Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политические интересы. 
Политические институты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политические институты включают в себя политические учреждения с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительным аппаратом (институтами политической власти являются правительство, законодательное собрание, государственный или городской совет, партии, ассоциации и т. д.). Степень развитости политических институтов свидетельствует об уровне развития и типе общества, его… Читать ещё >

Политические интересы. Политические институты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С политическими интересами людей связано их участие в политической деятельности, отношение к политике. При осмыслении политических интересов большую роль играют все непосредственные субъекты политики — государство, партии, движения, политические лидеры, используется идеологический аппарат, средства массовой информации. Они пытаются увязать различные интересы людей с теми целями, ориентирами, средствами, в которых заинтересованы сами. Если это не удается, то возникают новые политические институты, которые берут на себя защиту и реализацию тех или иных интересов. И поскольку разные социальные группы находятся в разном положении, то к одной и той же проблеме они подходят по-разному, следовательно, их интересы сталкиваются или совпадают, т. е. служат источником политических отношений.

Политические интересы реализуются через политические отношения при помощи политических средств: решения партийных, государственных органов, давления на парламент, правительство, поддержки политических движений, лидеров. Через эти средства идет процесс превращения многообразных по своему содержанию неполитических интересов в политику. Когда человек делает свой выбор в политике, начинает поддерживать те партии, тех политиков, лидеров, которые способны материализовать его интересы в политике и законодательстве, то это означает, что он осознал и выразил свой политический интерес. Политический интерес — это стремление изменить свое социальное положение с помощью политических средств. Основой политического интереса является зависимость положения человека от сферы политики. Вместе с тем содержание политического интереса зависит от самого субъекта (человека), его социального положения, от исторических условий, от уровня развития политических отношений в обществе.

Человек может реализовать свой интерес, будучи членом определенной группы. Но это не значит, что его индивидуальный интерес тождествен интересу группы. Интересы человека, группы, общества могут не совпадать. Решение этой проблемы не в провозглашении приоритета тех или иных интересов, а в том, чтобы гармонизировать их. Необходимо осознание политических интересов различными социальными группами, политическими институтами, нациями, самим индивидом. Процесс формирования многопартийной системы в России как раз свидетельствует о том, что происходит процесс осмысления политических интересов.

Политические интересы приобретают вес и значение, когда они осмыслены, выражены их субъектами и реализуются через деятельность властных структур, политическое влияние партий, движений, через средства массовой информации, забастовки, митинги, демонстрации и т. п. Поэтому политический процесс сопровождается политической институционализацией, которая характеризует превращение какого-либо политического явления или движения в организованное учреждение, в формализованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти различных уровней и другими признаками организации: дисциплиной, правилами поведения. Начальные формы институционализации возникают на уровне массовых или групповых политических движений, волнений, когда в них возникают упорядоченные, направленные действия, лидеры, способные их возглавить, организовать, а затем и постоянные руководящие группы, и само явление поддается управлению. Более развитые формы институционализации представлены сложившейся политической системой общества со сформированными политическими институтами институциональной власти, учреждениями, политическими ассоциациями.

Политические институты включают в себя политические учреждения с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительным аппаратом (институтами политической власти являются правительство, законодательное собрание, государственный или городской совет, партии, ассоциации и т. д.). Степень развитости политических институтов свидетельствует об уровне развития и типе общества, его политической системе. С этой точки зрения политические институты демократических, авторитарных; тоталитарных государств существенно различаются.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить ангажирующие, т. е. предполагающие свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти, и неангажирующие, антидемократические, тоталитарные, политические процессы.

Положив в основание классификации понятие народа как основного политического субъекта, чья властная воля формируется в виде законодательного процесса, получим следующие типы политических процессов: прямая демократия, где население непосредственно влияет на властные структуры и определяет содержание законодательного процесса. Схема этого взаимодействия такова: народ —? законодательный процесс.

Непосредственное волеизъявление народа легитимизирует политическую власть.

Представительная демократия, где народ выдвигает представителей, выполняющих функции принятия законодательных актов и повседневного управления государством. Тем самым в структуре политического процесса появляется институт выборных представителей, несущий известную ответственность за осуществление власти перед избравшим их народом. Представительную демократию отражает следующая схема:

народ —*- законодатель —" — законодательный процесс.

Плюралистическая демократия. Эта разновидность демократического процесса связана с эволюцией республиканского строя, что проявляется в возникновении многоликих политических ассоциаций, усиливающих способности вступающих в них граждан влиять на содержание управленческих решений. Схематически это можно отразить так:

народ —группы давления —законодатель —? законодательный процесс.

По степени публичности осуществления элитой и электоратом своих функций, выполнения отправления государством своих полномочий и прерогатив можно выделить открытый и скрытый (теневой) политические процессы. Открытый политический процесс характеризуется тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений. Открытость политического процесса выражается также в непрерывных контактах между группами, гражданами и институтами власти, в обсуждении частных и общих целей, корректировке политического курса, осуществляемой под воздействием общественного мнения.

Теневой процесс базируется на неформальных политических структурах и центрах власти. В качестве центров власти, к которым апеллируют в таком случае граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и непризнанные государством структуры.

Исходя из характера преобразования власти, следует выделить эволюционные и революционные политические процессы.

По степени устойчивости основных форм взаимодействия социальной и политической структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов и носителей власти можно выделить стабильный и нестабильный политический процесс.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой