Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В п. 10.1 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ подчеркивается что, судам необходимо иметь в виду, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2, 4 и 6 ст. 264 и ст. 264.1 УК РФ, факт употребления лицом, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного… Читать ещё >

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной непосредственный объект — безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий. Вместе с тем при совершении рассматриваемого преступления вред причиняется и другим правоохраняемым объектам: личности гражданина и собственности. Однако эти общественные отношения выступают лишь в качестве дополнительного непосредственного объекта, который нс определяет и не может определить правовую природу данного преступления. Предметом преступления является автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» частично раскрывается в примечании 1 к ст. 264 УК РФ, это трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин этот распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Правила дорожного движения Российской Федерации к механическому транспортному средству относят и мотоциклы, т. е. двухколесные механические транспортные средства с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадроциклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт (п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации).

Из ст. 264 УК РФ прямо вытекает, что ею охватываются преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации тракторов и иных самоходных машин (тракторы всех категорий и любого назначения, грейдеры, бульдозеры, скреперы, комбайны, сельскохозяйственные уборочные механизмы и другие самодвижущиеся машины).

Согласно примечанию 1 к ст. 264 УК РФ под механическими транспортными средствами понимаются также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. В ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» выделяются категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми в России предоставляется специальное право, в том числе категория «А» — мотоциклы; категория «В», «С», «D» — автомобили; категория «Тш» — трамваи; категория «ТЬ» — троллейбусы; категория «М» — мопеды и легкие квадроциклы; подкатегория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей И кВт; подкатегория «В1» — трициклы и квадроциклы.

Таким образом, под другими механическими транспортными средствами в ст. 264 и 264.1 УК РФ понимаются также мотоциклы, трамваи, троллейбусы, трициклы, квадроциклы, мопеды и легкие квадроциклы, так как согласно законодательству РФ о безопасности дорожного движения на их управление необходимо специальное право.

Лица, управлявшие иными транспортными средствами, которые не относятся к механическим (например, велосипедами) и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ (см. п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется установленным правилам.

При привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ в первую очередь должен быть установлен сам факт нарушения правил. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, являются единым нормативным актом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории России. Правила дорожного движения учитывают, что регулирование эксплуатации транспорта, отдельные особенности движения и перевозок грузов могут быть установлены и другими нормативными актами. Однако по отношению к ним Правила дорожного движения являются исходным и определяющим документом.

Нормативные акты имеют важное значение при установлении признаков состава автотранспортного преступления и, разумеется, в первую очередь признаков его объективной стороны. В этих нормативных актах определяется характер должного поведения лиц, эксплуатирующих тот или иной вид транспорта. Каждый участник движения транспорта обязан строго соблюдать требования указанных нормативных актов, координировать свое поведение в соответствии с теми правилами, которые установлены для конкретной ситуации.

Правила эксплуатации механических транспортных средств разнообразны. В самой общей форме их можно было бы подразделить на две фуппы. 11ервую группу составляют правила эксплуатации, непосредственно связанные с безопасностью движения транспорта (требования эксплуатации только машин, имеющих исправные тормозную систему, рулевое управление, шины, отвечающие определенным стандартам; перевозки пассажиров в кузовах только таких грузовых машин, которые оборудованы специальными приспособлениями и т. д.). Ко второй группе относятся правила эксплуатации, непосредственно не влияющие на безопасность движения.

Объективная сторона слагается из нарушения правил дорожного движения, правил эксплуатации и факта наступления определенных вредных последствий. Преступление может совершаться как действием, так и бездействием.

Нарушение правил дорожного движения заключается в невыполнении или в ненадлежащем выполнении лицом, управляющим транспортным средством, правил безопасного дорожного движения (например, превышение скорости, неподчинение сигналам светофора, выезд на полосу встречного движения и т. д.).

Нарушение правил эксплуатации транспортных средств заключается в невыполнении или в ненадлежащем исполнении лицом установленных норм технической эксплуатации транспортного средства (например, эксплуатация технически неисправных транспортных средств, нарушение правил перевозки пассажиров и грузов, использование транспорта не по назначению и г. д.).

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта уголовно наказуемо, если повлекло определенные законом вредные последствия — причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 264 УК РФ), смерть человека (ч. 3 ст. 264 УК РФ), смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ).

В тех случаях, когда в результате ДТП пострадало два человека и более, действия лица, нарушившего Правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части ст. 264 УК РФ, которая в соответствии с ч. 2 ст. 17 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия. Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 264 УК РФ. В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности.

Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ необходимо также установить, что вредные последствия находятся в причинной связи с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации указанных в этой статье видов транспорта.

В и. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 подчеркивается, что при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в ст. 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

В ситуациях, когда наступление вредных последствий вызвано уголовнопротивоправным поведением водителя в сочетании с определенными «техническими» причинами: дефектами транспортных средств или дороги, дорожных сооружений, особыми условиями погоды и другими причинами, не зависящими от воли людей и не связанными с их поведением, возникает необходимость определить роль и значение каждого из этих условий в причинении вредного результата, установить степень участия водителя в возникновении ДТП.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступлени я против личности либо за нарушение правил при производстве работ или требований охраны труда.

Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении ДТП вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований п. 10.1 Правил дорожного движения, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать ДТП и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

В п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 подчеркивается, что при решении вопроса о технической возможности предотвращения ДТП судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей ДТП. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить ДТП в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с п. 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 отмечается, что если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в ст. 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов Правил (например, переход пешеходом проезжей части с нарушением требований п. 4.3 Правил), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (п. 2.1.2 Правил дорожного движения).

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины; преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.

Субъект — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Требования, предъявляемые к водителям с точки зрения возраста и здоровья, общеизвестны. Следовательно, несоблюдение их является нарушением Правил дорожного движения и при соответствующих обстоятельствах влечет различные виды ответственности, в том числе уголовную. В судебной практике неоднократно возникали вопросы, связанные с определением состояния здоровья водителя в момент возникновения ДТП. Некоторые особенности личности водителя могут иметь решающее значение не только при назначении наказания, но и при установлении оснований уголовной ответственности, т. е. при выяснении признаков состава преступления.

Главное внимание закон обращает на характер фактической деятельности лица в момент совершения им преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. Основным отличительным признаком субъекта этого преступления является управление им перечисленными в данной статье видами транспортных средств. По действующему законодательству для квалификации преступления не имеет значения, было ли у виновного водительское удостоверение в момент управления транспортом, или он был лишен его, либо вовсе не имел. Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25, субъектом преступления признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил дорожного движения, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

В тех случаях, когда нарушения Правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими влечет уголовную ответственность, но ст. 264 УК РФ, если их действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названной статье УК РФ.

В качестве квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков указаны: последствия в виде причинения по неосторожности смерти человеку (ч. 3 ст. 264 УК РФ), смерти двум или более лицам (ч. 5 ст. 264 УК РФ); совершение указанного в ч. 1 ст. 264 УК РФ деяния лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшего по неосторожности: причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ), смерть человека (ч. 4 ст. 264 УК РФ), смерть двух или более лиц (ч. 6 ст. 264 УК РФ)

Согласно примечанию 2 к ст. 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством РФ об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществу а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

В п. 10.1 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ подчеркивается что, судам необходимо иметь в виду, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2, 4 и 6 ст. 264 и ст. 264.1 УК РФ, факт употребления лицом, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ — по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, проведенных в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ, и в порядке, установленном Минздравом России, либо по результатам судебной экспертизы, проведенной в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Водитель, не выполнивший законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, признается в соответствии с п. 2 примечаний к ст. 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, если направление на медицинское освидетельствование осуществлялось в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ, и отказ от медицинского освидетельствования (от любого предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования) зафиксирован должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспорта, в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование либо уполномоченным медицинским работником в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Водитель, скрывшийся с места происшествия, может быть признан совершившим преступление, предусмотренное ст. 264 или 264.1 УК РФ, в состоянии опьянения, если после его задержания к моменту проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения или судебной экспертизы не утрачена возможность установить факт нахождения лица в состоянии опьянения на момент управления транспортным средством. В случае отказа от прохождения медицинского освидетельствования данное лицо признается управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения (п. 10.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 09.12.2008 № 25 дает рекомендации судам по вопросам назначения наказания лицу, совершившему преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В силу ч. 3 ст. 60 УК РФ следует учитывать указанное обстоятельство как отрицательно характеризующее личность этого лица, умышленно допустившего нарушение п. 2.7 Правил дорожного движения, повышающее степень общественной опасности им содеянного.

Статья 264 УК РФ наряду с основным наказанием предусматривает возможность применения к виновному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, и суду, как подчеркивается в п. 12 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, следует иметь в виду, что при постановлении обвинительного приговора по ст. 264 (ч. 2—6) или по ст. 264.1 УК РФ судам необходимо учитывать, что назначение виновному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является обязательным, в том числе если к основному наказанию лицо осуждается условно. Неприменение такого дополнительного наказания допускается лишь при наличии условий, предусмотренных ст. 64 УК РФ. Суд вправе назначить этот вид дополнительного наказания по ч. 1 ст. 264 УК РФ как осужденному к лишению свободы, так и осужденному к ограничению свободы, но со ссылкой на ч. 3 ст. 47 УК РФ. В приговоре надлежит конкретизировать, что осужденный лишается права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами.

Следует иметь в виду, что исходя из ст. 47 УК РФ указанное дополнительное наказание может быть назначено как лицу, которому в установленном законом порядке было выдано соответствующее удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим транспортным средством без соответствующего разрешения.

Кроме того, при назначении виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством суду надлежит информировать об этом соответствующее управление ГИБДД в субъекте РФ. Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными средствами следует направить в это подразделение для исполнения приговора суда.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 подчеркивается, что при совершении преступления лицом, признанным виновным в содеянном по ст. 264 УК РФ, транспортное средство не может быть признано орудием преступления, а значит, не подлежит конфискации, так как принадлежащее обвиняемому транспортное средство в соответствии со ст. 81 УПК РФ подлежит конфискации только в случаях, когда оно использовалось в качестве орудия умышленного преступления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой