Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система и источники финансового права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общая часть финансового права включает в себя юридические нормы, которые в равной степени применяются для регулирования всех или, по крайней мере, большинства общественных отношений, составляющих предмет финансового права, будь то бюджетные, налоговые, валютные или иные отношения. Нормы общей части устанавливают основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований… Читать ещё >

Система и источники финансового права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Финансовое право состоит из множества финансово-правовых норм, которые в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения.

Например: источники налогового права, ответственность за налоговые правонарушения — это институты, а налоговое право — это раздел, подраздел, подотрасль финансового права, но не отрасль. Н. И. Химичева в системе финансового права выделяет части, разделы, подотрасли и институты.

Система финансового права — объективно обусловленная система общественных отношений, внутреннее его строение, расположение финансово — правовых норм в определенной последовательности и объединение их в институты и подразделения финансового права.

Финансовое право в зависимости от соотношения регулируемых общественных отношений и юридических норм, его составляющих, состоит из двух частей: общей и особенной.

Общая часть финансового права включает в себя юридические нормы, которые в равной степени применяются для регулирования всех или, по крайней мере, большинства общественных отношений, составляющих предмет финансового права, будь то бюджетные, налоговые, валютные или иные отношения. Нормы общей части устанавливают основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, ее функции и задачи, формы и методы осуществления, правовые основы финансового контроля, определяют особенности ответственности за нарушение финансового законодательства, а также закрепляют присущие всем институтам финансового права принципы.

Особенная часть финансового права состоит из норм, которые применяются для регулирования отдельных общественных отношений в сфере: бюджета, налогообложения и иных государственных и муниципальных доходов, государственных расходов и финансового обеспечения, денежного обращения, валютного регулирования, государственного и муниципального кредита, государственного и обязательного страхования и т. д. Каждый из названных видов общественных отношений является относительно самостоятельным и потому регулируется специальными юридическими нормами, которые в своей совокупности образуют институты финансового права.

Особенная часть финансового права России объединяет такие правовые институты, как:

  • • бюджетное право;
  • • правовое регулирование государственных и муниципальных доходов и расходов;
  • • налоговое право;
  • • правовые основы государственного и муниципального кредита;
  • • эмиссионное право;
  • • учетное право;
  • • правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.

Частично в состав финансового права входят такие комплексные правовые образования, как банковское и страховое право.

Так, нормами финансового права регулируются следующие отношения, составляющие предмет банковского права: правовое положение банка как эмитента, финансового (налогового, валютного) агента, страхователя вкладов и оператора платежной системы; национальная платежная система.

Также нормами финансового права, образующими три самостоятельных института, регулируются такие страховые и смежные с ними общественные отношения, как обязательное страхование, государственное страхование и обеспечение финансовой устойчивости страховщиков.

Система финансового права представляет собой совокупность относительно самостоятельных, но взаимодействующих юридических норм и их объединений (финансово-правовых институтов), в основе которой лежит деление на общую и особенную части. При этом каждый институт финансового права имеет специальный предмет регулирования, а также ряд особенных, присущих только ему целей, задач и приемов регулирования.

Под источником финансового права принято понимать форму выражения и закрепления юридических норм, содержащих положения, регулирующие финансовую деятельность государства и его органов, муниципальных образований, предприятий и организаций всех форм собственности.

Это всегда правовые нормы (а не обычаи и обыкновения, как в частном праве). Согласно Постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-Н ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Норма права может быть облечена в закон, включая Конституцию РФ; 2) договор между публичными образованиями: межгосударственный (Устав Международного Валютного Фонда, Таможенный Союз); межправительственный (двусторонние соглашения о недопущении двойного налогообложения); между субъектами — административнотерриториальными образованиями в составе РФ; между различными ветвями власти; подзаконные акты.

Особое место в структуре источников занимают уставы и узансы (правила) финансовых организаций, так как они направлены на общее применение, но устанавливаются конкретными субъектами (для себя и своих клиентов), а не государством (например, Сбербанк, Альфастрахование и проч.); акты саморегулирования (издаются организациями ПАРТАД[1], НАУФОР[2], аудиторов, Ассоциации Российских Банков и проч. для регулирования отношений между профессиональными участниками фондового рынка, аудиторами, банками — членами профессиональной ассоциации).

Эти документы мы можем считать источниками финансово-правового регулирования в силу делегации государством полномочий (в основном контрольных) непосредственным участникам финансового рынка.

Источники финансового права образуют иерархическую систему, обусловленную их юридической силой и проявляющуюся во взаимных связях на соответствующих уровнях вертикальной структуры законодательства.

Конституция Российской Федерации, которая была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, является источником всех отраслей российского права и служит юридической базой их развития и совершенствования. При этом Конституция РФ закрепляет ряд норм, непосредственно регулирующих финансовые отношения. Так ст. 8 закрепляет принцип единства экономической системы Российской Федерации, ст. 35 — право частной собственности, ст. ст. 71—72 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансов, кроме того, Конституция РФ устанавливает компетенцию высших органов государственной власти Российской Федерации и т. д.

Иные законы, в зависимости от органа, их принявшего, разделяются на законы Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации. Среди законов Российской Федерации особо следует выделить федеральные конституционные законы, например Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», который определяет порядок формирования Правительства РФ, его компетенцию, в том числе в сфере финансов, а также его взаимоотношения с иными органами государственной власти.

Среди федеральных законов следует отметить кодифицированные законодательные акты. Особое значение, как источники финансового права, имеют Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. Велика роль в финансово — правом регулировании таких федеральных законов, как закон «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации», «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов определяется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ, в соответствии с которым:

  • — датой принятия федерального закона является день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции;
  • — датой официальной публикации считается первая публикация его полного текста в Собрании законодательства РФ или в Российской газете, а также публикация на официальном интернет-портале правовой информации — www.pravo.gov.ru;
  • — датой вступления в силу федерального закона считается срок по истечении десяти дней с даты официальной публикации при условии, что в самом законе не установлен иной порядок вступления в силу.

Следует отметить, что для федеральных законов, регулирующих порядок налогообложения, предусмотрен иной порядок вступления в силу. Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового Кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Рассматривая законы субъектов РФ, следует отметить, что они могут приниматься для регулирования отношений, составляющих предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции России) и по предмету исключительного ведения субъектов РФ (ст. 73). При этом, если закон субъекта РФ принимается по предмету совместного ведения, то он не должен противоречить не только федеральным законам, но и иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти.

Большое значение в качестве источников финансового права имеют указы Президента и постановления Правительства, с помощью которых решаются многие вопросы, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, но не урегулированные законом.

Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу с момента подписания, или через 7 дней после подписания, или в иной срок, установленный в самом нормативном акте.

Акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в Российской газете, Собрании законодательства РФ и на официальном интернет — портале правовой информации в течение десяти дней после дня их подписания.

Основной формой нормотворчества федеральных органов государственной власти, составляющих финансовый аппарат, является издание приказов и инструкций.

В пределах своей компетенции осуществляют принятие нормативных правовых актов в сфере финансов также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Кроме нормативных актов существуют акты толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, ответы на вопросы и т. п. Важнейшая особенность таких актов заключается в том, что они могут толковать и разъяснять отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае, при обращении в суд такого рода документы не принимаются при рассмотрении спора по существу. На основании Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», Верховный Суд РФ в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения (акты толкования права).

Отдельно следует остановиться на постановлениях Конституционного суда. Они являются источниками права, в том числе финансового, в отличие от постановлений иных судов. Однако их особенность состоит в том, что они не устанавливают юридические нормы, а отменяют их в том случае, если они противоречат Конституции РФ.

  • [1] Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД) (сервер ПАРТАД) является одной из первых саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных участников российского рынка ценных бумаг и осуществляетсвою деятельность уже более 20 лет. На сегодняшний день членами Ассоциации являются ведущие регистраторы, депозитарии и специализированные депозитарии.
  • [2] Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) образованав 1996 году, является саморегулируемой организацией в области финансовых рынковв отношении следующих видов деятельности: брокерской, дилерской, депозитарной, управления ценными бумагами (доверительное управление), деятельности управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой