Учение о природе и человеке
Так как мы не представляем себе, чтобы тело каким-либо образом мыслило, у нас есть основание полагать, что все имеющиеся у нас мысли принадлежат душе. Так как мы не сомневаемся в том, что есть неодушевленные тела, которые могут двигаться столькими же способами, как и наше тело, и даже более разнообразными… то мы должны полагать, что, поскольку все тепло и все движения, которые в нас имеются… Читать ещё >
Учение о природе и человеке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дедукция принципов объяснения природы из первоначала «Природа существует».
- • Материя протяженна (в длину, ширину и высоту), непрерывна (не имеет пустоты), состоит из вихревых движений своих мельчайших частиц.
- • Принцип сохранения: Бог как первопричина всего сохраняет в природе столько же движения и покоя, сколько вложил в него при творении.
- • Принцип инерции: Всякая вещь пребывает в том состоянии (движении или покое), в каком она находится, пока на нее не окажет воздействие другое тело.
- • Всякое тело стремится продолжать свое движение по прямой линии (наикратчайшему пути).
- • Причина движения всякого тела — непосредственное воздействие на него другого тела, оказывающего большее действие, чем все противодействующие ему тела. Из-за отсутствия пустоты передача действия на расстоянии невозможна.
Схема 5.3.2. Рене Декарт. Учение о принципах познания природы.
Дедукция положений о человеке
- • Человеческое тело — механизм, «автомат», «самодвижущаяся машина».
- • Жизнь — передвижение мельчайших и тончайших частиц по кровяным сосудам от сердца к мозгу (теория кровообращения); организмы не имеют никакого автономного жизненного начала — растительного или животного.
- • Тело и ум человека — независимые друг от друга субстанции.
- • Душа не является принципом жизни, не соединяется с телом и не покидает его; жизнь не состоит в связи души и тела.
- • Человеческое тело — машина, все части которой связаны друг с другом и опосредованным образом — с душой.
- • Быть свободным означает: подчиняться законам и обычаям своей страны; решительно и твердо следовать своим принципам; побеждать самого себя, а не судьбу, менять свои желания, а не мировой порядок.
ЦИТАТЫ.
«Так как мы не представляем себе, чтобы тело каким-либо образом мыслило, у нас есть основание полагать, что все имеющиеся у нас мысли принадлежат душе. Так как мы не сомневаемся в том, что есть неодушевленные тела, которые могут двигаться столькими же способами, как и наше тело, и даже более разнообразными… то мы должны полагать, что, поскольку все тепло и все движения, которые в нас имеются, совершенно не зависят от мысли, они принадлежат только телу».
Свободный человек «сознает, что в действительности ему принадлежит только право распоряжаться своими собственными желаниями и что хвала и порицание зависят только от того, хорошо или плохо он пользуется этим правом. Кроме того, такой человек чувствует в себе самом твердую и непреклонную решимость пользоваться этим правом как подобает, т. е. охотно браться за все, что он считает наилучшим, и оканчивать начатое; это и означает следовать стезей добродетели» («Страсти души»).
Бенедикт Спиноза (1632—1677) — голландский философ, рационалист и пантеист. Был отлучен от еврейской общины за вольнодумство. Устранил дуализм протяженности и мышления в философии Декарта с помощью введения закона полного соответствия вещей и идей. Главная тема философии — естественный порядок природы и место в ней человека.
Основное сочинение — «Этика».