Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Расчетно-кассовые операции коммерческих банков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

НПС предполагало использование внутренней безубыточной деятельности платежной системы «Сберкарт», созданной ОАО «Сбербанк России». В результате, в стране было выпущено около трех миллионов карт, общий оборот по которым составил около 500 млрд руб., а сумма затрат за десятилетие приблизилась к 30 млн долл. Однако пользователями этих карт до сих пор являются в основном пенсионеры из провинции… Читать ещё >

Расчетно-кассовые операции коммерческих банков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы 4 бакалавр должен:

знать

  • • особенности становления и функционирования национальной платежной системы России;
  • • сущность расчетно-кассовых операций и их виды;
  • • порядок организации наличных и безналичных платежей и расчетов;

уметь

  • • определять какие расчеты относятся к централизованным, а какие к децентрализованным;
  • • отличать счета, применяемые для расчетно-кассовых операций в банке;
  • • грамотно организовать работу с векселями другими финансовыми инструментами;
  • • применять на практике различные способы проведения расчетно-кассовых операций;

владеть

  • • навыками проведения безналичных расчетов с использованием сети Интернет;
  • • информацией о национальной платежной системе РФ;
  • • знаниями о структуре, механизмах платежей и расчетов.

Национальная платежная система как способ организации расчетно-кассовых операций коммерческих банков

Экономические отношения, которые опосредуют коммерческие банки, сопровождаются исполнением расчетов по денежным обязательствам участников хозяйственной деятельности. Проведение расчетов в большинстве своем сопровождается реальными платежами и имеет особую систему организации. Осуществление расчетов и платежей определяет стабильность и эффективность хозяйственного оборота, в нем задействованы все экономические субъекты и потому организация данного процесса непосредственно и в значительной степени определяет стабильность и динамичность экономики государства в целом. Международная практика в качестве основного института при проведении платежей и расчетов использует банки, которые по поручению юридических и физических лиц ведут их счета и осуществляют денежные расчеты в наличной и безналичной формах. В результате формируется платежная система как совокупность инструментов и методов, применяемых в хозяйстве для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирования долговых обязательств между участниками экономического оборота.

Критериями, позволяющими выделить платежную систему, являются ее оперативность; скорость проведения платежей; степень автоматизации; надежность системы расчетов, а также уровень риска банковских операций.

В экономической литературе в зависимости от критерия выделяют различные виды платежных систем.

По иерархии, или степени подчинения:

  • — централизованные (древовидные), где каждая группа участников нижнего уровня устанавливает взаимоотношения с одним участником более высокого ранга, а последние подчиняются единому центру;
  • — децентрализованные (в виде сетей), где отдельные связи между участниками могут устанавливаться независимо от всех остальных.

По условиям приема участников:

  • — основные и второстепенные;
  • — постоянные и временные;
  • — крупные и мелкие.

По порядку резервирования средств. В одних случаях платежные операции производятся только после предварительного депонирования средств участниками на отдельных счетах, а в других этого не требуется, т. е. расчеты начинаются с нуля. Денежные переводы могут быть кредитовыми и дебетовыми. При кредитовом переводе плательщик поручает банку перевести его средства получателю. При дебетовом — инициатором платежа выступает получатель, поручающий банку перевести средства плательщика, обычно с предварительного разрешения последнего.

По способам получения окончательного расчета:

  • — валовые, или брутто-расчеты;
  • — чистые, или нетто-расчеты.

Национальная платежная система (НПС) — это совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством РФ, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы.

Основные функции национальной платежной системы сводятся к необходимости:

  • • урегулирования и зачета долговых обязательств участников платежного оборота;
  • • организации отношений между субъектами платежной системы по поводу перевода денежных средств, которые регулируются едиными правилами и стандартами.

Создание национальной платежной системы предполагает решение таких основных задач ее функционирования, как бесперебойность, безопасность, эффективность и справедливость.

Согласно средним рыночным оценкам повышение конкурентоспособности российского кредитного рынка и снижение на этом фоне издержек экономики должно дать «оседание» транзакционной комиссии в России до 120 млрд руб. в год[1].

Роль платежной системы заключается в ускорении расчетов, ведь хорошо организованная платежная система является важнейшим условием стабильности функционирования банковского сектора страны. При этом в условиях максимального расширения платежей и расчетов путем перевода безналичных денежных средств от плательщика к получателю, возрастает роль центрального банка, который не только их проводит, но и организует общую систему платежнорасчетных операций на национальном уровне, а также контролирует, регулирует и надзирает за ее проведением.

Общий порядок осуществления расчетов на территории России регулируется гл. 45, 46 Гражданского кодекса РФ, Федеральными законами от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (далее — Закон о Банке России), от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Инструкцией Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам)», Положением Банка России от 25 апреля 2007 г. № 303-П «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России» и др.

Особое место в нормативно-правовом регулировании занимают Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон о НПО) и Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» «. Они придали новый импульс процессу модернизации платежей и расчетов на базе инновационных подходов и технологий, определили порядок функционирования национальной платежной системы и соответствующие полномочия банка России в данной сфере. Законы также регламентируют порядок функционирования международных (трансграничных) платежных систем на территории России и способствуют обеспечению информационной безопасности передачи данных.

Понятие «национальная платежная система» появилось в России с принятием решения о создании собственной системы в 2004 г.

Введение

НПС предполагало использование внутренней безубыточной деятельности платежной системы «Сберкарт», созданной ОАО «Сбербанк России». В результате, в стране было выпущено около трех миллионов карт, общий оборот по которым составил около 500 млрд руб., а сумма затрат за десятилетие приблизилась к 30 млн долл.[2] Однако пользователями этих карт до сих пор являются в основном пенсионеры из провинции и работники бюджетной сферы со средним доходом 150−250 долл, в месяц. По большинству карт таких клиентов проходят только две операции: зачисление зарплаты и ее снятие. Вводимый российский вариант национальной платежной системы должен был составить конкуренцию западным платежным системам и, но возможности, вытеснить их с российского рынка. Для этого НПС должна стать социально значимой, т. е. в рамках данной системы должно быть произведено[3]:

в течение трех календарных месяцев подряд

  • — переводов денежных средств с общим объемом на сумму не менее значений, установленных Банком России;
  • — более половины этих переводов денежных средств на сумму не более значения, установленного Банком России;

в течение календарного года переводов денежных средств

  • — с использованием платежных карт может осуществляться в количестве не менее значения, установленного Банком России;
  • — в рамках платежной системы переводов денежных средств без открытия банковского счета в количестве не менее значения, установленного Банком России;
  • — в рамках платежной системы переводов денежных средств клиентов — физических лиц по их банковским счетам (за исключением переводов денежных средств с использованием платежных карт) в количестве не менее значения, установленного Банком России.
  • [1] URL: cbr.ru
  • [2] URL: e-ft.ru/news/analytics/7638/
  • [3] Статья 22 Закона о НПС.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой