Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие и структурная характеристика специальных знаний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Большом энциклопедическом словаре «познание» определяется как «процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире». С точки зрения лингвистики познание понимается как процесс отражения человеком действительности. В гносеологии под познанием понимают процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее… Читать ещё >

Понятие и структурная характеристика специальных знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В научной литературе продолжительное время отождествление понятий «специальные знания» и «специальные познания» вызывало большие споры с точки зрения уяснения терминов «знание» и «познание». В результате научных дискуссий оформилось более четкое разграничение и произошла конкретизация этих понятий и их использования в правоприменительной деятельности.

В Большом энциклопедическом словаре под термином «знание» понимается «форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека»[1], а в Толковом словаре русского языка — «результат познания, научные сведения или совокупность сведений в какойлибо области знаний»[2].

Таким образом, термин «знание» означает результат познавательной деятельности человека, а сами знания помогают человеку рационально организовать свою мыслительную (суждения, представления, умозаключения и т. д.), трудовую и другие виды деятельности.

В современном русском языке все чаще встречается термин «познание». Краткий словарь современных понятий и терминов трактует познание как «процесс отражения, анализа и воспроизведения действительности в мышлении, постижения закономерностей объективного мира»[3].

В Большом энциклопедическом словаре «познание» определяется как «процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире»[4]. С точки зрения лингвистики познание понимается как процесс отражения человеком действительности. В гносеологии под познанием понимают процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Термин «познание» значительно шире, чем термин «знания», так как включает в себя не только накопленные знания, но и те достижения, которые могут появиться в результате активной познавательной деятельности. Познание — это не только существующие знания, опыт, навыки и т. д., но и прогнозирование способов их получения и цели их использования.

Понятие «специальные познания» появилось в правоведении, когда для решения вопросов, касающихся собирания, исследования и оценки доказательств, стали приглашаться лица, обладающие знаниями в области науки, техники, искусства и ремесла.

В юридической теории и практике в настоящее время встречаются как термин «специальные знания», так и термин «специальные познания». Представляется целесообразным в учебной дисциплине «Судебная бухгалтерия» употреблять термин «специальные знания», что будет способствовать единообразию и соответствовать состоянию развивающегося быстрыми темпами научно-технического прогресса.

Используя термин «специальные знания», законодатель не объяснил, какие знания являются специальными. В УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и КоАП РФ употребляется термин «специальные знания», но содержание его не раскрывается. Отсутствуют соответствующие пояснения и в других отраслях права (уголовном, гражданском, семейном, земельном и др.).

Среди юристов также нет единого мнения о данном понятии. Одни авторы считают, что специальные знания — это сформулированные на основе различных отраслей наук знания, полученные в результате общеобразовательной подготовки и житейского опыта, приобретенные лицом путем прохождения специальной подготовки или полученного профессионального опыта[5].

Другие считают, что специальные знания — это знания, которыми не располагает или располагает не в полной мере субъект доказывания (следователь, орган дознания, судья), или что это знания не общедоступные, не общеизвестные, а приобретенные в результате получения специального образования и профессионального опыта (Л. А. Эйсман, А. В. Дулов, Б. А. Зотов, 3. М. Соколовский и др.).

Структурно специальные знания включают в себя профессиональный опыт, навыки, умения.

Профессиональный опыт — совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, воспроизведение каких-либо действий и явлений, необходимых для достижения общественно-приемлемой эффективности в той или иной профессии.

Навыками называют действия, которые доведены до совершенства и выполняются быстро, экономично и правильно. Например, главный бухгалтер должен обладать следующими навыками:

  • а) профессиональными (знание законодательства, методологии учета и др.);
  • б) коммуникативными (общение с внешними и внутренними пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, с подчиненными работниками. Например, внешними пользователями годовой бухгалтерской отчетности являются инвесторы, сотрудники налоговой службы, правоохранительных органов, а внутренними — руководители экономического субъекта и учредители);
  • в) управленческими (обучение персонала, управление конфликтами, прием и увольнение персонала и т. д.);
  • г) психологическими (устойчивость к манипуляции, стресс-менеджмент, управление личностными целями и др.).

Умение — это способность человека эффективно, быстро и качественно выполнять работу в новых, порой экстремальных условиях.

Бухгалтер (аудитор), участвующий в судопроизводстве, должен иметь комплексные знания. К ним относятся специальные учетно-экономические знания, в том числе судебно-бухгалтерские. Это совокупность знаний, умений и навыков в области бухгалтерского учета и экономического анализа.

Специфика этих знаний заключается в умении распознавать в учетной (бухгалтерской, налоговой) и экономической информации признаки противоправных действий и способности использовать специальные учетные (бухгалтерские, налоговые) и экономические знания в предупреждении подобных проявлений.

Следует согласиться с мнением Е. Р. Россинской о том, что современные возможности (справочники, энциклопедические словари, электронные средства массовой информадии, Интернет, популярные книги по сложным научным проблемам и т. д.) позволяют в иной плоскости посмотреть на критерии, определяющие общедоступность, обыденность, общеизвестность знаний[6].

