Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метафорическое отображение действительности в пресс-фотографии российских деловых журналов начала XXI века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфика использования фотографии в деловых журналах требует сегодня научного осмысления и обобщения, так как выражение «словоэто дело» приобретает новый смысл: слово и изображение — это дело. Проблемы сочетания визуальных и вербальных коммуникаций, типологии метафорических текстов фотожурналистики деловой прессы в российской науке ранее не исследовались. Деловая пресса и фотожурналистика, как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. — КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СООБЩЕНИЙ ПЕЧАТНЫХ СМИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОГО РЫНКА
    • 1. 1. Знаковые (семиотические) проблемы повышения информационной насыщенности масскоммуникативного текста
    • 1. 2. Метафора как экспрессивное выражение вербальной и визуальной информации
    • 1. 3. Печатные СМИ России XXI века и их целевая аудитория с точки зрения характеристики информационных потребностей и их удовлетворения
    • 1. 4. Метафорическая фотография — стилевой показатель деловой прессы
  • ГЛАВА II. — ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОЧЕТАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ И СЛОВА В РОССИЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЕ НАЧАЛА XXI ВЕКА
    • 2. 1. Особенности графического оформления современных российских деловых журналов
    • 2. 2. Сравнительный контент-анализ фотоматериалов обложек журналов «Русский Newsweek» и «РБК»
    • 2. 3. Иносказательный синтез изображения и слова в общественно-политических фотопубликациях деловой прессы
    • 2. 4. Перспективы развития метафоричности в пресс-фотографии российских деловых журналов XXI века

Метафорическое отображение действительности в пресс-фотографии российских деловых журналов начала XXI века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Деловая журналистика является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Обусловлен данный феномен множеством социально-культурных, политических и бизнес причин. Анализ деловых СМИ является особенно значимым в настоящий период развития государства, так как они выступают важнейшим элементом системы, усиливающим своё влияние на мнения и позиции граждан. Деловая пресса в России начала бурно развиваться в 90-е годы, что было обусловлено изменением политической системы и появлением этого независимого сегмента СМИ, в отличие от западных государств, где история соответствующих газет и журналов гораздо более длительная, позволяющая говорить о формировании устойчивого сегмента.

Ряд современных отечественных исследователей анализирует историю развития и место российской деловой прессы. В частности, Мурзин Д. А. пишет следующее: «Системная трансформация в России в 90-х годах XX века привела к возникновению новых социальных групп и общностей, в частности — делового сообщества, то есть людей, занятых в управлении общественным производством, в бизнесе. Информационные потребности новой социальной общности вызвали к жизни новый тип коммуникаций, механизмом осуществления которых является деловая пресса. Ответом на эти потребности стал стремительный рост целого рода прессы — деловых изданий, в недрах которого вызревает новый тип журналистики, новые профессиональные стандарты"1.

Переход к рыночным отношениям породил небывалый спрос на деловую, коммерческую информацию. В настоящее время отмечается значительный рост интереса, всех групп россиян к экономическим.

1 Мурзин Д. А. Деловая пресса // Система средств массовой информации. Уч. пособие. М., 2001 г. С. 14. проблемам. Произошло изменение баланса потребления информации: увеличение доли деловой и социальной информации за счет снижения доли идеологизированной политической информации1.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем фактом, что современной деловой прессой во многом формируются стандарты качественной журналистики. «Главная функция деловой прессы — быть надежным источником информации о наиболее важных процессах в общественном производстве и социальной жизни. Это определяющее требование вытекает из характера информации, с которой такая пресса оперирует. Деловая информация является важной составной частью той информационной среды, в которой формулируются ответственные решения в сфере экономики, бизнеса и политики. Качество этой среды прямо влияет на качество принимаемых решений. Соответственно, жизнеспособность деловой прессы определяется качеством информации, которую она предлагает аудитории. То есть деловая пресса по определению является качественной прессой» .

Кроме динамичного развития деловой прессы, стоит отметить не менее динамичное развитие ее визуализации, которое обусловлено попыткой не отставать от более распространенных сегодня аудиовизуальных СМИ. Телевидение и Интернет, конечно, обладают гораздо большими возможностями для передачи информации, но благодаря фотожурналистике печатные СМИ вполне могут конкурировать с ними в документальности и метафоричности отображения действительности. Визуальные образы — это прямые способы воздействия на психику, сферу бессознательного и сознание человека.

Если во второй половине XIX века символом достоверности был газетный репортаж, то в XX веке — репортажная фотография, которая.

1 Кулев B.C. Деловая пресса России. М., 1996. С. 38.

2 Мурзич Д А. Деловая пресса // Деловая пресса. Уч. пособие. Система средств массовой информации. М. 2001 г. выражает жизнь в своей реальности и подлинности. Вера зрителя в достоверность фотографии, даже при безусловном знании её искажающих возможностей, делает её, с одной стороны, чрезвычайно информативной и привлекательной для массовой аудитории, с другой стороны, фотография в прессе выступает не только как способ распространения информации, но и как инструмент, воздействующий на сознание и поведение людей.

Специфика использования фотографии в деловых журналах требует сегодня научного осмысления и обобщения, так как выражение «словоэто дело» приобретает новый смысл: слово и изображение — это дело. Проблемы сочетания визуальных и вербальных коммуникаций, типологии метафорических текстов фотожурналистики деловой прессы в российской науке ранее не исследовались. Деловая пресса и фотожурналистика, как таковые, сами находятся на стадии становления и требуют систематизации и типологизации используемого инструментария. Слабая проработка проблем, с которыми приходится сталкиваться фотожурналистам и бильд-редакторам, недостаток научно обоснованных методик, и, вследствие этого, скудный арсенал средств, использующихся на практике, негативно сказываются на уровне профессионализма российских специалистов в данной области. Многим приходится ориентироваться исключительно на собственный опыт и руководствоваться профессиональным чутьём при выборе фотоматериалов для первых и внутренних полос деловых изданий, в то время как должна была проработана научно обоснованная система и выработанная в профессиональном сообществе практика создания мощных инструментов привлечения и удержания внимания целевой аудитории. Всё это обусловило актуальность темы исследования не только в теоретическом, но и в практическом, прикладном плане.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическим разработкам в области знаковой природы фотографии и ее взаимодействия с вербальными сообщениями, а также изучению роли изображений в пропаганде и агитации придавалось большое значение в мире (в частности.

— в СССР) с середины 20 века. Однако они не могут быть автоматически «перенесены» (хотя такие попытки предпринимались) в сферу современной фотожурналистики, в виду новых реалий действительности.

Изучение документальной и художественной природы фотографии осуществлялось многими теоретиками, но рассмотрение этих свойств на примере деловой прессы до настоящего времени специально не проводилось. Наиболее значимыми и фундаментальными по теории фотографии и фотожурналистики принято считать работы таких авторов, как О. И. Михалкович, В. Т. Стигнеев, А. И. Лапин, В. М. Березин.1.

Стоит выделить и зарубежных авторов, занимающихся исследованием фотографии, среди которых можно назвать следующие имена: Марк.

Клейгорн, Анри Картье-Брессон, Энди Стил, Майкл Лэнгфорд .

За последние несколько лет в России было защищено несколько десятков диссертационных работ, посвященных филологическому, философскому, социологическому, культурологическому анализу фотографии.

1 Михалкович О. И., Стигнеев В. Т. Поэтика фотографии. — М., 1989; Лапин А. И. «Фотография как.». — М., 2010; Березин В. М. Фотожурналистика. М.: Издательство РУДН, 2006.

2 Клейгорн М. Портретная фотография. — М., 2007; Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. — М., 2008; Стил Э. Лучшие фотографы мира и истории создания их работ. Фотожурналистика. — М., 2006; Лэнгфорд М. Библия фотографии. — М., 2007.

3 Беляков З. С. Концепции фотографии в западной философии XX века: проблема тематизации языка фотографии: Дис.. к. философских н. — Томск, 2009; Бойцова О. Ю. Любительская фотография в городской культуре России конца XX в.: визуально-антропологический анализ: Дис.. к. исторических н. — СПб., 2010; Васильева Е. В. Образ города в художественной фотографии Франции второй половины Х1Х-начала XX веков: Дис.. к. искусствоведения — СПб., 2005; Васильева Ж. В. Фотография моды в культуре России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Дис.. к. культурологи. — М., 2008; Волкова Г. В. Фотография в системе общественно-политической и культурной жизни зарубежной России: 1920 — 1930;е гг.: Дис.. к. исторических н. — М. 2007; Гиниятова Е. В. Фотография как способ проблематизации телесности в современной культуре: Дис.. к. философских «н. — Томск, 2007; Гурьева М. М. Повседневная» фотография в современном культурном контексте: Дис.. к. философских н. — СПб., 2009; Гурьянов С. М. Фотография как феномен русской культуры 1920;1970 годов: синтез документальности и художественности: Дис.. к. культурологи — Киров, 2009; Кранк Э. О. Философско-культурологическая конфигурация дискурса в фотографии: Дис.. к.

Специальные исследования фотографии в прессе были предприняты в нескольких диссертациях последних лет следующими авторами: М. Г. Артёмова, Н. С. Заковыркина, а также было предпринято большое исследование метафоры в СМИ, которое осуществила М. Р. Желтухина.1.

Исследования проблем российской деловой прессы преимущественно носили прикладной характер определения места и роли данного сегмента СМИ в современном обществе и информационном пространстве государства2. Без подробного анализа остаются вопросы, связанные с применением фотографии и других элементов графического дизайна в создании единой концепции делового издания.

Таким образом, существует потребность в научном осмыслении фотооформления современных деловых печатных СМИ. Проблема метафорического отображения действительности в пресс-фотографии российской деловой прессы начала XXI века также рассматривается косвенно и разработана в явно недостаточной степени.

Объект исследования — современная деловая журналистика и технологии создания фото-метафор в ней.

Предметом исследования выступают отношения между визуальной и вербальной коммуникацией в журналах «Эксперт», «Русский репортёр», «РБК», «Профиль», «Коммерсант-Власть» и, прекратившем существование «Русский №¥-8¥-еек». философских н. — Казань, 2009; Фоменко А. Н. Эстетика советского фотоавангарда 1920 -1930;х годов: Дис.. к. философских н. — СПб., 2006.

1 Артёмова М. Г. Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия): Дис.. к. политических н. -СПб., 2004; Заковыркина Н. С., Особенности развития советской фотожурналистики 1920;1930;х гг. и журнал «Советское фото»: Дис. .канд.филолог. наук. — М., 2009; Желтухина М. Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: Дис.. д-ра филол. наук. — М., 2004.

2 Мурзин Д. А. Деловая пресса. Уч. пособие. Система средств массовой информации. М., 2001; Еременко A.B. Деловая пресса в России: история, типология, моделирование изданий. Д.. к. филолог, н. Р.-н.Д. 2006; Сергачёв В. Я. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития: Д.. к. филолог, н. СПб., 2000.

Теоретико-методологическая и эмпирическая база диссертации. При подготовке диссертационного исследования автором были использованы как классические, так и современные работы отечественных и зарубежных учёных филологов, философов, социологов, экономистов, культурологов, специалистов в области общественных коммуникаций. Учитывая тот факт, что научный подход к изучению фотожурналистики и фотографии в деловой прессе является достаточно новым исследовательским направлением не только в России, но и в мире, в процессе работы над диссертацией проводилась апробация методов не только филологии, но также философии и других гуманитарных наук, в том числе и социологии.

Теоретическая база настоящего исследования включает следующие типы источников: статьи, монографии, диссертационные исследования, другую научную литературу по теме работы, материалы круглых столов, научных и научно-практических конференций, интернет-источники, в том числе и официально зарегистрированные в качестве СМИ, материалы и публикации в печатных СМИ, периодических изданиях (газетах и журналах), электронные справочники и каталоги СМИ.

Теоретическую базу проведенного анализа составили работы отечественных и зарубежных исследователей в области коммуникации, журналистики, языкознания, семиологии, философии, искусствоведения, антропологии, а также психологии и социологии.

Обзор различных теорий коммуникации, развития коммуникационных исследований в XX веке и новых тенденций в этой сфере человеческой деятельности, наиболее полно представлены в работах Г. П. Бакулева, Ю. П. Буданцева, Г. Г. Почепцова.1 В работах данных.

1 Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. — М., 2005; Бакулев Г. П. Современные концепции и теории массовой коммуникации в контексте новых медиа: Дис.. д-ра филологических н. — М., 2003; Буданцев Ю. П. В контексте жизни. — М. 1979; Буданцев Ю. П. Очерки ноокоммуникологии (Массовая коммуникация в ноосфере). — М., 1995; Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. — М. 1998; Почепцов Г. Г. Медиа: теория массовых коммуникаций. -Киев, 2008. авторов содержится наиболее полный анализ теорий, концепций и гипотез в сфере коммуникаций, каждая из которых не только имеет право на существование, но может активно применяться на практике.

Основные понятия теории журналистики, анализ возникновения и эволюции журналистики как социального института и рода деятельности, ее статуса в современном обществе, профессиональных характеристик журналиста, вопросов гласности и свободы прессы, системы СМИ, практики их функционирования и эффективности, типология современных СМИ наиболее полно анализируются такими исследователями, как A.A. Грабельников, С. М. Гуревич, С. Г. Корконосенко.1.

Вопросам становления и развития российской деловой прессы в настоящем исследовании уделено значительное внимание. Основными исследователями в этой области в конце XX начале XXI века следует о назвать Д. А. Мурзина, С. Б. Головко.

Особое значение в контексте настоящего исследования имеет анализ коммуникативных функций вербальных и невербальных текстов, свойств знаков и знаковых систем, строения и функционирования знаковых систем. Данные вопросы достаточно широко исследованы классическими зарубежными и отечественными учёными. Фотожурналистика, как словесно-визуальная коммуникация рассматривается в нескольких направлениях, из которых здесь наибольший интерес представляли филологический (включая семиотический) и эстетический аспекты.

1 Грабельников A.A. Средства массовой информации в постсоветской России. — М., 1996; Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. — М., 2001; Грабельников A.A. Процесс выпуска газеты. — М., 1985; Грабельников A.A. Минаева О. Д. История русской периодической печати. 1703−2003: библиографический указатель. В 2-х томах. — М., 2004; Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. — М., 2004; Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ. — М., 2004; Корконосенко С. Г. Основы журналистики. — М, 2006.

Мурзин Д А. Деловая пресса. Уч. пособие. Система средств массовой информации. М., 2001; Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий. М., 2008.

Наиболее фундаментальными в данном направлении следует признать работы следующих учёных: Р. Барт, Ю. М. Лотман, У. Эко.1.

Значительное внимание при работе с заявленной темой автор настоящего исследования уделял трудам, посвященным вопросам семиотики, т.к. именно семиологическая концепция лежит в основе рассматриваемой проблемы взаимодействия визуальных и вербальных текстов в массовой коммуникации. Семиологический подход к изучению визуальных текстов исследовался по работам Р. Барта и У. Эко Существенный вклад в развитие семиотики и влияние на данное диссертационное исследование оказали труды отечественных учёных A.A. Ветрова, C.B. Гринева, В. В. Иванова, Ю. М. Лотмана, Ю. С. Степанова. Наиболее структурировано учения по семиотике представлены в работе В. В. Иванова, где помимо систематизации знаний в области семиотики, большое место уделяется ее роли и значению в истории науки и научного гуманитарного познания.

В рамках исследования данной темы использовались работы по филологии Ю. В. Рождественского, Л. А. Новикова, P.O. Якобсона.3 В частности, в работе P.O. Якобсона речевая коммуникация представлена как.

1 Барт Р.

Введение

в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: трактаты, статьи, эссе. — М.: МГУ, 1987;

Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. — М., 1994; Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры //пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. — М., 2003; Барт P. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. — М., 1997; Барт. Р. Мифологии. -М., 1996; Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб., 1998; Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин, 1973; Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. — М., 2002; Эко У. Отсутствующая структура.

Введение

в семиологию. -СПб., 2006; Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. — СПб., 2007.

2 Ветров А. А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: Политиздат, 1968; Гринев С. В. Основы семиотики. М., 2000; Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М. 1998;2000; Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю. С.- Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2001 Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: «Искусство — СПБ», 1998; Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Издательство «Ээсти Раамат» Таллин, 1973.

J Рождественский Ю. В Общая филология. — М., 1996; Новиков Л. А. Избранные труды. Том I. Проблемы языкового значения. — М., 2001; Новиков Л. А. Избранные труды. Том II. Эстетические аспекты языка. Miscellanea. — М., 2002; Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика. — М., 1975. состоящая из шести факторов, каждому из которых соответствует особая функция языка: эмотивная, конативная, фатическая, метаязыковая, поэтическая и референтивная.

Одним из важнейших направлений исследования стал анализ эстетических вопросов восприятия фотографии, а также оценки документальности, художественности и природы фотографии. В мировой науке данные вопросы являются дискуссионными и широко обсуждаемыми, соответственно, в литературе этой теме уделено достаточно много публикаций, из которых стоит выделить работы А. И. Лапина, Р. Арнхейма, Р. Барта, В. Т. Стигнеева.1.

Кроме перечисленных вопросов, в работе использовались теоретические труды по исследованию метафоры, как текстовой, так и визуальной. Над повсеместностью метафоры и в рационалистском, и в поэтическом дискурсе размышляют многие учёные (П. Рикёр, Дж. Лакофф, М. Джонсон). В этой связи особенно важна революционная работа Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Авторы в данном труде не только рассматривают метафору как центральное явление нашего мышления и поведения, но также предлагают когнитивный метод образной рациональности.

Определённое значение в работе уделено теориям влияния средств массовой информации на поведенческие стратегии общества. Данные концепции были рассмотрены на примере работ как классических, так и современных отечественных и зарубежных исследователей (Ги-Эрнст.

1 Лапин А. И. Фотография как.Изд. 3-е. 4 М., 2007; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 2007; Арнхейм Р. О природе фотографии // Психология художественного творчества. — Минск, 1999; Барт Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. Пер. с фр., комментарий и послесловие. — М., 1997; Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894−1994. — М., 2005; Стигнеев В. Т. и Липкое А. Мир фотографии. — М., 1998.

2 Рикёр П. Герменевтика, Этика, Политика. — М., 1995; Рикёр, П. ' Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / Пер. с фр. И. С. Вдовина. — М., 2002; Рикёр, П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. — М., 1997; Лакофф Д., Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. — М., 2004; Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем, М. 2004.

Дебор, С.Г. Кара-Мурза, С. Московичи1). Особое внимание в диссертации уделяется вопросу классификации целевых аудиторий деловой прессы и вопросам предпочтения выбора ими конкретных технологий удовлетворения информационных потребностей. Исследования аудитории СМИ были рассмотрены на основе работ по социологии массовой коммуникации2 и теории маркетинга3, где сегментирование аудитории имеет более устоявшиеся научные методологии.

Методологическая база настоящей работы основывается на комплексном подходе. При рассмотрении определённых направлений в данном исследовании единственно возможными были индуктивные методы, основанные на обобщении и систематизации эмпирического материала и формулировки актуальных выводов в контексте целей и задач работы. В других случаях, наоборот, использовался дедуктивный метод, применение которого было необходимо с точки зрения апробации гипотезы, основанной на тех или иных представлениях о сущности журналистики, фотографии и слова.

Важнейшее теоретико-методологическое значение для данной работы имеет системный подход. В варианте, предложенном автором в настоящем исследовании, он основан на концепции взаимообусловленного влияния визуальных и вербальных символов на восприятие сообщения со стороны внешней аудитории, группы получателей сообщения. Фотография при этом рассматривается как важнейший инструмент привлечения внимания читателя и во многом обуславливает набор мыслей и действий, который.

1 Дебор Г. Общество спектакля. — М., 2000; Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М., 2008; Московичи С. Машина, творящая богов. — Издательство: Центр психологии и психотерапии, 1998. Московичи С. Век толп. Издательство: Центр психологии и психотерапии, 1998.

2 Будстцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. М., 1995, Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — М., 1999;

Кот.пер Ф. Кеплер К. Л. Маркетинг. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2007 г. С. 31. хочет вызвать выпускающая редакция от человека, столкнувшегося с данным сообщением.

В непосредственной связи с системным подходом диссертант применяет структурный анализ. Определённое внимание в данном исследовании уделяется изучению институтов журналистики. В частности, приведена классификация СМИ и целевой аудитории, что сделано в контексте рассмотрения рынка информации в плане предложения от конкретных источников и потребности в ней со стороны общества. При проведении структурного анализа особое внимание уделено видам текстов и их классификации, которая необходима для оценки перспектив развития фотографии и ей влияния на читателя.

Эмпирической базой для диссертации стали журналы российской деловой прессы и в качестве основных примеров послужили журналы «РБК» и «Русский Newsweek», а также журналы «Эксперт», «Русский репортёр», «Профиль», «Коммерсант-Власть». Этот выбор обусловлен рядом факторов.

Журнал «РБК» является одним из наиболее авторитетных, развитых и популярных изданий. На лидирующие позиции журнал вышел в 2008 году. «16 сентября 2008 г.. журнал «РБК» вышел на 1-е место по популярности среди деловых журналов России, обогнав журнал «Forbes». Так, российская аудитория одного номера (AIR) «РБК» увеличилась на 14% по сравнению с результатами предыдущего измерения и достигла 787,7 тыс. человек, в то время как показатель AIR «Forbes» составил 698,9 тыс. читателей"1. Обращает на себя внимание также и политика редакции, ориентированная на подчёркивание своего лидирующего статуса. На официальном сайте издания содержится следующая информация: «Журнал РБК» — самый успешный российский деловой журнал. За неполных четыре.

1 Исследование TNS Gallup Media. 16.09.2008 //http://www.rbcinfosystems.ru/press /рг20 080 916. shtml года работы нам удалось найти своего читателя (по данным TNS, каждый номер «РБК» читает в среднем 800 тыс. человек)"1.

Журнал «Русский Newsweek» являлся одним из лидеров деловой прессы и издавался с июня 2004 года, однако в октябре 2010 года по экономическим соображениям был закрыт2, что вызвало значительный общественный резонанс и, в первую очередь, при обсуждениях в виртуальном пространстве.

Высокий научный интерес представляет собой анализ фотожурналистских материалов первых полос данных изданий с точки зрения филологии, журналистики, семиотики, стилистики, потребностей целевой аудитории, эффективности воздействия на потенциального потребителя информации.

Представленные издания вызывают значительный интерес с точки зрения анализа использования фотожурналистских текстов на первых полосах изданий. Рассмотрение деловых изданий велось в период с октября 2008 по октябрь 2010 года, что составляет два календарных года. Соответствующие временные границы выбраны в соответствии со следующими причинами:

1. Осенью 2008 года журнал «РБК» по данным аналитических центров занял первое место в сегменте деловых журналов России;

2. Осенью 2010 года прекратил существование один из лидеров сегмента деловых изданий журнал «Русский Newsweek».

Цель диссертационного исследования — создание системы критериев, с помощью которых можно анализировать метафорические структуры в.

1 Журнал «РБК» // http://magazine.rbc.ru/.

2 Издательский дом «Аксель Шпрингер Раша», дочернее предприятие немецкого концерна Axel Springer AG, пересматривает состав своего портфолио и входящих в него медийных брэндов. Руководствуясь экономическими причинами, компания приняла решение не продлевать лицензионный договор с Newsweek Inc., действующий с 2004 года и включающий в том числе права на издание в России общественно-политического журнала «Русский Newsweek». Выпуск журнала «Русский Newsweek» от 18 октября 2010 года является последним // http://www.runewsweek.ru/ визуальной и вербальной коммуникации российской деловой прессы. Другой важной целью диссертации является ее исследование на предмет использования метафоры при создании фотожурналистских текстов. Для достижения цели автором проводится анализ форм и содержания сочетания визуальных и вербальных коммуникаций в фотожурналистике.

Основные задачи исследования.

1. Обозначение роли и места деловой прессы в социокультурной жизни общества.

2. Определение коммуникативных особенностей вербальных и визуальных сообщений в журналистике.

3. Анализ влияния фотожурналистских материалов на целевую аудиторию с точки зрения эффективности донесения информации и влияния на выбор поведенческих стратегий граждан.

4. Определение коммуникативных свойств фото журналистских текстов, приводящих к образованию метафоры в деловой прессе последних лет (на примере журналов «РБК», «Русский Newsweek», «Эксперт», «Русский репортёр», «Профиль», «Коммерсант-Власть»).

Основная рабочая гипотеза. Автор исходит из гипотезы, в соответствии с которой смысловая нагрузка сообщения в СМИ создаётся не только с помощью текстовых материалов и насыщенности сообщения конкретными фактами, но и с помощью фотографии, фотоизобразительного текста, который оказывает мощное влияние на оценку читателем вербального текстового материала. Особое значение при исследовании темы занимает мысль о том, что фотография, как самостоятельный элемент журналистики, может в ряде случаев без текстового сопровождения являться центральным звеном передаваемого сообщения и по уровню воздействия на его восприятие не уступать, а во многом и превосходить текстовый материал.

Научная новизна исследования обусловлена выбором объекта и предмета исследования. В данной диссертации впервые рассматривается взаимовлияние визуальной и вербальной коммуникации в деловой прессе, которое в своём единстве представляет мощный инструмент идеологизации общества и мифологизации действительности. Особое значение уделяется рассмотрению концепции отражения в фотографии существующей реальности и оценке этого процесса с точки зрения адекватного моделирования действительности. Методы подачи этих образов в современной деловой пресс-фотографии существенно отличаются от первых попыток и классических приемов, описанных в литературе, и поэтому представляют особый интерес для изучения.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Метафора является наиболее выразительным средством влияния деловой прессы на целевую аудиторию, так как обеспечивает воздействие на основные эмоции и мысли человека, обеспечивающие принятие решений.

2. Обложка и разворот в изданиях деловой прессы «РБК», «Русский Newsweek», «Эксперт», «Русский репортёр», «Профиль», «Коммерсант-Власть» являются фотожурналистским текстом, несущим в себе сочетание основной визуальной и вербальной смысловой нагрузки номера.

3. Фотожурналистский текст, представляющий собой сочетание фотографии и текста, является мощным инструментом современных деловых СМИ и обеспечивает максимальное воздействие на поведенческие стратегии целевой аудитории.

4. Фотожурналистский текст является метафорическим отображением существующей действительности через трансляцию образов, сюжетов и событий, наиболее значимых с точки зрения выпускающей редакции, а также в соответствии с её внутренней политикой интерпретации информации.

5. В настоящее время происходит сокращение вербального текстового объёма информации в периодических изданиях при одновременном увеличении смысловой нагрузки на другие семиотические системы передачи информации. Современный человек стремится самостоятельно интерпретировать события, и поэтому ему нужны конкретные факты и емкие образы, а комментарии журналистов не всегда становятся интересны читателю.

Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что в ней представлен анализ как основных содержательных аспектов сочетания визуальных и вербальных коммуникаций с использованием фотографии, так и специфика построения фотожурналистских текстов в современной деловой прессе. Результаты данного анализа, выводы и предложения, сформулированные автором в данной работе, могут быть использованы при обучении студентов по специальностям «журналистика» и «связи с общественностью», а также в практике работы бильд-редакторов и оформителей печатных СМИ.

Апробация исследования. Основные положения работы были представлены в научных публикациях автора, выступлениях на международных, общероссийских научных и научно-практических конференциях, в том числе на международной конференции «Потребление как коммуникация — 2009» (Санкт-Петербург, 2009), международных научно-практических конференциях «Журналистика — 2008» и «Журналистика — 2009» (Минск, 2008;2009), в межвузовских научно-практических конференциях «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, 2008 и 2009), всероссийской научно практической конференции «Ценности и достоинство журналиста (Аксиология журналистики)» (Санкт-Петербург, 2009) — на аспирантских и методологических заседаниях кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов.

Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Деловая пресса России и деловые журналы в частности в настоящее время находятся в динамичном и разнонаправленном развитии. Современный период развития нашей страны, который можно охарактеризовать как период развития экономических отношений, формирование и утверждение стандартов деловых отношений в обществе, способствует становлению соответствующих средств массовой коммуникации. Конечно, первенство в скорости развития здесь удерживают телевидение и Интернет, но и печатные издания пытаются не только выжить в этих условиях, а к тому же занять соответствующие сегменты аудитории и информационного пространства.

С одной стороны появляются новые участники рынка, применяется широкий спектр технологий борьбы за авторитет среди читательской аудитории, повышается внимание общества и власти к позиции деловой прессы, укрепляется роль деловых изданий в качестве центра интеллектуальной мысли. С другой стороны, далеко не все представители данной группы изданий способны развиваться в России, выдерживать конкуренцию, не быть убыточными организациями, формировать вокруг себя аудиторию мыслящих и думающих читателей, регулярно общающихся и тем самым поддерживающих данное издание. Можно сказать, что не возникла еще та аудитория (т.н. средний деловой класс), которая бы охотно воспринимала по-новому оформленные деловые журналы. В результате журналы и газеты деловой прессы, не выдержавшие конкуренции в России, вынуждены закрываться, причём даже имея оригинальную профессиональную концепцию. Данное обстоятельство также требует своего научного осмысления и анализа причин, приведших" к такому результату.

Другой ключевой особенностью российской деловой прессы в начале XXI века является то, что значительное число журналистских коллективов пытается применять различные способы работы с вербальным и визуальным материалом, так как во многом от оригинальности и узнаваемости концепции издания зависит успех данного СМИ на рынке. В итоге, потребитель получает интересный продукт, который по дизайну, концепции, смысловой подаче, позиции редакции, использованию метафоры, различных смыслов и знаков в материалах может различаться в рамках одного издания на протяжении не продолжительного периода времени. Даже для крупных представителей деловой прессы характерно наличие элементов поиска своего собственного фирменного стиля и новых оригинальных идей и, особенно в области сочетания вербального и визуального материала, построения метафоры и комплексного использования технологий фотожурналистики. Многие деловые журналы постоянно применяют новые элементы в своей работе. В этом плане, современный период развития деловой прессы в России является крайне интересным с точки зрения научного анализа, осмысления и наблюдения.

Особое значение для оценки актуальности темы настоящего исследования имеет понимание того, что в настоящее время усиливается влияние деловой прессы на формирование общественной дискуссии о наиболее значимых вопросах из жизни государства, развития политической, экономической, социальной сфер жизни социума. Вокруг деловой прессы (подобно деловому радио) формируются сообщества и группы людей, считающих данный источник информации наиболее объективным и интересным, что обуславливает создание виртуальных дискуссионных клубов. Значительную роль в усилении внимания общества к деловой прессе сыграло применение таких технологий, как создание метафорического образа действительности, который достигается за счёт использования различных знаков и символов в фотографии, а также при помощи текстового материала. Исследование метафорического отображения действительности в отечественной деловой прессе является многоаспектной научной проблемой.

Соответствующая работа журналистов деловых изданий привлекает внимание всё большей аудитории, создаёт основу для появления общественной дискуссии о наиболее значимых вопросах жизни общества и государства. Подобная интеллектуальная жизнь людей, осмысливающих происходящие в стране и в мире события, тем самым повышает интерес к самим журналам и газетам деловой прессы, так как они выступают объединительным центром для коллективной умственной деятельности представителей самых разных социальных групп, формируя тем самым основу российского социума — бизнесменов, предпринимателей, интеллектуальную элиту.

В настоящем исследовании понятие «деловая пресса» трактуется нами в самом широком смысле этого термина, так как эта группа изданий в современной России обеспечивает информационные потребности представителей самых разных социальных и профессиональных групп общества. В этой связи особо актуальным становится вопрос определения целевой аудитории деловой прессы и рассмотрения её с точки зрения специфики информации и технологий привлечения внимания, которые актуальны для данного сегмента российского общества. При анализе конкретных примеров были классифицированы целевые аудитории (группы) деловых изданий и сделан вывод о собирательном образе (портрете) человека, отдающего предпочтение в плане получения информации исследуемому элементу СМИ. На сегодняшний день, основная целевая аудитория печатных деловых изданий это возрастные специалисты (35−50 лет), которые не воспринимают Интернет как основной источник информации, и по сложившимся традициям доверяют печатным изданиям. Важный вывод здесь заключается в том, что именно фотография может стать тем ключевым звеном, которое может расширить охват деловых журналов в сторону более молодой и медийной аудитории.

В данном исследовании представляется интересным сам факт появления метафоричности именно в деловой прессе, которая наиболее консервативна из всех печатных изданий, и априори должна быть максимально реалистичной и объективной. Несмотря на вышесказанное, сегодняшняя деловая пресса все больше опирается на знаковую природу фотографии, добиваясь при этом увеличения емкости сообщений и многосторонности взгляда. Можно утверждать, что метафора в пресс-фотографии, как и обычная текстовая метафора, является наиболее выразительным средством влияния на целевую аудиторию. Примеры таких метафор приводятся во второй главе работы, и наглядно демонстрируют интерес издательств к манипуляции визуальными и вербальными сообщениями с целью создания заданных образов и идеологий. По результатам анализа пресс-фотографий можно сделать вывод, что в плане визуального представления информации отечественная деловая пресса в настоящее время находится в условиях динамичного развития, что объясняет не только значимость настоящей темы, но также и актуальность в дальнейших исследованиях метафорического отображения действительности в изданиях этой группы СМИ.

При анализе фотожурналистского текста, вербальных и визуальных способов создания метафоры, семиотической природы символов и знаков ключевым понятием являлось определение метафорического отображения действительности. Можно по-разному трактовать это определение, но здесь под метафорическим отображением действительности понимается формирование образа объекта с помощью коннотативных возможностей фотографии. При этом автор исходил из положения, в соответствии с которым смысловая нагрузка сообщения в СМИ создаётся не только с помощью текстовых материалов и насыщенности сообщения конкретными фактами, но также при помощи фотографии, изобразительного текста, который оказывает мощное влияние на оценку читателем текстового материала. Особое значение при исследовании обозначенной темы занимала мысль о том, что фотография, как самостоятельный элемент журналистики, может в отдельности без текстового сопровождения являться центральным звеном передаваемого сообщения и по уровню воздействия на восприятие этого сообщения не уступать, а во многом и превосходить текстовый материал. Достигается такой результат во многом за счёт смысловой, знаковой насыщенности снимка. Подчеркнём, что характерной чертой современной деловой журналистики является комплексное использование метафоры, провокация объекта, мощная смысловая насыщенность фотографии, позволяющая по-разному толковать и понимать зашифрованную информацию.

В данной диссертации мы рассматривали взаимовлияние визуальной и вербальной коммуникации в деловой прессе, которое в своём единстве создаёт эффективный инструмент донесения информации до конечного потребителя во всей многогранности события и предоставляя читателю возможность самостоятельного её толкования. Несмотря на то, что фотожурналистика не в силах однозначно и полно отражать реальность, а лишь способна изобразить некоторый образ этой реальности с помощью метафоры, символов и знаков, в фотожурналистском тексте удается максимально комплексно раскрыть суть происходящего, предоставить читателю свою точку зрения, либо возможность самостоятельной интерпретации. В данных возможностях фотожурналистику можно поставить в один ряд и сравнивать с телевидением, которое отличается большим количеством этих фотографий (кадров). Фоторепортаж — это 1−3 фотографии, а остальной сюжет, который зритель мог бы увидеть на телевидении, строится мысленно, по заданному вектору. Особое значение было уделено анализу фотографии и её соотношению с существующей реальностью, а также оценке этого процесса с точки зрения фиксирования фотожурналистскими материалами деловой прессы определённого момента истории, что в будущем позволит более точно понимать и анализироват-ь происходившие процессы и случавшиеся события. Естественно, что методы подачи этих образов в современной деловой пресс-фотографии существенно отличаются от первых попыток и классических приемов, описанных в литературе, и поэтому представляют особый интерес для изучения.

Таким образом, следует обозначить главные выводы исследования:

1. Метафора является наиболее выразительным средством воздействия деловой прессы на целевую аудиторию, так как обеспечивает влияние на основные эмоции и мысли человека, отвечающие за принятие решений. Следует отметить, что немалую роль в этом процессе играет ирония и перенос характеристик одного предмета на другой. Данный приём широко применяется в российской деловой прессе и позволяет иметь ввиду всем известные темы, напрямую их не называя и, тем самым, менее дискредитируя себя в глазах объекта иронии и метафоры.

2. Пресс-фотографию на обложках и разворотах деловых изданий «Русский Newsweek» и «РБК», а также «Эксперт», «Русский репортер», «Коммерсант-власть», «Профиль» можно назвать фотожурналистским текстом, который транслирует сообщение в знаках вербальных и визуальных текстов. Практически во всех рассматриваемых изданиях именно с изображения, вынесенного на обложку, начинается диалог с читателем и задается тема дискуссии. В некоторых случаях, одна фотография, а иногда изображение, в сопровождении нескольких слов является полноценным репортажем, глубина и эмоциональность которого заставляют читателя обдумать намеченную проблему, которая позднее раскрывается в последующих публикациях.

3. Фотожурналистский текст является мощным инструментом современных деловых СМИ, и представляет собой сочетание фотографии и текста, что позволяет журналисту предлагать свою точку зрения на произошедшие события, а субъекту возможность для самостоятельного анализа события. Конечно, здесь можно выделить каждое сообщение, и вербальное и визуальное по отдельности, но именно в своей совокупности они создают то средство, без которого сегодня сложно представить деловую прессу.

4. Фотожурналистский текст по сути своей является метафорическим отображением существующей действительности, которое осуществляется через трансляцию образов, сюжетов и событий, наиболее значимых с точки зрения выпускающей редакции, а также в соответствии с её внутренней политикой интерпретации информации. В сегодняшнем мире можно утверждать, что вся информация доступна, поэтому очень важным оказывается вопрос: какая часть этой информации будет представлена в прессе. Доверие к печатным изданиям сегодня еще выше, чем к Интернету, поэтому та единственная фотография, которая будет опубликована, из нескольких тысяч, доступных в сети, будет определять общественное мнение. Эта фотография, какой бы она не была, будет всего лишь одной точкой зрения, и в сопровождении комментария она зачастую становится метафорическим отображением представляемого объекта или события.

5. В настоящее время происходит сокращение текстового объёма информации в периодических изданиях при одновременном увеличении смысловой нагрузки на оставшиеся языковые системы. Современный человек стремится самостоятельно интерпретировать события, и поэтому ему нужны конкретные факты, а аналитические комментарии журналистов не всегда становятся интересны читателю. Тем не менее, метафора в деловом издании максимально ярко может раскрыться лишь в том случае, когда для её создания применены и визуальные, и вербальные способы кодирования информации. В способностях максимального использования знаковой природы фотографии и текста, с деловой прессой соперничает и Интернет, что особенно ярко демонстрируют «блоги», «живые журналы» и социальные сети. Эти новые для СМИ средства сегодня получают все большую популярность, а специфика общения на данных площадках лишь подтверждает озвученный тезис.

Фотожурналистский текст, являясь метафорическим отображением действительности, представляет собой модель происходившего события, имеющего, с точки зрения редакции, максимальный интерес для читателя. В данном случае следует говорить о формировании повестки дня редакцией, так как именно она решает вопрос о тех событиях и новостях, которые заслуживают наиболее пристального внимания и рассмотрения. Однако в современном мультимедийном мире и за счёт развития виртуального общения журналистов и редакции со своими читателями, участие последних в выборе наиболее интересующих тем усиливается.

На примере более детального анализа таких журналов, как «Русский Newsweek» и «РБК», а также «Эксперт», «Русский репортер», «Коммерсант-власть», «Профиль» стало очевидным то, что метафора и вытекающие из этого смысловые значение, множество знаков и символов, которые по разному могут быть восприняты читателями является одной из основных технологий не только усиления внимания аудитории к изданию, но также и создания основы для дискуссий в обществе о наиболее актуальных общественно-государственных вопросах и проблемах. Представляется, что такая роль деловой прессы в современном российском социуме является особенно востребованной.

Подводя итоги, подчеркнём, что в настоящее время уместно говорить о философии фотографии, которая включает в себя понимание и толкование всего комплекса элементов фотоискусства. К подобному пониманию фотографии приходят современные журналисты деловой прессы. На современном этапе не только многими профессионалами используется всё многообразие творческих возможностей для передачи информации и донесения своей мысли до читателя с помощью фотографии, но и существует понимание большой воспитательной, нравственной, эстетической роли, которую имеет снимок, опубликованный в деловой прессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. -М.: Наука, 1986.-240 с.
  2. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007.-342 с.
  3. Р. О природе фотографии /7 Психология художественного творчества. Минск, 1999. — 258 с.
  4. М.Г. Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия): Дис.. к. политических н. СПб., 2004. — 173 с.
  5. Н. Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы/ Н. Д. Арутюнова. 3-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 383 с.
  6. , В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  7. А.Н. Происхождение мифа, метод и средства его изучения .//Афанасьев А. Н. Древо жизни. М., 1983. С.513−538.
  8. А. Что такое кино. М.: Искусство, 1972. — 382 с.
  9. Г. П. Конвергенция медиа и журналистика. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2006. — 109 с.
  10. Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект-Пресс, 2010. — 192 с.
  11. Барт Ролан, Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
  12. Р. Мифологии. М.: Изд-во им Сабашниковых, 1996. — 312 с.
  13. Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры //пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им Сабашниковых, 2003. -512 с.
  14. Барт P. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. Пер. с фр., комментарий и послесловие М. Рылкина. М.: Ad Marginem, 1997. — 220 с.
  15. Барт P. S/Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с.
  16. М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.//Русская словесность. Антология. М., 1998. — 342 с.
  17. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья. М., 1964. — 752 с.
  18. З.С. Концепции фотографии в западной философии XX века: проблема тематизации языка фотографии: Дис.. к. философских н. -Томск, 2009. 167 с.
  19. В.М. Фотожурналистика: Учеб. пособие. М.: Изд-во, РУДН, 2006, — 157 с.
  20. В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. -М.: Издательство РУДН, 2002. 184 с.
  21. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: РИП-Холдинг, 2003. — 174 с.
  22. Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. -М., 1994, т. 1.-542 с.
  23. . «В тени молчаливого большинства, или Конец социального». Екатеринбург: Издательство Уральского университета- 2000.-96 с.
  24. . К критике политической экономии знака. М.: Академический проспект, 2007. — 336 с.
  25. ., Ясперс К. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2007. — 272с.
  26. О.Ю. Любительская фотография в городской культуре России конца XX в.: визуально-антропологический анализ: Дис.. к. исторических н. СПб., 2010. — 249 с.
  27. В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.-304 с.
  28. Ю.П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация М.: Мысль, 1979. — 261 с.
  29. Ю.П. О конкретно-историческом подходе в изучении проблем телевидения. Дис. канд. ист. наук М., 1969. — 187 с.
  30. Ю.П. Нравственные истоки журналистского творчества. -М., 2001.-50 с.
  31. Ю.П. Очерки ноокоммуникологии (Массовая коммуникация в ноосфере). М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. — 112 с.
  32. Ю.П. Парадигма массовой коммуникации. М., 2001. -290 с.
  33. Ю.П. Социология массовой коммуникации. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995, — 112 с.
  34. О. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. 2-е изд. М.: ДМК-пресс, 2000. — 304 с.
  35. Е.В. Образ города в художественной фотографии Франции второй половины XIX начала XX веков: Дис.. к. искусствоведения — СПб., 2005. — 226 с.
  36. .В. Фотография моды в культуре России на рубеже XX—XXI вв.еков: Дис.. к. культурологи. М., 2008. — 197 с.
  37. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С.253−270.
  38. А. А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: Политиздат, 1968.-283 с.
  39. Н.П. Воспитательный потенциал снимка.// «Советское Фото», № 4, 1984.
  40. В.В., Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2003. — 264 с.
  41. Г. В. Фотография в системе общественно-политической и культурной жизни зарубежной России: 1920 1930-е гг.: Дис.. к. исторических н. — М., 2007. — 222 с.
  42. Н.И. Жанры советской фотожурналистики. М.: Высшая школа, 1991.-80 с.
  43. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. — 574с.
  44. A.B., Сравнительный анализ моделей деловых журналов США И России (на примере журналов «Форчун», «Форбс», Бизнес уик", «Эксперт», «Смарт Мани»): Дис. .к. филолог, н. М., 2007. — 189 с.
  45. С.И. Техника и -технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2005.-232 с.
  46. E.B. Фотография как способ проблематизации телесности в современной культуре: Дис.. к. философских н. Томск, 2007.- 192 с.
  47. С.Б. Дизайн деловых периодических изданий. M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 423 с.
  48. A.A. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М.: РУДН, 2001. — 332 с.
  49. A.A. Средства массовой информации в постсоветской России. М.: РУДН, 1996. — 367 с.
  50. A.A. Средства массовой информации в постсоветской России: пятнадцать лет спустя. М.: РУДН, 2008. — 341 с.
  51. A.A. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. -М.: РИП-Холдинг, 2007. 274 с.
  52. A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: РИП-Холдинг, 2001. — 336 с.
  53. A.A., Минаева О. Д. История русской периодической печати (1703−2003): Библиогр. справочник: В 2-х т. М.: РИП-Холдинг, 2004.-512 с.
  54. В.Д. Жизнь как метафора бытия. М.: Изд-во РГГУ, 2003. -208 с.
  55. С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004.
  56. С.М. Экономика отечественных СМИ. Учеб. пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Аспект-пресс, 2004. — 228.
  57. М.М. Повседневная фотография в современном культурном контексте: Дис.. к. философских н. СПб., 2009. — 168 с.
  58. С.М. Фотография как феномен русской культуры 19 201 970 годов: синтез документальности и художественности: Дис.. к. культурологи Киров, 2009. — 185 с.
  59. Э. История искусства. М.: ACT, 1998. — 688 с.
  60. Г. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод С. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство «Логос» 1999. 224 с.
  61. . Кино. Образ движение. Образ-время. — М.: Ad Marginem, 2004. — 342 с.
  62. Э. Мерилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997. — 312 с.
  63. Деррида Жак. Диссеминация/ пер. с франц. Д. Кралечкина. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 608 с.
  64. Деррида Жак. Письмо и различие. СПб: Академический проект, 2000.-432 с.
  65. Л.П. Основы композиции в фотографии. М., 1983. — 176 с.
  66. А.В. Деловая пресса в России: история, типология, моделирование изданий. Д.. к. филолог, н. Р.-н.Д. 2006. — 170 с.
  67. .И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702−2002). М: Изд-во МГУ, 2002. — 287 с.
  68. М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: Дис.. д-ра филол. наук. М., 2004. — 202 с.
  69. М. Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса М., — Волгоград, 2003. — 468 с.
  70. Н.С., Особенности развития советской фотожурналистики 1920−1930-х гг. и журнал «Советское фото»: Дис. .канд.филолог, наук. -М., 2009. 188 с.
  71. Я.Н. СМИ и становление в России гражданского общества / Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1900−2004. М., 2004. С. 88−97.
  72. В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.1. -М. 1999.-912 с.
  73. В.В. К предыстории знаковых систем.// «Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим семиотическим системам. I», (5). Тарту, 1974. С. 192−210.
  74. В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976.-462 с.
  75. В.В. Функции и категории языка кино.// «Труды по знаковым системам», VII. Тарту, 1975. С. 142−164.
  76. М.С. Морфология искусства. JL, 1972. — 386 с.
  77. М.С. Философия культуры. СПб., 1996. — 862 с.
  78. Е. Создание индивидуального облика издания // КомпьюАрт, №Ю, 2001. С.52−60.
  79. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М. Эксмо, 2008. — 864с.
  80. Картье-Брессон, Анри. Воображаемая реальность: эссе / Анри Картье-Брессон. СПб.: Лимбус Пресс, Изд-во К. Тублина, 2008. — 128 с.
  81. В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. -Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с.
  82. Ким М. Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. — 352 с.
  83. Ким М. Н. Очерк: Теория и методология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2000. — 412 с.
  84. Ким М. Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005.-281 с.
  85. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. — 336 с.
  86. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 327 с.
  87. Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проспект, 2006. — 448 с.
  88. А.П. История оформления русской газеты (1702−1917 гг.). -М.: Изд-во МГУ, -1990. 192 с.
  89. А.П. От содержания к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 214 с.
  90. M. Портретная фотография: ракурс, свет, настроение, атмосфера.// пер. с англ. К. Молькова, М. Ромакиной. М.: Эксмо, 2011.— 143 с.
  91. С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект-Пресс, 2006.-320 с.
  92. Котлер Ф, Келлер K.JI. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер, 2007.-816 с.
  93. Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино. М.: Искусство, 1977. — 336 с.
  94. Кракауэр 3. Природа фильма: Реабилитация физической реальности. // пер. с англ. Д. Ф. Соколовой. М.: Искусство, 1964. — 238 с.
  95. Э.О. Философско-культурологическая конфигурация дискурса в фотографии: Дис.. к. философских н. Казань, 2009. — 192 с.
  96. JI.E. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. Корконосенко С. Г. СПб., 2000. — 236 с.
  97. B.C. Деловая пресса России. М., 1996. — 212 с.
  98. B.C. Деловая пресса//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. № 1. -М.: МГУ, 1994. С. 192−199.
  99. П., Мертон. Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие.//Макаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000. — 218 с.
  100. . Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953−1954) М: Гнозис: Логос, 1998. — 612 с.
  101. . Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954−1955) М: Гнозис: Логос, 1999. — 592 с.
  102. Д., Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2004. — 341 с.
  103. Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 872 с.
  104. А.И. Фотография как.Изд. 3-е. М.: Агентство С1Р РГБ, 2007.-308 с.
  105. . Д.С. О филологии. -М.: Высшая школа, 1989. -208 с.
  106. Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство — СПБ», 2005. — 752с.
  107. Ю.М. Семиотика. СПб., 2000. — 669 с.
  108. Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.-483 с.
  109. Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. М.: Академический проспект, 2002. — 281 с.
  110. Вл. А. Жанры и жанровые генерализации // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1.
  111. М. Библия фотографии. М., 2007. — 312 с.
  112. М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М., 2005. — 334 с.
  113. О.Т. Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн.: 2003.-882 с.
  114. O.A. Уши машут ослом. Сумма политтехнологий. М., 2008.-423 с.
  115. А. Кино, театр, бессознательное. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. 384 с.
  116. Е.Л. Редакторская подготовка фотоизданий: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. — 112 с.
  117. О.И., Стигнеев В. Т. Поэтика фотографии. М.: Искусство, 1990.-280 с.
  118. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-352 с.
  119. , Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика: антология. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.-Екатеринбург, 2001. С. 45−97.
  120. С. Машина, творящая богов. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. — 560 с.
  121. С. Век толп. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998.-478 с.
  122. Д.А. Деловая пресса // Система средств массовой информации. Уч. пособие для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 289 с.
  123. Д.А. Проблематика деловой прессы // http://miprom.ru/.
  124. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Едиториал УРСС, 1999.-240 с.
  125. В.А. Фотоочерк в советской прессе. JL, 1984. — 189 с.
  126. В.А. Рассказы о фотографах и фотографии. J1., 1991. -212 с.
  127. Новиков J1.A. Избранные труды. Том I. Проблемы языкового значения. -М.: РУДН, 2001. 676 с.
  128. Новиков J1.A. Избранные труды. Том II. Эстетические аспекты языка. Miscellanea. М.: РУДН, 2002. — 844 с.
  129. В.В. Зеркало с памятью. М.: РГГУ, 2006. — 308 с.
  130. JI.M. Как делается газета. М.: Гендальф, 1998. — 256 с.
  131. Р.П. История новейшей отечественной журналистики. -М.: Наука, 2005.-382 с.
  132. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2008. — 452 с.
  133. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991. — 342 с.
  134. Ч.С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000.-412 с.
  135. Ч. С. Логические основания теории знаков. Том 2. // Пер. с англ. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина, послесл. Сухачева В. Ю. --СПб.: Алетейя, 2000. 352 с.
  136. Г. К. Фотография и современность. Проблемы теории. -М.: Искусство. 1982.-321 с.
  137. Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. Учебно-справочное издание. M.: Издательство «Лабиринт», 1998. — 435 с.
  138. Г. Г. Медиа: теория массовых коммуникаций. Киев: Альтерпресс, 2008. — 416 с.
  139. Г. Г. Теория и практика коммуникации. М. 1998. — 416 с.
  140. П. Герменевтика, Этика, Политика. М.: Изд. центр «Academia», 1995.- 160 с.
  141. П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / Пер. с фр. И. С. Вдовина. М.: КАНОН-Пресс-Ц: Кучково поле, 2002. — 624 с.
  142. П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение// Теория метафоры, 1990. С. 423−430.
  143. , П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1997. -435 с.
  144. Ю.В. Общая филология. М.: Фонд новое тысячелетие, 1996. — 326 с.
  145. И. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
  146. В.П. Прочь от реальности (исследования по философии текста). М.: Аграф, 2000. — 432 с.
  147. Д. Универсальный журналист. М, 2000. — 321 с.
  148. A.C. Дизайн современной газеты. СПб, 1997. — 310 с.
  149. Л.Г. Профессия: журналист. Учеб. пособие. М: Аспект-пресс, 2003. — 255 с.
  150. Л.Г. Феномен журнализма / Под редакцией проф. Я. Н. Засурского. М.: Факультет журналистики МГУ, 2000. 320 с.
  151. Семиотика: Антология / Сост. Степанов Ю.С.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М., 2001.-702 с.
  152. В.Я. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития: Д.. к. филолог, н. СПб., 2000. — 198 с.
  153. Г. Синтетическая философия. Киев, 1997. — 322 с.
  154. Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. — 640 с.
  155. В.Т. Век фотографии. 1894−1994. М., 2005. — 356 с.
  156. В.Т. Две тенденции // Современное фото № 7, 1989. С. 2428.
  157. Стигнеев В. Т, Липков А. Мир фотографии. М., 1998. — 334 с.
  158. Э. Лучшие фотографы мира и истории создания их работ. Фотожурналистика. М., 2006. — 126 с.
  159. Г. Психология толп. М.: Институт психологии РАН, 1999. -416 с.
  160. A.A. Жанры периодической печати. Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Аспект-пресс, 2002. — 320 с.
  161. В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М.: Ладомир, 2004. — 624 с.
  162. Т.Н. Языковой вкус Интернет-эпохи в России. М.: РУДН, 2004. — 440 с.
  163. В.В. Техника и технология периодических изданий. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. 224 с.
  164. Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. М.: ACT, 2007. — 256 с.
  165. Ф. Метафора и реальность // Теория метафоры: Сборник -М.: Прогресс, 1990. 512 с.
  166. А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск: Пропилеи, 2000. — 200 с.
  167. . А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. — 348 с.
  168. Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2003.-400 с.
  169. Фердинанд де Соссюр. Курс общей лингвистики. М.: ДомКнига, 2006.-256 с.
  170. П. А. Обратная перспектива. / «Труды по знаковым системам», 3-й том. Тарту, 1969. — 883 с.
  171. П.А. Имена.//Социологические исследования. М.: Купина, 1990.-319 с.
  172. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: ACT, 2007. — 608 с.
  173. О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. -448 с.
  174. А.Н. Эстетика советского фотоавангарда 1920−1930-х годов: Дис.. к. философских н. СПб., 2006. — 189 с.
  175. Фотография. Проблемы поэтики / Сост. В. Т. Стигнеев. М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 296 с.
  176. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б. В. Маркова.- СПб.: Наука, 2000.-380 с.
  177. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972. -480 с.
  178. Г. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура.// Советское фото, 1982, № 8, С. 14−15.
  179. М. Некоторые проблемы визуального искусства. // Семиотика и искусствометрия / Под ред. Лотмана Ю.М.- М.: Мир, 1972. с.136−163
  180. Ю. Герменевтика и майевтика как два способа понимания текста. Критика и семиотика. Вып. ¾, 2001.
  181. О. Закат Европы. М.: Эксмо, 2009. — 800 с.
  182. С. Избранные произведения. Т.2. М., 1964. — 783 с.
  183. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна, (http://belintellectuals.eu/library/book/18).
  184. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию./ Перев. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погонялко. СПб.: «Симпозиум», 2006. — 544 с.
  185. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: «Симпозиум», 2007. — 510 с.
  186. Р. Лингвистика и поэтика.//Структурализм: «за» и «против». -М.: Прогресс, 1975. С. 193−230.
  187. Bal Mieke. Narratology: Introduction to the Theory of Narrative. -Toronto, 1985.-254 c.
  188. Bal Mieke. Reading «Rembrandt»: Beyond the Word-Image Opposition. Cambridge and New York, 1991. — 494 c.
  189. Bal Mieke and Norman Bryson. Semiotics and Art History. The Art Bulletin, 1991.-364 c.
  190. Drulak P. Metaphors Europe lives by: language and institutional change of the European Union. Working Paper, Department of Social and Political Sciences, Florence: European University Institute, EUI Working Paper SPS No. 2004/15. C. 25−34.
  191. Fiell, Charlotte & Peter (Editors). Contemporary Graphic Design. -TASCHEN Publishers, 2008. 367 c.
  192. Lakoff G., Turner M. More Than Cool Reason: A Field Guide to Poetic Metaphor. Chicago: Chicago University Press, 1989. — 726 c.
  193. Lakoff G., Nunez R. Where Mathematics Comes From: How the Embodied Mind Brings Mathematics into Being. New York: Basic Books, 2000.-688 c.
  194. McLuhan M., Fiore Q. The medium is the message. London, 1967. -483 c.
  195. Nicole Brohan: Max Liebermann. Berlin, 2002. — 334 c.
  196. Teun Van Dijk. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998.-212 c.6 'РФСвРАЛВ 2006 ММ
Заполнить форму текущей работой