Формы кризисов предприятия и их последствия
Под обратимым кризисом понимают финансовое состояние организации, при котором она самостоятельно или с помощью заинтересованных лиц (собственников, государства, кредиторов, трудового коллектива) производит преобразования, в результате которых остается функционировать как хозяйствующий субъект на рынке товаров и услуг. При этом она сохраняется как юридическое лицо и сохраняет свое фирменное… Читать ещё >
Формы кризисов предприятия и их последствия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В рыночных условиях реализация товаров и их производство связаны между собой зависимостью, которая управляется спросом и предложением.
Факт покупки товара или услуги происходит при выполнении следующих условий:
- 1) наличие потребности в данном товаре (услуге) у потребителей;
- 2) наличие у потребителей денежных средств для приобретения данного товара или услуги;
- 3) присутствие данного товара (услуги) на рынке;
- 4) превышение (или равенство) максимально возможной цены покупателя и минимально возможной цены продавца.
Теоретически, когда эти условия не соблюдаются, покупка не совершается и процесс кругооборота товара и денег прерывается. На практике при несоблюдении второго и четвертого условий покупка происходит, если:
- 1) покупатель приобретает товар в кредит;
- 2) продавец продаст товар ниже минимально возможной цены.
Во втором случае производитель товара несет финансовые потери, которые, накапливаясь, могут привести к его неплатежеспособности и в конечном счете к кризису.
Различают следующие формы кризисов предприятия:
- 1) стратегический кризис — затрагивает все стороны финансово-хозяйствен ной деятельности предприятия; является, как правило, долгосрочным;
- 2) кризис успеха — возникновение убытков организации в связи с недостатками менеджмента; является среднесрочным;
- 3) кризис неплатежеспособности (ликвидности) — возникает в случае, если организация не может погасить свои обязательства; рассматривается как краткосрочный.
При стратегическом кризисе нарушаются факторы успеха. Он, как правило, действует долгосрочно и возникает при низкой эффективности менеджмента. Причины стратегического кризиса:
- • несвоевременная смена продукции (когда она выпускается на последних этапах жизненного цикла);
- • использование устаревших технологий;
- • снижение инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкции разработки (НИОКР), новую технику, подготовку и переподготовку кадров;
- • отсутствие инноваций.
Все эти факторы формируют долгосрочную и устойчивую потерю объемов реализации и рынков сбыта.
Кризис успеха возникает в случае, когда организация несет убытки, для ликвидации которых необходимо расходование собственного капитала. В будущем это может привести к необходимости использования заемных средств. Примеры кризиса успеха — убытки, вызванные спадом оборота, ростом издержек, снижением цен, вымыванием оборотного капитала.
Покрытие убытков, как правило, влечет нехватку собственных оборотных средств, связанных с основной деятельностью, на финансирование которых предприятие последовательно вынуждено направлять следующие источники:
- 1) амортизационные отчисления (что ограничивает объемы внутренних инвестиций во внеоборотные активы);
- 2) часть прибыли текущего периода;
- 3) нераспределенную прибыль прошлых лет;
- 4) часть оборотных средств, ранее направляемых для формирования соответствующих запасов (страхового, транспортного резерва, ремонтного фонда, резервов на отпуска работников и др.);
- 5) часть резервных накоплений (резервы по сомнительным долгам, оплаты отпусков, резервы под обесценение финансовых вложений и материально-производственных запасов);
- 6) часть текущей кредиторской задолженности по платежам поставщикам, в бюджет, работникам организации (устойчивые пассивы);
- 7) краткосрочные, а впоследствии и долгосрочные кредиты и займы.
На начальных этапах кризис успеха может привести к последовательному снижению собственного капитала, а в дальнейшем, если не будут предприняты соответствующие антикризисные меры, — к отрицательному значению собственных средств.
Кризис неплатеже, способности {ликвидности), в отличие от двух первых форм, является внешним проявлением нарушений в функционировании организации. Кризис ликвидности может развиться по разным причинам:
- 1) временный недостаток платежных средств в связи с их иммобилизацией или непоступлением, срывом покупателями оплаты за поставленную продукцию. На фоне общего стабильного состояния организации такой кратковременный кризис не представляет угрозы для ее существования;
- 2) недостаток платежных средств, вызванный стратегическим кризисом. В этом случае низкая ликвидность характерна на протяжении длительного периода и имеет тенденции к ухудшению, и поэтому необходима срочная разработка мер по выводу предприятия из кризиса;
- 3) недостаток платежных средств в связи с кризисом успеха, характеризующийся моментными фактами неплатежеспособности, которые устраняются за короткое время.
Кризис ликвидности очевиден, когда банки отказывают предприятию в выдаче кредитов, поставщики — в представлении товаров с рассрочкой платежа и услуги без предварительной оплаты или выполнении работы.
По стадиям кризисы подразделяются на обратимые и необратимые.
Под обратимым кризисом понимают финансовое состояние организации, при котором она самостоятельно или с помощью заинтересованных лиц (собственников, государства, кредиторов, трудового коллектива) производит преобразования, в результате которых остается функционировать как хозяйствующий субъект на рынке товаров и услуг. При этом она сохраняется как юридическое лицо и сохраняет свое фирменное наименование.
Под необратимым кризисом понимают такое финансовое состояние организации, при котором она самостоятельно не может преодолеть финансовые трудности и подвергается либо ликвидации, либо реорганизации.
Экономическая теория свидетельствует, что кризисное состояние возможно для всякой организации в процессе ее эволюции и свидетельствует о накоплении в ней определенной критической массы сдерживающих факторов, устранение или активизация которых необходимы для продолжения процесса воспроизводства (функционирования организации) либо перехода ее в новое качество.
На рис. 4.3 представлены фазы возможного развития и преодоления кризисов организации.
Рис. 4.3. Фазы возможного развития и преодоления кризисов в организации[1]
В кризисное состояние организация входит, как правило, достаточно длительный период по мере накопления негативных факторов. Выход из кризисного состояния может быть как мгновенным (ступенчатым) в результате разовой акции (капиталовложение, поглощение, смена поля деятельности, дробление и др.), так и продолжительным по времени.
- [1] URL: vvap.fictionbook.ru.