Юристу, несмотря на имеющиеся специальные знания (полученные из доступной информации), без помощи специалиста (особенно в области финансово-предпринимательской деятельности, бухгалтерского и налогового учета и др.) не обойтись. Однако если он владеет основами бухгалтерского, бюджетного и налогового учета, аудита, методами бухгалтерского, документального и экономического анализа, он способен самостоятельно анализировать учетные документы, критически относиться к предложениям, выводам специалиста-бухгалтера (аудитора, ревизора, эксперта).

В настоящее время некоторые юристы обладают специальными и юридическими знаниями. Например, специалист с экономическим образованием (бухгалтер, экономист, менеджер, товаровед и т. д.) получил юридическое образование и стал работать следователем или судьей. Он может самостоятельно грамотно поставить вопросы при назначении судебно-бухгалтерской или иной судебно-экономической экспертизы, провести следственные действия или сделать соответствующие расчеты, не прибегая к помощи специалиста или эксперта.

Анализ практики рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ показывает, что во многих случаях в качестве экспертов (специалистов) выступают высококвалифицированные юристы — доктора и кандидаты юридических наук. Па разрешение экспертов-юристов ставятся вопросы чисто правового характера, касающиеся трактовки и использования отдельных норм материального и процессуального права[7].

Юристу (дознавателю, следователю, судье и др.), не имеющему специального образования в той или иной отрасли, сложно овладеть многочисленными знаниями, поэтому эффективность его деятельности при расследовании преступлений в области экономики, финансов и т. д. во многом определяется тесным взаимодействием со специалистами и экспертами в этих областях знаний.

Специальные знания — это системно-структурная характеристика теоретических знаний и практических навыков, умений в области науки, техники, ремесла, полученных в результате специальной подготовки или профессионального опыта, не являющихся общедоступными и применяемых в порядке, установленном законом (конституционным, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, административно-процессуальным, арбитражным, таможенным, налоговым и др.).

Специальные экономические, в том числе учетные, знания в широком смысле — это знания, полученные в результате подготовки в учебном экономическом заведении (высшем, среднем специальном) или профессионального опыта, порядок применения которых установлен законом.

На практике, в научной и учебной литературе специальные учетные знания отождествляются со специальными бухгалтерскими знаниями, что вполне оправдано с позиции допустимости доказательств, рассматриваемых в рамках доказательственного права[8]. Однако профессиональная деятельность бухгалтеров, аудиторов, ревизоров, работников налоговых органов, экспертов по финансовоэкономическим и налоговым экспертизам связана с использованием специальных знаний не только конкретного вида учета. Порой в процессе своей деятельности им приходится использовать специальные знания и по другим видам хозяйственного учета. Например, налоговый инспектор должен владеть специальными знаниями в области и налогового, и бухгалтерского учета. Ревизор в зависимости от вида, целей и задач финансового контроля должен обладать специальными знаниями в области бухгалтерского, бюджетного, страхового, экологического учетов. Специальные знания аудитора по сравнению со знаниями ревизора должны быть еще более широкими и глубокими. Кроме перечисленных выше видов учета аудитор должен знать налоговый и статистический учет, экономический анализ. Что касается бухгалтера, то он в своей профессиональной деятельности использует специальные знания не только бухгалтерского, но и других видов учета (оперативного, статистического, налогового, страхового, экологического и др.).

В судопроизводстве используются вещественные доказательства, которыми выступают учетные документы бухгалтерского, налогового, бюджетного, оперативного и других видов учета. Учитывая многогранность применяемых учетными работниками (бухгалтерами) специальных знаний, понятие «специальные бухгалтерские знания», используемое в курсе «Судебная бухгалтерия»[9], необходимо дополнить понятием «специальные учетные знания».

Специальные учетные знания — это результат познавательного процесса, сформировавшего умения и навыки в области учета, применяемые для исследования фактов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в целях выявления, предупреждения и раскрытия экономических и налоговых правонарушений и преступлений в сфере экономики.

Среди специальных учетных знаний в оперативнорозыскной деятельности, уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессах чаще всего используются знания бухгалтерского, налогового, бюджетного, экологического учетов.

  • [1] Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/22 577/ (дата обращения: 10.02.2014).
  • [2] Толковый словарь русского языка. URL: http://www.vcdu.ru/expdic/10 161/ (дата обращения: 10.02.2014).
  • [3] Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович [и др.]; сост. и общ. ред. В. Л. Макаренко. М.: Республика, 2000. С. 321.
  • [4] Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/48 835/ (дата обращения: 10.02.2014).
  • [5] Бородкина Т. Я. Реализация процессуального статуса специалистана стадии предварительного расследования. М., 2009. С. 19.
  • [6] См.: Российская Е. Р. Современные проблемы использования специальных знаний в судопроизводстве // Судебная экспертиза: теоретические, практические, дидактические вопросы: сб. науч. тр. МосковскойАкадемии МВД России. М., 2002. С. 13.
  • [7] Российская Е. Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Право и закон. М., 2002. С. 25—26.
  • [8] См.: Золотых В. В. Проверка допустимости доказательств в уголовном процессе. Ростов н/Д, 1999; Рыжиков Л. II. Уголовно-процессуальное доказывание: понятие и средства. М., 1997; Спасович В. Д. О теориисудебно-уголовных доказательств в связи с судоустройством и судопроизводством. М., 2001.
  • [9] См: Дубоносов Е. С. Судебная бухгалтерия: учебник. С. 165—166.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой