Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международное экономическое право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Растет в МЭИ число многосторонних международных договоров. В наиболее полном виде на многосторонний метод регулирования переведена международная торговая система: международно-правовым ядром в ней является право ВТО, а институциональным ядром — сама ВТО. Среди договоров, входящих в правовую систему ВТО, можно назвать прежде всего: Генеральное соглашение по тарифам и торговле — ГАТТ; Генеральное… Читать ещё >

Международное экономическое право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наряду с международной военно-политической системой сложилась и международная экономическая система — сфера, в которой перемещаются из одной национальной экономики в другую разного рода ресурсы: товары, финансы, инвестиции, рабочая сила и т. п. Международно-правовые нормы, которые регулируют отношения между государствами по поводу этих ресурсов, объединяются в отрасль МП под названием международное экономическое право (МЭП).

В Особенную часть МЭП входят следующие, в частности, институты (подотрасли):

  • международное торговое право, в рамках которого регулируются международные торговые отношения, т. е. отношения, но поводу товаров, включая торговлю услугами, правами, а также по поводу внутренних правовых режимов, касающихся товаров и участников международных торговых отношений;
  • международное финансовое право, в рамках которого регулируются международные финансовые отношения, т. е. отношения по поводу финансов, а также по поводу внутренних правовых режимов, касающихся финансов и участников международных финансовых отношений;
  • международное инвестиционное право, н рамках которого регулируются международные инвестиционные отношения, т. е. отношения по поводу инвестиций, а также по поводу внутренних правовых режимов, касающихся инвестиций и участников международных инвестиционных отношений.

В процессуальную часть международного экономического нрава входят, в частности, процессуальные нормы урегулирования международных споров в соответствующих сферах отношений и т. п.

Среди двусторонних договоров, являющихся источниками МЭП, выделяют международные договоры общеэкономического характера, например об экономическом сотрудничестве, и им подобные. Они устанавливают общие принципы экономических взаимоотношений между государствами, выделяют главные направления, устанавливают основные формы такого сотрудничества, обозначают проблемы, подлежащие совместному решению.

В международной торговой системе государства регулируют отношения посредством следующих видов двусторонних договоров: торговые договоры; договоры о свободной торговле; договоры о взаимных поставках отдельных видов товаров и услуг; договоры о приграничной торговле; договоры о правовом положении торговых представительств или смешанных комиссий; договоры о сотрудничестве в таможенном деле; иные договоры. Часть указанной выше проблематики в том или ином сочетании может содержаться и в одном договоре.

Как правило, в торговых договорах находят отражение следующие аспекты:

  • — принципы торговых отношений: например, взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ);
  • — порядок применения тарифных и нетарифных мер регулирования, защитных и ограничительных мер;
  • — порядок или принципы расчетов во взаимной торговле;
  • — вопросу)! транзита товаров, судоходства;
  • — правовое положение юридических и физических лиц (коммерческих организаций и коммерсантов) одной страны на территории другой;
  • — порядок или принципы разрешения споров, касающихся взаимной торговли;
  • — меры, но контролю за реализацией договора (например, создание совместных комиссий) и т. п.

Вопросы торгового судоходства (мореплавания) включаются в текст торговых договоров, однако имеются и отдельные договоры, регулирующие отношения в этой сфере. Договоры о свободной торговле имеют целью создание такого правового режима, при котором товары (либо отдельный товар или согласованная группа товаров) пересекают границу беспошлинно. Соглашения о товарообороте и сегодня встречаются в практике развивающихся государств, имеющих проблемы с платежным балансом и наличием иностранной валюты.

Всю гамму «международных финансовых договоров» можно представить как состоящую из относительно устойчивых групп договоров, а именно договоров: по вопросам валютного регулирования; по платежно-расчетным вопросам; о предоставлении кредитов; об урегулировании долгов; о борьбе с отмыванием незаконных денежных средств. Среди договоров, которые государства заключают в международной инвестиционной системе, наиболее распространены договоры: о поощрении и защите иностранных инвестиций; об избежании двойного налогообложения; о совместных инвестиционных проектах; о создании совместных предприятий; о передаче центах бумаг и др.

Растет в МЭИ число многосторонних международных договоров. В наиболее полном виде на многосторонний метод регулирования переведена международная торговая система: международно-правовым ядром в ней является право ВТО, а институциональным ядром — сама ВТО. Среди договоров, входящих в правовую систему ВТО, можно назвать прежде всего: Генеральное соглашение по тарифам и торговле — ГАТТ; Генеральное соглашение по торговле услугами — ГАТС; Соглашение по техническим барьерам в торговле; Соглашение, но применению санитарных и фитосанитарных мер; Соглашение по процедурам импортного лицензирования; Соглашение, но правилам происхождения; Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам; Соглашение о защитных мерах; Соглашение по торговым аспектам права интеллектуальной собственности — ТРИПС; Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер — ТРИМС.

Заметно многостороннее регулирование в международной финансовой системе. Ее институциональной основой является МВФ и МЬРР, а международно-правовым ядром — Договор о МВФ и Договор о МБРР (используются и другие переводы названий данных договоров, например: Соглашение о МВФ и Соглашение о МБРР). В меньшей степени метод многостороннего регулирования проник в международную инвестиционную систему, но и в пей имеются многосторонние договоры, которые, правда, охватывают пока отдельные — относительно узкие — вопросы инвестиционной проблематики.

В международной инвестиционной системе созданы и действуют МАГИ и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Многосторонними международно-правовыми актами, регулирующими крупные блоки правоотношений в международной инвестиционной системе, в частности, являются: Вашингтонская конвенция 1965 г.; Сеульская конвенция 1985 г.; Соглашение ТРИМС. Инвестиционные аспекты в энергетической сфере затрагивают инициированные европейскими странами Европейская энергетическая хартия 1991 г. и Договор к Энергетической хартии 1994 г. Россия подписала, по не ратифицировала ни Хартию, ни Договор, однако на политическом уровне высказывается отрицательное отношение к Договору.

За пределами системы ВТО образовались или образовываются автономные правовые режимы, функционирующие на основе международных товарных соглашений. Международные товарные соглашения представляют собой многосторонние договоры между правительствами стран — производителей и экспортеров, с одной стороны, и стран — потребителей и импортеров, с другой. В нескольких соглашениях участвует и Россия.

Одним из таких соглашений стало Международное соглашение по кофе 1962 г., на основе которого была образована Международная организация по кофе в Лондоне. На I сессии ЮНКТАД в 1964 г. была принята специальная резолюция «Международные товарные соглашения и устранение препятствий к расширению торговли». В ней подчеркивалась важная роль товарных соглашений для экономического развития развивающихся стран. На этой же сессии были разработаны общие цели и принципы международных товарных соглашений. На IV сессии ЮНКТАД в 1976 г. в целях защиты интересов развивающихся стран была принята специальная Интегрированная программа для сырьевых товаров (резолюция 93/1У). Программа охватила своим действием около двух десятков товаров: бокситы, марганец, фосфаты, железная руда, олово, медь, свинец, цинк, хлопок, джут, тропическая древесина, каучук, бананы, какао, кофе, сахар, чай, оливковое масло. По ряду товаров были заключены международные товарные соглашения.

В экономических взаимоотношениях между развитыми странами Европы и развивающимися странами много лет действовали Яундские конвенции (60-е гг. XX в.), затем Ломейские конвенции, на смену которым пришел Договор Котону 2000 г. — Договор о партнерстве между государствами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, с одной стороны, и Европейским сообществом и его государствами-членами, с другой (вступил в силу в 2003 г.). Договор предусматривает, среди прочего, поэтапный процесс перехода к новому международно-правовому режиму во взаимной торговле — от односторонних преференций к системе, основанной на принципе взаимности. Предусматривается также создание к 2020 г. региональных соглашений об экономическом сотрудничестве между ЕС и группами развивающихся стран.

На постсоветском пространстве множество договоров заключено и действует, в частности, в рамках СНГ и ЕврАзЭС. В 2012 г. Россия, Белоруссия и Казахстан создали Евразийскую экономическую комиссию, которая обеспечивает функционирование Таможенного союза и Единого экономического пространства трех стран. Готовится договор о Евразийском экономическом союзе, в нем будут кодифицированы соответствующие договоры, подписанные в рамках ЕврАзЭС. К будущему Союзу уже хотят присоединиться Таджикистан и Киргизия. Создание такого Союза означает оформление евразийского цивилизационного пространства как единого центра экономической силы. Только так — сообща — в глобализированном мире можно будет противостоять в жесткой конкуренции всем прочим интеграционным объединениям и прежде всего ЕС.

Важную роль в международной экономической системе играют, в частности, резолюции ГА ООП:

  • • Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.;
  • • Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г.;
  • • Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой 1980 г. и др.

В ЮНКТАД в 1964 г. были приняты известные Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию. Па основе документов, разработанных ЮПСИТРАЛ, была принята, например, Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. В рамках межправительственной организации Международного института по унификации частного права (УПИДРУА, ЮПИДРУА) были разработаны, а впоследствии приняты, в частности, Конвенции: о международном финансовом лизинге и о международном факторинге 1988 г. Неофициальную кодификацию и унификацию правовых норм в международной экономической системе осуществляет Международная торговая палата (МТП), которой были разработаны своды правил и обычаев: Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, Международные правила толкования торговых терминов — Инкотермс (в ред. 2010 г.).

В международной экономической системе фактически легализована дифференциация государств — субъектов МЭП, юридически закрепившая различия в их специальных и индивидуальных статусах. Эта дифференциация на многостороннем уровне произошла по двум критериям:

  • 1) но уровню экономического развития государств;
  • 2) по «степени рыночности» экономики государств.

Дифференциация государств по уровню экономического развития юридически закреплена частью IV ГАТТ — на основе ст. XXV (и. 5), другими соглашениями «пакета» ВТО, Хартией экономических прав и обязанностей 1974 г., решениями ЮНКТАД, международным обычаем. Механизмом дифференциации стали две международные преференциальные системы: одна — общая система преференций, действующая между развитыми и развивающимися странами; вторая — глобальная система торговых преференций, действующая между самими развивающимися странами. Обе они созданы в целях содействия ускоренному экономическому развитию группы развивающихся стран в исполнение рекомендаций Женевской конференции 1964 г. (ЮНКТАД-1).

Общая система преференций представляет собой совокупность национальных тарифных систем, принятых развитыми странами в 1971—1978 гг. В национальных тарифах развитых стран предусматривались пониженные ставки тарифов в отношении товаров из развивающихся стран. Зачастую такие преференции предоставлялись в обмен на политическую и экономическую лояльность.

Вторая система преференций сложилась в торговле между самими развивающимися государствами. В 1988 г. в Белграде было подписано Соглашение о глобальной системе торговых преференций (вступило в силу в 1989 г.). В Соглашении участвует порядка 50 развивающихся государств. Суть Соглашения состоит в том, что развивающиеся страны могут предоставлять друг другу преференции в торговле, которые не распространяются на развитые государства; развитые государства претендовать на такие преференции не вправе.

В результате действия обеих преференциальных систем государства — субъекты МЭП юридически дифференцируются сегодня по уровню экономического развития на: экономически развитые страны, которые являются государствами, предоставляющими преференции; развивающиеся страны (государства — пользователи преференций). Однако процесс дифференциации государств по уровню экономического развития продолжился и продолжается. Идет расслоение самих развивающихся стран. В их среде получило или получает определенную международноправовую легализацию выделение: а) «новых индустриальных стран», т. е. наиболее развитых из развивающихся государств (Катар, Кувейт, ОАЭ); б) наименее развитых из развивающихся государств (самых бедных: Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Непал, Вьетнам — всего 50 государств Африки и Азии).

Можно считать институт преференций частью более широкого международно-правового института международного экономического нрава с условным названием «право экономического развития», а «право экономического развития» — частью межотраслевого института международного права с условным названием «право развития». В «право развития» входят, в частности, международно-правовые нормы и принципы, направленные на содействие становлению развивающихся государств во всех сферах международного общения. В каком-то смысле это — «право Востока», право другого цивилизационного пространства (в отличие от современного международного права, которое по своей глубинной сути является «правом Запада»). Взаимодействие «права Запада» и «права Востока» сделает международный правопорядок более справедливым и крепким.

Что же касается дифференциации государств по «степени рыночное™» экономики, то с этой точки зрения практически сложилась градация государств на:

  • • страны рыночной экономики, в группу которых входит большинство стран мира, прежде всего промышленно развитых государств и части развивающихся;
  • • страны «переходной экономики», под которыми имеются в виду в основном бывшие социалистические государства и республики СССР; именно эти государства в 1980— 90-е гг. приступили к трансформации своих национальных экономик в экономические системы с рыночной ориентацией и интеграцию в мировую экономическую систему;
  • • страны «нерыночной» («государственной», «административной», «государственно-монополизированной») экономики, к которым можно отнести в основном страны с тоталитарными или авторитарными государственно-правовыми режимами.

Страны с «государственной», «административной» экономикой остаются фактически вне обшей системы международных экономических отношений. Каждая из этих стран на практике согласовывает условия своего участия в таких отношениях в индивидуальном порядке либо пребывает в самоизоляции или под «экономическими санкциями» со стороны развитых государств. Следовательно, государства с административной (нерыночной) экономикой пребывают в МЭС в некоем специальном — дискриминационном — режиме.

Статус государств с «переходной экономикой» стал оформляться в международной экономической системе в 1990;х гг. — после распада СССР и биполярного мироустройства. В системе ВТО к государствам с переходной экономикой были отнесены около 30 стран (в том числе Чехия, Словакия, Польша, Румыния, Венгрия, Болгария, Монголия, Латвия, Эстония). Участие в ВТО потребовало от стран с переходной экономикой принятия всеобъемлющих — и порой жестких — обязательств в области торговли товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. В то же время в системе ВТО для стран с переходной экономикой предусмотрены некоторые послабления (преференции) — например, более длительные периоды вступления в силу обязательств, вытекающих из Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ст. 29) или из Соглашения ТРИПС (ст. 65/5).

В последней трети XX — первом десятилетии XXI в. в международной системе появились две параорганизации, которые принято относить к структурам глобального управления миром. За ними признана некая особая роль, особый статус группы «ведущих государств»; возможно, в этом проявляются сложившиеся или складывающиеся международно-правовые обычаи. Одна из параорганизаций — так называемая «Группа восьми», или «Большая восьмерка» (С-8); другая — «Группа двадцати», или «Большая двадцатка» (0−20). Эти две группы располагают большой политической и экономической силой и властью; они действуют как своеобразные «международные законодатели» или, точнее, как инстанции, обладающие правом инициировать определенные политические и правовые решения и акты.

Ряд международных экономических организаций группируется, главным образом, вокруг ООН, на которую уставом возлагается задача осуществлять международное сотрудничество в разрешении экономических проблем, содействовать экономическому прогрессу и развитию. При этом предусмотрено (ст. 57 Устава ООН), что международные экономические (в частности) организации должны находиться в связи с ООН и именоваться «специализированными учреждениями». К таким учреждениям относятся, например: МОТ, МБРР, МФК, МАР, МВФ, ИКАО, ВОИС, Международная морская организация — И МО, Международный союз электросвязи — МСЭ, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — ЮНИДО, Всемирная туристская организация и др. Экономическая функция ООН обеспечивается Генеральной Ассамблеей (ГА) ООН и под руководством ГА — Экономическим и социальным советом ООН (ст. 60 Устава), или ЭКОСОС.

В составе вспомогательных органов ЭКОСОС созданы и действуют разнообразные комитеты и комиссии, в том числе региональные экономические комиссии: Экономическая комиссия для Африки (ЭКА); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); другой ветречающийся перевод названия Комиссии: Экономическая комиссия для Европы — ЭКЕ; Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК); Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).

Совет Безопасности ООП наделен полномочиями призывать государства к применению экономических санкций в отношении государств-правонарушителей. В разное время Совет Безопасности принимал решения о введении экономических санкций против ЮАР, Ливии, Ирака и др. Экономической проблематикой в правовом аспекте занимались и занимаются: Комиссия международного права ООН; Комиссия ООП по нраву международной торговли — ЮНСИТРАЛ; Международный суд ООН, который рассмотрел несколько дел, имеющих экономическую составляющую. В одном из консультативных заключений в 1949 г. (ICJ Reports, 1949, р. 185) Международный Суд ООП отметил, что стремящиеся к универсальности международные организации приобретают «объективную международную правосубъектность», а не только правосубъектность, признаваемую государствами-участниками.

В 1964 г. в качестве вспомогательного органа ООН была учреждена Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД. В рамках ЮНКТАД были выработаны очень важные документы, например Принципы международных торговых отношений и торговой политики (1964). ЮНКТАД внесла вклад в разработку многих международных договоров (Конвенция о Кодексе поведения линейных конференций 1974 г., Конвенция о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.).

Одной из самых влиятельных организаций в современной международной экономической системе является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР занималась разработкой правил поведения многонациональных предприятий, вопросами унификации норм, касающихся избежания двойного налогообложения, координацией энергетической политики государств-участников, вопросами законодательства о конкуренции, ограничении монополистической деятельности, банкротства, приватизации. В 1974 г. под эгидой ОЭСР было создано Международное энергетическое агентство. В рамках ОЭСР были разработаны акты рекомендательного характера — Кодекс либерализации движения капитала и Кодекс либерализации текущих невидимых услуг (1993), а в 1995— 1998 гг. велась разработка Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ).

Еще одной важной для международной экономической системы организацией является Всемирная таможенная организация. Это универсальная организация со штабквартирой в Брюсселе, правопреемница Совета таможенного сотрудничества, образованного на основании Конвенции 1950 г. Действует с 1995 г. Занимается гармонизацией национальных таможенных систем, унификацией таможенного законодательства, совершенствованием практики его применения. В рамках Совета таможенного сотрудничества (СТС) были подготовлены и приняты следующие известные акты: Конвенция об оценке товаров в таможенных целях 1950 г.; Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. (известная как «Киотская конвенция»); Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г. и др.

Многие международные организации выполняют функцию управления процессами региональной экономической интеграции. В Европе интеграционные процессы происходят в рамках ЕС, Европейского экономического пространства, на территории СНГ. В Северной и Южной Америке созданы Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), «Андская группа», торговый пакт «МЕРКОСУР». Страны Карибского бассейна ставят целью создание зоны свободной торговли в рамках Карибского сообщества (КАРИКОМ). В Азии процессы интеграции направляются через Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Арабские страны образовали общий рынок в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе также и африканские государства.

Основу корпуса специальных принципов МЭП составляют, в частности, принципы суверенитета государств над своей экономической деятельностью и природными ресурсами; международного экономического сотрудничества и равноправия. Равноправие и сотрудничество возможны только там, где есть взаимная выгода. Нельзя заставить сотрудничать, если это не выгодно. Принцип взаимной выгоды стал необходимым дополнением к принципам равноправия и сотрудничества, частью их содержания. Позднее, уже во второй половине XX в., принцип равноправия был «подправлен» принципом предоставления преференциального режима развивающимся странам.

Кроме того, в практике межгосударственных экономических отношений столкнулись два подхода к понятию взаимной выгоды и взаимности вообще. В первом случае взаимность понимается как взаимность прав и обязанностей государств; такую взаимность называют юридической, или формальной. Во втором случае взаимность понимают как взаимное право государств на справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема; такую взаимность называют материальной, или фактической. В межгосударственных отношениях формальная взаимность не всегда ведет к материальной взаимности. В таких случаях государства часто ищут взаимную выгоду в более широком комплексе взаимоотношений, в том числе за пределами экономической сферы.

Методом реализации международно-правовых принципов сотрудничества и равноправия служат «особые» принципы МЭП: принцип экономической недискриминации; принцип наибольшего благоприятствования (правильнее было бы называть его: принцип предоставления РНБ); принцип предоставления национального режима; принцип преференций (или принцип предоставления преференциального режима).

Принцип недискриминации (а в МЭП — принцип экономической недискриминации) запрещает отказывать в предоставлении условий, общих для всех иностранных государств, их вещей и лиц. Принцип наибольшего благоприятствования «требует» уравнивания с наилучшими условиями, предоставляемыми в стране иностранным государствам, их вещам и лицам. Принцип национального режима требует уравнивания во внутренней экономической системе с условиями, созданными для национальных субъектов права, и т. п. Принцип преференций означает право на получение режима, который является еще более льготным, чем РНБ (и, соответственно, с другой стороны, обязанность государства предоставить такой режим).

Все эти «принципы» выступают своего рода «инструментами уравнивания» правовых режимов, рассматриваются как способы организации отношений. Принципы — универсальны и применяются к той или иной материальной сфере, но мере необходимости или в зависимости от требований права (МП) и государственных интересов. В то же время каждый такой «принцип» одновременно несет определенное нормативное содержание. Поэтому данную группу принципов можно назвать материально-процессуальными (или процессуально-материальными).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой