Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественный мир прозы Хачима Теунова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творчеству X. Теунова посвящены статьи, главы очерков литератур и монографий, но отдельного исследования, изучающего Теунова-романиста, очеркиста или драматурга, а также вопросы эволюции его творчества, в кабардинском литературоведении нет. Среди работ, исследующих жанровые, идейно-художественные, эстетические особенности творчества X. Теунова, следует указать работы Л. Бекизовой «От богатырского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Ранний период творчества Хачима Теунова в контексте литературы 30−40-х годов
  • Глава II. Художественное решение проблемы личности и народа в прозе X. Теунова (60−80-е годы)

Художественный мир прозы Хачима Теунова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неторопливый, обстоятельный рассказ, сочный язык, продуманный выбор средств художественного изображения — все это говорит о зрелости мастерства Хачима Теунова".

Г. Гулиа).

Обращение к творчеству, к художественному миру наиболее значительных представителей национальной литературы всегда наталкивает на комплекс актуальных проблем развития литературы, а главноена проблему определения самого существа и характера основополагающей деятельности писателя. Каковы истоки его творчества? Как и каким путем шел он к своей миссии? Что принес он своими произведениями в национальную литературу и культуру? Исследование художественного мира и творческого пути писателя позволяет вывести и некоторые общие закономерности, определяющие развитие национального литературного процесса в целом.

В нашей работе впервые предпринята попытка системного анализа художественного мира прозы Хачима Теунова.

Актуальность исследования художественного мира прозы Хачима Теунова определяется необходимостью комплексного изучения и систематизации творчества писателя, нового подхода к выявлению его роли и места в истории национальной литературы. 4.

Художник слова, зачинатель национальной литературы, приходит в искусство убежденным сторонником нового реалистического направления, новых идейных убеждений, он строит свое искусство на лучших традициях народного поэтического творчества, обращается к русской классике, к современной ему советской литературе 20−30-х годов.

Опираясь на уже достигнутое современным и предшествующим литературоведением, используя опыт изучения и анализа адыгских литератур, в данной работе мы ставим целью, не претендуя на всестороннее освещение поднимаемых вопросов, впервые проанализировать процесс становления и развития творчества художника слова в контексте развития отдельной национальной литературы и литератур региона и страны, а также уделить особое внимание вопросам специфики жанров его произведений, поэтики, своеобразия художественного мастерства, определить его роль и место в национальной литературе.

Материалом исследования послужили прозаические произведения X. Теунова: документальные очерки периода 30−50-х годов, публицистические произведения, рассказы и повести, романы «Род Шогемоковых», «Подари красоту души».

В методологической основе диссертации лежат основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах Г. Ло-мидзе, Н. Надъярных, М. Пархоменко, Г. Гамзатова, Ч. Гусейнова, К. Султанова, Б. Сучкова, Р. Бикмухаметова и других.1.

Немалый опыт в изучении национальных литератур, общего и своеобразного в этапах их развития накоплен литературоведами северокавказского региона. Проблемы национальных литератур в их жанровом, идейно-художественном развитии решаются в трудах Л. Бекизовой, А. Гутова, Т. Гуртуевой, А. Караевой, А. Мусукаевой, У. Панеш, 3. Тол5 гурова, Ю. Тхагазитова, А. Схаляхо, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, К. Шаззо и других.2.

В последние десятилетия появились работы, посвященные комплексному изучению адыгских литератур с новых, современных литературоведческих позиций: X. Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (Майкоп, 1994) — К. Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (Тбилиси, 1978) — А. Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгской литературы» (Майкоп, 1992) — У. Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (Майкоп, 1990) — Т. Чамокова «В защиту человека» (Майкоп, 1992) и другие. Данные работы свидетельствуют о значительно возросшей аналитичности современного литературоведения, о попытке решения типологических, художественно-эстетических проблем национальных литератур.

Современное адыгское литературоведение сделало немало ценных открытий, исследуя истории национальных литератур, проблемы эволюции жанров и художественного метода, вопросы художественной типологии, взаимовлияния национального фольклора и письменной литературы и т. д. Но, как справедливо отмечает исследователь, при этом «нередко в литературном процессе растворяется творческая индивидуальность поэта, писателя, драматурга или же она рассматривается под углом зрения творческого влияния».3.

Творческой индивидуальности X. Теунова в адыгском литературоведении было уделено, к сожалению, мало внимания, и своеобразие его творчества в какой-то степени «растворилось» в общем потоке литературного процесса. 6.

Творчеству X. Теунова посвящены статьи, главы очерков литератур и монографий, но отдельного исследования, изучающего Теунова-романиста, очеркиста или драматурга, а также вопросы эволюции его творчества, в кабардинском литературоведении нет. Среди работ, исследующих жанровые, идейно-художественные, эстетические особенности творчества X. Теунова, следует указать работы Л. Бекизовой «От богатырского эпоса к роману». (1974) — К. Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах». (1978) — Ю. Тхагази-това «Адыгский роман». (1987) — А. Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгских литератур». (1988) — К. Султанова «Динамика жанра. (особое и общее в опыте современного романа)» (1989) — А. Мусукае-вой «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология». (1993) — Р. Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (1999) и другие.

Творчеству X. Теунова, его роли и месту в кабардинской литературе, многогранности его таланта посвящены очерки и статьи Л. Бекизовой, Н. Джусойты, В. Гоффеншефера, Л. Кашежевой, М. Сокурова, М. Мидова, А. Хакуашева и других исследователей. В «Очерках истории кабардинской литературы» (1968) X. Теунову посвящена глава под названием «Творчество X. Теунова» (автор — Л. Кашежева). В указанных исследованиях отмечается реализм, народность, социальная насыщенность произведений писателя, его глубокая связь с вековыми народными традициями, документальная и жизненная основа творчества X. Теунова, его связь с реальной действительностью, с событиями и фактами истории Кабарды, а также многогранность таланта X. Теунова — очеркиста, писателя, драматурга, переводчика, исследователя национальной литературы. 7.

Хачим Теунов — один из зачинателей кабардинской письменной литературы, своеобразный энциклопедист, в творчестве которого сошлись писатель, этнограф, историк, публицист, философ. Хачим Исха-кович Теунов родился в 1912 году (умер в 1984 г.) в крестьянской семье в с. Арик Терского района. Из автобиографии писателя: V. Первоначальное образование в объеме неполной средней школы получил в интернате Мало-Кабардинской окружной сельхоз-школы. В 1929 году поступил в Московский литературный рабфак, который окончил в 1932 году. В последующие годы окончил курсы редакторов политотделов газет при институте журналистики, редакторское отделение краевых парткурсов. В разные годы окончил Высшие литературные курсы Союза писателей СССР, Кабардино-Балкарский госуниверситет".4.

Первый литературный опыт, о котором свидетельствует сам писатель, — работа в редакциях газет, ей он отдал более десяти лет, пройдя за это время нелегкий путь от начинающего литературного сотрудника до главного редактора республиканских газет. Годы сотрудничества в газетах, опыт работы очеркиста и публициста впоследствии плодотворно скажутся на его художественной деятельности: факт, документализм, близость к реальной жизни станут основой его художественного мышления, эстетики и поэтики его произведений.

В 30-х годах X. Теунов вместе с Али Шогенцуковым, Дж. Налоевым, С. Кожаевым, 3. Максидовым создает первые образцы кабардинской художественной прозы — очерки, рассказы, первую в кабардинской прозе психологическую повесть «Аслан». Период творчества X. Теунова — 3040-е годы — характеризуется активной работой в жанре документального очерка и публицистики, но для определения «зачатков» его художественной прозы наиболее характерна и значительна повесть «Аслан», за 8 ложившая основы лирического психологизма в его дальнейшем творчестве.

В первых произведениях кабардинской художественной прозы повествование обычно строилось на резком контрасте, выявляющем все «плюсы» новой социалистической действительности и «минусы» старой жизни. Причем, в прозе преобладали черты заданной публицистической схемы. Повесть X. Теунова «Аслан» избежала этой опасности: схема писателем была преодолена, полнокровный и реалистический рассказ о судьбе и характере типичного кабардинского крестьянина занял ее место. Образ главного героя прямо перекликается с образами народных героев, мстителей из народно-поэтического творчества и тяготеет к романтическому воспроизведению, но X. Теунов, вошедший в национальную литературу как реалист, более тяготел к реалистическому воспроизведению и действительности, и национального характера борца-одиночки.

Период 40-х годов в жизни и творчестве писателя характеризуется активной общественной и публицистической деятельностью. Как и во всей советской литературе, темы патриотизма, героизма, освобождения родной земли от захватчиков становятся ведущими в его очерках и статьях. В художественном творчестве его знаменательно появление пьесы «Испытание», в драматическом сюжете которой отразились злободневные вопросы военного времени.

Наиболее значительным достижением послевоенного периода следует считать, на наш взгляд, роман «Род Шогемоковых» — историческое, социально-психологическое повествование о важных событиях в жизни кабардинского народа в начале XX века, о гибели и возрождении кабардинского крестьянского рода. Своеобразным художественным откликом писателя на происходившие в данный период в республике со9 циалистические преобразования стали его повести «Новый поток» и «Золотое утро». В то же время X. Теуновым создаются документально-художественные очерки, посвященные лучшим представителям кабардинской национальной интеллигенции: Шоре Ногмову («Свет с севера»), Бекмурзе Пачеву («Чудесный самородок»), Али Шогенцукову («Путь поэта»), Алиму Кешокову («Жизнь и поэзия»).

Перечисленные очерки посвящены не только жизни и творческой деятельности выдающихся писателей и поэтов Кабарды, они исследуют пути развития национальной литературы в целом, начиная от эпохи просветителей и заканчивая современниками самого Теунова. Своеобразным дополнением к указанным очеркам стали глубокие исследования по национальному фольклору («Устное творчество кабардинского народа») и письменной литературе («Кабардинская письменная литература»). Перечисленные труды, разные по своей тематике и содержанию, но объединенные общей идейно-художественной направленностью и задачей, составили единую и своеобразную книгу «Литература и писатели Кабарды»: равной которой в республике еще не издавали.

В 70-х годах X. Теунов издает новую, уже сугубо публицистическую книгу «Путь на Эльбрус» (1974), в которой писатель с восторгом и восхищением говорит о достижениях социальной, экономической и культурной жизни республики: «мой рассказ будет не о той весне, которая каждый год в свой час приходит к нам и уходит, — речь пойдет о весне народов Кабардино-Балкарии, о весне людей, распрямивших согбенные спины. Эта весна не уходит. Она молодит, преображает мою родину и людей моей земли».

Интересен анализ становления, эволюции эстетической позиции X. Теунова на протяжении всех периодов его творческого пути: от восторженно романтической до глубоко реалистической, когда писатель заяв.

10 ляет: «Святой долг писателя — писать правду и только правду. Я выполню свой долг».

В работе мы выделяем два периода в творчестве X. Теунова. К первому периоду относятся 30−40-е годы, а также творчество послевоенного времени. Основу этого периода составляют документальные очерки, публицистические статьи, рассказы, повесть «Аслан», пьеса «Испытание». Причем, период формирования творчества X. Теунова мы рассматриваем на широком материале всей национальной литературы в контексте северокавказской прозы 30−40-х годов. Ранний период, послуживший своеобразной базой для формирования социально-психологической прозы писателя, лег в основу первой главы диссертации.

Вторая глава посвящена 60−80-м годам творчества X. Теунова, которые характеризуются обогащением жанра романа и повести. Их отличает жанрово-тематическое многообразие, усложнение психологического анализа коллизий и характеров. Во второй период творчества входят роман «Род Шогемоковых», книга очерков «Литература и писатели Ка-барды», роман «Подари красоту души», повести «Золотое утро», «Новый поток» и другие произведения.

Становление творчества художника слова от документального очерка и рассказа к роману — явление типологическое, основанное на общем росте литератур народов страны, на благотворном процессе взаимодействия национальных культур.

На наш взгляд, немаловажной частью исследования истории национальных литератур является изучение особенностей творчества отдельных художников слова, заложивших основы этой литературы, прошедших все этапы ее развития.

Творчество X. Теунова стало неотъемлемой частью истории кабардинской литературы, он — один из ее основоположников и сподвижников, все насущные проблемы развития национальных литератур стали актуальными проблемами его собственного творчества.

Примечания.

1 См.: Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы. М., 1967., Надъярных Н. Поиск продолжается: Методологические проблемы современной литературной историографии. В кн.: Живое единство., М., 1974., Пархоменко М. Многонациональное единство советской литературы. М., 1978., Гамзатов Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала, 1986., Султанов К. Динамика жанра. М., 1989., Гусейнов Ч. Этот живой феномен. М., 1988., Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия. М., 1983., и другие.

2 См.: Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск., 1984. Тутов А. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса., 1993 г., Гуртуева Т. Маленький человек с большой буквы. Нальчик., 1994., Мусукаева А. Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология. Нальчик, 1993., Толгуров 3. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991., Хакуашев А. Адыгские просветители. Нальчик, 1978., Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978 и другие.

3 Баков X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994, с. 4.

4 Теунов X. Автобиография (рукопись). Архив Союза писателей КБР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализируя жизненный и творческий путь X. Теунова, испытываешь особое чувство — это судьба не только отдельного художника слова, это судьба народа, охватывающая эпоху 30−80-х годов. Школьник, студент, журналист, начинающий писатель и, наконец, один из корифеев кабардинской литературы. Его имя стоит рядом с именами Т. Борукаева, Дж. Налоева, Али Шогенцукова в 30−40-х годах, с именами А. Кешокова, 3. Налоева, А. Шортанова — в 50−80-х годах.

Многие факты биографии писателя стали широко известны еще при его жизни — читатель хотел знать, кто он — Хачим Теунов, откуда вышел, как он сформировался, у кого учился творческому мастерству, как он, человек и писатель, относился к тем или иным событиям жизни. Своими газетными очерками, публицистическими статьями, рассказами и повестями X. Теунов последовательно и обоснованно стал рассказывать об истоках своего творчества, о своих учителях и соратниках.

Замечательный русский писатель В. Распутин как-то отметил: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что и дает ему право взяться за перо». Вероятно, X. Теунов в детские годы не думал о будущем писательском труде, но уже тогда у него выработался свой взгляд на многие вещи, свое понимание жизни и человеческих взаимоотношений, своя активная жизненная позиция. Свидетельство тому первые газетные публикации юноши — Теунова.

Душу будущего писателя и эстетику его взглядов формировала великолепная природа Кавказа: сияние снежных вершин, чистота горных рек, красота и величие его соплеменников.

Трудности голодного детства, быт крестьянской семьи, стремление к свету, к знаниям постепенно формировали характер пытливого, любознательного юноши.

Те цели, которые ставили республика, колхоз, были его целями, достижения, происходившие в жизни народа, — его достижениями. Именно так смотрел на современную ему жизнь молодой писатель. Отсюда и та, известная читателю, глубокая идейно-художественная направленность его произведений: она не привнесена извне, она продиктована жизнью общества и самого писателя.

Учеба в Литературном институте способствовала формированию литературного вкуса, оттачивала перо, учила отбирать жизненные факты и коллизии, оценивать и типизировать их.

Фольклор X. Теунов впитал в себя в детстве, да и потом, будучи известным писателем, был уверен, что без фольклора нет художественного творчества. Уже в первых его художественных произведениях есть немало фольклорных «вкраплений», а такие произведения, как повесть «Аслан», романы «Род Шогемоковых», «Подари красоту души» и другие полностью построены на фольклорной основе. Сочное, емкое народное слово рождало простоту и доступность повествования, оно же наделяло это повествование глубоким смыслом и содержанием.

С другой стороны — было влияние русской классики, влияние мощное, ориентирующее и удивительное. Переводы на кабардинский язык произведений русской классики — это не просто дань требованиям времени, это веление сердца, желание учиться у лучших из лучших. Из классиков советского периода X. Теунов особо выделял М. Горького и М. Шолохова.

Если попытаться подытожить мысль о предшественниках и учителях, об истоках творчества, то их несколько: фольклор, народный язык и.

145 традиции, русская и советская классика, но главное — его, X. Теунова, жизненная позиция, философия, его понимание добра и зла, правды и справедливости, его искреннее и трепетное отношение к своей земле и своему народу.

В творчестве X. Теунова есть целый комплекс политических, этнографических и эстетических проблем, характеризующих его художественное «Я».

Итак, если произведения X. Теунова рассматривать не только как материал для анализа, а как некое единое художественное целое, то следует отметить слияние в его творчестве двух начал — кабардинского национального фольклора и русской литературы.

Но при всей обусловленности формирования художественного дарования X. Теунова при помощи указанных двух начал следует отметить глубокую самобытность, оригинальность и неповторимость творчества писателя, сумевшего обогатить национальную и в целом советскую литературу интереснейшим миром, бытом, морально-нравственными, эт-но-философскими проблемами кабардинской семьи и кабардинского общества.

Основная художественная задача писателя — изображение возрождающейся национальной жизни, создание характера героя во всех аспектах национального своеобразия и богатства — была им успешно решена.

Национальная литература обогащается за счет многовековой культуры и опыта других литератур — такая тенденция в мировой литературе не нова. К примеру, Пушкин указывает на единственный источник, способный внести жизнь в книжную словесность — изустное предание. В итоге, в русской литературе — устное народное творчество с одной стороны, произведения Гомера, Данте, Шекспира — с другой. Исто.

146 рия русской литературы XIX века, ее возникновение и ускоренный рост доказательство того, как национальный фольклор становится почвой для формирования и развития народной литературы. А с другой стороны — влияние литератур многовековых, имеющих великие открытия и достижения. Чем не ориентир для молодых национальных литератур, идущих следом за русской классической литературой, чем не пример для подражания?

В 1941 году X. Теунов выпустил в свет первый сборник своих произведений, в него вошли повесть «Аслан», рассказ «Женитьба Ладо» и очерки. Тесная связь с современной действительностью, но в то же время и близкая связь с фольклором, с историей народа, стремление разобраться в определенных закономерностях развития общества, желание увидеть нового героя, истоки его характера и действий — таков неполный перечень вопросов, поднимаемых в первом сборнике произведений X. Теунова.

Отдельно необходимо остановиться на деятельности X. Теунова-переводчика. Переводы классики русской литературы на кабардинский язык — это не только дань уважения великой литературе, великим художникам слова, на творчество которых была ориентирована начинающая кабардинская литература. Но это и учеба, это школа мастерства. Именно традиции русской классической литературы, специфика решения в ней задач народностей литературы, ее идейно-художественной направленности, высокого художественного мастерства и определили собственное понимание роли писателя в обществе, в культуре народа у X. Теунова.

Тема Великой Отечественной войны нашла свое художественное воплощение в новом для X. Теунова жанре — драматургии. Событиям.

Великой Отечественной войны, борьбе кабардинского народа против фашистских захватчиков посвящена пьеса «Испытание».

Пафос первой книги — оптимистический, относящийся к общей вере в человека, в его созидательные возможности. Произведения, включенные в нее, разнообразны по жанру, неровны по художественному качеству, совсем несхожи по стилю, но в них есть общее — чувство времени, чувство героя и своеобразный, неповторимый авторский голос.

Главный герой повести «Аслан» наделен чертами цельного народного характера, глубоким умом, чутким и сострадательным сердцем, совестливостью и стойкостью, решительностью, крепким и спокойным характером.

У каждого художника слова есть свой тип героя, как, к примеру, у Гоголя — тип «маленького человека», у Платонова — типы странников и правдоискателей, у Шукшина — типы чудаков и т. д. X. Теунов создал в кабардинской литературе тип горца — честного, целеустремленного, гордого, многое в жизни испытавшего, но не сломленного судьбой и лишениями. Таковы мужчины рода Шогемоковых, таков Аслан, таковы герои романа «Подари красоту души».

Через все творчество X. Теунова проходит тема своеобразного гимна труду, отношением к которому, кстати, определено место героя в повествовании. Писатель не жалеет ярких красок, чтобы воссоздать образ человека труда, наделить его красотой, природной силой, нравственной чистотой, стремлением к совершенству.

Произведения X. Теунова — социально-психологический роман «Род Шогемоковых», лиро-эпический роман «Подари красоту души», повести «Новый поток» и «Золотое утро» стали вехами в развитии кабардинской художественной прозы.

Наиболее значительное художественное произведение X. Теунова роман «Род Шогемоковых» общей проблематикой, жанровой и сюжетно-композиционной особенностями, решением поставленных художественных задач продолжает лучшие традиции общесоюзного историко-революционного романа 30−50-х годов:

В художественных произведениях X. Теунова сильно публицистическое начало, недаром он начинал как журналист и очеркист, но публицистичность не мешает художественности, не вытесняет ее, а дополняет.

Природа у X. Теунова под стать человеку и переживаемому моменту: мощная, прекрасная, незыблемая, как и герои. В его произведениях нередко встречаются природные пейзажи, особенно философски насыщенные: моменты затишья, ожидания перед каким-либо решающим моментом (сдвигом) в жизни героя и т. д.

Уже отмечалось, что талант X. Теунова многогранен и своеобразен: очеркист, новеллист, сценарист, романист, переводчик, критик и литературовед — он многое сделал, чтобы кабардинская литература достигла определенных вершин, стала вровень с литературами зрелыми.

О каждой грани таланта X. Теунова следует говорить отдельно и серьезно. К примеру, переводческая деятельность X. Теунова вовсе не исследована. А ведь именно благодаря ему произведения Пушкина, Гоголя, Крылова, Горького, Фадеева стали достоянием широкого кабардинского читателя.

Темой отдельного исследования, вероятно, станет критическая и литературоведческая деятельность X. Теунова, ведь именно он стал автором первого фундаментального литературоведческого труда «Литература и писатели Кабарды». В этом труде были опубликованы его первые статьи о национальном фольклоре, об особенностях формирования и.

149 развития национальной литературы, глубокие по содержанию художественные очерки о творчестве Шоры Ногмова, Бекмурзы Пачева, Али Шо-генцукова.

Есть одна особенность, которая характеризует творчество X. Те-унова: его произведения идут от жизни, от фактических событийв течение всего творческого пути он был в гуще этих событий. Журналистская деятельность давала Теунову возможность принимать самое непосредственное участие в жизни республики, освещать в печати достижения тружеников села. Творчество его — конкретное, реальное, строящееся на факте, и это касалось не только очерков, документальных эссе, это касалось и художественных произведений. Героями книги «Весна — пора обновления» стали его современники: колхозники, рабочие, деятели культуры и науки — лучшие представители народа, люди, с которыми он встречался, беседовал, интересовался их проблемами.

Начав с работы рядового журналиста районного масштаба, Х. Теунов достиг многого: стал лауреатом Республиканской премии в области литературы, работал секретарем обкома комсомола, Председателем Президиума Верховного Совета КБАССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

X. Теунов вырастил не одно поколение писателей и поэтов, будучи председателем Союза писателей Кабардино-Балкарии, многим, сегодня известным в республике и за ее пределами деятелям литературы и искусства, X. Теунов помог определить жизненный и творческий путь. Это и Адам Шогенцуков, и Зубер Тхагазитов, и Борис Кагермазов, и многие другие. Адам Шогенцуков вспоминал: «Хачим Теунов искал, находил и направлял на правильный путь и молодых художников, скульпторов, инженеров, юристов, врачей, артистов, композиторов, певцов.».

Кабардинская литература произведениями X. Теунова достигла определенных высот реалистического повествования, значительно углубила свою идейно-художественную направленность, на новую высоту подняла мастерство художественного изображения действительности, реалистически глубоко и достоверно решила проблему национального характера в прозе.

Творчество X. Теунова характеризуется единством и целостностью художественных достижений: в каком бы жанре ни работал писатель, он умел глубоко проникнуть в события, в гущу жизни, умел правильно оценивать их, талантливо решал проблемы «вечных истин» как на историческом, так и на современном материале.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Мысли разных лет. — Алма-Ата, 1961, — 353 с.
  2. Ч. В соавторстве с землею и водой. Фрунзе, 1978, — 406 с.
  3. Л. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев, 1971, — 159 с.
  4. А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968, — 290 с.
  5. В. От фольклора к народной книге. Л., 1973, — 342 с.
  6. Байрон. Дневники. Письма. М., 1965, — 440 с.
  7. X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994, — 148 с.
  8. Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1978, — 384 с.
  9. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, — 444 с.
  10. Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, — 1974, 288 с.
  11. В.Г. ПСС, т.т.5, 7 631 е., 799 с.
  12. Р. Орбиты взаимодействия. М., 1983, — 248 с.
  13. А. Роман и современность. М., 1977, — 414 с.
  14. А.Н. Историческая поэтика. Л., 1989, — 404 с.
  15. А.М. Героический эпос «Нарты» и его генезис. -Краснодар, 1967, 423 с.
  16. Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала, 1986, — 231 с.
  17. Ч. Этот живой феномен. М., 1988, — 429 с.
  18. А.М. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М. 1993, — 198 с.
  19. Гей Н. О художественности. -М., 1980, 124 с.
  20. Героический эпос народов СССР. Л., 1979, — 750 с.
  21. Л. О психологической прозе. Л., 1971,-464 с.
  22. В. Роман и революция. М., 1973, — 215 с.
  23. В. Черты романа XX века. М., Л., 1965, — 548 с.
  24. Ф.М. Дневник писателя за 1873 год. М., — 521 с.
  25. Л. Русский советский роман (национальные традиции и новаторство). Л., 1967, — 340 с.
  26. Л. Методологические вопросы в фольклористике. -Л., 1978,-206 с.
  27. Д. Мир романа. М., 1973, — 535 с.
  28. Р. Адыгский исторический роман. Нальчик, 1999, -116 с.
  29. А. Обретение художественности. М., 1979, — 176 с.
  30. Л. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962, -148 с.154
  31. КожинОв В. Происхождение романа. м., 1963, -439 с.
  32. Ф. Советский роман. М., 1963, — 274 с.
  33. Г. Сила реализма. М., 1972, — 290 с.
  34. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993, -959 с.
  35. Е. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Нальчик, 1979, — 102 с-
  36. Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963,-462 с.
  37. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986, — 318 с.
  38. Многонациональный советский роман. Закономерности развития современного романа. М., 1966, — 307 с.
  39. Н. Человек, среда, общество. М., 1982, — 240 с.
  40. А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик, 1987, — 167 с.
  41. А.Х. Поиски и свершения. Нальчик, 1978, — 157 с.
  42. А.Х. Северокавказский роман. Художественное и этнокультурная типология. Нальчик, 1993, — 192 с.
  43. Н.С. Ритмы единения. Киев, 1986, — 324 с.
  44. Н.С. Типологические особенности реализма. М., 1972, — 246 с.155
  45. Налоев 3. Послевоенная кабардинская поэзия (1945−1956). -Нальчик, 1970, 194 с.
  46. Налоев 3. Из истории адыгской культуры. Нальчик, 1978, — 192 с.
  47. H.A. ПСС, т.12, М., 1953, 527 с.
  48. В. Художественная правда и диалектика творчества. -М., 1971,-400 с.
  49. С. Реализм. — М., 1964, 490 с.
  50. Пути развития современного советского романа. М., 1961, — 362 с.
  51. Роман и современность. Сб. ст. М., 1971, — 264 с.
  52. Советский многонациональный роман. М., 1985, — 290 с.
  53. Современный советский роман. М., 1979, — 244 с.
  54. К. Динамика жанра (особое и общее в опыте современного романа). М., 1989, -153 с.
  55. К. Расул Гамзатов. Махачкала, 1973, — 222 с.156
  56. . Исторические судьбы реализма. М., 1970, — 453 с.
  57. А. Балкарская проза. Нальчик, 1974, — 174 с.
  58. Толгуров 3. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991, -285 с.
  59. Толгуров 3. Движение балкарской поэзии. Нальчик, 1984, — 250 с.
  60. Л.Н. Переписка с русскими писателями. М., 1978, — 495 с.
  61. Л.Н. ПСС, т.ЗО, М., 1951,-606 с.
  62. Тхагазитов ЮМ Художественный мир Али Шогенцукова. Нальчик, 1994, — 130 с.
  63. Ю.М. Адыгский роман. Нальчик, 1987, — 112 с.
  64. Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1972, — 174 с.
  65. Фольклор адыгов в записях и публикациях Х1Х-начала XX века. -Нальчик, 1979, -404 с.
  66. Г. Поэтика русского реализма. Л., 1971, — 291 с.
  67. А.Х. Али Шогенцуков. Нальчик, 1993, — 320 с.
  68. А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978, — 260 с.
  69. Р. Адыгские просветители второй половины XIX-начала XX веков. Нальчик, 1983, -244 с.
  70. М. Лев Толстой как художник. М., 1965, — 507 с.
  71. М. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976, — 416 с.
  72. Хут Ш. Несказочная проза адыгов. Майкоп, 1989, — 194 с.
  73. Т. В защиту человека. Майкоп, 1992, — 188 с.
  74. К. Главная мера человек. — М., 1974, — 263 с.
  75. А. Фольклорные традиции в младописьменном романе.//Советский роман. Новаторство, поэтика, типология. -М., 1978.
  76. Е. Радость встречи с книгой.// «Кабардино-Балкарская правда», 1975, 18 июня.
  77. П.Н. О многочисленном характере советской литерату-• ры.//Ученые записки ЛГУ, серия филологических наук, 1949, выпуск16.
  78. Д., Диденко А. О книге X. Теунова «Новый поток». //Кабардинская правда, 1950, 22 февраля.
  79. В. Хачим Теунов.//Х. Теунов. Избранное. М., 1957.
  80. И. Глашатай братства: к 70-летию X. Теуно-ва.//Кабардино-Балкарская правда, 1982, 21 мая.159
  81. Н. Главная песнь песнь жизни.//Теунов X. Избранное. -М., 1976.
  82. . Сеятель доброго: к 80-летию со дня рождения X. Теунова.//Кабардино-Балкарская правда, 1992, 14 ноября.
  83. X. Служа прекрасному всем сердцем (к 70-летию X. Те-унова)//Университетская жизнь, 1982, № 20.
  84. Н.В. Сердечная книга. (О книге X. Теунова «Новый поток»).//Новый мир, 1953, № 3.
  85. М.М. Учитель учителей: (Х.И. Теунов)//Кармоков М. М. Созвездие. Нальчик, 1986.
  86. Л. У живого истока.//Кашежева Л. Совершеннолетие пера. Нальчик, 1968.
  87. М. Испытание нравственных сил народа.//Кабардинская правда, 1946, 24 июня.
  88. В. Становление.//Книжное обозрение, 1977, № 15.
  89. А. Повести о дружбе и юности.//Кабардино-Балкарская правда, 1974, 4 октября.160
  90. С. Первая книга кабардинской прозы./Югонек, 1950, № 23.
  91. М., Сокуров М. Он нашел верный путь.//Кабардино-Балкарская правда, 1972, 26 мая.
  92. Л. Повесть о детстве Ахмеда (рец. На повесть «Ахмед»)/^ итературная Россия, 1965, 17 сентября.
  93. Дж. От мертвого к живому.//Сб. Кабардино-Балкария, вып. 1, -Нальчик, 1933.
  94. Дж. Поэты Кабарды и Балкарии.//Революция и горец, -Ростов-на-Дону, 1933, № 5.
  95. X. Теунова на иностранных языках.//Кабардино-Балкарская правда, 1957, 30 октября.161
  96. Сборник произведений X. Теунова.//Кабардинская правда, 1949, 27 декабря.
  97. . Светлый путь.//Советская Украина, 1953, кн.1.
  98. Тхагазитов 3. Щедрость таланта: к 75-летию X. Теуно-ва.//Кабардино-Балкарская правда, 1987, 30 апреля.
  99. Н. Чтобы вспомнить теплым словом (о писателе X. Теунове).//Кабардино-Балкарская правда, 1993, 27 апреля.1.l
  100. X. Две повести. М., 1974, — 272 с.
  101. X. Избранное. М., 1976, — 354 с.
  102. X. Испытание.//Советская кабардинская драматургия. -М., 1957.
  103. X. Новый поток. Рассказы и очерки. М., 1952, 254 с.
  104. X. Подари красоту души (Роман. Повесть. Рассказы). -М., 1966, -304 с.
  105. X. Путь на Эльбрус (Сказ о Кабардино-Балкарии). Нальчик, 1982, — 208 с.
  106. X. Свет с Севера: рассказы о поэтах. М., 1956, — 192 с.162
  107. X. Род Шогемоковых. -М., 1981, 368 с.* *
  108. X. Из дневника.//Дружба народов, 1960, № 2.
  109. X. Национальное и интернациональное в литерату-ре.//Дон, 1959, № 8.
Заполнить форму текущей работой