Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Устная научная речь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уважаемые слушатели! Разрешите представить вам нашу совместную работу на тему… В составе нашей группы… Каждый отвечал за свой участок работы… Роли распределись следующим образом… Были проведены встречи, на первой из которых были определены теоретические основания исследования и появилась предварительная гипотеза, на второй Теоретиком была предложена схема анализа собранных участниками группы… Читать ещё >

Устная научная речь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • • Из этого раздела вы узнаете, что такое устная научная речь (УНР), чем она отличается от письменной научной речи и что ее сближает с любой устной публичной речью, а также какие типы УНР существуют и какие жанры в рамках этих типов развиваются; познакомитесь с композиционно-логическим построением научного высказывания и способами его изложения.
  • • Изучив материал, вы сможете: 1) при слушании — выделять основную информацию понятийного характера; записывать ее при необходимости; различать дискуссионные высказывания; фиксировать различающиеся мнения; составлять планы, схемы, таблицы и конспекты прослушанной УНР; 2) при говорении — строить речь согласно законам устной публичной речи и правилам УНР со всеми чертами научного стиля в его конкретной разновидности в зависимости от целей коммуникации; следовать тактикам и правилам речевого поведения в научной дискуссии.
  • • Вы овладеете классификацией жанров устной научной речи, а также основными навыками устного профессионального научного общения, приемами трансформации письменного текста в устное выступление.

Устная научная речь и ее виды. Давайте вспомним основные черты устной речи: в отличие от письменной она не подготовлена, необратима, линейна (течет, как время, в одну сторону: «слово не воробей — вылетит, не поймаешь»), происходит в определенный момент времени в определенной коммуникативной ситуации. У говорящего нет времени на сознательный отбор языковых средств — это затормозило бы речь, прервало речевой акт, что нередко недопустимо.

Устная публичная речь подготовлена заранее, опирается на письменную речь. В то же время, развертываясь в линейном высказывании, она соотносится со звучащей речью бытового содержания. Устная научная речь еще более отличается подготовленностью: каким бы импровизационным ни казалось выступление оратора (лектора, участника дискуссии, преподавателя, студента на семинаре), оно должно быть заранее продумано и оформлено в виде плана, тезисов, краткого конспекта или подборки подходящих к теме цитат и иллюстративного материала.

Однако вы сразу отличите речь, прочитанную «по бу-мажке», т. е. фактически письменно-литературную речь, от устной публичной (научной) речи. В этом легко убедиться, «переводя» любую стенограмму (фонограмму) любого устного публичного выступления в адекватный письменный текст. Вспомните примеры записей устной речи из раздела 4.3, например, или попробуйте отредактировать для печати следующую фразу из лекции известного российского философа и психолога М. Мамардашвили:

«…причины, или эмпирические факты, есть только для непонимания, а для понимания нет причин. Понимание неподвижное какое-то, да? Нет у нас движения».

Как и любая публичная речь, устная научная речь выполняет три основные языковые функции: сообщения (ее главная функция), общения и воздействия.

Высокая информативность УНР не исключает ее задачи служить общению — правда, в более односторонней форме, чем бытовая речь. Основная форма общения в УНР — монолог, но, по сути, эта речь тоже диалогична и учитывает ответные реакции адресата (понимание/ непонимание аудитории, ее согласие/несогласие, подготовленность/ неподготовленность, наличие/отсутствие предыдущего опыта и т. п.). Функция воздействия в УНР варьируется в зависимости от жанра (минимальная в докладе — максимальная в дискуссии), темы общения и пр.

Современные требования к публичной коммуникации, в том числе и для УНР, — обязательное осуществление обратной связи с аудиторией. Как для всякой публичной речи, в научном общении роль личностного фактора очень велика. Академик П. С. Капица, исследуя научное наследие М. В. Ломоносова, специально останавливался на вопросе, почему достижения нашего гениального ученого-энциклопедиста плохо знают в мире. И отвечал так: во все времена теории и открытия распространялись в научных сообществах, на научных собраниях и съездах, а Ломоносов в них не участвовал, следовательно, не реализовывал функцию воздействия на собратьев-ученых своей личностью («харизмой», как сейчас модно говорить). Новые идеи не сделаешь достоянием масс или даже научного сообщества одними публикациями в научных журналах!

Устная научная речь подразделяется на собственно научную (при общении «равных с равными», специалистов), научно-популярную (для широкой аудитории, для непрофессионалов) и учебно-научную (для школьников, студентов).

Жанры устной научной речи. Каждый ее вид воплощается в особых жанрах. В настоящее время наблюдается как некоторое размывание границ жанров, так и появление их новых модификаций. Например, в жанре доклада выделяются доклады-визуализации, доклады-презентации, стендовые доклады и т. д. Онлайн-общение стирает жанровые границы и рамки формальной и неформальной речи в видеоконференциях.

В научной среде даже выступление на банкете после конференции или защиты диссертации может относиться к жанру УНР. В книге «Физики шутят» (М., 1966) можно прочитать спич Д. Фромана — типичный образец речи остроумного ученого, американца, мечтателя и прагматика в одном лице:

Поскольку я не очень хорошо разбираюсь в физике плазмы и термоядерном синтезе, я буду говорить не о самих явлениях, а об одном их практическом применении в ближайшем будущем. Представим себе, что нам удалось изобрести космический корабль, который движется за счет того, что выбрасывает продукты реакций D-D и D-Т. На таком корабле можно стартовать в космос, поймать там несколько астероидов и отбуксировать их на Землю. (Идея, правда, не нова.)… 1000 тонн астероидов, затратив всего около тонны дейтерия! Я, честно говоря, не знаю, из какого вещества состоят астероиды. Однако вполне может оказаться, что наполовину они состоят из никеля. Известно, что 1 фунт никеля стоит 50 долларов, а один фунт дейтерия — около 100 долларов. Таким образом, за 1 млн долларов… мы могли бы доставить на Землю 2500 тонн никеля стоимостью 2,5 млн долларов… При достаточной субсидии со стороны дяди Сэма это было бы весьма доходное дело. Если кто-либо из присутствующих с крупным счетом в банке пожелает войти в число учредителей, пусть подойдет ко мне после банкета…

Эта речь имеет все характеристики собственно научной речи, произнесенной в среде «своих» — профессионалов, специалистов: с одной стороны, она изобилует сложными предложениями, ей свойственны терминологичность и насыщенность цифрами и фактами, с другой стороны, в ней используются лексика и контактоустанавливающие средства разговорного стиля, юмор. Найдите в приведенном выше фрагменте языковые средства, характерные для научного стиля речи, и средства контакта, обратной связи с аудиторией в условиях публичного неофициального выступления.

Рассмотрим основные жанры современной УНР.

Доклад, как правило, сообщает о результатах научной работы одного или нескольких исследователей, сочетая функцию передачи информации с функцией воздействия. Для того чтобы слушатели легче воспринимали текст на слух, автор/докладчик упрощает синтаксис: употребляет больше простых предложений, использует парцеллированные («рубленые», «разорванные») простые и сложные предложения и конструкции.

Как жанр УНР доклад характеризуется терминологической насыщенностью — его адресат предполагается «равным» докладчику, он является специалистом в той же области (вспомните еще раз требования протокола передачи информации, рассмотренные в главе 1). В письменной научной речи докладу соответствует статья, где черты научного стиля выступают в «чистом» виде.

Содоклад освещает, конкретизирует одну сторону какой-то более широкой общей проблемы.

Сообщение является более кратким и обычно менее значимым в научном, эвристическом плане, чем доклад, выступлением. Как жанр УНР оно соотносится с такими письменными жанрами научной речи, как аннотация и реферат.

Выступление, как правило, — это реакция на прозвучавший ранее доклад, сообщение, другое выступление. Поэтому, являясь коротким монологом, оно имеет потенциально диалогический характер. С устной бытовой речью его роднят ситуативность и наличие реального адресата.

Посмотрите, в чем состоят различия этих двух видов устной речи.

Устная научная речь.

Устная разговорная речь.

Монологичность Подготовленность Официальность Обобщенность.

Диалогичность Неподготовленность Неофициальность Личностный характер

Лекция. Учебно-научная лекция читается для относительно однородной по возрасту и уровню знаний аудитории. Это, как правило, речь, звучащая не менее 45—90 мин, что предполагает ее предварительное обдумывание и подготовленность текста в виде конспекта, тезисов, плана. Данный жанр УНР требует, чтобы содержание лекции готовилось заранее, а отбор языковых средств осуществлялся непосредственно в процессе общения. В результате такой отбор нередко становится явным: «по ходу» высказывания говорящий меняет его синтаксическую структуру, нанизывает синонимы в поисках наиболее адекватного для выражения своей мысли, вставляет различные междометия и т. д. Например:

Но как бы то ни было, мы видим, что, вот, все эти подходы объединяет нечто общее, а именно то, что все стремятся найти некое экстралингвистическое начало, принцип, как хотите назовите, что организует все речевые средства определенным образом, в определенном отношении, по определенным принципам.

Чтение вслух заранее подготовленного текста лекции противоречит нормам этого жанра и мешает ее эффективному восприятию.

Поскольку лекция имеет четкую направленность на обучение, передачу знаний, одним из требований к ней является деление на зачин —.

среднюю часть — концовку, а также членение темы на подтемы с обязательными слуховыми сигналами: отсылочными (об этом мы говорили в лекции на тему…), соединительными (запомним это решение, мы вернемся к нему после рассмотрения…) и суммирующими (подведем промежуточные итоги).

Известно, что в среднем на слух запоминается примерно 10% информации. Следовательно, лекция будет более эффективной при поддержке ее демонстрационными материалами: схемами, таблицами, записями на доске, рисунками и тезисами на пленках («прозрачках») и/или презентацией с использованием компьютерных программ.

Фактор адресата в УНР. Учебная аудитория — коллективный адресат — как правило, хорошо известна выступающему. Присутствие адресата вызывает необходимость установления контакта с ним («Вы скажете, что…», «На этом мы с вами остановимся…», «Согласитесь, что…», «Спасибо за внимание»). Для установления и поддержания контакта с аудиторией используются различные риторические приемы, что ставит лекцию на грань научного и риторического стилей («И что же мы видим? — Вопиющее нарушение норм морали Можем ли мы пройти мимо этого, коллеги?»), а также невербальные контактоустанавливающие средства — мимика, жесты и т. п.

Разговорная стихия в УНР, особенно в таком жанре, как лекция, проявляется и в синтаксисе речи (употребительны неполные предложения; простые предложения встречаются чаще, чем сложные; больше глагольных конструкций, чем именных и т. д.), и в ее интонационном разнообразии, членении потока речи на сегменты, не совпадающие с привычным для письменной речи делением на предложения и словосочетания, в «самоперебивах» речи и т. п. Например:

Вы это увидите по тому/ что/ когда будет выходить газ/ вы увидите серый дымок. Ну/ а если потом дать возможность еще сильнее расширяться/ то вы увидите/ так// вы увидите// просто/ выпадение сухой углекислоты//.

Произнесите это предложение, представив ситуацию демонстрации химического опыта, и вы поймете важность паузации (возникновения пауз в процессе речи), изменения темпа речи лектора, ее количественных (громкость) и качественных (четкость) характеристик.

Данные разговорные черты лекции привлекательны для аудитории тем, что процесс мышления лектора становится доступным наблюдению адресата, который тем самым чувствует себя причастным к этому процессу.

Степень разговорной тональности в лекции индивидуальна (зависит от личности лектора), но корректируется в зависимости от аудитории, с учетом обратной связи с ней. Кроме того, наличие иллюстративнонаглядного материала, схем и таблиц изменяет течение лекции, ее речевая составляющая тяготеет к разговорности — подобно тому, как в ситуациях разговорно-бытовой речи жесты и мимика нередко заменяют слова.

Эффективность УНР в значительной степени зависит от активного слушания адресата. Поскольку, как уже упоминалось, предел оперативного внимания обычного человека ограничен 15 мин слушания, опытный лектор дает аудитории возможность передохнуть, отвлечься, переключиться на другой вид деятельности (рассматривание слайда, чтение таблицы) или другой жанр звучащего текста (анекдот, шутка, житейская история).

Цикл лекций. Письменная параллель циклу лекций как жанру УНР — это монография, или опубликованные лекции курса. При сравнении звучащего и написанного текстов можно видеть существенные отличия письменной научной речи от устной.

В зачине и концовке каждой последующей лекции цикла специальными языковыми средствами устанавливается связь с другими лекциями этого цикла (сегодня мы продолжим наши рассуждения., принятые нами на первой лекции положения., в следующий раз мы рассмотрим…). Таким образом, слушающий входит в «течение» всего потока лекций, восполняя некоторые пробелы своего восприятия предыдущих лекций, и в то же время понимает важность последовательного и непрерывного слушания всех лекций цикла.

Рассмотрим теперь виды речевой деятельности в УНР. К ним относятся слушание, говорение и конспектирование.

Слушание на лекциях по специальности предполагает письмо (конспектирование), чтение записей (подготовка к семинарам, экзаменам), говорение (доклад, ответ на зачете, экзамене). Слушание — это такой же активный вид речевой деятельности, как и говорение. Можно назвать слушание потенциально диалогической речью: так, молча слушая выступающего, мы проговариваем отдельные фрагменты его речи, соглашаемся или не соглашаемся с его утверждениями, выражаем недоумение или непонимание, что-то отмечаем как важное, а кое-что отметаем как несущественное.

Опыт слушания УНР на родном языке способствует тому, что мы интуитивно постигаем некоторые правила этого вида речевой деятельности. Так, мы обращаем внимание на мимику, жесты, интонацию говорящего (невербальные средства выражения значения, поскольку они несут существенную часть информации); пытаемся, благодаря предыдущему опыту, связать получаемую информацию с имеющимися в сознании образами (когнитивными моделями); стараемся угадать значение нерасслышанных или непонятых слов по контексту; декодируем получаемый текст, формулируя услышанное (в уме или письменно, в конспекте) понятным для себя образом.

Эффективное слушание требует объективного, непредубежденного, кооперативного отношения слушателя.

Чтобы развить в себе навыки слушания, следует научиться концентрироваться, слушать критически, анализируя услышанное, а также уметь конспектировать.

Считается, что мужчины слушают лучше, чем женщины, образованные люди — лучше, чем необразованные, санг-виники и флегматики — лучше, чем холерики и меланхолики.

Говорение. Напомним, что характерная форма устной научной речи — монолог. Обычно он подготовлен заранее (что сближает его с письменным монологом), но реализуется в процессе говорения (это сближает его с разговорным монологом). Устная монологическая речь обращена к адресату индивидуальному (беседа, консультация, экзамен) или коллективному (лекция, сообщение на семинаре). В зависимости от адресата УНР корректируется в соответствии с реакциями собеседника (средствами установления контакта и снятия утомления в аудитории: шутками, разговорными выражениями, примерами из жизни и т. п.), таким образом, она переходит в скрытую форму диалога, где участие адресата необходимо и важно.

Информационная УНР оперирует фактами, суждениями, гипотезами и теориями. Убеждающая УНР включает доказательства, рассуждения, оценочные суждения. Обычно в лекции, докладе в разных пропорциях сочетаются оба вида УНР.

В сфере учебно-научного общения студент ориентируется на первичную письменную (учебник, статья) и устную (лекция, доклад) научную речь, т. е. свое собственное высказывание строит с опорой на первичный текст. Таким образом, УНР студента всегда вторична (носит репродуктивно-продуктивный характер). При этом ставятся различные задачи, для решения которых в рамках научного стиля речи выработаны разнообразные приемы, схемы, правила: передать общее содержание темы; передать содержание темы максимально полно, сохраняя детали, приводя примеры и цитируя различные авторитеты.

Главное отличие диалогической устной научной речи от монологической состоит в том, что она реактивна: стимул (вопрос) — реакция (ответ). При этом инициатором учебно-научного диалога чаще является преподаватель (на аттестации или экзамене), но им может быть и студент (на семинаре, студенческой научной конференции или защите курсовой работы).

Инициативные реплики преподавателя содержат запрос информации, мнения, побуждение к ответу, к размышлению вслух.

Реактивные реплики студента включают сообщение информации, инициативное дополнение к информации, выражение собственное мнения и т. д. Несмотря на диалогическую форму, этот тип УНР приближается к монологу: реплики пространны, развернуты, законченны.

В жанре дискуссии, научной полемики каждый выступающий произносит, по сути, небольшой монолог, имеющий закрытую структуру законченного высказывания.

Конспектирование. Принципы записи УНР основаны на свойстве ее избыточности: некоторые слова и даже части выступления не несут смысловой нагрузки, являются связующими звеньями, контактоустанавливающими средствами, повторами и т. д. Кроме того, нормальный темп речи — 120—150 слов в минуту (треть страницы), в то время как слушающий способен воспринимать 300—500 слов в минуту. Таким образом, у слушателя есть резерв времени, чтобы анализировать речь говорящего и записывать существенное.

Для того чтобы грамотно конспектировать, необходимо освоить два вида упрощений: свертывание фраз (смысловая компрессия) и сокращение слов. Главное правило: при свертывании фраз отбрасываются те слова, которые можно легко восстановить из контекста. Приемы сокращения слов надо вырабатывать и доводить до автоматизма. Частотные слова сокращаются по первой букве, используются аббревиатуры терминов, ключевых слов, окончания записываются в тех случаях, когда они отражают связь слов.

Практикум.

Тест

  • 1. Устная научная речь отличается:
    • а) неподготовленностью;
    • б) информативностью;
    • в) диалогичностью;
    • г) импровизированностью.
  • 2. Функция воздействия устной научной речи максимальна:
    • а) в докладе;
    • б) в сообщении;
    • в) в дискуссии;
    • г) на защите курсовой.
  • 3. Для более точного выражения своей мысли в устной научной речи употребляют «цепочки»:
    • а) антонимов;
    • б) агнонимов;
    • в) синонимов;
    • г) омонимов.
  • 4. Как вид речевой деятельности слушание является:
    • а) потенциально монологической речью;
    • б) потенциально диалогической речью;
    • в) физиологической способностью;
    • г) пассивным процессом.
  • 5. Невербальными средствами общения являются:
    • а) статус и отношения говорящих;
    • б) мимика, жесты;
    • в) интонация, артикуляция;
    • г) внешний вид собеседников.[1]
  • в) определяется способностью слышать;
  • г) передается по наследству.
  • 7. В процессе коммуникации одинаково важны:
    • а) говорение;
    • б) слушание;
    • в) говорение и слушание.
    • г) слух и зрение
  • 8. Слушание — это:
    • а) физическая способность;
    • б) интеллектуальная деятельность;
    • в) условный рефлекс;
    • г) внимание к собеседнику.
  • 9. Хороший лектор:
    • а) контролирует процесс слушания в аудитории;
    • б) обращается только к тем, кто его слушает;
    • в) не интересуется, внимательно ли его слушают;
    • г) следит за звуком своего голоса.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Назовите основные отличия устной научной речи от устной разговорной речи.
  • 2. Какие вы знаете виды и жанры УНР?
  • 3. Как вы понимаете диалогичность монологической речи?
  • 4. В чем выражается зависимость УНР от адресата?
  • 5. Люди с какими типами темперамента являются более хорошими слушателями?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Прочитайте фрагмент выступления в Государственной Думе вице-президента Российской АН Жореса Алферова. Определите стилевые черты УНР. Выделите абзацы и озаглавьте композиционные части доклада: обращение, похвала, тезис, аргументация, иллюстрация, вывод.

Глубокоуважаемый Сергей Михайлович, глубокоуважаемые члены Совета Федерации! Я попросил слова в связи с рассмотрением Налогового кодекса в части земельного налога. Прежде всего, хочу сказать, что мне очень понравилось выступление (доклад) заместителя председателя Комитета по бюджету, который, с моей точки зрения, был очень содержательным и обоснованным. Вместе с тем я надеюсь, что вы поддержите предложение вашего бюджетного комитета о том, чтобы создать согласительную комиссию и отклонить этот закон сейчас. При работе согласительной комиссии я бы очень просил учесть, и это уже содержалось в выступлениях ряда членов Совета Федерации, необходимость предоставления налоговых льгот научным организациям, прежде всего Российской академии наук, и образовательным учреждениям, университетам. Вы прекрасно знаете, что в нынешнее время, наверное, все-таки главной экономической задачей нашей страны является переход от сырьевой экономики к экономике, основанной на наукоемких технологиях. В этом отношении самым главным движителем является сохранившийся научный потенциал в Российской академии наук и в наших высших учебных заведениях. Прежде всего, в Российской академии наук, и не потому, что я ее здесь представляю, а потому, что это действительно так. Слава Богу, в значительной степени этот потенциал удалось сохранить. Вместе с тем, несмотря на заметное повышение бюджета науки за последние годы, на самом деле бюджет подавляющего большинства научных учреждений, ведущих научных организаций академии наук в пять-шесть раз меньше, чем он был до 1991 г. (а в сравнении с 1989 г. в 25—30 раз). При этом чрезвычайно важным, я хотел бы еще раз подчеркнуть (на самом деле в законе о науке и технической политике это не только дух, но это буква), является положение о предоставлении налоговых льгот при безвозмездном бессрочном пользовании землями, занимаемыми научными учреждениями, и в частности учреждениями государственных академий наук. Мне кажется, что сегодня изъятие, так сказать, безналогового пользования земель научными учреждениями и университетами может привести на самом деле к очень тяжелым последствиям для развития нашей экономики и для будущего России.

Задание 2. Прочитайте еще один доклад Ж. Алферова. Составьте планконспект и перескажите по этому плану содержание выступления, особенно выделите его пафос (воздействующую составляющую).

Проблема, которая обсуждается сегодня на съезде ректоров, имеет, безусловно, огромное значение. Я часто думаю о том, почему в нашей стране образование было таким успешным. Вообще, современная наука необычайно молода. По-настоящему возникла она всего лишь примерно триста лет назад и выросла на плечах таких гигантов, как Ньютон, Лейбниц, Декарт. И в это же время, сразу после основания Петербурга, была основана Санкт-Петербургская академия наук. Положение в России было тогда не менее драматическим, чем сегодня, и Петр Первый гениально понял необходимость создания системы образования в стране обязательно вместе с развитием науки. Первая так называемая петровская триада—гимназия, академический университет и академия наук — была построена на неразрывности этого принципа. Потому что было понято Петром (который, между прочим, стал членом Парижской академии наук в 1717 г. за научный доклад о географии Каспийского моря, а не потому, что он был царем великой России): наука и образование неразрывны. И я думаю, что успех российской науки и образования был связан в значительной степени именно с этим!

Не нужно забывать и того, что уже при создании нашей Академии наук ей положен был бюджет в 24 тыс. 912 руб., что вдвое превышало бюджет самой большой в то время Парижской академии наук. Уже в 1731 г. швейцарский физик Бюльфингер писал своим коллегам: «Если вы хотите заниматься исследованиями в области естественных наук, то это можно делать в Париже, Лондоне, а лучше всего в Санкт-Петербурге, поскольку Петербургская академия наук оборудована благодаря Петру самым современным экспериментальным оборудованием».

Если мы посмотрим дальше на систему академического образования, то академический университет, созданный Петром, в 1767 г. приказал долго жить, т. е. перестал существовать. Почему это произошло? Слава Богу, Михаил Васильевич Ломоносов, может быть, предвидя это, в 1755 г. основал Московский университет, и мы через два с половиной года будем праздновать 250-летний юбилей этого великого учебного и научного учреждения. А перестал академический университет существовать потому, что не были в законодательстве заложены привилегии ни для студентов, ни для его выпускников, ни для профессоров. И такое обстоятельство привело к тому, что это учреждение потом нужно было восстанавливать заново.

Мы у себя в Физико-техническом институте создали на нынешнем этапе петровскую триаду—физико-технический лицей, физико-технологический университет и академическое научное учреждение. Хотя сегодня это накладывается на такую очень специфическую штучную подготовку высококвалифицированных научных кадров. Я еще раз хочу подчеркнуть, что развитие образования в России и дальше не может рассматриваться отдельно от развития науки, что только единство, интеграция науки и образования позволит по-настоящему развивать это великое дело. Знаете, я посмотрел накануне свое выступление на втором съезде народных депутатов СССР 1989 г. И тогда мне пришлось говорить, что появляются идеи реформации Академии наук и передачи научных институтов из академии в университеты — поскольку так построено на Западе; что, дескать, Академия наук должна заниматься только наукой, а не образованием.

На самом деле, повторяю, это единый организм! И научные лаборатории в университетах сегодня нуждаются в особой поддержке, потому что странной является ситуация, когда научный работник, ведущий научные исследования со студентами, оказывается дискриминированным по отношению к просто преподавателю.

Я вспоминаю, как у нас, в Физико-техническом институте, в 1950;е гг. бесконечно трудно было сдать кандидатский экзамен по физике Петру Ивановичу Лукирскому, который считал, что физику на пять знает только Господь Бог, на четыре — он, а остальные — в лучшем случае на тройку. Но мы сдавали эти экзамены, это было большим стимулом. И сегодня, я думаю, развивая эту систему, надо обратить особое внимание на повышение уровня требовательности и вместе с тем на повышение уровня образования, которое дается в послевузовском обучении — в аспирантуре.

Несколько слов о школе. Я думаю, что со школьным образованием, с его качеством связано самым тесным образом и качество дальнейшей подготовки. Я вспоминаю, как более тридцати лет назад мне довелось полгода работать в Иллинойском университете Соединенных Штатов Америки. Я был поражен тогда низким уровнем знаний по физике и математике выпускников американских школ. То есть нечего было даже сравнивать нашего первокурсника и американского! Все в пользу нашего. И мы не должны ни в коем случае забывать об этом. Я думаю, мы должны всегда помнить, что естественно-научные дисциплины в школе — физика, математика, биология — есть базовая основа для всего дальнейшего обучения.

И, наконец, самое, наверное, важное для школьного образования. Самое важное — это учитель. Все мы помним своих учителей. Для нас для всех наши школьные учителя дали дорогу в жизнь. И сегодня важнее всего для меня лично — это повышение зарплаты школьным учителям. (Продолжительные аплодисменты.)

По той простой причине, что, когда учитель должен подрабатывать, «подхалтуривать» в других школах, чтобы иметь просто необходимые средства для жизни, он не может быть настоящим учителем, он не может быть настоящим классным руководителем. Нужно, чтобы ранг, должность школьного учителя были среди высших в нашей стране! (Аплодисменты.).

И еще одно очень важное, с моей точки зрения, обстоятельство. По-прежнему значение естественно-научных дисциплин технологически огромно. Почему Физтех так широко известен и в стране, и в мире? Он возник на плечах таких гигантов, как Курчатов, Капица, Арцимович. Он возник потому, что в 1919 г. Абрам Федорович Иоффе создал единство инженерного и академического образования. И только в этом смысле мы смогли и поднять уровень естественнонаучного образования, и повысить существенно качество исследований.

И последнее. Самое главное в нашей жизни — наука и образование. Я полностью согласен с тем, что наука — это не рыночная категория. Недавно мне пришлось обсуждать эти проблемы с зарубежными учеными, и они мне сказали: российская наука должна заниматься больше бизнесом. Я сказал в ответ: знаете, российская наука — это первый класс, а не бизнескласс. (Смех. Продолжительные аплодисменты.)

Но вот работать вместе с компаниями, с промышленными компаниями нам обязательно нужно. О рыночных принципах тоже не надо забывать. Давайте в самом деле посмотрим и увидим, что система вузовского образования в советское время в определенном смысле была рыночной. И рыночным принципом там было государственное распределение специалистов. Специалист должен был обязательно отработать в той области, которая нужнее всего для развития страны, т. е. обязательно отдать своим трудом средства, затраченные на его образование.

Сегодня, возможно, это нужно делать иначе. Возможно, мы должны все шире и шире использовать на стипендии средства крупнейших промышленных компаний и других организаций, с тем чтобы потом эта компания позаботилась о работе специалиста на нее. И это имеет не менее важное значение, чем повышение качества образования.

Задание 3. УНР сближает с устной разговорной речью то, что отбор языковых средств происходит в процессе речи. Следовательно, возможны и допустимы некоторые речевые ошибки. При этом этикет требует от говорящего, заметившего свою ошибку, извиниться перед слушателями и исправить ошибку.

Найдите и исправьте случайные речевые ошибки лектора. Если можете, классифицируйте их (тавтология, нарушение градации синонимов и т. д.).

1. Я хочу сказать о роли, которую имеет это открытие. 2. Множество вариантов было нами просчитаны. 3. Остановимся на проблеме результатов анализа. 4. Когда мы умеем симулировать на компьютерах экспериментальные процессы и экспериментальные данные, то и до симуляции в целом дойти не так уж далеко. 5. Где же это я положил эту колбочку? 6. Это имеет громадное… да, большое, безусловно, значение. 7. Подымите требовательность — и успеваемость не сразу, но подымется.

Задание 4. Прочитайте два высказывания на одну и ту же тему. Являются ли они устной или письменной научной речью? Почему вы так думаете?

  • 1. Усложненный научный текст оптимально выполняет в научном общении функции этого стиля речи, максимально точно раскрывает содержание проблемы, делает это содержание недоступным для неподготовленного читателя/ слушателя (защита текста), обеспечивает адекватный темп неторопливой речи.
  • 2. Научные термины производят на неподготовленного слушателя гипнотическое воздействие. Спокойный ровный голос докладчика или лектора вызывает у него непреодолимую сонливость и заражает зевотой всю аудиторию.

Задание 5. Прочитайте фрагмент учебной лекции и запишите его содержание двумя-тремя предложениями. Примеры, иллюстрирующие мысль лектора, запишите в скобках двумя-тремя словами. Сравните свой вариант с вариантами товарищей по группе.

Случайность — это что есть такое? Это, кстати, линия Демокрита. Случайность — это результат того, что мы чего-то не знаем. А вот если узнаем, будем знать, то мы рассчитаем, и случайность станет закономерностью.

Если мы берем человека — человек всего знать никогда не может. А вот если случайность в более широком плане… Вот те же мутации, которые кажутся нам случайными, подразделяются на спонтанные и индуцированные. Это понятно?..

Всякое ли случайное событие имеет причину? —Да. А является ли эта причина для человека или предмета необходимой? Вот я шла по улице — прямо передо мной упало огромное дерево на машину. Дерево упало по причине старости, болезни — для него падение необходимость. А для владельца машины?..

Задание 6. Защита совместного курсового проекта по культуре речи была проведена студентами в форме содоклада. Прочитайте данную ниже схему выступления студентов, разделите ее на смысловые части и пронумеруйте их.

