Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические и социально-педагогические услуги

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует особо выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: семья, находящаяся в социально опасном положении, — это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение… Читать ещё >

Социально-психологические и социально-педагогические услуги (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психологическая и педагогическая помощь разным типам семей с детьми Все семьи, оказавшиеся в ситуации неблагополучия, можно разделить на две категории:

— семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации — это семьи, в которых возникла ситуация неблагополучия, объективно нарушающая жизнедеятельность одного или всех ее членов: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротством, малообеспеченностью, безнадзорностью, отсутствием определенного места жительства, одиночеством и др.;

семьи, находящиеся в социально опасном положении — это семьи, в которых жизнь и здоровье наиболее незащищенных ее членов (дети, женщины, инвалиды, граждане преклонного возраста и др.) подвергаются реальной опасности; а также семьи, где родители и (или) законные представители не справляются со своими обязанностями по воспитанию, обучению и содержанию детей, ведут антиобщественный образ жизни, отрицательно влияющий на поведение детей.

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные.

  • Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.
  • Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер, захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи часто занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.
  • Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психологических кризисов. Трудности и критические жизненные ситуации вызывают у одного или обоих супругов стресс, кризис различной степени психического напряжения. В медицине это называется психотравмирующими факторами.

Таким образом, в семье создается сугубо отрицательная психологическая обстановка; в таких условиях ссоры и конфликты между супругами приобретают разрушительный характер.

Следует особо выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: семья, находящаяся в социально опасном положении, — это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; семей, находящихся в трудной жизненной ситуации[1].

Основными критериями отнесения семей к категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, являются:

  • — наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического и психологического насилия);
  • — отсутствие условий для воспитания детей (малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, жилья у родителей и т. д.);
  • — отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (родители (родитель) злоупотребляют алкоголем, не работают, употребляют наркотические средства, ведут аморальный образ жизни);

родители, временно неспособны заботиться о детях из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок;

сиротство, безнадзорность детей, конфликты и жестокое обращение в семье.

Также, все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы.

  • Социально-экономические проблемы. К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.
  • Социально-бытовые проблемы. По смысловому содержанию сходны с социально-экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи и т. д.
  • Социально-психологические проблемы. Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее — брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье.
  • Проблемы стабильности современной семьи. Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.
  • Проблемы семейного воспитания. В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания.
  • Проблемы семей группы риска. Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер.

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителейинвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др.

Социально-психологическая поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии, различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботиться, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Социально-психологическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении. Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций.

Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность, но социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи и организована в России на государственном уровне.

Проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме, но несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы социально психологической помощи семьи остаются весьма актуальными.

  • [1] См.: Павлеиок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб, пособие / под ред. проф. П. Д. Павленка. М.: ИНФРА-М, 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой