Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория клеймения. 
Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно Р. Лэйнгу (1995) любое, даже психическое, отклонение можно понять, только обратившись к исследованию той социальной системы, в которую включен индивид. В отличие от полноценной личности, обретшей целостность со своим трансцендентным, духовным, глубинно психическим началом, невротические и психотические качества показывают «застревание» сознания. Это хорошо подметил сам Лэйнг: «Мистики… Читать ещё >

Теория клеймения. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основное положение этой теории состоит в том, что только тогда можно знать, определять ли данное действие как девиантное, когда обнаруживается реакция на него другого человека. Девиантное поведение не является качеством, выражающимся собственно в поведении, но в интеракции между людьми, которых это действие затрагивает, которые на него реагируют: общественные группы утверждают девиантное поведение посредством того, что устанавливают правила, нарушение которых конституирует девиантное поведение; действие этих правил они распространяют на определенных людей, которых клеймят как аутсайдеров.

Согласно Р. Лэйнгу (1995) любое, даже психическое, отклонение можно понять, только обратившись к исследованию той социальной системы, в которую включен индивид. В отличие от полноценной личности, обретшей целостность со своим трансцендентным, духовным, глубинно психическим началом, невротические и психотические качества показывают «застревание» сознания. Это хорошо подметил сам Лэйнг: «Мистики и шизофреники попадают в один и тот же океан; но если мистики там плавают, то шизофреники тонут»[1]. Ему вторит С. Гроф: «Для того чтобы определить, что нормально, а что патологично, следует опираться не на содержание и характер переживаний человека, а на то, что он с ними делает и в какой мере способен интегрировать эти необычные переживания в своей жизни»[2].

Э. Гоффман (1963) выделяет три стигмы: 1) физическая стигма (хромота, слепота, увечья); 2) люди с недостатками воли — алкоголики, наркоманы, душевнобольные; 3) расовая стигма (например, негры). Сюда можно добавить морально-правовую стигму (преступники, проститутки). Личность с морально-правовой стигмой можно охарактеризовать как однажды дискредитировавшую себя с нравственной и правовой стороны в глазах общественности. Э. Гоффман, таким образом, дихотомически разделил людей на «нормальных» и «стигматизированных», чей внешний вид и образ жизни отклоняются от общепринятых норм той или иной социальной общности. Стигматизация, с его точки зрения, объясняет клеймение человека (Гоффман Э., 2004).

Обобщение основных подходов теории клеймения (стигматизации) позволяет сделать следующие выводы:

  • • развитие теории клеймения ставит под сомнение различия между девиантностью и недевиантностью и исходит из того, что значимость качества поведения может оцениваться только через интерпретации, развивающиеся в процессе интеракций;
  • • моральное качество поступка определяется тем, как его определяют и оценивают другие люди;
  • • процесс клеймения зависит не только от вида поступка и его общественной значимости, но и от социального статуса нарушителя правил и отношений;
  • • основное внимание направлено на процесс перехода от первичной к вторичной девиации. Вследствие стигматизации личность утверждается в девиантном статусе, далее может развиваться определенный девиантный стиль жизни;
  • • фактором, усиливающим девиации, является то, каким образом отдельные люди и группы получают достаточную власть и влияние в процессе клеймения других людей с позиций девиантности.
  • [1] Цит. по: Капра Ф. Уроки мудрости. Разговоры с замечательными людьми. М., 1996. С. 122—123.
  • [2] Цит. по: Там же С. 114—115.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой