Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метафора как средство философского и научного познания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное исследование метафоры включает в себя ряд направлений, среди которых следует назвать следующие: изучение роли метафоры в процессе мышления, где метафора понимается в качестве одного из средств выражения и понимания сложных значений (В.Бензон и Д. Хейс (259)) — изучение взаимоотношений метафорического мышления с метафорой как лингвистическим явлением, показывающее, что метафорические… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.сс
  • Гл. 1 ПАРАДИГМЫ ПОНИМАНИЯ МЕТАФОРЫ. ГОЛОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕТАФОРЫ
    • 1. 1. Традиционная модель метафоры. Метафора в риторике и истории философии. сс
    • 1. 2. Нетрадиционная модель метафоры. Теории метафоры XX века. Гносеологическое значение и онтологические основания метафоры. сс
    • 1. 3. Голографическая модель метафоры как синтез традиционной и нетрадиционной парадигм. сс
  • Гл. 2. МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ
    • 2. 1. Метафора и природа философии. Особенности философских метафор. сс
    • 2. 2. Подходы к изучению философских метафор. Исторический, тематический и персональный способы исследования метафор в философии. сс
    • 2. 3. Системно-иерархический подход к изучению философских метафор. Базисные метафоры философии. сс
  • Гл.З МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 3.1 Метафора и природа науки. Эвристическая роль научной метафоры. сс
    • 3. 2. Конституирующая роль научной метафоры. сс
    • 3. 3. Критерии отбора и функции научных метафор. сс

Метафора как средство философского и научного познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования связана, во-первых, с необходимостью объяснения возникшей в современной философии ситуации, состоящей во влиятельности постмодернистских мотивов и настроений. Метафора может рассматриваться как ключ к философии постмодернизма с её специфической формой мироощущения, известной под названием постмодернистской чувствительности, которая в значительной мере опирается на сформулированный М. Хайдеггером принцип «поэтического мышления». Известно, что согласно данному принципу, наиболее предпочтительным способом раскрытия изначальных смыслов вещей является не логическая аргументация, но путь поэтических ассоциаций и метафор. Постмодернистская чувствительность, поэтому, проявляется в особой манере мысли и письма, которую с полным правом можно назвать метафорической эссеистикой. В связи с этим изучение метафоры, являющейся важнейшим концептуальным средством и центром своеобразной организации постмодернистских текстов, может способствовать более глубокому постижению смысла современной философии.

Во-вторых, исследование метафоры является весьма актуальным в свете положения постмодернизма о неизбежной художественности, поэтичности всякого мышления, в том числе философского и даже естественнонаучного. Постмодернистская идея сближения философии с литературой и стремление рассматривать философию как особый литературный жанр, основанная на принципе изначальной метафорической природы языка и первичности фигурального значения, должна подвергнуться максимально беспристрастному изучению. Исследование метафоры является весьма актуальным в связи с принципом постмодернизма, провозглашающим отказ от традиционного противопоставления «серьёзной» литературы (философии, науки) и заведомо «несерьёзной», основанной на вымысле художественной литературы. Объективное исследование роли метафоры в философии и науке может, поэтому, способствовать разрешению данной проблемы, сформулированной современной философией.

В-третьих, актуальность настоящей темы обусловлена тем, что при её исследовании появляется возможность представить новое видение ряда важных философских проблем: об отношении языка и сознания к реальности, о соотношении познающего и познаваемого, о связи рациональной и иррациональной сторон в процессе познания и других. Метафора является в этом смысле звеном в цепи фундаментальных философских проблем, от освещения которого, в той или иной степени, зависит решение всех последующих вопросов.

В-четвёртых, актуальность настоящей темы связана с необходимостью осмысления и обобщения данных, полученных в лингвистике, психологии, антропологии и даже нейрофизиологии, в последнее время активно занимающихся проблемой метафоры и поиском её оснований. Философское рассмотрение проблемы предполагает сведение воедино результатов частных наук и их осмысление с точки зрения общей картины реальности и положения человека в универсуме.

Степень разработанности проблемы. Проблема метафоры и её когнитивных возможностей в последние десятилетия XX века являлась одной из важнейших тем современной западной (в особенности англоязычной) лингвистической философии. В результате проведённых исследований была пересмотрена традиционная позиция, согласно которой метафора считалась чисто языковым явлением, связанным со словом, а не с мыслью. Современное изучение метафоры философами и лингвистами привело к доминированию представлений о метафоре как о процессе, прежде всего имеющем основание в мышлении, а уже потом как языковом явлении.

Современные исследователи, в связи с этим, заняты поиском наиболее оптимального определения метафоры. Можно назвать целый ряд таких определений, между которыми, вместе с тем, наблюдается некоторое сходство. Так, в различных теориях метафора определяется либо как сходство между областями «темы» и «носителя» (А.Ортони (318), А. Тверски (336)), либо как взаимодействие между данными областями (М.Блэк (28), Р. Стернберг (330)), либо как атрибуция черт из области носителя в область темы (Д.Гентнер (280), Д. Лакофф и М. Джонсон (117)), либо как утверждение включённости в некоторый класс (С.Глаксберг (283)). Следует также заметить, что основное число определений метафоры является семантическим по своему характеру в противовес прагматическим определениям, лишающим её всякого когнитивного значения и считающим метафорическое значение или бессмыслицей, или заменой прямого значения в прагматических целях (Д.Дэвидсон (273)). Кроме того, существуют также теории, объединившие результаты семантического и прагматического изучения метафоры, к числу которых следует отнести концепцию Ф. Киттей (303).

Можно говорить о том, что в современной философии, в основном, выделены (сконструированы) возможные подходы к метафоре, в числе которых, кроме уже обозначенных семантического и прагматического, следует назвать также интуитивный (основанный на интуитивном восприятии метафоры), эмотивный (основывающийся на сведении смысла метафоры к её эмоциональному воздействию), формальный (предполагающий создание особой формулы метафоры), интенсиональный (признающий ведущим коннотативное значение слова при блокировании денотативного), контекстуальный (исходящий из решающей роли контекста в понимании метафоры), а также конвенциональный (трактующий метафору в зависимости от некоторого соглашения) подходы. Последний из перечисленных подходов обозначился в ряде современных работ, в которых существенным моментом идентификации метафоры видится не соотнесение её с какими-либо процессами сознания, но неконвенциональность задаваемого ею отождествления. Так, А. Гоутли разделяет сходства на конвенциапьные, на основе которых возникают общепринятые обобщения, и на неконвенциапьные, то есть не признанные всеми, и определяет метафору как «неконвенциальный акт референции, основанный на сходстве» (286,16).

Вместе с тем для современной лингвистической философии остаётся весьма актуальной проблема различения метафорических и буквальных выражений. Так, А. Гоутли формулирует различия между метафорой и буквальными выражениями в виде ряда пунктов, считая характерными особенностями буквальных выражений приблизительное сходство, конвенциальность, наличие обозначения, непротиворечивость, точность, в то время как в числе присущих метафоре черт им называются удалённое сходство, неконвенциальность, отсутствие обозначения, противоречивость, неточность.

В основе современного изучения метафоры, кроме того, лежит гипотеза, выдвинутая американскими исследователями ДЛакоффом и М. Джонсоном, согласно которой метафора, рассматриваемая как осмысление одного явления в терминологии, присущей другим явлениям, является важнейшим способом создания языковой картины мира (117). Понимаемые таким образом метафоры, которые получили название концептуальных, рассматриваются в качестве глубинных оснований, формирующих представления человека о действительности.

Современное исследование метафоры включает в себя ряд направлений, среди которых следует назвать следующие: изучение роли метафоры в процессе мышления, где метафора понимается в качестве одного из средств выражения и понимания сложных значений (В.Бензон и Д. Хейс (259)) — изучение взаимоотношений метафорического мышления с метафорой как лингвистическим явлением, показывающее, что метафорические выражения в языке являются производными от концептуальных метафор (Д.Аллбригтон (256)) — исследование отличительных особенностей метафор в связи с проблемой истинности, предполагающее, что ложность одного и того же выражения в буквальном понимании может означать его истинность в метафорическом смысле (А.Ортони (318), Р. Герриг и А. Хили (281) — изучение метафор, использующихся как концептуальные карты в какой-либо предметной области, обнаруживающее их способность определять те или иные картины реальности (Д.Аллбриттон (257)) — изучение вопроса о детерминированности метафор социокультурным контекстом, показывающее, что носители языка могут устанавливать специфичные ассоциации между различными явлениями и предметами (Р.Гиббс (282)) — исследование метафор как каналов в области коммуникации, являющихся своеобразными фильтрами в информационных потоках (М.Блэк (261), Ф. Барлетт, М. Редди (322)) — изучение метафоры как способа систематизации какой-либо информации и запроса об этой информации, где метафора трактуется как средство, определяющее порядок запроса информации (Дж.Боуер, М. Тернер (263)) — рассмотрение метафор как средств, обеспечивающих связь различных информационных блоков в памяти (Д.Маккун, Р. Ратклифф, К. Сиферт (310)).

В результате новейших исследований, посвященных метафоре, были описаны её важнейшие функции, среди которых следует назвать: функцию создания сходства между двумя различными областями объектов (С.Глаксберг (284)), функцию обеспечения способа понимания новой малоизученной области (Г.Родигер (323)), а также функцию формирования особых межличностных отношений между говорящим и слушающим (Т.Коэн (272)).

Последний этап исследования метафоры, начавшийся в последние 20−30 лет XX века, является междисциплинарным: он характеризуется рассмотрением метафоры не только с точки зрения лингвистики и философии, но также психолингвистики, когнитивной лингвистики, нейропсихологии и других наук. Следует отметить, что практически все исследователи (лингвисты, философы, психологи) сходятся в том, что метафора представляет особые когнитивные схемы, которые раньше считались присущими только поэтическому языку, и которые являются центральными для функционирования языка и речи.

Для изучения метафоры и её познавательной ценности важную роль играет привлечение данных психологии. В психологических исследованиях метафора рассматривается как отличительная особенность человеческого интеллекта в сравнении с искусственным (Б.Бек (271)) — во многих направлениях современной психологии экспериментально подтверждается высокий когнитивный статус метафоры. Психологи также осуществляют поиск нейрофизиологического субстрата метафорического мышления. Существуют, по крайней мере, две позиции, рассматривающие в качестве основы метафоры один из видов памяти, долговременную или краткосрочную. Так, по мнению С. Глаксберга и Б. Кейсара (285), метафора связана с кратковременной рабочей памятью, и в её основе лежит категориальная сетка, сформированная для данного случая.

Напротив, по мнению Д. Лакоффа, М. Джонсона (117) и Р. Гиббса, метафора связана с долговременной памятью, где она является результатом взаимодействия различных областей мозга, аффективной и сенсомоторной. Представляет большой интерес позиция Л. Марка и М. Борнстайна (271), рассматривающих в качестве основы метафоры явление синестезии, под которым понимается врождённая способность к пересечению потоков информации, получаемой человеком от различных органов чувств (умение «слышать цвета», «видеть звуки»). Более того, метафоры в психологии начинают рассматриваться как отражение связей нейронных структур, сформировавшихся у целых поколений человеческого общества (Э.Р.Маккормак (309)), что позволяет соотнести их с архетипической основой психики, в своё время открытой КГ.Юнгом. Важным моментом исследования метафор является также установление их связи с работой преимущественно правого полушария (Р.Е.Гаскел (271)). В психологии изучение метафор проводится также в соотношении с областью бессознательного и в связи с лечением психически больных (Р.Х.Браун, Р. М. Биллоу, Дж. Россман (271)).

В связи с признанием высокого когнитивного статуса метафоры были осуществлены исследования, в результате которых была достаточно полно освещена её роль в области познания, и, в основном, в сфере науки. Современные философы, среди которых большинство англоязычных, изучают функционирование метафор практически во всех фундаментальных и прикладных науках: математике (Р.Джонс), физике элементарных частиц (М.Хэссе (294), Р. Хоффман (297)), биологии (Грубер (290)), психологии (Д.Брунер, Д. Грудин, Э. Кохран (268)), социологии (Р.Браун (265)), историографии (Уайт), палеонтологии (С.Гоулд (288)).

Результатом изучения научных метафор было выделение их важнейших функций (Р.Хоффман (296)), описание соотношения метафор с моделями и аналогиями (Р.Харре (291)), утверждение значительных эвристических возможностей метафоры в ситуации научного поиска (Г.Кулиев (112)), а также конституирующей роли метафоры по отношению к научным теориям (Г.Гентнер (279,280).

Последнее десятилетие ознаменовалось появлением своего рода итоговых работ, рассматривающих феномен метафоры максимально полно, от освещения общего механизма её действия до анализа конкретного её использования в текстах различной природы (научных, художественных, политических). Здесь следует назвать прежде всего труды А. Гоутли «Язык метафоры» (286) и Р. Гиббса «Поэтика Сознания» (282).

Исследование роли метафор в философии осуществлялось, к сожалению, гораздо в меньшей степени. Здесь следует указать на работу С. Пеппера «Гипотезы о мире» (320), в которой метафоры рассматривались в качестве фундаментальных основ метафизических систем, задающих определённые философские картины мира. Следует назвать также труды Х. Блюменберга, осуществившего описание истории мышления и истории философии через выявление важнейших для той или иной эпохи метафор, и утверждающего, что именно благодаря метафорам в философии достигалось осмысленное представление о мире как о связном целом. Метафорам в философии были посвящены также отдельные работы П. Рикёра (173), указавшего на метафорическую природу важнейших философских понятий, а также Х. Ортеги-и-Гассета, описавшего важнейшие метафоры гносеологии (158).

Следует отметить, что параллельно с научным (лингвистическим, нейропсихологическим) анализом метафоры и опирающимися на него исследованиями лингвистической философии происходило освоение метафоры представителями философии постмодернизма. В соответствии с тезисом о неизбежной поэтичности всякого мышления постмодернизм отстаивает идею о сущностной метафоричности любого, в том числе и философского и даже научного языка. В рамках постмодернистской традиции, например, в работе «Философские маргиналии» Ж. Деррида, были предприняты попытки представить философию как особый литературный жанр и описать её метафоры (274).

Вместе с тем, следует сказать, что в отечественной философской литературе (как академической, так и постмодернистской) метафора изучалась явно недостаточно. Отечественные исследования метафоры были во многом вторичными, они проводились в рамках теоретических положений, сформулированных англоязычными авторами, среди которых наибольшее значение имели теория взаимодействия Ричардса — Блэка и теория Лакоффа и Джонсона о способности метафор структурировать образ реальности. Кроме того, в работах отечественных авторов, среди которых необходимо назвать прежде всего труды Арутюновой Н. Д. (9,10), Гака В. В. (49), Телия В. Н. (194), преобладал интерес не столько к концептуальной, сколько к языковой метафоре. В качестве оригинальных работ, посвященных метафоре, следует назвать, прежде всего, исследования Лотмана Ю. М. (130), который рассматривал метафору и другие тропы в связи с целостной природой творческого мышления. Некоторые исследователи, например, Петров В.В.(164), Гусев С. С. (74), Кулиев Г. Г. (112), внесли свой вклад в изучение функционирования метафор в науке, который состоял в исследовании ими важнейших функций научных метафор, а также освещении роли метафор в формировании научной терминологии и в ситуации совершения научных открытий. К сожалению, в отечественной литературе почти не было сколько-нибудь значительных исследований, посвященных роли метафор в философии.

Кроме того, в отечественной литературе до сих пор фактически нет работ, представляющих междисциплинарное исследование метафоры и интегрирующих в себе результаты различных наук. Здесь можно назвать лишь труды Налимова В.В.(148), рассматривающего присутствие метафор в науке как требование сформулированного Н. Бором принципа дополнительности. Одной из немногочисленных попыток привлечь для осмысления природы метафоры результаты современной науки является работа «Введение в лингвосинергетику» Герман И. А. и Пищальниковой В. А. (56), в которой предлагается понимание метафоры с привлечением понятийного аппарата теории самоорганизации сложных систем. Кроме того, большинство теорий метафоры, разрабатываемых отечественными философами, строится без всякой связи с рассмотрением фундаментальных философских проблем.

Цель и задачи работы: Основной целью диссертации является исследование метафоры как особой формы мышления и её роли в научном и философском познании. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

— выявление связи метафоры с доминирующими философскими представлениями и построение основных парадигм её понимания;

— выявление гносеологического значения и онтологических основ метафоры как особой формы языка и мысли;

— построение модели метафоры, объясняющей её важнейшие характеристики (мгновенность действия, образность, эффективность, информативность) и включающей в себя наиболее значительные результаты её предшествующего изучения в лингвистике и философии;

— обоснование значимости метафоры для философии как особого типа знания, являющегося соединением интуитивного и дискурсивного познания;

— конструирование понятия собственно философской метафоры;

— разработка методологии исследования роли метафоры в философии, предполагающей выделение основных подходов к изучению философских метафор;

— выделение различных уровней философских метафор, выполняющих разные функции в системе философии, а также изучение важнейших особенностей метафор каждого уровня;

— обоснование значимости метафор для науки в связи с феноменом научного открытия;

— рассмотрение конституирующей роли научной метафоры, означающую её способность являться фундаментом целостных систем научного знания;

— выявление критериев отбора и функций научных метафор.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертационной работы являются результаты предшествующего исследования метафоры, содержащиеся в трудах видных зарубежных и отечественных теоретиков философии, психологии и лингвистики. Методологической основой работы является сочетание структуралистского и системно-исторического подходов. Методология структуралистского подхода используется при анализе метафор науки, рассматривающихся как проявление изоморфизма на всех уровнях материального мира, в то время как системно-исторический подход, представляющий собой сочетание исторического и системного методов, применяется при анализе метафор в философских текстах. Диссертация имеет также эмпирическую основу, которой в данном случае является многообразие оригинальных философских и научных текстов, из которых черпались конкретные примеры использования метафор в науке и философии.

Научная новизна исследования состоит в обосновании значительной роли метафоры в научном и философском познании. Более конкретно научную новизну диссертации можно сформулировать в следующих положениях:

1. Выделены две парадигмы в понимании метафоры: традиционная, трактующая метафору как фигуру языка, с которой связывается его образность и красота, и нетрадиционная, рассматривающая метафору как форму мысли, как взаимодействие идей, а также показана их связь с господствующими философскими представлениями. Показана также связь смены данных парадигм с осуществившимся в XX веке «лингвистическим поворотом» в философии;

2.Продемонстрировано философское значение метафоры, состоящее в наличии у метафоры гносеологического статуса и онтологических оснований. Показано, что гносеологическое значение метафоры, состоящее в способности задавать способ понимания какой-либо предметной области, обусловлено её связью с символико-архетипической основой сознания. Доказано, что онтологическим основанием метафоры является реальность, представляющая собой изначальное тождество вещей, предшествующая разделению мира на субъект и объект («жизнь» в философии В. Дильтея, «жизненный мир» Э. Гуссерля).

3. Разработана оригинальная концепция метафоры как голограммы, объединяющая возможности двух парадигм: традиционной и нетрадиционной. К достоинствам данной модели относится её возможность включить в себя все важнейшие результаты предшествующих теорий, а также объяснить эффективность воздействия метафоры, соединение в ней смысла и образа.

4. Доказана значимость метафоры для философии как особого типа знания. Показывается, что метафора представляет в философии «интуитивный» полюс, который отражает изначальное субъектно-объектное единство мира. Данный полюс рассматривается как противостоящий логико-понятийному началу философии и дополняющий его;

5.Выработано понятие собственно философской метафоры, представляющей собой соединение, с одной стороны, «вечных» тем и абстрактных смыслов, с другой стороны — культурно обусловленных «оболочек» и конкретного содержания. Показана диалектика метафорического и буквального в философии, состоящая в выделении метафор первичных (непосредственно связанных с архетипами и существующих до формирования понятий) и вторичных (разрушающих устоявшиеся буквальные смыслы);

6.Разработана методология анализа роли метафоры в философии. Выделены три основных этапа в исследовании философских метафор: а) «количественный», рассматривающий частоту использования метафор в зависимости от тяготения философских систем к логическому или интуитивному полюсуб) «качественный», анализирующий содержание философских метафор в связи с историческим контекстом, проблематикой, особенностями творческой индивидуальности философав) системно-иерархический, исследующий метафоры в зависимости от их статуса в целостной системе философского знания;

7.Показано, что всё многообразие философских метафор следует рассматривать как систему с выделением базисных и производных метафор. Выделено три уровня метафор в системе философского знания, каждый из которых выполняет специфические функции: а) базисные метафоры-голограммы, определяющие способ рассмотрения универсумаб) метафоры среднего уровняв) метафоры-иллюстрации.

8. Показана роль метафор для научного познания в связи с свершением научных открытий, основанная на построении модели научного знания, включающей в себя два измерения («логическое» и «творческое»).

9. Показана конституирующая роль научных метафор, состоящая в их способности определять картину какой-либо предметной области, основанная на идеях теории фракталов, рассматривающей универсум как самоподобную структуру. Доказано, что в силу принципа структурного единства мира все метафоры частных наук потенциально являются общенаучными.

10. Проанализированы критерии отбора научных метафор и их отличие от метафор поэтических и философских. Выделены и исследованы важнейшие функции научных метафор.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и результаты работы имеют значение для постановки и решения ряда важных теоретических проблем философии, таких как вопросы о природе и средствах познания, о соотношении языка и познания. Результаты диссертации имеют значение для методологии философии, так как они связаны с проблемой обоснования специфики философского знания и могут использоваться в качестве аргументов для дискуссии с постмодернизмом о сводимости или, напротив, несводимости философии к литературе. Диссертация может представлять интерес и для историков философии, так как она представляет нетрадиционную модель описания историко-философского процесса. Результаты диссертации могут применяться в курсах лекций при рассмотрении философских тем, связанных с вопросами о средствах познания, о природе философии, а также при изучении проблематики постмодернистской философии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе мы показали осуществившуюся в трактовке метафоры эволюцию от понимания её как фигуры языка до представления её важной формой мышления, отражающей постижение человеком целостной действительности.

В диссертации рассматриваются две парадигмы в понимании метафоры, первая — трактующая её как украшение языка, и вторая — показывающая её значительную роль в мышлении и познании. В настоящей работе представлена оригинальная модель метафоры, объединяющая результаты двух данных парадигм. Метафора трактуется как голографическое явление, являющееся результатом взаимодействия двух различных смыслов. Трактовка метафоры как голограммы позволяет объяснить такие важнейшие её характеристики, как образность, эффективность, мгновенность воздействия, информативность. Голографическая модель метафоры представляет её как один из существующих способов записи информации, который противостоит традиционному цифровому методу. Понимание метафоры как голографического явления способно также обеспечить связь её философского осмысления с её трактовкой в нейропсихологии.

Понимание метафоры как голографического явления позволяет объяснить многие её свойства, отмеченные в предыдущем её изучении, и включить в себя результаты предшествующих теорий метафоры. Так, благодаря образной природе голографии, оно объясняет способность метафоры доставлять удовольствие, что было отмечено ещё античными риториками. Понимание метафоры как голограммы объясняет её традиционную трактовку как фигуры, как формального построения, так как голограмма предполагает восприятие объекта в первую очередь со стороны его формы. Голографическая природа метафоры, кроме того, обеспечивает её способность рождать образы и целые ряды ассоциаций, что отмечалось в большинстве предшествующих теорий метафоры. Голографическая модель, трактующая метафору как результат интерференции (взаимодействия) волновых фронтов, может также являться обобщающей концепцией по отношению к теориям взаимодействия, занимающих лидирующее положение в лингвистической философии XX века.

В диссертации рассматривается также соотношение метафоры с символами и архетипами, которые трактуются как голографические явления большего масштаба. Показывается, что метафоры являются выражением того же типа связей, что и символы, отражающие смысловые и структурные отношения между различными уровнями бытия. Благодаря соотнесению метафоры с символико-архетипической основой психики, предлагаемая теория позволяет объяснить способность метафоры быть основой построения картин реальности, что было отмечено в одной из наиболее влиятельных концепций XX века, принадлежащей Дж. Лакоффу и М.Джонсону. Голографическая модель способна представить метафоры как образы, которые лежат в основе человеческого сознания и всей человеческой культуры.

В диссертации рассматривается также гносеологическое значение и онтологические основания метафоры. В качестве онтологического основания метафоры представляется единая реальность, предшествующая разделению мира на различные сферы и уровни и являющая собой единство субъективного и объективного (например, «жизнь» у В. Дильтея, «жизненный мир» Э. Гуссерля).

Во второй главе, посвящённой роли метафоры в философии, предлагаемая модель прилагается к метафорам, действующим в рамках философских учений. Философия в целом рассматривается как система, включающая в себя два полюса: логический и интуитивный.

Утверждается, что подобная биполярность философии требует, соответственно, различного типа средств, в качестве которых рассматриваются понятие и метафора.

Метафора представляется средством, способным описывать действительность как «непрерывную разнородность» (по Г. Риккерту) в противовес понятийному разделению непрерывности и разнородности, и благодаря её голографической природе представлять «качественное единство» бытия, противостоящее единству пустому и бессодержательному (по Э. Кассиреру). По причине её сущности, означающей преодоление субъектно-объектного разделения, метафора способна передать неразделимое единство субъекта и объекта, являющееся конституирующей основой философского познания.

В диссертации также показывается особенность собственно философских метафор, представляющих собой соединение вечных философских «тем» и изменчивых социокультурных «оболочек», предлагающих постижение абстрактных сущностей через смыслы конкретных земных вещейрассматривается также метафорическое происхождение важнейших философских терминов. Показывается также, что в философии действуют метафоры различных типов: концептуальные и конкретно чувственные, творческие и репродуктивные, живые и мёртвые.

Весь массив философских метафор рассматривается в диссертации как система, основывающаяся на «корневых» или «базисных» метафорах, являющихся по своей природе голограммами, непосредственно восходящими к архетипической основе сознания. Кроме того, в системе философских метафор выделяется три уровня, наиболее поверхностный из которых представлен метафорами-иллюстрациями, представляющими альтернативный способ описания философских идей, имеющих первичное значение, заданное буквальными выражениями. Средний уровень связывается с метафорами, не имеющими параллельного буквального выражения, первичным для которых является голографическое значение. Наиболее глубокий уровень представлен голограммами, задающими построение сетки категорий.

В диссертации, кроме того, рассматривается зависимость количества и содержания метафор от исторического контекста, от философской проблематики, от особенностей творческой индивидуальности философа. Показывается, что высокая значимость метафор и обращение преимущественно к метафорическому способу выражения обусловлены ориентацией эпохи на мифологию, религию или искусство. В качестве эпох, ориентированных преимущественно на метафору, называются античность, средневековье, возрождение и современный период.

В диссертации обосновывается высокая значимость метафор для философии постмодернизма, которая описывается как обусловленная бессознательным философия. Показывается, что метафора является своеобразным организующим центром постмодернистских текстов.

В третьей главе рассматривается значение метафор для науки. Показывается, что наука включает в себя два измерения: «вертикальное» (интуитивное), и «горизонтальное», охватывающее деятельность формально-логического познания. Метафора описывается как средство, представляющее вертикальное измерение, характерными чертами которого является наличие голографических образов и квантового скачка.

В диссертации подробно рассматривается эвристическая роль метафоры в осуществлении научных открытий. Показывается, что открытие в науке всегда связано с проникновением в сферу сознания импульса из области бессознательного, в качестве которого могут выступать метафоры и символы. Подобная эвристическая роль рассматривается на примере метафоры струны, во многом определившей картину современной физики (теория великого объединения), а также метафоры кода и символа спирали, задающих основу современной генетической теории.

Подробно исследуется также конституирующая роль метафоры по отношению к научным теориям, означающая её способность обусловливать способ рассмотрения некоторой предметной области. На материале биологии рассматривается роль метафоры по отношению к целостной науке (формированию её номенклатуры, таксономии, аппарата ключевых теорий и др.). Конституирующая роль метафоры описывается в связи с основными положениями теории фракталов, предполагающей сохранение определённой структуры при изменении масштаба рассматриваемых явлений. Предлагается рассмотрение как фрактальной структуры целостного универсума, на различных уровнях которого воспроизводятся одни и те же формы. В результате вся система научных метафор рассматривается как фрактальная структура, что означает функционирование одних и тех же метафор (архитектурных, биологических, геологических и др.) на всех её уровнях, начиная от теорий частного характера до философии науки.

В диссертации также описываются функции научных метафор, среди которых выделяются репрезентативная, информативная, гипотезообразующая, сравнительная, экономичная и др.

Таким образом, результатом диссертационного исследования является заключение, что метафора, понимаемая как средство голографической природы, принадлежит к глубинному уровню реальности, объединяющей мироздание и человеческое сознание, и, поэтому, лежит в основе всех человеческих, как философских, так и научных, представлений о мире.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Исповедь. М., 1991
  2. Э. Метафора в языке науки// В мире науки 1992, № 9−10
  3. А.А., Гуревич С. Б. Жумалиев К.М. Голографические системы хранения и выборки информации. Бишкек-Санкт-Петербург, 2000
  4. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969−1972, т.1 4
  5. Античные риторики (сборник) М., 1978
  6. Античные теории языка и стиля. M.-JT., 1936
  7. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. М., 1976 -1984
  8. Аристотель. Об искусстве поэзии М., 1957
  9. Н.Д. Метафора // Лингв, энциклопедич. словарь М., 1990 Ю. Арутюнова Н. Д. Языковая метафора// Лингвистика и поэтика М., 1979
  10. Ш. Французская стилистика. М., 1961
  11. З.Барт Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика. М., 1994
  12. Бахрак Л, Гаврилов Г. Голография. М., 1979
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 П. Башпяр Г. Вода и грёзы. М., 1998
  14. Г. Грёзы о воздухе. М., 1999
  15. Э. Общая лингвистика. М., 1974
  16. А. Собр. Соч., т.1 5, Спб, 1913 — 1914
  17. А. Длительность и одновременность. Пг., 1923
  18. Н.А. О назначении человека Опыт парадоксальной этики. М., 1993
  19. Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения //Мир философии М., 1991, ч.1
  20. Дж. Сочинения. М., 1978
  21. Бессознательное (сборник: Иванов В. В., Мамардашвили М. Мелетинский Е. и др.). Новочеркасск, 1994
  22. М.А. Творчество в науке и технике. Пд., 1920
  23. Д.И. Основы квантовой механики. М., 1961
  24. М. Метафора // Теория метафоры М., 1990
  25. . Символический обмен и смерть. М., 2000
  26. Бом Д. Квантовая теория. М., 1965
  27. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961
  28. Бор Н. Избранные научные труды. М., 1970
  29. Бор Н., Вейцзеккер К., Френкель Я. Капельная модель ядра: к аналогии между ядром и обычной жидкостью // Природа, 2000, № 3
  30. Борхес X. J1. Письмена Бога. М., 1992
  31. Дж. Диалоги. М., 1949
  32. С.Н. Свет невечерний. М., 1994
  33. М. Философия физики. М., 1975
  34. Фр. Сочинения в 2-х т. М., 1978−1979
  35. А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991
  36. М. Продуктивное мышление. М., 1987
  37. А.А. Мир, основанный на самоподобии. М., 1999
  38. Дж. Основания новой науки об общей природе наций. JL, 1940
  39. В. Прелюдии. Спб., 1913
  40. Витгенштейн J1. Философские работы. В 2-х т. М., 1994
  41. Вольтер Философские сочинения. М., 1988
  42. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991
  43. Г. Истина и метод. М., 1988
  44. Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998
  45. П.П. Волновой геном. М., 1994
  46. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Спб., 1992
  47. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974- 1977
  48. ГейзенбергВ. Физика и философия. М., 1989
  49. В. Шаги за горизонт. М., 1987
  50. А.С. Формирование терминологической структуры русского биологического текста. Л., 1981
  51. И. А. Пищальникова В.А. Введение в лингвосинергетику. Барнаул, 1999
  52. И. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957
  53. Т. Сочинения. В 2-х т.М., 1991
  54. .Н. Язык и статистика. М., 1971
  55. Я.Э. Логика мифа. Имагинативный абсолют. М., 1987
  56. Н.Н. Гений в искусстве и науке. М., 1991
  57. Д. Психотерапевтические метафоры в нейролингвистическом программировании. Подольск., 1994
  58. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М., 1990
  59. М., Шварц Дж., Виттен Э. Теория суперструн, т. 1,2 М., Мир, 1990
  60. С.В. Введение в терминоведение. М., 1993
  61. Дильтей В. Воображение поэта Вопросы философии, 1995, № 5
  62. Дильтей В. Категории жизни Вопросы философии, 1995, № 10
  63. В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах Культурология XX в. М., 1995
  64. С. Путешествие в поисках себя. М., 1994
  65. С. Холотропное сознание. М., 1996
  66. В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984
  67. В. Язык и философия культуры. М., 1985
  68. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984
  69. С.С. Наука и метафора. Л., 1984
  70. Э. Кризис европейского человечества и философия.// Вопросы философии, 1986, № 3
  71. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии 1992, № 7
  72. Даан-Дальмедино А. И Пейфер Ж. Пути и лабиринты (очерки по истории математики). М., 1986
  73. В.П. Русская терминология. М., Наука, 1977
  74. Даодэцзин. В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. М., 1996
  75. Р. Сочинения. В 2-х т. М., 1989
  76. . Логика смысла. М., 1995
  77. . Складка, Лейбниц и барокко. М., 1998
  78. Делёз Ж, Гваттари Ф. Что такое философия? М., Спб, 1998
  79. . О грамматологии. М., 2000
  80. . Письмо и различие. М., 2000
  81. . Письмо к японскому другу // Вопросы философии, 1992, № 4
  82. . Эссе об имени. М., 1998
  83. М. Эволюция понятий квантовой механики. М., Наука, 1985
  84. У. Психология. М., 1991
  85. В.А. Метафорическая номинация (логико-гносеологический аспект). Минск, 1984
  86. ., Эделин Ф. Общая риторика. Благовещенск, 1998
  87. ЖенеттЖ. Фигуры. В 2-х т. М., 1998
  88. В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество//Бессознательное. Новочеркасск, 1994
  89. И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998
  90. И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001
  91. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
  92. О.А. Структура и функции метафоры в научной речи. Киев, 1988
  93. В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия М., 2000
  94. И. Пролегомены. М., 1993
  95. И. Критика чистого разума. М., 1994
  96. И. Критика способности суждения. М., 1994
  97. Ф. Дао физики. Спб., 1994
  98. Д.К. Гейзенберг, принцип неопределённости и квантовая революция // В мире науки, 1992, № 7,62 69
  99. Э. Познание и действительность. Спб., 1912
  100. Э. Сила метафоры// Теория метафоры М., 1990
  101. Х.Э. Словарь символов. М., 1994
  102. А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
  103. А.Н. Математика в её историческом развитии. М., 1991
  104. А. Галактический невод из космических струн // Знание сила, 1996, № 5
  105. Красота и мозг (под ред.И.Ренчлера, Б. Херцберерег, Д. Эпстайна) Биологические аспекты эстетики. М., Мир, 1995
  106. Н. Сочинения. В 2-х т. М., 1979
  107. Г. Г. Метафора и научное познание. Баку, 1987
  108. Л.П. Формирование терминологии физики в России. М.Л., 1966
  109. Л.П. Формирование языка русской науки. Л., 1964
  110. . Семинары. М., 1998
  111. . Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995
  112. Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём // Теория метафоры М., 1990
  113. . Сочинения. М., 1983
  114. ., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. М., 1996
  115. И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. В 2-хт. Прага, 1924
  116. К. Теория поля в социальных науках. Спб., Речь, 2000
  117. Дж.С. Большой взрыв эволюции животных // В мире науки 1993,42−50
  118. Г. Сочинения. В 4-х т. М., 1982 1989
  119. А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. М., Наука, 1999
  120. . Состояние постмодерна. М., 1998
  121. Дж. Сочинения. В 3-х т. М., 1985
  122. Ц. Гениальность и помешательство. Спб, 1882
  123. А.Ф. Знак. Символ, миф: труды по языкознанию. М., 1982
  124. А.Ф. Философия имени. М., 1990
  125. Ю.М. Внутри мыслящих миров (человек, текст, семиосфера, история). М., 1999
  126. М.М. Лингвистическая генетика. М., 1992
  127. М.М. Удивительный мир слов и значений. М., 1989
  128. Н. Разыскание истины. Спб., 1903
  129. Ман П. де. Аллегории чтения: фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999
  130. Н. Эстетика постмодернизма. Спб., 2000
  131. В. Миф. Символ. Метафора. Рига, 1994
  132. Е.М. Поэтика мифа. М., 1976
  133. М.Б. Квантовая модель мышления и эволюция // Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления М., 1994
  134. Метафора в языке и тексте (сборник). М., 1988
  135. М. Голография. Л., 1979
  136. Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребёнка». М., 1996
  137. Мистическое богословие (Ареопагитики). М., 1991
  138. Мк.Кормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры М., 1990
  139. Мифы народов мира Энциклопедия. В 2-х т. М., 1991
  140. М. Опыты. В 3-х кн. М., 1992
  141. М. Лекции по науке о языке. Спб., 1865
  142. В.В. Реальность нереального. М., 1995
  143. В.В. Разбрасываю мысли. М., 2000
  144. В.В. Спонтанность сознания. М., 1989
  145. Е. Кварки (на переднем крае физики элементарных частиц). М., 1984
  146. П. Кант и Марбургская школа. Спб., 1912
  147. В.В. Релятивистские струны: от мыльных плёнок к объединению фундаментальных взаимодействий//Природа, 1986, № 11
  148. С.Е. Семантический анализ языка науки. М., 1987
  149. Фр. Собрание сочинений. В 10- т. М., 1912
  150. Фр. Сочинения. В 2-х т. М., 1990
  151. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Самосознание Европейской культуры XX века М., 1991
  152. Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры// Теория метафоры М., 1990
  153. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991
  154. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1992
  155. Х.О., Рихтер П. Х. Красота фракталов. М., 1993
  156. . Мысли // Мир философии. М., 1991
  157. В. Физические очерки. М., 1975
  158. В.В. Научные метафоры: процесс и механизм функционирования. Новосибирск, 1985
  159. Платон Сочинения. В 4-х т. М., 1990 1994
  160. К. Логика и рост научного знания. М., 1983
  161. А.А. Слово и миф. М., 1989
  162. К. Язык мозга. М., 1975
  163. Психология науки (А.Г.Аллахвердян, Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М.Г.) М., 1998
  164. А. О науке. М., 1 990 171. Ригведа. М., 1989
  165. П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995
  166. П. Живая метафора// Теория метафоры М., 1990
  167. П. Конфликт интерпретаций (очерки о герменевтике). М., 1995
  168. Г. Науки о природе и науки о духе. Спб., 1911
  169. А. Философия риторики // Теория метафоры М., 1990
  170. Н.М. Квантовая логика (очерк истории и теории). Киев, 1993
  171. В.В. Сочинения. М., 1990
  172. Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997
  173. Э. Философские произведения. М., 1986
  174. Н.Н. Символ в искусстве и жизни. М., 1991
  175. . Избранные сочинения. В 3-х т. М., 1961
  176. М., Шульга В. Загадки космических струн// Наука и жизнь, 1998, № 4
  177. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов М., 1989
  178. Сартр Ж-П. Первичное отношение к другому. Любовь. Язык. Мазохизм // Проблема человека в западной философии М., 1989
  179. К.А. Проблема символа в современной философии. Ереван, 1980
  180. А. Суперструны: на пути к теории всего// Наука и жизнь, 1997, № 2
  181. Г. Н. Метафора в системе языка. Спб, 1993
  182. Современная западная философия. Словарь М., 1989
  183. В.В. Средневековая философия. М., 1979
  184. B.C. Сочинения. В 2-х т. М., 1990
  185. Ф. Труды по языкознанию. М., 1977
  186. . Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957
  187. В.Н. Метафоризация как основной приём создания лексических и фразеологических средств языковой картины мира //Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1987
  188. Теория метафоры (сборник). М., 1990
  189. Цв. Теории символа. М., 1999
  190. А. Постижение истории. М., 1991
  191. Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Спб, 2000
  192. С.Н. учение о Логосе в его истории. М., 1990
  193. Р.А. Квантовая психология. М., 1999
  194. М. Знакомство с голографией. М., Мир, 1980
  195. Дж. Двойная спираль (воспоминания об открытии структуры ДНК). М., 1969
  196. Упанишады. В 3-х кн. М., 1992
  197. М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986
  198. Е. Фракталы. / пер. с англ. М., 1991
  199. П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986
  200. А.Т. Введение в теорию суперструн. Дубна, 1988
  201. Э.Б. Проблема бессознательного и фундаментальные принципы физики // Бессознательное. Новочеркасск, 1994
  202. И.Г. Ясное как солнце сообщение широкой публике о подлинной сути новейшей философии. М., 1993
  203. П.А. Сочинения. В 2-х т. М., 1990
  204. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, ч.1
  205. М. Голография. М., 1972
  206. СЛ. Непостижимое., М, 1991
  207. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1990
  208. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989
  209. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994
  210. A.M. Введение меры информации в аксиоматическую базу механики. М., 198
  211. М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993
  212. М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии 1989, № 9
  213. М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии М., 1988
  214. Хейзинга И. Homo Ludens. М., 1992
  215. Ст. Краткая история времени от большого взрыва до чёрных дыр. Спб., 2001
  216. Дж. Квантовая философия// В мире науки 1992, № 9−10
  217. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991
  218. Человек. Энциклопедический словарь (под ред Волкова Ю. Г. и Поликарова B.C.). М., 1999
  219. Д.С. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики // Успехи физических наук, 2000, т.170, вып.2
  220. Ф. Сочинения. В 2-х т. М., 1987
  221. JI. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992
  222. JI. Сочинения. В 2-х т. М., 1993
  223. Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983
  224. А. Избранные произведения. М., 1992
  225. А. Мир как воля и представление // соч. в 5-т., т. 1, М., 1992
  226. О. Закат Европы. М., 1993
  227. Г. Г. Внутренняя форма слова (этюды и вариации на тему Гумбольдта). М., 1927
  228. Г. Г. Явление и смысл. М., 1914
  229. М. Фракталы, хаос, степенные законы. М. Ижевск, 2001
  230. Э. Что такое жизнь с точки зрения физика. М., 1972
  231. А. История средневековой философии. М., 1912
  232. Ю.К. Китайская классическая книга перемен. М., 1997
  233. Экспедиция в гениальность (Колупаев Г. П., Клюжев В.М.). М., 1999
  234. М. Духовные проповеди. М., 1991
  235. Эстетика немецких романтиков. М., 1987
  236. Юм Д. Сочинения. В 3-х т. М., 1995−1996
  237. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991
  238. Юнг К. Г. Избранное. Минск, 1991
  239. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994
  240. Юнг К. Г. Психология переноса. М., 1997
  241. Юнг К. Г. Синхронистичность. М., 1997
  242. Юнг К. Г. Человек и его символы. М., 1997
  243. А.П. Математика в её историческом развитии. М., 1996
  244. P.O. Избранные работы. М., 1985
  245. Aldrich V.C. Visual Metaphor //Journal of Aestetics Education, 2 № 1 (1968), p 73−86
  246. Allbritton D.W. When metaphors function as schemas. Metaphor and symbolic activity// Mahwah, 1995, vol. 10,3, p.33−46
  247. Allbritton D.W., Mc. Koon G., Gerrig R. Metaphor-based schemas and text representation // J. of experimental psychology Charlton, 1995, vol. 21, 2, p.612−625
  248. Ballard E. Metaphisics and Metaphor //Journal of Philosophy 45, p 208 -224
  249. Benson W.L., Hays D.G. Metaphor, recognitions and neural processes // The American Journal of semiotics. N.Y., 1987, vol. 5, 1, p 59 -80.
  250. Beyond metaphor: The theory of trops in anthropology // Ed. by Fernandez J. Standford, 1991
  251. Black M. Metaphor // Philosophical perspectives on metaphor Minneapolis, 1981, p. 63−82
  252. Black M. More about Metaphor//Dialectic 31, № 3 4 (1977) p. 431 — 457
  253. Bower G.H., Black J.B., Turner T.J. Script in memory for text // Cognitive psychology, Cambridge, 1979, vol.11, 2, p. 177 — 220
  254. Boyd R. Metaphor and theory change // in A. Ortony (ed.) Metaphor in thought Cambr., 1993, p.481 532
  255. Brown R.H. Social theory as metaphor// Theory and society 1976, 3, p.169−197
  256. Brown R.H. Society as text. Essays on rhetoric, reason and reality. Chicago, 1987
  257. Brownell H.H. Appreciation of metaphoric alternative word meanings by left and right brain-damaged patients// Neuropsychologia. N.Y., 1990, vol.28, 1, p.375 383.
  258. Bruner J., Fedman G. Metaphor of consciousness and cogniton in the history of psychology // In D. Leary (Ed.) Metaphor in the history of psychology, p.230−238. N.Y., 1990
  259. Burrel D Analogy and Philosophical Language. L., 1973
  260. Camac M.K., Cluckberg S. Metaphor do not use associations between concepts, they are used to create them // J. of psycholinguistic research, -Charlstone, 1984, vol.13,3, p.443 -455
  261. Cognition and Symbolic Structures The psychology of metaphoric transformations// ed. by Hashell R. N.Y., 1987
  262. Cohen Т. Metaphor and the cultivation of intimacy // On metaphor, Chicago, 1979, p.1−10
  263. Davidson D. What metaphor mean // Critical inquiry — Chicago, 1978, vol. 5, 1, p.31 -47
  264. Derrida J. Margins of Philosophy. Chicago, 1982
  265. De Man Poul The Epistemology of Metaphor// Critical Inquiry 5, № 1 (1978), p 13−30
  266. Eco U. Semiotics and the philosophy of language. Bloomington, 1985
  267. Gaziano E. Ecological metaphors as scientific foundary work // Amer. Journal of sociology. Chicago, 1986, vol.101,4
  268. Gentner D., Gruding J. The evolution of mental metaphors in psychology: A 90 years retrospectives // American psychologist, 40,181 — 192
  269. Gentner D., Jeziorshy M. The shift from Metaphor to analogy in Western Science // In Metaphor in thought (ed. by Ortony A). Cambrige, 1993, p. 447 -480
  270. Gentner D. Structure mapping A theoretical framework for analogy. Cognitive science, — Charlstone, 1983, vol.7,2, p. I55−170
  271. Gerring R., Healy A. Dual processes in metaphor understanding comrehension and apprecatoon // J. of experimental psychology. Learning, memory, Charlston, 1983, vol. 9 2 p. 667 — 675
  272. Gibbs R. The poetics of Mind. Cambr., 1994
  273. Glucksberg S. Beyond literal meaning The psychology of allusion// psychological science Charlston, 1991, vol.2, 1, p.146- 152
  274. Gluckberg S., Keysar B. Understanding metaphorical comparison // psychological review. Charlston, 1990, vol. 97,3, 3 -18
  275. Gluckberg S., Keysar В., Mc. Clone M. Metaphor understanding and assessing conceptual schema. Reply to Gibbs //Psychological review. — Charlston, 1992, vol.99,2, p.578 581
  276. Goatly A. The Language of Metaphor. L., N.Y., 1997
  277. Goodman P. Speaking and Language. N.Y., 1971
  278. Gould S. Eternal metaphor of paleontology// In Hallan A. Patterns of evolutions. Amsterdam, 1977, pp. 1−26
  279. Gross Alan G. The Rhetoric of science L., 1990
  280. Gruber H. A psychological study of scientific creativity: Charles Darvin s early thought //In H. Gruber and P. Barrett (Eds.) Darwin on man. N.Y., 1974
  281. Harre R. The principles of scientific thinking. Chicago, 1970
  282. Harth E. Windows of the Mind //Reflections on the Physical Basis of Consciousness. Brighton, 1982
  283. Hayns F. Metaphor as Interactive // Educational Theory, 25 № 1, (1975), p. 272 275
  284. Hesse M. Models and analogies in science. N.D., 1966
  285. Hester M.B. Metaphor and Aspects Seeing //Journal of Aestetic 25, № 2, p 205−212
  286. Hoffman R. Metaphor and philosophy of science// In: The ubiquity of metaphor Amsterdam, 1985
  287. Hoffman R. Metaphor in science// In: R. Honeck and R. Hoffman Cognition and figurative language. 1980, p. 393 423
  288. Holton G. On the Art of scientific Imagination // Daedaius. Cambridge, 1996, vol. 125,2, p. 183 -208
  289. Jahn R., Dunne B. On the Quantum Mechanics of Consciousness with application to Anomalous Phenomenon. 1984
  290. Jones R.S. Physics as Metaphor. Minnesota, 1983
  291. Keetly J.T. Metaphor theories and Theoretical Metaphor // Philosophy and Phenomenology Research 39 (1978−79), p. 582 -598
  292. Kelly M.N., Herl F. Metaphor comprehension and knowledge of semantic domains // Metaphor and symbolic activity Mahwah, 1987, vol.2,3, p.33 — 51
  293. Kittay E.F. Metaphor its cognitive force and linguistic structure. Oxford, 1987
  294. Knowledge and language (ed.by Ankersmit F., Mooij J.J.) Dordrecht, 1993
  295. Kuhn T. Metaphor in science // In A. Ortony (ed.)
  296. Language and Earth// ed. by Naumann B. Amsterdam, 1992
  297. D. (ed.) Metaphors in the history of psychology. N.Y., 1990
  298. MacCormac E.R. Metaphor and Myth in science and religion. D., 1976
  299. Maccormac E.R. The cognitive beauty of metaphor// Revue beige de philoligie et de histore. Bruxelles, 1990,68,3, p.646−657
  300. Mc.Koon G., Ratcliff R. Seifert C. Making the connection generalized knowledge structures in story understanding // J. of memory
  301. Manns J. Metaphor and Paraphrase. Br., 1975
  302. Metaphor and Thought (ed.by A. Ortony) Cambrige, 1994
  303. Metaphor in cognitive linguistics// sel. papers from the 5 inter, cognitive linguistics conf. Amsterdam, 1997- // Ed. by Gibbs R. Steen G., Amst., 1999
  304. Metaphor in the history of psychology //Ed.by Leary D., Cambr., 1990
  305. Ogden C., Richards A. The Meaning of Meaning. N.Y., 1946
  306. On aesthetics in science/ ed. by J.Welcher. Cambr., 1978
  307. On metaphor // Ed. by Sach. Chicago, 1981
  308. Ortony A. Beyond literal similarity // Psychological rev. Charlston, 1979, vol.86,3, p. 161 180
  309. Pavio A., Walsh M. Psychological processes in metaphor comprehension and memory / in Metaphor and thought. Cambridge, 1994
  310. Pepper St. World Hypotheses. Ber., 1942
  311. Philosophical Perspectives of Metaphor (ed. By MJohnson). Minnespolise, 1981
  312. Reddy M. The conduit metaphor // Metaphor and thought. Cambridge, 1980, p. 50 — 87
  313. Roediger H.L. Memory metaphor in cognitive psychology // Memory a cognition, Charlston, 1980, vol.8, 3, p. 231 -246
  314. Rogers R. Metaphor. A Psichoanalitical View. L., 1978
  315. Searl J. R Metaphor // Metaphor and thought. Cambrige, 1980, 92- 123
  316. Shapin S. Barnes B. Darwin and social darwinism: purity and history// Natural order Historical studies of scientific culture// Ed. by Barnes B. L., 1992
  317. Shibles A. Analisis of Metaphor in the light of W. Urban theories. Paris, 1975
  318. Shibles A. Metaphor: an annotated bibliography and history. 1971
  319. Standford W.B. Greek Metaphor. Oxford, 1936
  320. Stapp H.P. Mind, Matter and Quantum Mechanic// Found of Physics, 12,4, 363−399
  321. Sternberg R.G. Nigro G. Interactions and analogy in the comprehension and appreciation of metaphor// Quaterly J. of experimental psychology. N.Y., 1983, vol. 35 A, 4, p.17−38
  322. The social use of metaphor // ed. by J.Sapis. Pens., 1977
  323. The Encyclopedia of Philosophy. N.Y., 1967 (Metaphor p 284 289)
  324. The Ubiquity of Metaphor. Metaphor in Language and Thought. Amsterdam, 1985
  325. Trasy D. Metaphor and Religion //Critical Inquiry Aut., Vol 5, № 1, p 91 -106.
  326. Turbayn C. The Myth of Metaphor. Col., 1975
  327. Tversky A. Features of similarity // Psychological rev., Charlston, 1979, vol.84, 3, p.327 352
  328. Yoos G. A phenomenologic Look at Metaphor //Philosophical and Phenomenological Reasearch, 32, № i (1977) p 78 88.
Заполнить форму текущей работой