Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура международной торговли услугами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наблюдаемая в последние годы активизация международной торговли во многом была связана с повышением эффективности и удешевлением услуг транспортных перевозок. Достижения научнотехнического прогресса, позволили ускорить транспортировку, а совершенствование операций маркетинга и менеджмента привели к сокращению расходов на вспомогательные операции. Так, широкое распространение системы «just… Читать ещё >

Структура международной торговли услугами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как было сказано выше, несмотря на достаточно высокую степень диверсификации мировой торговли услугами, в международной теории и практике принято представлять ее структуру в виде четырех крупных позиций: услуги, связанные с торговлей товарами, транспорт, поездки и пр., где наиболее крупной и динамичной статьей выступают деловые услуги. Остановимся на этих группах подробнее.

Транспортные услуги.

Наблюдаемая в последние годы активизация международной торговли во многом была связана с повышением эффективности и удешевлением услуг транспортных перевозок. Достижения научнотехнического прогресса, позволили ускорить транспортировку, а совершенствование операций маркетинга и менеджмента привели к сокращению расходов на вспомогательные операции. Так, широкое распространение системы «just in time» («точно вовремя») позволило в ряде случаев отказаться от складских помещений, а концепция доставки товара «от двери до двери» — использовать различные виды транспорта в рамках единой системы. Важную роль при этом сыграло увеличение применения контейнеров и внедрение мультимодальных перевозок или транспортных коридоров, позволивших включить все виды транспорта — водного, воздушного, сухопутного — в непрерывный транспортный процесс и поручить перевозку одной транспортной компании. Новые информационные технологии способствовали сокращению и удешевлению документооборота, созданию специализированных логистических программ товародвижения.

В этом же направлении действовали и общие тенденции интернационализации производства, переноса операций на предприятия, расположенные в разных частях света, сокращение экономического расстояния и превращения мира «в глобальную фабрику».

Термин транспортные услуги охватывает все виды перевозок пассажиров и грузов, сопутствующие и вспомогательные операции. В соответствии с классификацией ГАТС основные услуги в этой области рассматриваются в привязке к видам транспорта: морской, внутренний водный, железнодорожный, автодорожный, трубопроводный, воздушный, космический. К вспомогательным, или сопутствующим, операциям в документах ГАТС относят: погрузочно-разгрузочные работы на терминалах, складах, в портах, аэропортах; хранение; страхование; операции, связанные с документооборотом, деятельностью агентов по транспортно-экспедиторскому и таможенному обслуживанию; операции в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению сохранности грузов и снижению потерь в результате хищения товаров при перевозке; экстренные ремонтные работы; заправка топливом и др. К категории транзитных операций относятся операции, в ходе которых товары и транспортные средства проходят через территорию какой-либо страны, если такой проход является частью пути, начинающегося и заканчивающего за пределами территории страны, через которую осуществляется движение.

Помимо чисто экономических функций, транспорт является важной стратегической составляющей системы национальной безопасности страны, поэтому во многих странах в этой области сильны позиции государства и ряд элементов транспортной системы находится в его собственности или под контролем. В связи с этим в рамках переговоров по формированию условий ГАТС не все страны-члены согласились взять на себя обязательства по либерализации операций на транспорте и доступу в эту сферу иностранных компаний, поэтому, как уже указывалось выше, морские и воздушные перевозки были вынесены из Соглашения в отдельное приложение.

Объем международных транспортных перевозок растет высокими темпами. Здесь можно отметить несколько характерных тенденций: усиление роли так называемых глобальных транспортных цепочек в международных перевозках, увеличение доли развивающихся стран на международном транспортном рынке, рост значения азиатско-тихоокеанского направления, опережающие темпы роста объема перевозок между развивающимися странами («Юг — Юг»), в первую очередь между Китаем и странами Южной Америки и Африки.

Экспорт транспортных услуг в 2015 г. составил 876,1 млрд долл., импорт — 1089,0 млрд долл. Наибольший объем экспорта транспортных услуг приходится (в млрд долл.): на страны ЕС — 413,7 (43%), США —.

  • 89,9 (9,4%), Сингапур — 44,8 (4,7%), Японию — 39,5 (4,1%), Китай —
  • 38,2 (4,0%), Южную Корею — 35,3 (3,7%). В импорте доля ЕС составляет 29,9% (366,3 млрд долл.), Китая — 13,0% (159,8 млрд долл.), США — 7,8% (96,2 млрд долл.), Индии — 7,7% (34,3 млрд долл.), Японии — 6,3% (45,8 млрд долл.), ОАЭ — 3,7% (45,5 млрд долл.)1.
  • 80% всех внешнеторговых грузов перевозится морским путем. Морской флот и морские грузовые перевозки в последние два десятилетия растут быстрыми темпами. Быстро увеличивается тоннаж торгового флота: в 2000 г. общий дедвейт составлял 793,8 млн т. В 2015 г. мировой флот составил 89,464 тыс. судов общим дедвейтом 1,75 млрд т. Из них на долю Греции приходилось 16,1% (279 млн т двт), на долю Японии — 13,3%, Китая — 9,1% и Германии — 7%. В целом же на долю этих четырех стран приходится 46% всего тоннажа. Далее по величине флота (в т двт) следуют Сингапур, Южная Корея, Гонконг (Китай), США, Великобритания и Норвегия. Объем мировых морских перевозок составил (в млн т): в 1995 г. — 4712, 2000 г. — 5595, 2008 г. — 7755, 2010 г. — 8400, 2011 г. — 8748[1][2][3], 2015 г. — 9841,7. Наиболее быстро развивающимся сегментом является контейнерный флот, что объясняется ростом торговли готовыми изделиями с высокой степенью добавленной стоимости. Достаточно сказать, что если в 1980 г. контейнерами перевозилось менее 3% грузов, то в 2015 г. уже 15%. Контейнеровозы имеют наименьший средний возраст около 10 лет, в то время как по всему флоту средний возраст составляет 16,7 лет. Вместе с тем в связи с кризисом и определенным снижением спроса на готовые изделия из Европы и США при росте спроса на минеральное сырье со стороны Китая и других растущих рынков динамика контейнерных перевозок продемонстрировала тенденцию к снижению. Объем морских перевозок особенно снизился в направлении Юго-Восточная Азия — Европа, а также и на других маршрутах, в частности через российский Дальний Восток: на данном направлении объем импортных грузов упал на 30—35%, что повлекло снижение тарифов на морской фрахт'5. Также снижается доля флота для перевозки топлива (наливного), хотя и остается преобладающей: в 1980 г. — 56%, в 2012 г. — 34%, в 2014 г. — 28%. По данным ЮНКТАД за 2014 г., морем было перевезено 2826 млн т нефти и газа, 3112 млн т массовых грузов навалом и 3903 млн т прочих грузов.

Большую роль на морском транспорте играют вспомогательные операции, среди которых можно выделить такие, как лоцманская служба, буксирование, заправка топливом, навигационная поддержка, пользование причалами, срочный ремонт и другие услуги портовых властей.

Основным мотором высокого роста морских грузоперевозок выступают развивающиеся страны. На их долю пришлось 60% мирового объема погрузок и выгрузок. На страны переходной экономики приходится 6,0 и 0,8% соответственно. Активно развивается азиатское направление: на этот регион в 2014 г. приходилось 38,8% погрузок и 50% выгрузок. Доля развивающихся стран Америки — 13,1 и 6,1%, Африки —7,7 и 4,1%, Океании — менее 1,0% соответственно1.

В 2015 г. стоимость морских перевозок упала на 30% и достигла минимального уровня. Аналитики связывают это с падением цен на железную руду и уголь в Китае, который является крупнейшим производителем стали и, соответственно, потребителем топлива. «Когда Китай кашляет, весь рынок морских перевозок заболевает гриппом», — заметил эксперт «JPMorgan Chase» Ноа Паркетт[4][5].

Авиатранспортные услуги охватывают перевозку пассажиров, багажа, грузов, почты. В систему авиаперевозок включены авиатранспортные предприятия, аэропорты, системы управления воздушным движением, сервисные и обслуживающие отрасли авиационной промышленности. Примерно 70% рынка авиатранспортных услуг приходится на пассажирские перевозки и 28% — на грузовые перевозки. Почтовые перевозки составляют небольшую и продолжающую уменьшаться долю (2%) в общем объеме перевозок. В 2015 г. пассажирские авиаперевозки выросли на 7,4%, этот самый высокий показатель с 2010 г. был обеспечен существенным снижением цен на авиабилеты, чему способствовало падение цен на топливо (затраты на топливо составили 181 млрд долл, в 2015 г., а в 2014 г. — 226 млрд долл, при цене на авиационный керосин 66,7 долл./барр. и 114,0 долл./барр. соответственно) и укрепление доллара по отношению к большинству национальных и мировых валют[6]. При этом рост пассажирских авиаперевозок был отмечен во всех регионах: наибольшего роста показатель достиг в странах Ближнего Востока — 10,5%, в Латинской Америке — 9,3%, в АТР — 8,2%, в Европе — 5%. Наименьшие темпы роста продемонстрировали страны Северной Америки и Африки — 3,2% и 3% соответственно. Объем пассажирских перевозок внутри России в 2015 г. сократился на 6%, а объем международных пассажирских авиаперевозок операторами РФ — на 16,4% по сравнению с показателями 2014 г.[7].

В 2015 г. на международных и внутренних линиях было перевезено.

  • 3,5 млрд пассажиров (для сравнения в 1987 г. — 1,2 млрд, в 2002 г. — 2,1, а в 2014 г. — 3,3 млрд), стоимость составила 518 млрд долл, (в 2014 г. —
  • 539 млрд долл.). Перевозки грузов увеличились на 8,5% до 52,2 млн т (в 2014 г. — 51,1 млн т), на сумму 52,8 млрд долл. (62,5 млрд долл. — в 2014 г.)1.

Первое место по общему объему авиаперевозок грузов и пассажиров в 2014 г. занимали США — 165,7 млрд т • км и 1387,8 млрд пассажиро-км. На втором месте был Китай, соответственно 74,4 млрд млн т • км и 630,8 млрд пассажиро-км. Третье, четвертое и пятое места занимают ОАЭ, Германия и Великобритания. Россия занимала девятое место по общему объему грузоперевозок. Вместе с тем как международный перевозчик наша страна стоит только на 15-м месте. Что касается перевозок пассажиров, то здесь Россия занимает седьмое место по общему объему перевозок и 14-е — по международным перевозкам[6][9].

Общая протяженность железных дорог в мире составляет 1370 тыс. км. На первом месте стоят США (294 тыс. км в 2014 г.), на втором — Китай (191,3 тыс. км), на третьем Россия (87,2 тыс. км), Индия (68,5 тыс. км), Канада (77,9 тыс. км)[10][11]. Россия стоит на первом месте в мире по протяженности электрифицированных дорог — 43 тыс. км. В последние годы главной тенденцией становится развитие высокоскоростного железнодорожного движения. С 2010 г. на первом месте по протяженности скоростных железнодорожных линий находится Китай — 12 тыс. км, что вдвое больше, чем в Европе и Японии вместе взятых[10]. Рекорд скорости, поставленный при эксплуатации этого вида транспорта, достиг 487,3 км/ч. В Китае пущена самая длинная в мире скоростная дорога — 2,2 тыс. км. Одновременно Китай осуществляет активную экспансию в этой области на территории других стран — США, Бразилии, Саудовской Аравии, Вьетнама. Активное внедрение скоростного транспорта наблюдается в Европе. Такого рода нововведения полностью меняют картину международной торговли транспортными услугами[13]. Главным конкурентом железных дорог остается автомобильный транспорт. Во многих странах железнодорожный транспорт просто деградировал из-за конкуренции со стороны автомобильных перевозок (например, в Южной Америке).

Повышение скорости и безопасности автомобильного транспорта, увеличение грузоподъемности транспортных средств способствуют росту привлекательности автомобильного транспорта. Важность этого вида услуг связана и с тем, что они могут обеспечить движение товара «от двери до двери», сводя к минимуму погрузочно-разгрузочные и складские работы.

По мнению экспертов, сфера грузоперевозок автомобильным транспортом в современном деловом мире переживает стадию активного развития. Они выгодны с точки зрения скорости и оперативности выполнения заказов при перевозке на средние и небольшие дистанции, а также малых по объему партий. Если требуется выполнить срочную доставку, никакой другой вид транспорта не сравнится в оперативности. Современный автомобильный транспорт становится все более многофункциональным и его технические возможности позволяют осуществлять доставку самых разнообразных грузов: жидких, сыпучих, легковоспламеняющихся или экологически опасных.

Общая протяженность дорог в 2014 г. составила 31 тыс. км (включены все виды дорог, такие как автострады, автобаны, шоссе, грунтовые дороги без покрытия). Здесь лидируют (в млн км): США — 6,5, Индия — 4,6, Китай — 4,1, Бразилия — 1,7, Россия — 1,3, Япония —1,2 Т По темпам ввода новых скоростных магистралей на первом месте стоит Китай. К 2020 г. общая сеть высокоскоростных магистралей, согласно пятилетнему плану, должна соединить все крупные города с населением более 200 тыс. жителей. При таких темпах строительства к 2030 г. сеть скоростных дорог должна достичь 120 тыс. км, а к 2050 г. — 175 тыс. км[14][15].

  • [1] URL: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_bis_e.htm?solution= WTO&path=
  • [2] UNCTAD. Review of Maritime Transport. 2015 P. 6. URL http://unctad.org/en/PublicationsLib-rary/rmt2015_en.pdf
  • [3] URL: http://mbsz.ru/?p=22 834
  • [4] UNCTAD. Review of Maritime Transport. 2015. P. 8.
  • [5] URL: https://lenta.ru/news/2015/ll/20/shipping/
  • [6] URL: http://www.iata.org/pressroom/facts_figures/fact_sheets/Documents/fact-sheet-indus-try-facts.pdf
  • [7] URL: http://mfd.ru/news/view/?id = 2 054 155
  • [8] URL: http://www.iata.org/pressroom/facts_figures/fact_sheets/Documents/fact-sheet-indus-try-facts.pdf
  • [9] URL: http://www.icao.int/annual-report-2014/Documents/Appendix_l_en.pdf
  • [10] URL: https://www.cia.goV/library/publications/the-world-factbook/fields/2121.html#us
  • [11] 3 URL: http://www.bbc.com/russian/business/2015/03/150 316_china_speed_trains
  • [12] URL: https://www.cia.goV/library/publications/the-world-factbook/fields/2121.html#us
  • [13] URL: http://www.baltslon.ru/eng/publications/articlel97
  • [14] URL: https://www.cia.gOv/library/publications/the-world-factbook/fields/2121.html#us
  • [15] URL: https://rg.ru/2014/03/31/magistral.html
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой