Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема параметризации стилевых характеристик лидерства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, потребность дополнить качественную типологизацию количественным анализом или даже положить его в основу методики определения стиля, всеми ощутима. То, что эта потребность пока не находила полноценного удовлетворения, связано с дефицитом теоретических и практических средств параметризации межличностного взаимодействия, протекающего в деловом контексте. Как одну из первых попыток… Читать ещё >

Проблема параметризации стилевых характеристик лидерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как мы могли убедиться, вопрос о стилевой определенности лидерского поведения, но сей день ставился почти исключительно в плоскости качественного анализа. Идет ли речь о различиях демократичного и авторитарного лидерства или о доминантной ориентации поведения руководителя на задачу либо на человеческие отношения, — всюду мы имеем дело с типологизациями, построенными на некоторых констатациях качественного плана. Положение вещей остается, в общем, тем же и при более нюансированной трактовке стилевого своеобразия, когда, например, говорят о «благосклонно-авторитарном» руководстве.

Как некоторый намек на преодоление этой познавательной ситуации можно рассматривать рассмотренные выше двумерные модели лидерства. Они вносят в вопрос об идентификации лидерского стиля идею шкалирования по двум показателям, называемым по-разному, но по существу в содержательном отношении практически совпадающим с той же ориентацией на задачу или на человека. Методология исследования лишь только кажется обновленной, в действительности же осталась в основе своей неизменной, хотя и более сложно выраженной. Характерно в этом отношении то, что, к примеру, Блэйк и Моутои не пытаются детально развернуть идею шкалирования и останавливаются на пяти типах лидерства, которые могли бы быть выявлены и чисто априорным путем с помощью качественной классификации.

Вместе с тем, потребность дополнить качественную типологизацию количественным анализом или даже положить его в основу методики определения стиля, всеми ощутима. То, что эта потребность пока не находила полноценного удовлетворения, связано с дефицитом теоретических и практических средств параметризации межличностного взаимодействия, протекающего в деловом контексте. Как одну из первых попыток преодолеть этот методологический тупик можно рассматривать исследовательский проект по анализу трансакционного взаимодействия с помощью методологии матриц влияния, разработанной рабочей группой под руководством А. Котелкина и М. Мусина.

В рамках этого исследовательского подхода осуществляется параметризация структурных особенностей системы отношений, спроецированной как во внутриорганизационный контекст, так и в план межорганизационного взаимодействия. Важно подчеркнуть, что эти параметры имеют вычислимый характер, хотя процедура вычисления может и опираться в ряде случаев на экспертные оценки. Некоторые из этих показателей напрямую связаны с лидерским стилем. Как, например, коэффициент общительности (менеджера), или коэффициент неформальности (всех видов внутриорганизационных трансакций). Обе эти параметрические величины характеризуют как организационную культуру предприятия в целом, так и стиль управления в частности. Кроме того, в рамках этого проекта была дана такая трактовка самого термина «стиль отношений», которая непосредственно вводит его в контекст измерения.

В результате типологизация режимов межличностного взаимодействия (в частности, руководителя со своими подчиненными) — «доверительно-обстоятельный», «обычный», «лаконично деловой», «сверхлаконичный», «командно-императивный» стиль общения — перестает быть предметом только лишь качественного анализа, основывающегося на каких-либо интуитивных предпосылках. Она переводится в план количественной обработки живой эмпирии деловой жизни. При этом один и гот же менеджер с различными группами из своего окружения использует разные стили общения, а усредненные характеристики стиля по всему кругу общения принимаются за обычный стиль или, другими словами, свойственную только этому менеджеру норму.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Что понимается под лидерством?
  • 2. В чем состоит различие понятий «лидер» и «руководитель»?
  • 3. Как формируется имидж менеджера?
  • 4. Каковы основные подходы к проблеме лидерства?
  • 5. В чем состоит теория личных качеств?
  • 6. Каковы концепции поведенческих теорий лидерства?
  • 7. В чем состоит авторитарный стиль лидерства?
  • 8. В чем сущность демократичного стиля лидерства?
  • 9. Каковы особенности либерального стиля лидерства?
  • 10. Что представляют собой ситуационные теории лидерства?
  • 11. Каково содержание харизматических теорий лидерства?
  • 12. В чем состоит проблема параметризации стилевых характеристик лидерства?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой