более высоких температурах начинается пластическая деформация, металл «течет» без возникновения каких-либо напряжений в нем.
Хорошие результаты при терморихтовке панелей кузова достигаются с помощью одноэлсктродного аппарата контактной сварки — споттера, который обеспечивает локальный нагрев поверхности детали.
Таким образом, восстановительные кузовные работы локальным нагревом необходимо выполнять на режимах, которые не оказывают влияния на прочность материала и его напряженное состояние.