Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные стратегии управления процессами интеграции детей-инвалидов в общество

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ребенок-инвалид уязвим более чем кто-либо, так как изначально весь процесс его развития и воспитания проходит в социуме семьи, где родители в большинстве случаев не имеют представления о необходимости единой системы медико-педагогической и социальной реабилитации. При первой же попытке интеграции в обычное общество и ребенок и мать чувствуют на себе положение «изгоя». На этом фоне социальной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВАЛИДНОСТИ
    • 1. 1. Социальные отношения и институты социальной реабилитации в существующей государственной системе управления
    • 1. 2. Социальные индикаторы в управлении медико-социальными процессами реабилитации инвалидов
  • ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2. 1. Основные принципы управления процессами интеграции детейинвалидов в общество
    • 2. 2. К вопросу интеграции социально-реабилитационных программ

Социальные стратегии управления процессами интеграции детей-инвалидов в общество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наметившийся во всем мире мощный процесс гуманизации общественных отношений определяет новую направленность социального отношения к людям с ограниченными возможностями, в том числе к детям. Создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции относится к числу важнейших социальных задач во всех развитых странах.

Вместе с тем очевидной остается проблема социального исключения детей-инвалидов, приобретая особое содержание в России в условиях экономического кризиса, дезинтеграции социальных институтов и социальных систем. Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны, ростом числа детей-инвалидов, а с другой — неудовлетворительным функционированием системы социальной поддержки.

Между тем за рубежом социология инвалидности давно и прочно занимает свое место в ряду социологических дисциплин. Как отрасль социологии нетипичности она исследует свой предмет с точки зрения социального и социально-правового статуса людей с ограниченными возможностями, анализа социальных реакций на инвалидность, категорий стратификационного неравенства, механизмов идентификации в системе социального взаимодействия.

Данное направление социологического знания делает акцент на рассмотрении специфических проблем, связанных с определением сущности инвалидности, процесса социального конструирования неравенства, средо-вых факторов ограничения возможностей, исследованием процессов социальной депривации и фрустрации, выявлением потребностей и ресурсов людей, имеющих инвалидность, анализом деятельности организаций инвалидов, моделированием реабилитационных технологий.

Сегодня в России система помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям постепенно переориентируется на учет индивидуальных потребностей ребенка и семьи. В этой связи, вполне очевидно, что необходим пересмотр подходов к организации системы социальной помощи детям с учетом всего многообразия аспектов проблемы ограниченных возможностей, ее социокультурного содержания. При этом переход от коррекции дефектов к комплексной реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов должен затрагивать все уровни жизнедеятельности человека, от индивидуального до общегосударственного.

Однако до сих пор государственная система помощи детям с ограниченными возможностями не справляется с огромным числом организационных, материальных и методологических проблем. Усилия государственных, общественных организаций, родителей и специалистов разрозненны, существующая система реабилитации в нашей стране недостаточно эффективна, сама идея социальной интеграции инвалидов не получила должного правового и в целом управленческого подкрепления.

В связи с этим необходимость социологического исследования проблемы инвалидности, с выходом на разработку системы медико-социальной реабилитации, представляется вполне очевидной как в плане формирования адресной социальной политики в целом, так и в аспекте современных реалий социального развития.

Степень разработанности проблемы. Проблема ограниченности возможностей, в силу своего комплексного характера является объектом исследования различных наук: социологии управления, философии, правоведения, медицины, психологии. Однако, при этом долгое время научные исследования, касающиеся жизни людей с ограниченными возможностями и вопросов реабилитации, проводились в русле сугубо одной из каких-либо дисциплин — медицины, психологии и педагогики, при этом комплексно медико-социальные аспекты данной проблемы анализировались недостаточно, а проблемы управления данным процессом не ставились вообще.

Такие понятия, как медико-социальная реабилитация, интеграция, толерантность, входят в тезаурус мировой социологии, и начинают также разрабатываться отечественными авторами.

Следствием усиления внимания к социальным факторам, определяющим ограничение возможностей, явилась тенденция переосмысления эпистемологической основы изучения проблемы инвалидности, как формы маргинальности населения.

Рассмотрение инвалидности, определяемой не столько диагностическими критериями и необходимостью реабилитации, сколько особой формы социального статуса людей, составляет социально-управленческий подход к проблеме, который получил отражение в трудах следующих отечественных и зарубежных ученых — Добровольской Т. А., Гозман Л. Я., Кон И. С., Руденский Е. В., Пешкова С. П., Черняевой Т. И., Смелзер Н., Элланского Ю. Г., Ярской-Смирновой Я.Р., Albrecht G., Barnes С., Barton L., Davis A., Enerstverd R., Finkel-stein V., Wolfens-berger W.

В классических трудах Мид М., Тайлора Э., Фрейда 3., Юнга К. применяется антропологический подход к изучению социального восприятия маргинальности.

Развитие этого подхода с точки зрения анализа спектра социальных реакций на нетипичные физические или психические состояния и проявления можно проследить в работах Ingstad В., Murhpy R., Whyte S.

Важное методологическое значение для данного диссертационного исследования имеют работы представителей символического интеракцио-низма Becker Н., Freidson Е., Goffman Е., Lemert Е., в которых рассматриваются социологические и социально-психологические механизмы формирования маргинальной идентичности.

Другую важную область проблемы составляют такие аспекты, которые являются общесоциологическими, но находят своеобразное преломление в социологическом дискурсе инвалидности. Так работы Аитова А. И., Голенковой З. Т., Замогильного З. И., Игитханян Е. Д., Ильина В. И. и др., посвящены изучению социальной структуры, социального статуса, проблем социального контроля, власти, зависимости, стратификационного неравенства социальных групп.

Публикации Громовой Н. Б., Давыдова Ю. Н., Карпухина О. Н., Леонтьевой В. Н., Орлова В. Н., Петрова Д. В., Поповой И. В., Роднянской И. Б., В. Тернера — субкультурным различиям, проблем меньшинств, маргинальное&trade-.

Общеметодологическое значение для диссертационного исследования имеют труды классиков социологии Вебера М., Дюркгейма Э., Мангейма К., Мертона Р., Сорокина П.

Вопросы методологии социологического исследования освещаются в трудах Бутенко И. А., Ядова В. А., особенности социологического исследования вопросов, связанных с инвалидностью, исследуются следующими авторами: Antonak R., Booth Т., Schmelkin L., Scotch R., Yuker H.

Концептуально важной для исследования является социокультурная теория маргинальности, разработанная Смирновой Е. Р. в направлении феноменологии восприятия инвалидности, анализа стратификационного неравенства и практик социального исключения.

Общетеоретическое осмысление и прикладные исследования актуальных проблем семьи и детства, получили отражение в публикациях Бреевой Е. Б., Волжиной О. И., Гурко Т. А. и др.

Изучение особенностей социально-экономического статуса семей, имеющих детей-инвалидов, анализ и разработка принципов социальной политики защиты семей в новых социально-политических условиях представлены в статьях Грачева JI.K., Катковой И. П., Кузнецовой В.В.

В трудах Бадя J1.B., Нещеретного П. И., Розанова В. В., Соловьева B.C., Ярской В. Н., Morris R., Wolf А. рассматриваются вопросы милосердия и благотворительности, морального обязательства и социальной ответственности.

Вопросы реабилитации людей с ограниченными возможностями, в том числе медико-социальной реабилитации, анализируют Алмазов Б. П., Беличева С. А., Дементьева Н. Ф., Зимняя И. А. и др.

Важное значение имеют работы Бретт Д., Буянова М. И., Захарова И. А., Иващенко Г. М. и других, рассматривающие особенности психосоциальной и социально-педагогической деятельности в области медико-социальной реабилитации, вопросы разработки реабилитационных технологий, координирования междисциплинарного реабилитационного процесса.

На наш взгляд, возникла необходимость в систематизации подобных исследований, с целью которой является выработка целостного представления цели, задач медико-социально-реабилитационной работы, переоценки приоритетов и разработки социальной стратегии управления данными процессами.

Основной целью работы является исследование особенностей применяемых социальных стратегий и политики интеграции детей-инвалидов в общество в транзитивный период его развития.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

— анализа социальных отношений и институтов социальной реабилитации в существующей государственной системе;

— определение основных социальных и социологических направлений в деятельности комплексной медико-педагогической и социальной реабилитационной службы, созданной на базе специализированного учреждения здравоохранения санаторного типа;

— разработка рекомендаций по интеграции социально-реабилитационных программ детей-инвалидов.

Объектом исследования выступают дети с ограниченными возможностями, члены их семей в институциональной системе социальной реабилитации.

Предметом исследования являются технологии социального маркетинга — научно обобщающие и анализирующие социальную информацию по проблеме инвалидности для принятия стратегических и тактических решений на государственном, региональном и местном уровнях управления.

Эмпирической базой являются: вторичный анализ данных социологических исследований, опубликованные в печати документы, статистические данные и материалы аналитических обзоров медико-социальной сферы по вопросам реабилитации инвалидов, законодательные и нормативные материалы Российской Федерации, а также социологическое исследование, проведенное автором с использованием метода анкетирования в специализированном детском санатории-профилактории для детей-инвалидов и их семей.

В процессе обработки фактического материала использовались приемы общего социологического и прикладного системного анализа.

Компьютерная обработка данных осуществлялась с использованием технологии электронных таблиц. В ходе обработки результатов экспертизы по методу парных сравнений использовалась демонстрационная версия пакета прикладных программ Expert Choice, а также пакет макросов, работающий в среде Microsoft Excel (инструментальная среда разработки — Visual Basic for Applications).

Гипотеза исследования. Несмотря на принятие ряда законодательных актов, направленных на социальную защиту детей с ограниченными возможностями и ориентированных на мировые стандарты предотвращения дискриминации, создания равных возможностей реализации прав человека, социальные аттитюды к детям-инвалидам в современной России характеризуются пока негативной направленностью здорового окружения, подтверждаясь фактами нетерпимости и нарушения прав ребенка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существующие социальные стратегии реабилитации детей-инвалидов, как деятельность социальных институтов в современном российском транзитивном обществе, характеризуются бессистемностью и, практически не согласованы друг с другом. В тоже время имеющейся положительный опыт ряда общественных и государственных организаций может служить основой концепции социальных стратегий управления процессами реабилитации детей-инвалидов.

2. Решающим вектором, способным обеспечить решение государственной задачи минимизации количества инвалидов и достижения их максимальной социальной реинтеграции, должно явиться совершенствование управления собственно медицинской реабилитации.

3. Процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями имеет конечной целью социальное включение ребенка-инвалида в общество и исходит из практики ориентации на семью, строится на основе анализа семейных потребностей и ресурсов и носит междисциплинарный характер.

Научная новизна проявляется в анализе, обосновании и разработке методологических оснований и принципов интеграции в общество детей-инвалидов, обозначенных в ряде позиций:

— выявление особенностей микроуровня адаптации детей-инвалидов и выявление приоритетов в управлении процессами адаптации и реинтеграции на макроуровне;

— разработка социальных индикаторов медико-социальной реабилитации инвалидов и социализации детей-инвалидов;

— анализе модели службы медико-психологической и педагогической реабилитации детей, нуждающихся в восстановлении утраченных функций и социальной реабилитации семьи в целом;

— обосновании системы мероприятий, способствующих оптимизации процесса медико-социального включения детей с ограниченными возможностями в социальное общество.

Теоретические и методологические основы исследования опираются на традиции социологии культуры, социального управления, а также социологии, философии и антропологии нетипичности, проводится в русле социально-медицинского подхода, что позволяет раскрыть социальное содержание ограничения возможностей и разработать на этой основе методологические основания и принципы социальной политики реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Теоретическая и практическая значимость работы имеют важное значение для теории социального управления и социальной работы, практики моделирования социально-реабилитационных программ.

Выводы и рекомендации диссертации имеют прямое отношение к разработке практических мер по реализации социальной политики в области медико-социальной реабилитации и услуг семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Рекомендации, приведенные в работе, направлены на оптимизацию системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях реализации Закона РФ «О социальной защите инвалидов», ориентированы на учет международных стандартов в обеспечении равенства возможностей и гарантий зашиты прав человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа посвящена проблемам социального управления процессами социальной интеграции детей-инвалидов в общество через:

• оценку основных тенденций и динамики интеграции данной социальной общности в современное транзитивное российское общество;

• определение этапов, технологий и наиболее эффективных путей управленческих коммуникации для реализации программных мероприятий по специализации детей-инвалидов.

Актуальность проблемы предопределена следующими предпосылками: во-первых, нарастанием темпов роста детской инвалидности в динамике за последние десять лет по сравнению с приростом населенияво-вторых, увеличением «социальной мотивации» обращаемости во ВТЭК, когда родители оформляют статус инвалида ребенку, не имеющему серьезного физического или косметического недостатка, с целью получения пособийв-третьих, незначительным числом случаев полной реабилитации, вплоть до снятия инвалидности, что свидетельствует о низкой эффективности реабилитационных мероприятий.

В этой связи целью настоящего исследования явилось разработка стратегии общественного поведения и выявление стратегических приоритетов в процессе социализации инвалида в обществе.

В первой главе диссертационного исследования рассмотрена проблема социальной идентификации болезни и инвалидности. В результате теоретического анализа показано, что взаимоотношения инвалидов и специалистов реабилитационной системы характеризуются асимметричностью вследствие неравного доступа к ресурсам, необходимым для реабилитации, а также роли, которую помогающие профессии, особенно медицина, играют в упорядочении социальной жизни, ограничивая и контролируя девиации.

Ролевые ожидания в системе взаимоотношений стереотипизированы и включают четко определенный репертуар возможных действий, согласно которому инвалид принимает роль больного, предполагающую пассивность и зависимость, а специалист выступает как активный субъект, принимающий решения и осуществляющий интервенцию. Такой тип отношений приводит к сохранению пассивного стиля поведения инвалидов.

Следовательно, необходим новый методологический подход социального управления и решения данной проблемы. Но для этого необходимо проанализировать текущую ситуацию.

Врач борется за жизнь как таковую — это пафос медицины. После того как угроза жизни миновала, и витальные функции восстановлены (нормализованы основные параметры гомеостаза), больница не имеет принципиальной заинтересованности в его пребывании.

Необходимо отметить, что больница вынуждена держать их у себя, не будучи организационно и кадрово не приспособлена к этому, так как собственно реабилитационных структур нет.

Но это период пассивного ожидания, неопределенности. Хотя именно это время является самым благоприятным для реабилитации, самым ценным с точки зрения достижения максимальной компенсации двигательной функции, а, следовательно, и социальной реинтеграции.

На практике вместо активной реабилитации этот период оказывается пассивным ожиданием, за это время страдает психика, происходит потеря трудовых навыков, развиваются вторичные нарушения, вызванные адинамией.

Потеря этого времени приводит к усугублению инвалидизации и, как следствие, принципиально повышает уровень затрат органов социальной защиты с одновременным снижением их эффективности.

В существующих восстановительных отделениях внутри медицинских учреждений — проблема реабилитации всегда была и будет вторичной. В таком ее статусе, нет ничьей вины или недоработки — для этой системы первично спасение жизни, все остальные показатели — второстепенны.

Больница не заинтересована в активной физической реабилитации — всегда перестраховывается, пока пациент находится на ее территории.

Пути выхода из этой ситуации существуют, они основаны на следующих моментах:

1) Западный опыт показывает, что перестройка этой системы возможна без ущерба для состояния больного по основной патологии. На Западе нахождение в больнице на койко-днях намного короче. Больной с инфарктом выписывается из больницы общего профиля на 3−5 день и это подтверждает факт того, что его можно выписывать по основной (профильной) патологии.

2) Неизлечимость больного становится ясной намного раньше, чем его официально признают инвалидом. Статистика заболеваний и травм, которые чаще всего приводят к инвалидности, хорошо известна и остается стабильной на протяжении многих лет.

Следовательно, вполне очевидна и необходима смена ориентации — отношения как к потенциальному инвалиду, которому необходима квалифицированная помощь, с самого начала анатомического и функционального поражения, вместо ожидания «а вдруг все само собой бесплатно образуется», так и существующих понятий в реабилитации.

Кроме того, ответственности общества перед инвалидом и ответственность инвалида перед обществом. Так как, в текущем состоянии здоровья каждого состоявшегося инвалида есть два компонента: объективный, необратимый — его общество оплачивать обязано, и внесенный собственным пренебрежительным отношением к здоровью — избыточный вес, адинамия и т. д., за который, в принципе, несет ответственность он сам.

Сегодня инвалид требует денег на все, поэтому очевидно, что необходимо создать систему поощрения лишь тех из них, кто активно занимается своим здоровьем, а пассивного, при дефиците средств, поставить во второй эшелон. Например, обязан отходить определенное количество часов в координационно-методический реабилитационный центр, прослушать лекции, получить комплект тренажеров и обучиться на них заниматься.

Более того, должна преследоваться совершенно новая идеология или активный принцип — инвалид должен привлекаться, а не идти, когда ему уже совсем плохо. При этом должна учитываться российская специфика. Например, коллективизм. Это отличительная особенность советского человека, главное для него трудовой процесс, совмещающий в себе работу с социальным статусом, поэтому необходимо формирование мотивации у отечественного инвалида, так как западный инвалид не заинтересован в своем выздоровлении, он социально защищен, имеет значительные материальные льготы.

Во второй главе дан анализ деятельности учреждения, занимающегося вопросами реабилитации детей-инвалидов в сфере здравоохранения, но при этом реализуемые сегодня программы в них соответствуют направлениям деятельности структур, в ведомстве которых находятся. Отсутствие единого межведомственного подхода при разработке и реализации программ реабилитации снижает эффективность от проводимых мероприятий и затрудняет процесс социальной реабилитации детей-инвалидов.

Ребенок-инвалид уязвим более чем кто-либо, так как изначально весь процесс его развития и воспитания проходит в социуме семьи, где родители в большинстве случаев не имеют представления о необходимости единой системы медико-педагогической и социальной реабилитации. При первой же попытке интеграции в обычное общество и ребенок и мать чувствуют на себе положение «изгоя». На этом фоне социальной депривации формируется замкнутая диада «мать-ребенок». Изолированность семейного социума в обществе является в большинстве случаев непреодолимой преградой при работе с ребенком-инвалидом. Основная задача на современном этапе создать для них единое оздоровительное, образовательное и социально-реабилитирующее пространство везде, где бы они не находились — в семье, в санатории, в детском саду, в школе.

Следовательно, назрела необходимость создания новых подходов к работе учреждений, занимающихся вопросами реабилитации детей-инвалидов, основной задачей которых должна быть реабилитация семьи в целом.

Решением этого вопроса в детском санатории-профилактории для детей-инвалидов-с патологией опорно-двигательного аппарата г. Бердска (Новосибирской области) занимаются на протяжении 3 лет. Открытие отдельного подразделения «Мать и дитя» предусматривало организацию работы лечебно-диагностического и учебно-методического комплекса для матерей. Постоянная связь с семьями, прошедшими полный курс реабилитации, стала возможной после внедрения в работу санатория автоматизированного компьютерного банка данных и создания картотеки на всех детей, нуждающихся в восстановлении утраченных функций, отражающей мониторинг процесса реабилитации во всех её аспектах.

Анализ работы санатория по совместному пребыванию матери и ребенка-инвалида позволил разработать предлагаемую модель службы медико-педагогической и социальной реабилитации в специализированном учреждении здравоохранения. Системный подход к решению проблемы семьи ребенка с ограниченными возможностями позволил создать в санатории единое оздоровительное, образовательное и социально-реабилитирующее пространство.

Определенные трудности представляет создание подобного пространства вне санатория. Межведомственная разрозненность, отсутствие преемственности в работе между реабилитационными центрами, отсутствие единой документации по медико-педагогической и психологической реабилитации (паспорт физического и интеллектуального развития ребенка с ограниченными возможностями) является препятствием для создания единого подхода к проблемам семьи ребенка-инвалида.

Следовательно, для координации работ в масштабах региона необходимо создание координационного органа (Совета), компетентного в решении вопросов, перечисленных выше. Единый автоматизированный банк данных позволит разработать четкие критерии эффективности проводимых реабилитационных мероприятий, изучать закономерности обучения и образования детей в условиях дизонтоге-неза. проводить эффективную профилактику детской инвалидности.

В системе единого реабилитационного пространства немаловажное значение занимают педагогические аспекты. Поэтому в основе педагогической реабилитации использованы элементы методик Домана, Стребелевой, Монтессори, Никитина, базовые программы дошкольных учреждений «Радуга», «Развитие». При этом большое внимание при индивидуальных занятиях уделяется обучению матери с целью дальнейшего использования этих методик при работе с ребенком вне санатория.

Таким образом, на примере работы санатория-профилактория для детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата, доказана возможность организации единой службы реабилитации во всех её аспектах, что позволяет создать цельное реабилитирующее пространство для этих семей в отдельном учреждении, районе, городе, и оптимизировать процесс интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество.

Кроме того, показано, что необходим пересмотр подходов к организации системы социальной помощи детям с учетом всего многообразия аспектов проблемы ограниченных возможностей, ее социокультурного содержания. При этом переход от коррекции дефектов к комплексной реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов должен затрагивать все уровни жизнедеятельности человека, от индивидуального до общегосударственного.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Я. Социология: что она знает и может. — М.:Тора, 1993.- 195 с.
  2. Л.К. Психология управления. Новосибирск: СКЦ, 1995.- 180 с.
  3. .Н. Особенности деятельности специалиста по социальной работе в сфере социальной реабилитации //Социальная работа. 1992. -№ 1.- С. 40−45.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: «Аспект-пресс», 1996.-250 с.
  5. Антология социальной работы: Справ. руководство /В.И.Соловьев -М.: Недра, 1995.-347 с.
  6. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -268 с.
  7. В.М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методо-логические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.: МИПКРО, 1995.- 109 с.
  8. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трак-тат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. — 185 с.
  9. В.А. Системологическое моделирование личности в со-циаль-ной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 235 с.
  10. Е.Б. Политика, дети и рынок //Социологические исследования. 1993. -№ 2. — С. 26−29.
  11. Программы деятельности детских и подростковых организаций г. Москвы: Принята Мерией г. Москвы 16 июля 1996. Москва, 1996. — 62 с.
  12. П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. — 340 с.
  13. И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М.: Высшая школа, 1989. — 180 с.
  14. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990.-220 с.
  15. М. Социология религии: Избранное: В 2 т. /Под ред. М. Ве-бер. 3-е изд., испр. — М.: Юрист, 1994. — 245 с.
  16. Выготский J1.C. Социология: Собрание сочинений: В 5 т. 2-е изд. — М.: Наука, 1993. — Т. 4 — 5.
  17. Е.Ю. Опыт разработки программы психологического тренинга с элементами гештальттерапии для нетипичных подростков //Вопросы практической психологии. 1996. — № 6. — С. 115−119.
  18. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. -240 с.
  19. JI. Некоторые проблемы социальной работы с инвалидами // Бюллетень научной информации. 1993. — № 4. — С. 95 — 99.
  20. JI.K. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. М.: Изд-во Центра общечеловеческих ценностей, 1992. -105 с.
  21. Т.Д. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. 1997. — № 1. — С. 72 — 79.
  22. Л.Г. Практика социальной работы, проблемы, поиски, ре-шения // Образование и социальное развитие региона. 1995. — № 1. — С. 24 — 28 .
  23. С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России. 1995. — № 3 — 4. — С. 89 — 94.
  24. С.В. Семья и семейная политика: проблемы научной разработки /Проблемы семьи и семейной политики. М., 1993. — С. 56 — 68.
  25. B.C. Человек в процессах принятия решений. Новосибирск: СКЦ, 1999.- 190 с.
  26. Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалид и общество. Со-ци-ально-психологическая интеграция // Социология. 1991. — № 5. — С. 3 — 8.
  27. Т. А. Шабалина Н.Б. Инвалиды, дискриминируемое меньшинство? // Социологические исследования. 1992. — № 5. — 24 — 29.
  28. Т. А. Шабалина Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых // Социология. 1993. -№ 1.-С. 62−66.
  29. А.А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М.: Логос, 1996. — 240 с.
  30. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. -М.: Канон, 1995.-340 с.
  31. Г. С. Твои права, человек. М.: «Союз», 1993. — 189 с.
  32. Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов: Справ. Руководство: В 2 т. / Под ред. С. И. Реутова. Пермь: РИЦ «Здравствуй», 1994. -254 с.
  33. В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная поли-тика. Защитить человека. М.: Изд. Моск.гос.ин-т культуры, 1994. — 120 с.
  34. Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». М.: Советская Рос-сия, 1991. -45 с.
  35. Закон Российской Федерации «О специальном образовании» (проект) // Дефектология. 1995. — № 1. — С. З — 15.
  36. С.И. Динамика социальной дифференциации. Са-ра-тов: Изд-во СГУ, 1991. -258 с.
  37. С.И. Эволюция теорий классов и современность. -Са-ратов: Изд-во СТУ, 1999. 145 с.
  38. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М.: Просвещение, 1986. 98 с.
  39. А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. Д.: Медицина, 1988. — 215 с.
  40. В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества в 1917—1996 гг.. / Опыт конструктивистско-структуралистского анализа / Под ред. В. Н. Васильева. Сыктывкар, 1996. — С. 120- 134.
  41. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. — 220 с.
  42. Г. В. Генезис идей демократии // Социологические исследования. 1994. — № 4. — С. 29 — 40.
  43. И.П., Кузнецова В. В. Методические основы организации со-циальной работы в семьях детей-инвалидов /Социальная работа в учреждениях здравоохранения. Москва, 1992. — 58 с.
  44. И.П., Кузнецова В. В. Проблемы организации медико-социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов // Проблемы семьи и детства в современной России М.: Просвещение, 1992. — Часть 2.-190 с.
  45. В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.- 118 с.
  46. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 235 с.
  47. Конвенция о правах ребенка. М.: Политпросвещение, 1993. — 65с.
  48. Краткий словарь терминов социальной работы. Саратов: Изд-во Поволжского филиала Российского учебного центра, 1996. — 250 с.
  49. Кризис в области смертности, здоровья и питания. Исследование по-ложения в странах с переходной экономикой / Региональный монито-ринго-вый доклад ЮНИСЕФ, 1994. № 2. — 89 с.
  50. В. Н. Казимирчук В.Н. Современная социология права. М.: Юристъ, 1995. — 190 с.
  51. С.С., Шевчук С. П. Шамес И.А. Досуг как фактор со-ци-альной реабилитации инвалидов //Социологические исследования. 1993. -№ 5.-С. 45−52.
  52. В. А. Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990.-320 с.
  53. В. Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1988.-215 с.
  54. Р. Пора детства: к созданию равных возможностей развития детей. М.: Логос, 1992. — 180 с.
  55. Е.М., Московкина А. Т. Они ждут нашей помощи, М.: Культура, 1991.- 168 с.
  56. Мид М. Культура и мир детства. М.: Просвещение, 1988. — 245 с.
  57. С. Социальные представления, исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. — № 2. — С. 28 — 35.
  58. П.И. Исторические корни и традиции развития бла-го-творительности в России. М.: Агрос, 1993. — 145 с.
  59. Основы социологии: Справочное руководство: В 2 т. /Под ред. А. Г. Эфендиева. М.: Знание, 1994. — 380 с.
  60. .Д. Основы социально-психологической теории. -М. .-Мысль, 1971.- 190 с.
  61. К. Социальные проблемы ограниченно трудоспособных // Социологические исследования 1995.-№ 1.-С.126−131.
  62. Д.В. Молодежные субкультуры / Под ред. В. Н. Ярской. -Са-ратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1996. -220 с.
  63. А., Минахан А. Практика социальной работы. М.: Союз, 1993.- 198 с.
  64. В. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem, 1995. — 145с.
  65. В. Феноменология тела. Введение в философскую ан-тро-пологию. М.: Ad Marginem, 1995. — 160 с.
  66. Порядок выдачи медицинского заключения детям-инвалидам в воз-расте до 16 лет /Приказ Минздрава РСФСР от 4 июля 1991 г. 56 с.
  67. Профессиональные этические нормы социальной работы. Редак-ционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России». -Москва, 1993. — 64 с.
  68. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Ас-пектПресс, 1996.-190 с.
  69. Разработка статистических концепций и методов, касающихся ин-ва-лидности, для проведения обследования домашних хозяйств /Тез. Докл. Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1988. — 102 с.
  70. Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации /Научно-технический прогресс и оптимизация условий социально-медицинских условий: Тез.докл.науч.конф. Дубна, 1992. — С. 280 -291.
  71. А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996.-№ 5. — С. 45 — 52.
  72. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Просвещение, 1995. — 175 с.
  73. В.В. Черта характера древней Руси //Собр. соч.: В 2-х т. М., 1990.-Т. 1.-С. 215−280.
  74. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. -М.:ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2000. 224 с.
  75. Г. Г. Социальная адаптация семей с онкологически боль-ными детьми //Социологические исследования. 1997. — № 1. — С. 56 -64.
  76. Система социальной зашиты в Федеративной Республике Германии. М.: РГСИ, 1993. — 95 с.
  77. Н. Социология. М.:Феникс, 1994. — 256 с.
  78. Е.Р. К вопросу о социокультурном смысле милосердия и благотворительности /Цивилизация, культура, человек на рубеже XXI века. Саратов: Изд-во СГУ, 1995. — С. 35 — 38.
  79. Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид //Социологические исследования. 1997. — № 1. — С. 24 — 29.
  80. Е.Р. О социокультурном рефрейминге /Теория и практика социальной работы. Саратов: Изд-во СГТУ, 1996. — С. 48 — 64.
  81. Е.Р. Оценка потребностей семьи // Вопросы практической психологии. 1995. — № 5. — С. 64 — 65.
  82. Е.Р. Помощь детям, имеющим нарушения развития: цели и практика ранней интервенции // Российская молодежная ассамблея «Молодежь и здоровье»: Тез.докл.всеросс.науч.конф. Саратов, 1995. — С. 26 — 34.
  83. Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные ас-пек-ты. Саратов: Изд-во СГУ, 1996. — 86 с.
  84. Е.Р. Символическая власть классификаций /Философия и социология власти Саратов: Изд-во ПФ РУЦ, 1996. — С. 54 — 89.
  85. Е.Р. Социальное отношение к нетипичности // Человек. Общество. Мир: Материалы научно-практической конференции. Саратов, 1996.-С. 235−242.
  86. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.-320 с.
  87. В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы //Социологические исследования. -1994. № 6. — С. 130 -138.
  88. Социальная работа в системе Человек-Общество-Культуры. Саратов: Изд-во СГТУ, 1994. — 320 с.
  89. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М.: Институт социальной работы, 1994. — 215 с.
  90. Социальные технологии: Толковый словарь. Белгород: Луч, 1995.-345 с.
  91. Социология /Под ред. Э. В. Тадевосяна. М.: Знание, 1995. — 286 с.
  92. Э.Б. Первобытная культура. М.: Изд.полит.лит., 1989. -185 с.
  93. В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1976. — 350 с.
  94. Л. Психические факторы цивилизации. М., 1987. — 180 с.
  95. М.В., Аверченко Л. К. Социология и психология управления: Практикум. М.:ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское согла-шение, 1999.- 180 с.
  96. М.В. Социология управления. М.:ИНФРА-М, Новосибирск, 2001. — 144 с.
  97. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 20.07.1995 г.
  98. Фрейд 3. Тотем и табу / Собр. сочинений: 10 т. Тбилиси: Мера-ни, 1991.-Т. 5.
  99. С.С. Социология. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  100. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.'.Просвещение, 1994.-380 с.
  101. Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. М.: Культура, 1990. — 225 с.
  102. В.Л. Типология форм социальной защиты /Теория и прак-тика социальной работы /Под ред. В. Н. Ярской. Саратов, 1995. — С. 63 -66.
  103. Н.В. Опыт разработки психокоррекционной программы для детей с ограниченными возможностями //Вопросы практической психологии. 1995. -№ 5. — С. 88−90.
  104. Н.В. Понятие социальной толерантности //Человек в социокультурном мире: Тез.докл.науч.конф. Саратовского государст-венного технического университета. Саратов, 1995. — С. 25 — 26.
  105. Н.В. Социальное насилие как форма власти //Философия и социология власти: Сборник трудов Всеросс.науч.конф. Саратов, 1996. -С. 19−20.
  106. В.Н. Права человека в контексте современных проблем //Со-циально-политический журнал. 1996. — № 2. — С. 45 — 48.
  107. П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.-310 с.
  108. Ю.Г., Пешков С. П. Концепция социальной независимости инвалидов //Социологические исследования. 1995. — № 12. — С. 45 — 54.
  109. Энциклопедия социальной работы: Справ. руководство: В 3 т. (Пер. с англ.). М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. — 654 с.
  110. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Культура, 1991. — 115 с.
  111. В.А. Социологическое исследование, методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. — 168 с.
  112. В.Н. Время в эволюции культуры. Саратов, Прокт, 1989. -95 с.
  113. В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности //Российский журнал социальной работы. 1995. — № 2. — С. 27−33.
  114. Ярская-Смирнова Е. Р. Стратификационный анализ инвалидности //Социальная стратификация: история и современность: Тез.всеросс. на-уч.конф. Сыктывкар, 1996. — С. 85 — 90.
  115. Albrecht G. The Disability Business. London, 1992. — 180 p.
  116. Albrecht G. The Sociology of Physical Disability and Rehabilitation. Pittsburgh: The University of Pittsburgh Press, 1996. P. 108 — 126.
  117. Antonak R.F. Livneh H. The Measurement of Attitudes Toward People with Disabilities: Methods. Psychometrics and Scales. Springfield: Charles C. Thomas Publisher, 1988. — P. 127 — 139.
  118. Aries P. Centuries of Childhood. A Social History of Family Life. New York: Vintage Books. 1982. P. 59 — 78.
  119. Barnes C. Theories of disability and the origins of the oppression of disabled people in western society / Barton L. (Ed) Disability and Society: Emerging Issues and Insights. London. N.Y., Longman, 1996. P. 180 — 197.
  120. Barnes C. Disabled People in Britain and Discrimination: A. Case for Anti- Discrimination Legislation. London. Hurst and Co., 1991. — P. 201 — 256.
  121. Davis A. From Where I Sit: Living With Disability in an Abie-Bodied. -London: Triangle. 1989. 256 p.
  122. Enerstved R.T. The model of Inequality: A Theoretical Contribution. -Oslo: Skadalen Resource Centre for Special Education of the Hearing Impaired and the Deaf-Blind, 1994. P. 175 — 208.
  123. Finkelstein V. Attitudes and Disabled People: Issues for discussion. -New-York: World Rehabilitation Fund, 1980. 320 p.
  124. Freidson E. Disability as Social Deviance /Sussman M. (Ed) Sociology and Rehabilitation. Carrael: Published by American Sociological Association, 1985.-P. 112−186.
  125. Friesen B.J., Poertner J. From Case Management to Service Coordination for Children with Emotional. Behavioral, or Mental Disorders. Baltimore. Brookes Publishing Co., 1995. — P. 84 — 117.
  126. Gartner A., Joe T. (Eds) Images of the Disabled. Disabling Images. New-York, Praeger, 1987. P. 92 — 115.
  127. Gearheart B.R., Weishahn M.W., Gearheart C.J. The Exceptional Student in the Regular Classroom. NewYork: Macmillan Publishing Company, 1992. — 118 p.
  128. Goffam E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity -NewYork: A Touchstone book, 1963. 250 p.
  129. Haffter С. The changelling: history and Psychodinamics of attitudes to handicapped children in european folklore //J. of the History of Behavioural Studies. 1986. — No. 4. — P. 134 — 138.
  130. G. (Ed) Beyond Disability. Towards an Enabling Society London. SAGE, 1996.-257 p.
  131. Hantrais L., Letablier T. Families and Family Policies in Europe. -Longman, 1996.- 180 p.
  132. Higgins P. Making Disability: Exploring the Social Transformation of Human Variation. Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1992. — P. 125 — 158.
  133. Imrie R. Disability and the City. New-York: St. Martin’s Press, 1996. -154 p.
  134. Ingstad В., Whyte S. Disability and Culture, Berkeley: University of California Press, 1995.- 105 p.
  135. Katz J., Hass R., Bailey J. Attitudional ambivalence and behaviour toward people with disabilities /Yuker H. (Ed) Attitudes toward persons with disabilities. -New-York: Springer, 1988. 145 p.
  136. McLoughlin J.A., Lewis R.B. Assessing Special Students. New Jersey: Prentice Hall. 1994.
  137. McCagg W.O., Siegelbaum L. The Disabled In the Soviet Union. -Pittsburgh. Pittsburgh University Press. 1989. — 215 p.
  138. Murhpy R. Encounters. The Body Silent in America /Ingstad В., Whyte S.R. Disability and Culture, Berkeley: University of California Press, 1995. -P. 160- 174.
  139. Oliver M. A Sociology of disability or a disablist sociology? /Barton L. (Ed) Disability and Society: Emerging Issues and Insights, London, N.Y., Longman, 1996.-P. 30−54.
  140. Parsons T. The social system NewYork: Free Press, 1971. — 118 p.
  141. Rassmusen K. People of the Frozen North, In: Barnes C. Theories of disability and the origins of the oppression of disabled people in western society /
  142. L. (Ed) Disability and Society: Emerging Issues and Insights, London, N.Y., Longman, 1996. P. 102 — 167.
  143. Safford P.L.&Safford E.J. A History of Childhood and Disability -New-York: Columbia University Press, 1996. 230 p.
  144. Scotch R.K. Disability /Dunn D., Waller D.V. (Eds) Analyzing Social Problems. New Jersey. Prentice Hall, 1997. — P. 56 — 79.
  145. Stark R. Sociology. Belmont: Wadsworth Publishing Company, 1992.-456 p.
  146. Thomas J.E. Problems of Disability From the Perspective of Role Theory //J. of Health and Human Behavior. 1996. — Vol. 7. — P. 112 — 118.
  147. S. Тле Rejected Body New-York: Routledge, 1996. — 276 p.
  148. Wiggins J.A., Wiggins B.B., Zanden J.V. Social Psychology. New York: McGraw-Hill Inc., 1994. — P. 115 — 168.
  149. Wolf A. Whose keeper? Social Science and Moral Obligation. -Berkeley: University of California Press, 1989. P. 205 — 228.
  150. Wolfensberger W. Human service policies, the phetoric versus the reality /Barton L. (Ed) Disability and Dependence. Lewes: Falmer, 1998. P. 23 — 42.
  151. Zipper I.N., Weal. M., Rounds K. Service Coordination for Early Intervention: Parents and Professionals, Berkeley: Brookline Books, 1989. P. 115 145.
  152. Zipper, I.N., Hilton, C., Weil, M., Rounds K. Family-centered service coordination. Berkeley: Brookline Books, 1993. — 185 p.
Заполнить форму текущей работой