Лекция 4 ГИПОТЕЗА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Гипотеза в прикладном социологическом исследовании — это научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями, о фактах, детерминирующих эти связи. Она конкретизирует цель исследования и представляет собой главный методологический инструмент, организующий процесс исследования, подчиняющий его внутренней логике… Читать ещё >
Лекция 4 ГИПОТЕЗА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
План лекции.
- 1. Сущность и функции научной гипотезы.
- 2. Формирование гипотез в социологии.
- 3. Типологизация гипотез.
Сущность и функции научной гипотезы
Рассмотрим первый вопрос плана лекции — «Сущность и функции научной гипотезы».
Социологическое исследование — сложный теоретикоэмпирический процесс. Одним из элементов его теоретикометодологического раздела является построение гипотез.
Разработка гипотез является необходимой и обязательной фазой процесса научного исследования, она создает важную предпосылку дальнейших этапов исследования.
Обычно процесс исследования начинается с определения и разработки проблемы. Поставленный перед проблемой исследователь попытается с помощью имеющихся знаний и прежнего опыта объяснить то, что еще полностью не познано. На основе своих знаний и опыта он строит предварительное объяснение проблемы, допущение, которое должно наиболее полно охватить и объяснить соответствующее (содержащее проблему) явление. По отношению к проблеме это означает: исследователь разрабатывает предположительно истинный алгоритм для реализации поставленной (проблемной) цели. В научном словоупотреблении такое допущение называется гипотезой.
Этим гипотеза отличается от теории, которая носит достоверный, научно доказанный характер. Выдвижение, обоснование и доказательство гипотезы — необходимый момент развития научного знания. Все науки развиваются посредством гипотез и все теории проходят стадию гипотез. Но познавательное значение гипотезы различно. Одни гипотезы носят предварительный, рабочий характер, служат для первоначальной систематизации фактов, другие — используются для более глубокого объяснения фактов и со временем, после подтверждения их практикой, могут стать научно достоверными теориями. Когда отсутствует достоверная теория, гипотеза является формой, в которой подведены итоги познания предмета, поэтому в обыденном сознании она сливается с теорией. Мы говорим: теория происхождения жизни на Земле академика Опарина. В действительности это достаточно обоснованная Гипотеза. Гипотетичны также наши знания о происхождении планет Солнечной системы, о существовании живой материи на других планетах Солнечной системы и т. п. Часто в науке одновременно существует несколько гипотез, по разному объясняющих одно и тоже явление. Из этих конкурирующих между собой гипотез выбирается наиболее вероятная, которую и стремятся впоследствии доказать.
Гипотеза — это важное средство формирования новых знаний в процессе творческого решения задачи.
Гипотеза — есть предположение о каких-то свойствах и закономерностях действительности. В отличие от теории, гипотеза представляет систему знаний, истинность которых не нашла окончательного подтверждения.
Значение гипотезы состоит в том, что она является формой перехода от известного к неизвестному.
Понятие гипотезы как «научное предположение» — включает большое содержание в это определение, так как сюда входят такие важные компоненты как:
- 1) определенное знание;
- 2) это знание носит вероятностный характер;
- 3) это знание, по сравнению с уже имеющемся, содержит качественно новые моменты;
- 4) это знание каким-то образом обосновано;
- 5) это знание разрешает определенные противоречия.
Таким образом, гипотеза в социальном познании может представлять собой:
- а) разработанную систему знания (развернутую гипотетическую «теорию»);
- 6) принципиальное положение общественной науки, гипотетическую закономерность, тенденцию;
- в) обоснованное предположение о характере социальных объектов, их структуре и взаимодействии.
Социологическое исследование мы рассматриваем как один из видов социального познания, поэтому гипотезы в социологическом исследовании обладают определенной спецификой, определенной особенностью.
Гипотеза в прикладном социологическом исследовании — это научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями, о фактах, детерминирующих эти связи. Она конкретизирует цель исследования и представляет собой главный методологический инструмент, организующий процесс исследования, подчиняющий его внутренней логике. Методологическая роль гипотезы прикладного социологического исследования проявляется в том, что она является звеном между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования. Гипотеза — этот методологический инструмент, организующий процесс исследования.
В социологической науке к гипотезам разработан и проверен практикой целый ряд требований. Эти требования следующие:
- — во-первых, гипотеза должна быть эмпирически проверяема на основе имеющейся теоретической базы исследования с помощью методических и применяемых технических средств (это дает возможность измерить наличие тех связей и отношений, предположение и утверждение о которых в ней зафиксировано);
- — во-вторых, ко всем фактам и явлениям, которые гипотеза объясняет в контексте данного исследования — она должна быть приложима;
- — в-третьих, гипотеза должна включать понятия, получившие предварительную интерпретацию (т. е. эмпирически подтверждена) .
Для социологов гипотеза является средством реализации цели исследования, следовательно основная функция гипотезы состоит в получении новых научных высказываний, которые совершенствуют существующие знания или обогащают его путем стремления к новым научным результатам.
Гипотеза, по ее логической форме является заключением. Именно заключением, в котором подмножество или, по меньшей мере, элемент множества предпосылок неизвестны. Тем самым гипотеза представляет собой также переход от «незнания» к «знанию».
Научная гипотеза есть «новое», но лишь вероятностное научное высказывание относительно прежде известного обстоятельства. Сама по себе функция гипотезы — быть «новым» высказыванием — малоэффективна; практически или теоретически оперировать новыми высказываниями (например, о причинах определенного явления) — можно лишь в том случае, если:
- а) новые высказывания являются научным выводом из доказанных обстоятельств;
- б) они представляют собой высказывания, полученные путем научных (например, логических) заключений, в целях объяснения соответствующего явления;
- в) абстрагированы из эмпирических данных и подтверждены практикой, либо соответствующей теорией.
Если (разработанные в качестве попытки решения проблемы) новые высказывания отвечают названным требованиям и носят «вероятностный» характер, то они могут считаться научными гипотезами. Вероятностный характер гипотез вытекает из их недостаточной обеспеченности, подтвержденными элементами знания. В этом состоит, с одной стороны, прогностическое значение гипотез для разработки теории, а с другой — их основополагающее значение для применения и спецификации в области социальных исследований.
Переходим ко второму вопросу плана лекции — «Формирование гипотез».