Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных исследованиях, посвященных проблеме этики профессии, сложилась ситуация, характеризующаяся преобладанием импровизации и фрагментарности, отсутствием сколько-нибудь цельных и последовательных теорий и идеологий. Современная этика впервые в своей истории столкнулась с проблемами, от решения которых зависит судьба общественных и культурных структур. Все сложные задачи, стоящие перед… Читать ещё >

Понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При освоении данной компетенции особое значение приобретает развитие профессиональной культуры будущего журналиста, к которой общество предъявляет наиболее высокие требования. Понятие «профессиональная культура» связывают с процессом изменения, совершенствования средств, методов, форм деятельности. В данном определении акцент делается на том, что мир профессиональной культуры — это не только типичные формы профессиональной деятельности, стандарты и стереотипы профессионального поведения, но и индивидуальное своеобразие, творческое воплощение и развитие норм профессиональной деятельности в контексте этических правил.

В современных исследованиях, посвященных проблеме этики профессии, сложилась ситуация, характеризующаяся преобладанием импровизации и фрагментарности, отсутствием сколько-нибудь цельных и последовательных теорий и идеологий. Современная этика впервые в своей истории столкнулась с проблемами, от решения которых зависит судьба общественных и культурных структур. Все сложные задачи, стоящие перед современной этикой, можно разделить на две группы: вопросы этики в узком значении этого слова и вопросы, связанные с борьбой и конкуренцией великих традиций и этических систем.

Сегодня необходимо отдавать себе отчет в том, что мы уже давно имеем дело с глобализацией ценностей, которая наиболее отчетливо проявляется в этике. Этика коммуникационного процесса оказывает заметное влияние на состояние и развитие индивидуальной, групповой, классовой и общественной морали. И это влияние логично объясняется с позиций социальной философии и теоретической социологии: журналистская деятельность как особый вид информационной деятельности естественно встраивается в систему социального воспроизводства.

Вопросы этики и профессиональной культуры рассматриваются на двух уровнях. Во-первых, они касаются этики поведения каждого, кто работает журналистом, а во-вторых — этики поведения того издания, телеканала, радиостанции и т. д., где работает журналист.

Профессиональная культура складывается из долга, ответственности, совести, чести и достоинства, т. е. моральных качеств, проявляемых по отношению к труду. Профессиональная культура включает в себя следование таким этическим принципам и нормам поведения, как самоотверженность, мужество, готовность к выполнению поставленной задачи в любых условиях, принципиальность и последовательность, творческая инициатива и дисциплинированность, коллективизм и товарищество, самокритичность и самосовершенствование. Журналист обязан быть точным, непредвзятым, тактичным и корректным при получении сведений, уважительным по отношению к читателям и коллегам, оперативным и верным слову.

Этика журналистов имеет два уровня — профессиональный и служебный.

Профессиональный уровень этики журналиста представляет собой систему нравственных требований, содержащих принципы, нормы и правила, регулирующие взаимоотношения общества в социетальном его значении и индивида или социальной группы, специализирующихся в области журналистики. Профессиональная этика журналиста — это то, чего требует общество от журналиста, а журналист, в свою очередь, требует от общества.

В этом случае нравственный вектор проецируется на коммуникативную индустрию извне, он воспринимается как сигнал общества и отражает принятую стратегию. Общественная роль требует от журналиста высокой профессиональной честности, которая предполагает его право воздерживаться от работы, противоречащей его убеждениям, не раскрывать источники информации. Профессиональная честность не позволяет журналисту принимать частные интересы, противоречащие всеобщему благу.

В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет пз ответственность за переданную информацию. Он отвечает не только перед теми, кто контролирует СМИ, но прежде всего перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием.

Служебный уровень профессиональной журналистской этики представляет собой систему нравственных требований, содержащих принципы, нормы и правила, регулирующие взаимоотношения журналистов в редакционном коллективе. В этом случае нравственный вектор проецируется на коммуникативную индустрию изнутри, он воспринимается как суммированный сигнал профессиональной среды и отражает принятую на креативно-рецептивной стадии тактику позиционирования. В рамках именно этих практических ситуаций решается вопрос о моральном выборе стратегии коммуникации.

Специфика труда журналиста заставляет его постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, и только в том случае он будет с достаточной полнотой соответствовать своей социальной роли, если вопросы роста собственного профессионального мастерства станут для него постоянной заботой.

Журналистское творчество связано не только со сбором актуальной информации, но и с особой ее обработкой, интерпретацией, следовательно, сущность журналистского творчества, его внутреннее, духовное направление жестко детерминируются и той социальной ролью, которую играет журналист в обществе, и его собственной духовнотворческой организацией.

Журналистский текст не может не оказывать влияния на читателя. При этом положительный или отрицательный заряд, который несет в себе текст, во многом зависит от степени профессионально-нравственной зрелости его автора. В тех случаях, когда эта степень является достаточно высокой, это будет положительный заряд. В тех же случаях, когда степень профессионально-нравственной зрелости автора оказывается недостаточно высокой, воспитание людей коммуникативным способом на пути от замысла к его воплощению неизбежно оборачивается манипулированием их сознанием и поведением.

Опираясь на нравственный авторитет печати, журналист реализует свои профессиональные качества в творческой деятельности, критерием которой становится общественный резонанс, отклик читателей и общества в целом на его выступления.

Оценивая положительно одни факты поведения людей и отрицательно другие, журналист ориентирует индивидуальное сознание читателя в совершенно определенном направлении, предлагая свое произведение в качестве образца человеческой практики, ибо оценочность может быть рассмотрена как важнейшее средство (стимул) реализации нравственных норм (требований), где пропагандируемая авторами публицистических текстов нравственная норма — главный элемент в социальном механизме регулирования, автор же выступает в роли воспитателя.

В данном случае он выступает как субъект морального сознания, и оценка им человеческих поступков есть форма выражения ее отношения к моральным действиям людей. Но моральная оценка журналистом фактов человеческой жизнедеятельности суть социальная оценка, ибо предмет моральной оценки — человек как продукт всех общественных отношений, его нравственные качества, поступки, а также господствующие в обществе нормы поведения.

Этика — это не только философия, но и набор навыков и практических норм, которые важны для журналиста как для работника информационной социальной сферы. Журналиста невозможно рассматривать просто как зеркало, потому что его деятельность производит социальные эффекты. И те, кто работает в журналистике, должны эти эффекты понимать.

Профессионально-этические нормы — это попытка описания объективных явлений с точки зрения морали. Этика журналиста включает в себя рекомендации, как развивать практику журнализма, чтобы человеческие ценности находили в ней воплощение. Этика культивирует дух и миссию. Этические нормы журналистики возникли в результате переработки духовного материала как профессионально-нравственные конвенции, находящие воплощение в кодексах, хартиях, декларациях.

В России и за рубежом разработаны и приняты в качестве ориентиров саморегулирования СМИ следующие документы:

  • Декларация принципов поведения журналиста (принята на II Всемирном конгрессе Международной федерации журналистов в Бордо 25—28 апреля 1954 г; изменения внесены на XVIII Всемирном конгрессе МФЖ в Хельсинки 2—6 июня 1986 г.);
  • • Кодекс профессиональной этики российского журналиста (1994);
  • • Декларация Московской хартии журналистов (1994);
  • • Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995);
  • • Декларация гильдии судебных репортеров (Россия, 1997);
  • • Хартия телерадиовещателей (1999);
  • • Принципы ЮНИСЕФ в отношении журналистских репортажей о детях (2009).

Данные документы являются стандартами (кодексами). Кодексы журналистской саморегуляции представляют собой свидетельства становления гражданского общества, а сформулированные в них нормы являются механизмами его саморазвития. Они не посягают на свободу слова в ее демократическом понимании и оставляют широкое поле для индивидуальной, творческой журналистской работы. В то же время стандарты (кодексы) определяют набор обязательных профессиональных требований и «контрольных точек», через которые обязан проследовать любой журналист или редактор при подготовке к печати текста.

Стандарты (кодексы) принимаются специально созданными отраслевыми комитетами (комиссиями). Помимо этого, они ложатся в основу правил внутриредакционной работы в медиакомпаниях.

Духовный смысл ответственности, которую добровольно берет на себя журналист, заключается в отказе от соблазнительного поиска самооправданий, во взращивании в самом себе свободы и внутренней культуры, не позволяющей ему переступать рамки приличного, честного, дозволенного. Необходимость выполнения этических норм вырастает из правильного понимания профессионального долга, который рассматривается как служение делу и означает «продвижение к морали, идеалу и одновременно к вершине профессионализма» [Бакштановсакий, Согомонов, 2000, с. 181]. Профессиональный успех, сопряженный с понятием «репутация», долговременен, является уделом личного выбора и ответственности. Причем это может быть проявлено скромно, прежде всего в человеческой порядочности [Юрков, 2003].

Американская журналистка Энн Олсон дала простое и ясное определение этике журналиста: «Этика — это то, что вы делаете, когда никто не смотрит. Это то, как вы поступаете в соответствии со своими представлениями о честности. Этика газеты выражается в том, как эта газета работает с точки зрения нравственности и профессионализма»[1]. Внутренняя этика помогает преодолению опасности и соблазнов «грязной игры» в отношениях с аудиторией и источниками информации.

  • [1] Выступление на семинаре «Проблемы журналистской этики в теории и практикеСМИ посткоммунистической России», Санкт-Петербург, 18—19 апреля 1998 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой