Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аристотель о бытии (онтология Аристотеля)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая все возможные аспекты бытия, Аристотель пришел к выводу, что в основе всего лежит первая сущность — имманентное конкретной вещи непосредственное, индивидуальное бытие, единичное и неделимое. Плодотворность этого вывода заключалась в признании первой сущностью живой, конкретной, объективной, чувственно воспринимаемой действительности, в чем выражалось, в частности, критическое… Читать ещё >

Аристотель о бытии (онтология Аристотеля) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аристотель развивает учение о бытии. Оно имеет свою специфику, которая заключается в рассмотрении им объективного бытия в неразрывной связи с логическими категориями, в которых оно отражается. Категории Аристотеля выражают глубокую связь бытия и отражают объективные отношения самих вещей, выступают общими логическими определениями бытия.

Рассматривая все возможные аспекты бытия, Аристотель пришел к выводу, что в основе всего лежит первая сущность — имманентное конкретной вещи непосредственное, индивидуальное бытие, единичное и неделимое. Плодотворность этого вывода заключалась в признании первой сущностью живой, конкретной, объективной, чувственно воспринимаемой действительности, в чем выражалось, в частности, критическое отношение Аристотеля к платоновской трактовке реальных вещей, как теней духовного мира.

Однако подчеркнем, что при решении этого вопроса Аристотелю не удалось избежать идеалистического влияния в созданном им учении о вечных и неизменных сущностях.

От рассмотрения первой сущности Аристотель обращается к анализу второй сущности, которую он трактует как выражающую не индивидуальное бытие, а роды и виды. Задача вторых сущностей, по его мнению, состоит в том, чтобы обозначать общие определения бытия. Эти сущности не ведут самостоятельного существования и зависят от первых сущностей. Все остальные категории, рассматриваемые Аристотелем, носят обслуживающий по отношению к сущности характер, но, осуществляя их анализ, он вносит также существенный вклад в их разработку. Так им был выдвинут тезис, что предпосылкой правильного понимания категории качества служит уяснение количественной характеристики сущности. Он понимал зависимость качественных и количественных преобразований, дал определение качества, свойства, количества.

Одним из важных аспектов аристотелевского учения о бытии было понимание того факта, что всякое существование связано с отношением к другому. Это отношение возникает не в момент установления субъектом мысленной связи между вещами, а присуще самому бытию. Тем самым Аристотель стремился показать связь и взаимную зависимость всех видов бытия. На основе материала учебника проанализируйте значение в этом отношении категорий места, времени, положения, состояния, действия и страдания. Попытайтесь выяснить причину превращения пространства в учении Аристотеля в особую реальность, хотя и проявляющуюся в движении тел, но существующую вне связи с реальными вещами. Несмотря на трактовку времени как текучей, подвижной и противоречивой категории, Аристотель, связав время с движением, так и не понял, что движение есть единство прерывности и непрерывности пространства и времени.

Аристотель понимал, что без изучения движения не может быть познания естественных процессов природы. Движение в природе считал неоспоримым фактом. Однако, сделав догадку в вопросе об источнике движения как возможном самодвижении, Аристотель не удержался на этой позиции и апеллировал к «неподвижному двигателю» — богу, тем самым отдав в этом вопросе дань идеализму.

На основе учения о движении Аристотелем было создано учение о потенциальном и актуальном бытии, т. е. учение о материи и форме.

Подумайте и постарайтесь выделить и осмыслить следующие основные моменты.

  • 1. Материя вечна и неуничтожима; она субстрат, лишенный свойств и определенности; она лишена самостоятельности и жизни; она не есть действительность, а является лишь ее пассивной возможностью.
  • 2. Причина бытия материи в конкретном виде — форма; форма — первая сущность; движение и развитие выступают деятельностью формы; форма активный источник изменения материи, ее актуальное начало; форма предшествует материи; душа — форма тела; бог — конечная форма всех форм.

Дальнейшее развитие в учении Аристотеля находит категория причины. Научную заслугу в этом отношении составляет систематическое рассмотрение вопроса о причинности, их классификация. Исключительное значение имеет его учение о формах движения материи. Если предшественники Аристотеля исследовали какой-либо один вид движения, то Аристотель попытался классифицировать и изучить все существующие в природе виды движения. Изучая соответствующий материал в учебнике, осмыслите, как взаимосвязь видов движения с понятием противоположности придает особую яркость и глубину всему учению Аристотеля о видах движения. Одновременно попытайтесь увидеть его ограниченность, метафизичность, идеалистические вывихи, обратив при этом внимание на учение Аристотеля о «первом двигателе».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой