Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Литература эллинизма: новоаттическая комедия и александрийская поэзия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Получив вещи, Сириек их разбирает, а проходящий мимо раб Харисия Онисим замечает среди них перстень-перчатку своего хозяина. А это уже знак того, что отец подброшенного ребенка — Харисий. Онисиму удается выпросить у Сириска перстень. Как выяснится позднее, во время насилия над Памфилой девушка сняла перстень с пальца Харисия, чтобы позднее опознать отца в случае рождения ребенка. Запутанная… Читать ещё >

Литература эллинизма: новоаттическая комедия и александрийская поэзия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Против любви нет никакого лекарства.

Феокрит

Эпоха эллинизма оставила нам оригинальное литературное наследие. Новизной, по сравнению с классическим периодом, отличаются его тематика и проблематика. Для этой эпохи характерно суждение масштабов художественного освоения действительности, ориентация на изображение внутреннего мира человека. Быт, семейные отношения стали полнее освещаться в литературе. Политическая проблематика в условиях монархического государства почти угасла, если не считать откровенной лести монарху. Эпические жанры сменяются «малыми».

Новоаттическая комедия: типология характеров и сюжетов. Это одно из значимых явлений литературы эллинизма. Ее расцвет относится к III в. до н.э. Это комедия бытовая, любовная, семейная, близкая к некоторым «трагедиям интриги» Еврипида.

Сегодня о ней можно судить по немногочисленным дошедшим до нас произведениям, фрагментам, а также переделкам греческих оригиналов, выполненных позднее римскими комедиографами. Для новоаттической комедии характерен закрепленный набор устойчивых типовых сюжетов и коллизий: это усилия юноши вызволить возлюбленную, попавшую в лапы сводника; доля подкинутого младенца, родившегося вне брака; отношения родителей и детей; соперничество между сыном и старикомотцом; ревность и другие любовные перипетии.

Сюжетным ситуациям соответствовали и некоторые устойчивые типы, или маски. В их числе были: сводник, алчный и малокультурный; сводня, старуха-пьяница; юноша, обычно беспомощный, влюбленный и страдающий от недостатка средств; старик, отец юноши, неравнодушный к молоденьким женщинам; девушка, ставшая «живым товаром» сводника; гетера, многоопытная, выманивающая деньги у клиентов; хвастливый воин, наемник, самоуверенный бахвал, фантазер по части мнимых побед как на иоле боя, так и в любви.

Менандр. Известны несколько авторов новоаттической комедии, но в истории литературы остался прежде всего Менандр (ок. 342—292 гг. до н.э.).

Биография его неполна. Известно, что он жил в Афинах, сторонился общественно-политической деятельности, был прекрасно образован, обладал философским складом ума. Человек независимый и небедный, он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Красавица-гетера Гликера стала его музой-вдохновительницей.

Менандр написал примерно 108 комедий, восемь раз получал первый приз в соревнованиях драматургов. Однако до нас дошли небольшие, хотя многочисленные, отрывки. Сохранился папирус, на котором записаны значительные фрагменты комедий: «Герой», «Отрезанная коса», «Третейский суд», «Семиянка». В 1956 г. была обнаружена полностью сохранившаяся комедия «Угрюмец» (другие заголовки — «Брюзга», «Человеконенавистник»), в 1964 г. найдена значительная часть еще одной комедии «Сикионец». Всего в виде крупных фрагментов известны 10—12 комедий Менандра.

«Третейский суд». Эта комедия наиболее популярна. Ее конфликт определяет предыстория, т.с. события, происшедшие в прошлом.

Главный герой — молодой человек Харисий — во время празднеств в состоянии опьянения совершил насилие над Памфилой, девушкой из состоятельной семьи. Через некоторое время он женится на ней, забыв о данном эпизоде. Спустя пять месяцев после свадьбы, во время отлучки мужа, Памфила родила ребенка и, опасаясь за свою репутацию, решила подкинуть его. Об этом узнает вездесущий раб Онисим и докладывает своему хозяину. Харисий, не догадывающийся, что он отец ребенка, оскорблен тем, что жена имела с кем-то, как он полагает, связь до брака. Он оставляет Памфилу и переселяется к приятелю Хэрестрату. В состоянии психологического стресса Харисий пытается «снять» депрессию кутежами и обращается к услугам знакомой гетеры Габротонон.

Действие развертывается между двумя соседними домами: Хэрестрата и Харисия, в котором пребывает брошенная мужем Памфила.

Встревоженный положением в семье дочери, ее отец Смикрин надеется разузнать подробности, но безуспешно. Все решает случай: однажды на улице его останавливают два раба, Сириек и ДавУ и просят выступить третейским судьей, т. е. независимым арбитром в возникшем между ними споре. Данная сцена и является завязкой пьесы. Суть их спора сводится к следующему. Два месяца назад пастух Дав нашел в лесу брошенного ребенка и некоторые оставленные с ним вещи. Дав взял себе ребенка, но потом понял, что эта обуза будет для него слишком тяжела, и отдал ребенка приятелю-рабу, Сириску, угольщику, у которого умер новорожденный. Однако Сириек, узнав, что вместе с подкидышем находились и оставленные для него вещи, настаивает, чтобы Дав их также вернул. Дав отказывается. Подобный спор и призван разрешить старик Смикрин. Он принимает сторону Сириска, объявив, что именно ему должны принадлежать вещи ребенка.

Получив вещи, Сириек их разбирает, а проходящий мимо раб Харисия Онисим замечает среди них перстень-перчатку своего хозяина. А это уже знак того, что отец подброшенного ребенка — Харисий. Онисиму удается выпросить у Сириска перстень. Как выяснится позднее, во время насилия над Памфилой девушка сняла перстень с пальца Харисия, чтобы позднее опознать отца в случае рождения ребенка. Запутанная ситуация разрешается благодаря вмешательству гетеры Габротонон. Онисим и Габротонон великодушно помогают Харисию понять, что он и есть отец подкинутого ребенка. Харисий возвращается к жене. Габротонон же за оказанную помощь получает свободу, а старик Смикрин становится дедом пятимесячного внука.

Сюжет и система образов в «Третейском суде» — свидетельство того, что эта пьеса — уже не комедия в чистом виде, а разновидность бытовой драмы.

По-видимому, Менандр не был в полной мере оценен современниками. Но его сюжеты, да и других авторов, бытовавшие в новоаттической комедии, подвергались переработке и освоению в новых исторических условиях мастерами римской комедии Плавтом и Теренцием.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой