Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общая характеристика Конституции Тунисской Республики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новая Конституция Туниса является пространной: она состоит из 10 глав и 149 статей и начинается с преамбулы, в которой провозглашаются главные принципы тунисского государства. Среди них: приверженность исламу, общечеловеческим ценностям, арабо-мусульманской идентичности; национальное единство, основанное на гражданстве, братстве, солидарности и социальной справедливости; республиканский… Читать ещё >

Общая характеристика Конституции Тунисской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прежняя Конституция Туниса, принятая в 1959 г., была одной из самых «старых» и кратких конституций арабского мира. События января — апреля 2011 г. положили начало так называемой «арабской весне». В результате президент Туниса Зин аль-Абидип Бен Али бежал из страны, и появилась необходимость принять новый основной закон государства.

Работа над проектом новой тунисской Конституции началась в октябре 2011 г., когда в Национальном учредительном собрании заработали шесть комиссий, представляющих политические партии, пропорционально их представительству в парламенте. Дебаты и голосование проводились по каждой отдельной статье. Горячие споры развернулись между исламистами и светскими.

политическими силами по вопросу о введении в проект новой Конституции нормы о том, что шариат служит основным источником законодательства. Точка в споре, но вопросу о шариате была поставлена 26 марта 2012 г., когда пресс-центр исламистской партии «Движение Возрождения Ан-Нахда» сообщил, что первая статья Конституции останется в прежнем виде. Министр юстиции Нуреддин Бхири гак прокомментировал итог борьбы: «Тунисское законодательство не нуждается в этом, так как оно в целом не противоречит мусульманскому праву». Его поддержали министр внутренних дел, министр иностранных дел и министр по правам человека и правосудия переходного периода[1].

Другим важнейшим вопросом конституционной реформы в Тунисе стал вопрос о форме правления и соотношении исполнительной и законодательной власти, а именно — принципиальный выбор между парламентской и президентской республиками (в арабском мире всего две парламентские республики: Ливан и Ирак). Исламисты выступали за парламентскую республику и ограничение исполнительной власти в пользу законодательной; светские партии (Конгресс за республику и Демократический форум за труд и свободы) поддерживали президентскую форму правления; новая центристская Республиканская партия высказывалась в пользу смешанной системы.

26 января 2014 г. депутаты Национальной ассамблеи большинством в 200 голосов (из 217) проголосовали за принятие новой Конституции. Результаты этого голосования означали, что (в соответствии с Конституцией) референдум проводиться не будет, так как новый Основной закон утвержден законодательным органом большинством в 2/3 голосов. Подписанная высшим руководством страны (президентом, премьер-министром, председателем парламента), 27 января 2014 г. новая Конституция Тунисской Республики (далее — Конституция Туниса) вступила в силу.

Спикер тунисского парламента Мустафа Бен Джаффар охарактеризовал эту Конституцию как «результат консенсуса», который поможет в дальнейшем построить демократическое государство, основанное на «праве и равенстве». Западная пресса охарактеризовала ее как одну из самых прогрессивных в арабском мире; «исторической вехой» назвал принятие тунисской Конституции глава ООН Пан Ги Мун. Глава дипломатии ЕС того периода Кэтрин Эштон также поздравила Тунис с этим событием, отметив, что эффективный национальный диалог позволил стране поддержать курс на «демократический переход».

Действительно, конституция любой страны закрепляет прежде всего новое соотношение политических сил. В отличие от новой Конституции Египта, закрепившей победу военных над исламистами, в тунисском Основном законе закреплены итоги национального диалога и тот консенсус, который был достигнут между исламскими и светскими политическими партиями. Документ при этом нс потерял своих исторических достижений и традиционных ценностей.

Новая Конституция Туниса является пространной: она состоит из 10 глав и 149 статей и начинается с преамбулы, в которой провозглашаются главные принципы тунисского государства. Среди них: приверженность исламу, общечеловеческим ценностям, арабо-мусульманской идентичности; национальное единство, основанное на гражданстве, братстве, солидарности и социальной справедливости; республиканский демократический режим; гражданское общество, в котором суверенитет принадлежит народу; принцип разделения властей; политический плюрализм и политическая конкуренция, верховенство права; уважение прав и свобод человека; равенство прав и обязанностей граждан — мужчин и женщин; независимость судебной власти; равноправное развитие регионов; во внешней политике — укрепление единства стран Магриба; интеграция с мусульманскими и африканскими странами и сотрудничество с другими зарубежными государствами; поддержка борьбы угнетенных за свои права и поддержка принципа права народов на самоопределение; поддержка национально-освободительных движений, в том числе палестинского освободительного движения, а также выступление против всех форм оккупации и расизма.

Статья 1 Конституции, провозглашающая, что «Тунис — свободное, независимое и суверенное государство; его религия — ислам, язык — арабский, государственный строй — республика», теперь дополнена положением о том, что «эта статья не может быть изменена». То же положение относится и к ст. 2, в соответствии с которой Тунис является гражданским государством, основанным на «воле народа и верховенстве права».

Тунис остался верен своим сскулярным традициям, поэтому ислам провозглашается «религией государства», но при этом гарантируется свобода вероисповедания, совести и отправления религиозных культов (ст. 6). Дословно ст. 6 гласит, что государство является «пастырем» и защитником религии. Интересно положение этой статьи о том, что государство нацелено на исключение из религиозной практики «такфира» (обвинения в неверии) и подстрекательства к насилию[2]. Совершенно очевидно, что этим положением государство обозначает свое намерение бороться с экстремизмом не только в политической сфере, но и в религиозной практике, что, видимо, будет закреплено в текущем законодательстве.

Не было одобрено предложение депутата от левой партии об отмене смертной казни[3]. Однако Тунис стал одним из немногих арабских государств, которое закрепляет приоритет международных договоров, одобренных и ратифицированных палатой депутатов, над внутренним законодательством (ст. 19).

В соответствии с предыдущей Конституцией 1959 г. Тунис был президентской республикой, характерной чертой которой являлась легализация личной власти и сильная централизация государственного управления.

Исполнительная власть была фактически независима от законодательной, президент же наделен широкими полномочиями: в прежней Конституции более 20 статей регулировали полномочия главы государства в разделе «Исполнительная власть». Самый сложный вопрос, стоявший на повестке дня конституционной реформы 2011 г., был решен в новой Конституции Туниса в пользу смешанной республики, когда исполнительная власть делится между избираемым президентом и премьер-министром, назначаемым парламентом.

Внесение поправок в Конституцию Туниса отрегулировано по «жесткому» сценарию. Предложить поправки имеют право президент или треть членов палаты депутатов. Каждое предложение должно быть представлено в Конституционный суд для подтверждения того, что такие предложения не относятся к статьям, которые в соответствии с Конституцией, не могут быть изменены. Конституционные поправки принимаются абсолютным большинством членов палаты депутатов. Президент может вынести конституционные поправки на всеобщий референдум.

  • [1] Цит. по: Кашина А. А. Ситуация в Тунисе: март 2012 г. [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. 2012. 27 аир. URL: http://www.iimes.ru/?p=14 630 (дата обращения:09.06.2016).
  • [2] Это понятие восходит к Средневековью и означает отделение грешника-мусульма-нина от неверующего, отступника. Такфир сейчас более всего используется салафитами, радикальными исламистами, которые выступают с призывами ориентироваться на образжизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков, квалифицируя всепозднейшие нововведения в исламе как результат его контакта с Западом.
  • [3] С 1991 г. в Тунисе не применяется смертная казнь.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой