Что представляет собой личность музыканта? Каковы ее отличительные черты? Какие качества нужно в себе культивировать, чтобы стать хорошим музыкантом, и на что следует обращать внимание педагогу, воспитывающему начинающего музыканта?
Прежде чем ответить на эти вопросы, мне хотелось бы привести слова известной песни Б. Окуджавы «Музыкант», в которой ответы на эти вопросы даны в поэтической форме и в то же время очень глубоко и содержательно.
Музыкант играл на скрипке, Я в глаза ему глядел, Я не то чтоб любопытствовал —.
Я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки —.
Я надеялся понять —.
Как умеют эти руки Эти звуки извлекать.
Из какой-то деревяшки, Из каких-то грубых жил, Из какой-то там фантазии, Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу К нам проникнуть и поджечь, А чего же с ней церемониться —.
Чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки Наставляет нас на путь И вселяет в нас надежды, Остальное — как-нибудь.
Счастлив инструмент прижатый К угловатому плечу, По чьему благословенью Я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог.
Пальцы злы, смычок остер.
Музыкант, соорудивший Из души моей костер.
А душа — уж это точно —.
Ежели обожжена, Справедливей, милосерднее, И праведней она.
Наставить на путь и вселить надежду, обжечь душу красотой, чтобы она стала праведнее и милосерднее — вот что люди ждут от музыкантов, и что они обязаны им давать, чтобы иметь право называться музыкантами. И если мы посмотрим на историю музыки — от И. С. Баха и Дж. Палестрины, а еще лучше — от Аполлона и Орфея до Л. Бернстайна и Д. Д. Шостаковича, то мы увидим, что все великие музыканты — и композиторы, и исполнители — стремились решать именно эти задачи.