Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное управление образованием

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Количество публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, в рецензируемых изданиях должно быть: а) на соискание ученой степени доктора наук — в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук — не менее 15, в остальных областях — не менее 10; б) на соискание ученой степени кандидата наук — в области искусствоведения… Читать ещё >

Государственное управление образованием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние время произошли существенные изменения в правовом регулировании государственного управления в сфере образования. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании).

Назовем некоторые новеллы этого законодательного акта. В нем дается новое более развернутое понятие термина «образование» как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Впервые на законодательном уровне регулируется порядок осуществления инклюзивного образования (обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей). Закон об образовании изменил систему уровней образования: выделил дошкольное образование и начальное общее образование (ч. 4 ст. 10), исключил начальное профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование.

Расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе предусмотрены правовые возможности доступа необразовательных организаций к образовательной деятельности.

Закон об образовании в ст. 23 определил новую систему типов образовательных организаций: дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования, организация дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования.

Значительные изменения произошли в системе высшего образования. Статья 24 Закона об образовании по сравнению с п. 6 ст. 12 утратившего силу Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании» дополнена положениями, предписывающими установление специальных категорий для образовательных организаций высшего образования.

В отношении обязательности проведения научных исследований образовательной организацией в ст. 28 Закона об образовании определено, что образовательные организации высшего образования (ВО) осуществляют научную и (или) творческую деятельность. Такая формулировка нормы предполагает ее обязательность.

Закон об образовании отменил Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В то же время закрепил право образовательных организаций осуществлять подготовку научных кадров в аспирантуре и докторантуре.

Высшее (в том числе и юридическое) образование России в последние 10—15 лет переживает настоящий бум. В СССР всего было 650 учебных заведений (примерно на 275 млн человек населения), а в современной России — около 3 тыс. вместе с филиалами (примерно на 143 млн человек) населения, из них 1200 юридических вузов. Их количество должно быть сокращено в шесть раз.

Система образования включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и требования, образовательные стандарты и программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей обучающихся;

3) органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. Установлены следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Уровнями профессионального образования являются: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

В ст. 24 Закона об образовании установлено, что Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет являются ведущими классическими университетами. Особенности их правового статуса определяются специальным Федерального закона от 10 октября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».

А Указом Президента РФ от 21 октября 2009 г. № 1172 было предусмотрено создание федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. Такой университет был создан и в Северо-Кавказском федеральном округе — ФГАУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Распоряжениями Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 1613-р и от 20 мая 2010 г. № 812-р определены перечени университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет». К ним относятся: ГОБУ ВПО «Государственный университет — Высшая школа экономики»; ГОУ ВПО «Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева»; ГОУ ВПО «Московский авиационный институт (государственный технический университет)»; ГОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»; ГОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)» и др.

Право на образование закреплено в Конституции РФ. Общедоступным и бесплатным является дошкольное, основное общее (оно обязательно), среднее профессиональное; бесплатное высшее — на конкурсной основе. Доступность образования определяется и возможностью населения (т.е. родителей) оплачивать обучение детей. Средняя стоимость обучения в десяти ведущих вузах Москвы составляет более 250 тыс. руб. в год.

В связи с принятием Закона об образовании были внесены изменения в систему органов управления образованием и правовые основы их деятельности. Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) было передано из ведения Министерства спорта РФ в ведение Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России). Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 409 утверждено Положение о Росмолодежи.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ было преобразовано в Министерство спорта РФ (Минспорт России), и его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, а также по созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профессиональных возможностей были переданы Министерству образования и науки РФ.

Были приведены в соответствие с новым законодательством об образовании подзаконные акты в этой сфере[1], полномочия Минобрнауки России и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), приняты новые положения об этих органах[2].

Исходя из конституционно-правового статуса, Президент РФ является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина (права на образование), определяет основные направления внутренней политики государства, наделен широкими полномочиями в отношении Правительства РФ. Это позволяет ему оказывать управленческое воздействие на сферу образования: давать поручения Правительству РФ, издавать правовые акты управления, а также осуществлять иные полномочия, установленные в действующем законодательстве.

В сфере образования Президент РФ непосредственно осуществляет следующие полномочия: 1) назначает и освобождает от должности ректоров МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета; 2) назначает президентские стипендии обучающимся; 3) может своим указом утверждать образовательные стандарты; 4) утверждает перечни ФГОУ ВПО, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ ВПО; 5) определяет совместно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования.

В наиболее общем виде полномочия Правительства РФ в сфере образования закреплены в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Оно обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования и др.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) специально создано для управления образованием в стране. В его ведении находятся Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь).

Образовательные учреждения различного профиля могут находиться в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.). При этом возрастает координирующая деятельность Минобрнауки России.

Минобрнауки России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания.

Осуществляет: установление квот целевого приема для получения высшего образования за счет бюджетных ассигнований по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки в отношении организаций, функции и полномочия учредителя которых исполняет Минобрнауки России; организационно-техническое обеспечение деятельности Высшей аттестационной комиссии; выдачу разрешений на создание на базе образовательных организаций советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук, определение и изменение составов этих советов, определение перечней специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты; присвоение ученых званий профессора и доцента и др.

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

Управление муниципальными образовательными учреждениями осуществляют органы местного самоуправления, а негосударственными — учредители или формируемый ими попечительский совет.

К органам управления образованием относятся органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью образовательных учреждений.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования; государственный контроль качества образования. Следит за соблюдением указанными организациями требований законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Рособрнадзор контролирует деятельность органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан; осуществляет лицензирование образовательной деятельности; государственную аккредитацию образовательной деятельности образовательных организаций. Организует ведение государственной информационной системы «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам»; ведение реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности, выданных Рособрнадзором.

Важно запомнить!

Большие полномочия Рособрнадзор имеет в отношении проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ). Она организует разработку контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания выполненных экзаменационных работ. Обеспечивает этими контрольными измерительными материалами государственные экзаменационные комиссии. Организует централизованную проверку экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов, при проведении государственной итоговой аттестации. Определяет минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования. Проводит анализ причин выявленных нарушений в сфере образования, готовит предложения по их устранению и др.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2013 г. № 1302 дополнило полномочия Рособрнадзора осуществлением контроля (надзора) за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, а также за расходованием ими субвенций на осуществление переданных полномочий и др.

Важную роль в рассматриваемой сфере играет Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Минобрнауки России. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2013 г. № 836 утвердило новое Положение о ВАК. Комиссия: а) принимает рекомендации, которые представляются в Минобрнауки России: о выдаче разрешения на создание советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук, об определении и изменении их составов, определении перечней научных специальностей, по которым принимаются для защиты диссертации, о приостановлении, возобновлении и прекращении деятельности диссертационных советов; о направлении диссертации на соискание ученой степени вместе с аттестационным делом, заявления о лишении ученой степени и поступивших по нему материалов на дополнительное заключение в другой диссертационный совет; о выдаче дипломов доктора и кандидата наук, об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени; по апелляциям, поданным на решения диссертационных советов по вопросам присуждения ученых степеней и др.;

  • б) проводит анализ защищенных диссертаций;
  • в) по поручению Минобрнауки России проводит экспертизу и представляет в Министерство рекомендации по ее итогам в части вопросов, относящихся к ее компетенции: по проектам правовых актов; по номенклатуре направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); по предложениям, заявлениям, жалобам, поступившим в Министерство; по иным вопросам.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 сентября.

  • 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней»; письмом Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № ЛО-131/13) с 1 января
  • 2014 г. ужесточились требования присуждения ученых степеней в Российской Федерации, критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, а также порядок рассмотрения ВАК при Минобрнауки России диссертаций на соискание ученых степеней и аттестационных дел.

Установлены требования к размещению в сети Интернет информации, необходимой для обеспечения порядка присуждения ученых степеней (в частности, требования к размещению на официальном сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, полного текста диссертации; автореферата; сведений об оппонентах, о ведущей организации и отзывах на диссертацию; сведений о результатах публичной защиты диссертации в диссертационном совете и т. д.).

Соискатель ученой степени представляет диссертацию на бумажном носителе на правах рукописи. Формы научного доклада и монографии отменяются.

Количество публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, в рецензируемых изданиях должно быть: а) на соискание ученой степени доктора наук — в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук — не менее 15, в остальных областях — не менее 10; б) на соискание ученой степени кандидата наук — в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук — не менее 3, в остальных областях — не менее 2. Срок подачи заявления о лишении ученой степени увеличен с 3 до 10 лет со дня принятия диссертационным советом решения о ее присуждении.

Для отрасли образования характерна высокая степень автономности образовательных организаций, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законодательством и уставом образовательной организации. Они свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

  • [1] См.: постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утвержденииПравил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»; от 24 мая 2013 г. № 437 «Об утверждении перечняспециальностей, по которым федеральными государственными профессиональнымиобразовательными организациями реализуются образовательные программы среднегопрофессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства»; приказы Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г.№ 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшегообразования»; России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования» и др.
  • [2] См.: постановления Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 «Об утвержденииПоложения о Министерстве образования и науки Российской Федерации»; от 15 июля2013 г. № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфереобразования и науки».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой