В. Специальный суд по Сьерра-Леоне
Вопрос помилования или смягчения приговора (в случае, если это предусмотрено законодательством государства места исполнения приговора) решается Председателем Специального суда по Сьерра-Леоне, исходя из интересов правосудия и общих принципов права (при этом указанное государство уведомляет о такого рода возможности освобождения от наказания или его смягчении). Фундаментальным положением… Читать ещё >
В. Специальный суд по Сьерра-Леоне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правила, относящиеся к исполнению приговора данного интернационализированного суда, могут быть сведены к следующему:
- — лишение свободы отбывается по общему правилу в СьерраЛеоне (однако с учетом конкретных обстоятельств наказание может отбываться также в тех государствах, которые заключили с ООН специальные соглашения о приеме лиц, осужденных Международными трибуналами по бывшей Югославии и Руанде, при наличии соответствующих сообщений со стороны государств Секретарю Специального суда по Сьерра-Леоне, либо в режиме заключенных данным судебным учреждением аналогичных соглашений с другими государствами[1]);
- — порядок отбывания наказания и условия содержания осужденных определяются государством исполнения приговора (однако Специальный суд по Сьерра-Леоне должен осуществлять контроль за исполнением наказания[2]);
- — вопрос помилования или смягчения приговора (в случае, если это предусмотрено законодательством государства места исполнения приговора) решается Председателем Специального суда по Сьерра-Леоне, исходя из интересов правосудия и общих принципов права (при этом указанное государство уведомляет о такого рода возможности освобождения от наказания или его смягчении[3]).
Обобщая изложенное, автор приходит к следующим выводам относительно специфики современных органов международной уголовной юрисдикции, а также конкретизации и реализации в них уголовной ответственности за военные преступления.
- 1. В современных условиях существует пролиферация (множество) международных органов (уголовных судебных учреждений), различных по своему правовому статусу и способу учреждения и обладающих юрисдикцией в отношении военных преступлений, персональные, пространственные и темпоральные параметры которой, а также вопросы организации и функционирования, сотрудничества с государствами определяются в уставе и иных документах, относящихся к правовым основам соответствующего международного органа уголовной юстиции. Они могут быть сведены к трем основным видам: 1) МУТ ad hoc; 2) МУС; 3) интернационализированные суды (среди них к международной уголовной юрисдикции в полной мере, относится Специальный суд по Сьерра-Леоне, принимая во внимание способ создания, предметную юрисдикцию и обособленный характер по отношению к национальной судебной системе).
- 2. Наряду с различиями способа учреждения, правового статуса, а также юрисдикционными отличиями международные уголовные судебные учреждения также обладают рядом интегративных черт, связанных с их принадлежностью к международной правовой системе и уникальным характером правового статуса каждого из них, которые проявляются:
- — в специфике нормативно-правовых основ (прежде всего уставов), одновременно выполняющих роль своеобразных международных уголовных и уголовно-процессуальных кодексов в привязке к организации и деятельности соответствующего органа;
- — своеобразии их организационной структуры, включающей помимо судебных подструктур также и иные элементы (прежде всего, орган обвинения, выполняющий также и функцию расследования в рамках модели соответствующего органа);
- — определенной зависимости функционирования от государств и национальных правовых систем;
- — направленности на защиту и восстановление международного правопорядка;
- — обладании правом (конкретизируемым положениями устава международного уголовного судебного учреждения) проводить расследование, осуществлять уголовное преследование, осуждать и наказывать лицо, которое уже привлекалось к уголовной ответственности и, возможно, было осуждено национальным судом.
- 3. Международный уголовный суд, созданный на основе международного договора, разработанного при широком участии государств, представляющих различные политико-правовые системы, действующий постоянно, имеющий статус самостоятельной международной организации, связанной с ООН, обладает рядом преимуществ в плане:
- — легитимности учреждения;
- — организационной структуры, ограничивающей дискрецию Обвинителя (Палата предварительного производства) и обеспечивающей непосредственное участие государств-участников в оптимизации норм Римского статута, формировании и коррективах Правил процедуры и доказывания и других важнейших документов МУС;
- — детальных положений о юрисдикции (в том числе предметной);
- — алгоритма возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения в нем дел (в том числе о военных преступлениях), отражающего основные международные правовые стандарты применительно к рассматриваемой модели международной уголовной юрисдикции;
- — характера и форм взаимосвязи и взаимодействия с государствами («горизонтальная модель»).
Фундаментальным положением, определяющим параметры функционирования МУС, осуществления им своей юрисдикции (в том числе в отношении военных преступлений), корреляции с национальными органами уголовной юрисдикции, выступает комплементарность (дополнительность) его модели по отношению к национальным системам уголовного правосудия государств.
Вместе с тем несовершенство юридических формулировок ст. 17 Римского статута (не устраняемое положениями его ст. 18 и 19, а также выработанным в МУС тестом на определение «негативной» комплементарное™), при излишне свободной судейской интерпретации принципа комплементарности МУС в сочетании с политической составляющей (присутствующей и в работе данного, в целом авторитетного института международного уголовного правосудия) влекут за собой возможность применения в данной сфере «двойных» стандартов и непоследовательность Суда, о чем свидетельствуют отдельные решения МУС.
4. Российская Федерация в рамках своего международно-правового статуса постоянного члена СБ ООН проводит последовательный курс на обеспечение международной законности и правопорядка. Принцип неотвратимости наказания за весь корпус международных преступлений, предметно воплощенный в деятельности международных институтов по линии международного уголовного правосудия, являет собой неотъемлемый элемент позиции России (в порядке правопреемства СССР) в системе международных правоотношений. Учитывая свою международно-правовую включенность в систему международных отношений, Россия всесторонне содействует развитию межгосударственного сотрудничества в разрешении (минимизации) глобальных проблем современности, в том числе в сфере противодействия международным преступлениям против мира и безопасности человечества (включая военные преступления).