Уважаемые слушатели! Разрешите представить вам нашу совместную работу на тему… В составе нашей группы… Каждый отвечал за свой участок работы… Роли распределись следующим образом… Были проведены встречи, на первой из которых были определены теоретические основания исследования и появилась предварительная гипотеза, на второй Теоретиком была предложена схема анализа собранных участниками группы примеров по теме исследования, на третьей Аналитиком корректировались выводы по анализу примеров, на четвертой готовилась презентация доклада, составлялся раздаточный материал и распределялись функции содокладчиков. Итак, наше исследование посвящено… Предметом анализа являлись… В качестве объекта анализа выбрано… Целью исследования являлось… Для достижения этой цели ставились конкретные задачи… О теоретических основаниях работы и основных классификациях расскажет… Актуальность исследования состоит в том, что… Его новизна определяется недостаточностью разработки… Исследование проводилось на оригинальном материале… Работа состоит из… В Приложении дан полный список примеров… Библиография состоит из… и включает… Благодарю за внимание.

Задание 7. В предыдущем задании подчеркните пассивные конструкции и трансформируйте их в активные (например: примеры были взяты —мы взяли примеры). Какая конструкция, на ваш взгляд, относится скорее к разговорной, более непринужденной речи, а какая чаще употребляется в речи научной?

Задание 8. Отличительная черта научной речи — ее терминологическая насыщенность, что требует от автора, особенно при наличии «разнобоя» в определении терминов разными учеными, в самом начале своей речи определить, какие термины он будет употреблять и в каком значении.

Прочитайте тексты УНР, найдите и подчеркните выражения, снимающие разногласия между лектором и аудиторией («равный среди равных»).

Текст 1

С самого начала (раз уж это называется лекцией) мы должны договориться, что сознание есть нечто такое, о чем мы как люди знаем все, а как ученые не знаем ничего. А поскольку мы здесь собрались как ученые и разговариваем на языке незнания, то можем лишь, будучи людьми вежливыми и снисходительными, постараться договориться хотя бы о каких-то терминах, не надеясь услышать друг от друга никаких окончательных объяснений.

М. Мамардашвили.

Текст 2

Понятие этнолигвистика у нас как-то очень уж широко трактуется, я бы сказал, слишком мы его любим употреблять, это слово. Одни… ставят в качестве центральной проблему взаимосвязи языка и этноса. Это уж очень широко! Вот если хотя бы сузить, т. е. конкретизировать в данном случае понятие этноса до этнической культуры… Как вы знаете, это у нас делают… Но я сегодня, с вашего позволения, построю свое выступление, опираясь на формулировку школы… мне эта точка зрения более близка, где в центре внимания — взаимодействие языка и духовной культуры народа.

По учебнику В. В. Химика.

Задание 9. Прочитайте запись устной учебной лекции, затем — ее отредактированный письменный вариант. Предлагаем разделиться на три группы (две — контрольные, одна — группа наблюдателей-экспертов), прочитать вслух каждый из текстов в одной и другой контрольной группе («чтец» выбирается по желанию), ответить на контрольные вопросы экспертов. Эксперты сравнивают ответы и определяют, какой текст лучше воспринимался на слух.

Вариант 1

Вы знаете, лет 40—50 назад мы были уверены, что нации отомрут, национальные языки исчезнут, границы сотрутся. Да мы в коммунизм и равенство верили! И что мы видим теперь, в третьем тысячелетии? Современные государства — это именно национальные государства. А если многонациональные — вот тут-то и начинаются проблемы! Кто-нибудь из вас был в Японии? Вы были, молодой человек? Ну, и что можете сказать об их национальных проблемах? Нет никаких проблем? Хотя и не так, но кое в чем вы правы. Япония — мононациональная страна, в ней 99% японцев — ну, тех, кто называет себя и считает японцами. И это самая безопасная сейчас из развитых стран в мире! Думается, что национальные государства можно ассоциировать с ростом национализма. Ведь что такое национализм, если без всякого там перехода наличности типа Лимонова? Можно сказать, что национализм — это набор символов и верований, которые дают индивиду чувство причастности к одной политической общности. Это значит, что индивиды чувствуют чувство гордости от принадлежности к японцам, англичанам… — т. е. к Японии, Великобритании и т. п. Так, наверно, люди всегда чувствовали некую принадлежность к социальным группам, например, к семейным или религиозным.

Вариант 2

В советское время наука разрабатывала тезис о том, что с развитием общества произойдет отмирание наций, исчезновение национальных языков, стирание границ между странами. В XXI в., однако, стало ясно, что современные государства являются именно национальными государствами с ярко выраженной национальной идеей. Интернационализм, в который верило прогрессивное человечество XX в., стал непопулярен, более того, мононациональные государства (например, Япония, где люди более защищены социально) оказались более безопасными. В принципе, национальные государства можно ассоциировать с ростом национализма как некоего набора символов и верований, дающих индивиду чувство причастности к одной политической общности, к своему народу, нации и государству, подобно принадлежности к социальным группам, например, семейным или религиозным.

Задание 10. Трансформируйте устный текст в письменный и прочитайте оба текста вслух. Обратите внимание, как изменяются интонация, мелодика текста.

Один из наиболее важных аспектов в развитии государства — его связь с демократией (это от греческого — «народ», «правление»). Но как мы думаем: народ — это кто? Как широк должен быть диапазон правления? Нужно ли подчиняться правлению народа? Когда демократические правительства могут использовать давление на людей, не согласных с их политикой? Ответы на такие вопросы могут быть даны, но это зависит от времени и от типа общества.

Когда на Западе используют слово «демократия» без каких-либо определений, то обычно представляют либерально-демократические системы. Но бывший Советский Союз, восточно-европейские страны и многие страны третьего мира тоже относят к демократическим. В этих странах голосующие не могли выбирать между разными партиями, потому что там была только одна правящая партия. Но в Советском Союзе вообще-то была целая пирамида «советов» разного уровня, что, собственно, и являлось демократическим элементом правления, кстати, мы почему-то теперь забываем об этом… которые подчинялись Верховному Совету.

Задание 11. Умеете ли вы задавать вопросы? Задайте уточняющие вопросы к тексту в задании 10 и попросите ответить на них товарищей по группе.

Задание 12. Подготовьтесь к выступлению на семинаре. Оформите ваше выступление по приведенной ниже схеме и произнесите его перед товарищами.

Уважаемые коллеги! Прежде всего, разрешите мне поблагодарить… Тема моего сообщения… Эту тему плодотворно разрабатывали… В своем выступлении я остановлюсь на следующих основных моментах… Прежде всего уточним понимание термина… Необходимо сказать, что… Следует отметить, что… Хотелось бы привести мнение выдающегося ученого… О том, что эта точка зрения не бесспорна, говорит… Обратимся к конкретным примерам… Таким образом, мы видим, что… Позвольте мне не согласиться с… Хочется еще раз подчеркнуть… Итак, можно сделать заключение… Благодарю за внимание.

Задание 13. Научный спор гениальных ученых-физиков А. Эйнштейна и Н. Бора о полноте квантовой теории длился несколько десятилетий как в устной, так и в письменной форме и доставлял истинное наслаждение и им самим, и их «болельщикам», поскольку оба ученых безупречно следовали этике ведения научной дискуссии.

Прочитайте некоторые правила ведения научной дискуссии:

Научный диалог нетороплив и спокоен. Никто не обладает монополией на истину. Умение признать свое поражение в споре свидетельствует о силе характера. Здоровое чувство юмора по отношению к себе не мешает успеху научной дискуссии.

Дополните эти правила еще двумя-тремя и составьте их рейтинг (оцените эти правила по степени важности от 1 до 7 баллов). Прочитайте в группе и сравните свои результаты с результатами товарищей.

Задание 14. Разделитесь на пары и проведите научный диалог по текстам заданий 1 и 2, поменявшись ролями инициатора и ведомого в диалоге. Каждый из вас должен задать не менее пяти вопросов.

Задание 15. Среди «своих», в своей профессионально-научной среде ученый меньше следит за речью, допускает употребление просторечных, жаргонных слов, разговорных синтаксических конструкций. Учебная аудитория требует от лектора более строгого отбора языковых средств. Воздействующая составляющая и собственно научной, и учебно-научной речи может быть выражена очень ярко, но разными языковыми и экстралингвистическими средствами.

Прочитайте фрагмент лекции и определите, является ли он образцом собственно научной устной речи («среди равных») или учебно-научной устной речи.

Есть мнение, что теория первична и самодостаточна. Правда, кое-кто полагает, что теория должна дать нам возможность рассчитать результат эксперимента за более короткое время, чем это понадобится для проведения самого эксперимента. Согласно другой точке зрения, теория должна служить для придумывания новых экспериментов. Здесь есть разумное начало, но это низводит теоретика до служанки экспериментатора, что ему вряд ли понравится.

Есть еще одна точка зрения, что теория должна охлаждать горячие головы и не допускать потери времени на бесполезные эксперименты. Но мне придется все же показать один из них, чтобы уважаемой аудитории было ясно, что теория не так суха, как говорил Мефистофель.

Задание 16. Как видУНР, устное научное высказывание имеет определенного адресата — аудиторию, к которому необходимо обратиться в начале выступления. Можно прежде всего просто поздороваться.

Впишите в таблицу ситуативно и стилистически оправданные обращения: Студенты! Дорогие друзья! Уважаемые члены аттестационной комиссии! Коллеги! Уважаемая аудитория! Господа! Ребята! Уважаемые слушатели! Дорогие слушатели!

Популярная лекция по телевидению.

Уважаемые телезрители!

Выступление студента на учебном семинаре.

Выступление на защите дипломной работы.

Выступление на защите курсовой работы.

Учебная лекция перед студентами.

Научная лекция в научном сообществе.

Доклад на студенческой научной конференции.

Задание 17. Немецкий философ И. Кант так сформулировал основные вопросы философии: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек? В скобках он кратко раскрыл сущность этих вопросов, например: Что я могу знать? (Источники и пределы знания.).

Прочитайте пояснения к этим вопросам в учебной лекции и запишите эти пояснения в стиле Канта.

Первый вопрос направлен на определение источников, возможностей и пределов человеческого знания, ибо оно, увы, не беспредельно, как бы нам ни хотелось обратного! Второй вопрос ставится для определения практической реализации, или практического назначения знаний. Третий вопрос проясняет наши цели и разумные, можно сказать реалистические, стремления. В четвертом вопросе подводится общий итог, определяется предназначение нашего с вами существования в этом мире, высший смысл человеческой жизни.

Задание 18. Прочитайте текст. Согласны ли вы с автором? Сформулируйте основные тезисы текста. Сравните свои результаты с результатами товарищей по группе.

Инженер должен уметь чертить, врач — выписывать рецепты, музыкант — читать ноты, а студент—конспектировать. И хотя основная задача музыканта — играть, а врача — лечить, но умение читать ноты или выписывать рецепты — это необходимые рабочие навыки, без которых невыполнима основная задача. Точно так же умение конспектировать — необходимый рабочий навык студента. Но если инженера учат чертить, а музыканта — читать ноты, то студента никто не учит конспектировать, и оказывается, что большинство лекций — это диктанты, на которых мысль учащегося почти отключена. Лучший же, с точки зрения многих слушателей, лектор — тот, кто просто медленно диктует.

Задание 19. Прочитайте фрагмент лекции по истории философии.

Ленин писал, что громкие фразы нередко прикрывают беспомощность теоретической мысли. Кто знаком с фактическим состоянием нашего движения, тот увидит, что широкое распространение марксизма сопровождалось понижением теоретического уровня. К движению примыкало много неподготовленных людей.

Сформулируйте мысль одной фразой.

Задание 20. Предыдущий фрагмент лекции был законспектирован следующим образом:

Распространение марксизма сопровождалось понижением его теоретического уровня, так как к движению примыкали неподготовленные люди.

Сравните эту запись с вариантами в группе. Выберите лучший. Запишите его сокращенными словами.

Задание 21. Прочитайте сокращенные слова и словосочетания и напишите их полностью.

До н.э., ж.-д., стр-ра, общ-во, 17 в., т. е., м.б., р-н, с/х, МЧС, ВПК, АН России, т.к., коллекц-ть, полн., докво, гл. обр., и др., гг., см.

Задание 22. «Расшифруйте» фрагмент лекции П. Л. Капицы, записанный сокращенными словами.

Проблема—мор. ответ-сть уч-ого. Совр. наука влияет на оборону и междунар. отн-я. Уч. не д. сознат-но исп-ть н. не для блага народа. Слова Резерфорда: «нельзя служить одновр-но Богу и мамоне». Мол. поколение уч-х д. след-ть завету Р.

Какого характера этот текст — информативного или воздействующего?

Задание 23. По конспекту фрагмента лекции П. Л. Капицы, данному в предыдущем задании, составьте небольшое устное выступление, приведите в качестве иллюстрации примеры использования достижений науки в негуманных целях. Сравните свои примеры с примерами товарищей в группе.

Задание 24. Стремясь выразиться точнее, говорящие создают в процессе речи цепочки речевых синонимов.

Прочитайте фрагменты УНР, найдите такие цепочки и оставьте вместо каждой из них один, самый удачный, на ваш взгляд, синоним. Прочитайте вслух оба варианта текста. Что изменилось?

Резерфорд считал очень важным, чтобы научная работа молодого исследователя была простой, несложной… Если вы хотели заинтересовать его своей работой, вы должны были рассказать ему о ней коротко и ясно. Он умел быть несколько ироничным, но не насмешливым, был полон юмора.

Руководитель наш был великолепным ученым, действительно первоклассным инженером.

Связь с наукой в учебных учреждениях мы должны всячески укреплять и развивать.

Я говорю о мотивах и ценностях вовсе не для того, чтобы одушевить и психологизировать мир физической природы.

Познание реальности в ее первозданности, чистоте, доподлинности, незамутненности человеческими желаниями, устремлениями и потребностями необходимо и полезно.

Хотелось бы сузить, сконцентрировать, конкретизировать это широкое понятие.

Задание 25. Подготовьте устное сообщение на 10 мин по одной из статей по специальности. Что и как вам пришлось изменить в тексте? Составьте схему своего устного выступления, выделив контактоустанавливающие средства, переходы и связки композиционных частей и т. п. (см. задания 13, 16).

Задание 26. Для своего устного выступления на семинаре подготовьте раздаточный и иллюстративный материал, сделайте презентацию основных положений с помощью программы PowerPoint, используя мастеры презентаций.

Задание 27. Прочитайте рекомендации по одному из жанров УНР из книги «Физики шутят». Выделите для себя те, которым вы готовы следовать.

Каждый научный сотрудник принимает участие в заседаниях, совещаниях и конференциях.

Самый простой способ проявить себя — это задать вопрос. Причем совершенно необязательно вникать в существо проблемы. Всегда можно спросить, например: «А что думают по этому поводу английские коллеги?» На этом свою миссию можете считать оконченной, ибо вариационно-статистическими исследованиями установлено, что в момент ответа в 60 случаях из 100 спрашивавшего уже нет в зале.

Другой способ—это выступление в порядке дискуссии по докладу. Поскольку для значительной части сотрудников выступление в прениях является основным видом научной продукции, теория таких выступлений уже давно разработана до мельчайших деталей. Всякое выступление состоит из четырех частей.

1. Вступительный реверанс В начале выступления вы обязаны с максимальной галантностью что-либо похвалить. Чаще всего используется такая формула: «Я с большим (огромным, неослабевающим, напряженным) вниманием (интересом) прослушал содержательный (блестящий, яркий, глубокий) доклад (сообщение, выступление)».

Если вам не понравился доклад, никто не заставляет вас кривить душой. Похвалите докладчика: «Все мы знаем товарища Н. как глубокого (оригинального, разностороннего, пытливого, трудолюбивого, чрезвычайно добросовестного, настойчивого, энергичного и т. д.) исследователя». Если доклад бестолков, похвалите обилие материала. Если доклад пуст, похвалите блестящее изложение.

Умение сделать вступительный реверанс определит отношение к вам всей аудитории. Очень эффектно бывает что-нибудь необычное вначале. Например: «Вчера я перечитывал „Одиссею“ Гомера („Сон в летнюю ночь“ Шекспира, „Потерянный рай“ Мильтона и пр.)…» Вас никогда не спросят, какое отношение имеет пятый том Шиллера к теме доклада. Но такое начало разбудит дремлющих и украсит зал доброжелательными улыбками.

2. Похвала самому себе Это основная часть выступления. Существует набор стандартных фразпереходов: «Хотелось бы коснуться еще одной стороны проблемы» или: «Докладчик не затронул очень важного вопроса», и после этого можно говорить о ваших собственных работах все что угодно. Наиболее опытные ораторы приносят с собой графики и делают самостоятельные доклады. В отличие от нормальных содокладов эти доклады-выступления могут не иметь ничего общего с темой дискуссии.

3. Кивок в сторону докладчика Все существующие типы выступлений — хвалебные, ругательные и нейтральные — различаются именно этой третьей частью.

В хвалебном варианте вы отмечаете, что докладчик правильно (верно, талантливо, блестяще, удачно) подметил внутреннюю суть явления и поэтому заслуживает всяческих похвал от современников и потомков. Превосходная степень эпитетов не имеет при этом верхней границы.

При ругательном выступлении, как бы вы ни были злы на докладчика, вы никогда не должны называть его дураком (халтурщиком, лодырем, невеждой, тупицей, пустобрехом, очковтирателем, вором, трепачом). Наоборот, полагается слегка понизить голос и, придав ему сочувственные нотки, отметить, что, к сожалению, недостаток времени (материала, отсутствие лабораторной базы, прочие объективные причины) не позволил докладчику… Ораторы с хорошо развитым чувством юмора отмечают здесь же прекрасно выполненную графику.

4. Заключительный аккорд Помните, что, каким бы плохим ни был доклад, работа уже выполнена, время потрачено и деньги израсходованы. Следовательно, осуждать что-либо — это значит махать кулаками после драки. Поэтому во всех случаях следует отметить, что работа, безусловно, одобряется и:

  • а) заслуживает скорейшего опубликования;
  • б) заслуживает опубликования после небольших редакционных изменений в свете приводившихся фактов;
  • в) заслуживает опубликования после необходимой доработки.

Впрочем, необязательно делать эти выводы самому. Ведь на любом собрании есть председатель…

Задание 28. Прослушайте выступление товарища на семинаре и выступите с коротким словом согласно рекомендациям предыдущего задания.

Темы рефератов.

  • 1. Мой любимый лектор.
  • 2. Программа «Человек и закон» — жанровые особенности речи.
  • 3. «В мире животных» как научно-популярная передача.
  • 1. Основы научной речи / Под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. М.; СПб., 2003.
  • 2. Современная русская устная научная речь: Т. 1 / Под ред. О. А. Лаптевой. Красноярск, 1985.
  • [1] Умение слушать: а) развивается естественно; б) достигается специальными упражнениями;
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой