Принцип партнерства как основополагающий принцип парадигмы развивающего образования предполагает, что в образовательном процессе все его участники могут выступать как в позиции Автора, имеющего свою точку зрения на обсуждаемую проблему, так и в позициях Понимающего и Критика. Поэтому дискуссия, предполагающая все эти позиции, является основополагающей техникой развивающего обучения взрослых.
Для организации культурной коммуникации и управления ею существует такой инструмент, как схема сложной коммуникации (рис. 3.12) [18, 40].
Из схемы видно, что для коммуникации сначала должно быть авторское высказывание, точка зрения, предъявляемая в виде определенного устного или письменного текста (А). Понимание авторской точки зрения осуществляется через ее реконструкцию — построение первичного образа и его уточнение посредством вопросов на понимание (П). Далее, для проявления альтернативной точки зрения, вводится позиция критика (К). В дискуссии происходит совмещение конкурирующих точек зрения посредством синтеза, их оценка и конструирование новых смыслов (Д).
![Схема сложной коммуникации.](/img/s/8/34/1417334_1.png)
Рис. 3.12. Схема сложной коммуникации
Обозначения:
А — Автор. П — Понимающий.
Кр — Критик.
ОК — Организатор коммуникации.
Д — Дискуссия Таким образом, сложная коммуникация предназначена для развития мысли посредством сохранения вклада каждого ее участника [40, с. 117]. Организация коммуникации, по О. С. Анисимову, это «согласование различных видов мыследействий коммуникантов в рамках соответствующих позиций (функциональных мест в структуре коммуникации), приводящее к эффекту совместного движения мысли» [там же].