Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Производственная практика — интегрированный вид учебных занятий в колледже и вузе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для профессионального обучения, проводимого в более сжатые сроки, ведущими методами обучения становятся упражнения в ходе обучения на рабочем месте в условиях производственной практики, практикумов, мастер-классов, учебной практики, решения технологических задач с производственным содержанием, выполнение системы усложняющихся учебно-производственных заданий, которые позволяют сформировать… Читать ещё >

Производственная практика — интегрированный вид учебных занятий в колледже и вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Производственная практика — условие слияния процессов воспитания, обучения, развития

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций происходит в рамках системы взаимосвязанных модулей, которые завершаются согласно государственному образовательному стандарту — производственной практикой.

Производственная практика как интегрированный вид учебных занятий в профессиональной педагогике рассматриваются в рамках научных школ и течений (Ю.М. Живойкин, Ю. М. Орлов, И. А. Поленко и др).

Традиционное профессиональное обучение в колледже и вузе было ориентировано в основном на усвоение теоретических знаний. Теория, теоретическое обучение имели первостепенное значение. Такая ситуация отделяла образовательное учреждение от практики, разрыв между теорией и практикой становился все заметнее. Постепенно происходило излишнее теоретизирование. И профессиональная подготовка сводилась к формированию теоретических, оторванных от практики, знаний и успеваемости обучающихся в целом.

Практическое обучение, производственная практика считались составной частью образовательного процесса, а не его фундаментом, основным ведущим элементом. Поэтому между теоретическим обучением будущих рабочих и специалистов и реальной действительностью, практической деятельностью всегда существовал разрыв.

Компетентностный подход к организации профессионального обучения в колледже и вузе позволяет исправить сложившуюся ситуацию посредством следующих теоретических предположений.

Первое. Формирование профессиональных компетенций в колледже и вузе в целом меняет соотношение и значимость теоретического и практического обучения, аудиторной и внеаудиторной, самостоятельной работы студентов.

Второе. Внеаудиторная и самостоятельные работы студентов основывается не столько на приобретенных знаниях, сколько на практическом обучении, связанных с решением системы учебно-производственных задач и заданий, проведением практикумов, практико-ориентированных семинаров и дискуссий.

Третье. Студенты привыкают к тому, что важно научиться не только воспроизводить знания (это мало, что дает), а уметь применять их на практике. В этих случаях «обучение на деле» является той педагогической находкой, которая позволяет успешно формировать общие и профессиональные компетенции, например, помимо метода с проектов, проектного обучения и т. п. посредством сближения процессов воспитания, обучения и развития.

Для профессионального обучения, проводимого в более сжатые сроки, ведущими методами обучения становятся упражнения в ходе обучения на рабочем месте в условиях производственной практики, практикумов, мастер-классов, учебной практики, решения технологических задач с производственным содержанием, выполнение системы усложняющихся учебно-производственных заданий, которые позволяют сформировать необходимые компетенции.

Усиление практического обучения обосновано требованиями постиндустриального общества, опорой на теорию прагматизма (греч. — pragma — дело, действие) позволяющие использовать возможность отождествления действительности с опытом, трактуемым как «поток сознания» (В.Ф. Кривошеев). Важнейшую роль в этой теории играет практическая задача, когда истина толкуется не как отражение объективной реальности, а как практическая польза, удовлетворяющая субъективные интересы и потребности человека.

Практика — не столько составная часть образовательного процесса, предусмотренная государственным образовательным стандартом, сколько ведущий вид учебной деятельности студентов, мерило усвоения обучающимися теоретических знаний, использования их в конкретных практических ситуациях, в условиях реального производства.

Практическая деятельность в условиях производства на рабочем месте позволяет в значительной степени снизить, уменьшить разрыв между теорией и практикой, сблизить процессы обучения, воспитания и развития.

Анализ исследований в области производственной педагогики (С.Я. Батышев. И М Стариков, А С. Батышев и др) позволяет установить следующее:

  • 1. Особую роль играют база учебно-производственных практик, наличие профессионально-подготовленных наставников, понимание работодателем задач, стоящих перед образовательным учреждением и их активное участие в профессиональной подготовке будущих рабочих и специалистов.
  • 2. Предприятие — такая база производственной практики, которая позволяет отрабатывать необходимые профессиональные умения, навыки, компетенции, имеет в своем арсенале специальные учебные цеха, участки для практического обучения практикантов — это основное условие для развития личности обучающихся, воспитания в них преданности профессии, апробаций теоретических знаний на практике.

Предприятия готовятся к проведению учебнопроизводственных практик, создают ученические места для усвоения необходимых профессиональных компетенций.

  • 3. Важнейшую роль играют ученические рабочие места с современной техникой, оборудованием, позволяющими осваивать современные технологии.[1]
  • 4. Особую роль в профессиональном обучении на производстве играют наставники — наиболее опытные работники предприятия, обладающие педагогическим опытом и культурой, имеющий богатый опыт работы с практикантами.
  • 5. Внеучебная обстановка — это учебная аудитория, в которой на производстве, в реальных условиях выполняется практическая деятельность. Реальные производственные условия являются инструментом формирования профессионального опыта, позволяющего вкупе с приобретаемой квалификацией формировать профессиональную компетентность.
  • 6. Важно, чтобы каждый конкретный практикант получил возможность выполнять не только специальные задания предприятия, но и участвовать в общественной жизни трудового коллектива, почувствовать атмосферу самостоятельной профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка в виде модулей проводится в активных формах и методах профессионального обучения. Особую роль играет ПРАКТИКУМ.

Практикум

Практикум — это система практических знаний, умений, компетенций, которые усваиваются в процессе выполнения системы учебно-производственных задания практического характера.

Также занятия производятся при завершении изучения крупной темы, раздела учебной программы в конце четверти, полугодия или учебного года. Самостоятельная практическая работа обучающихся — это основной метод профессионального обучения, воспитания и развития обучающихся, важно, чтобы педагоги профессионального обучения своевременно подготовили (можно совместно с работодателями) необходимую технологическую документацию (инструкционно — технологические карты, справочники и т. п.).

Сближение теоретической и практической подготовки в условиях предприятия вполне обоснованный процесс. Слияние происходит посредством изготовления продукции предприятия самими практикантами.

Производственная практика — завершающий этап овладения обучающимися того или иного модуля согласно федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). После оценки степени освоения обучающимися необходимых модулей в виде проведения экзамена и выставления зачета «освоен» (модуль) или «не освоен» организуется производственная практика.

Обучающиеся специализируются в выполнении определенных видов деятельности, которые должны быть усвоены в ходе теоретического и производственного обучения, учебной практики.

Производственная практика позволяет совершенствовать приобретенные навыки и умения[2], формировать необходимые профессиональные компетенции при соблюдении всех вышеуказанных условий.

Важно, чтобы и практиканты, и предприятия были заинтересованы во взаимодействии, партнерстве. Хорошо, если практикант будет работать после окончания колледжа на предприятии, где он проходил практику'.

Условия производства — это инструмент, позволяющий управлять динамикой формирования профессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов, сближать процессы обучения, воспитания и развития.

К ним относятся: красота производственных участков, рабочих мест, известных рабочих и специалистов, имеющих государственные награды и поощрения.

Выполнение практикантами правил внутреннего трудового распорядка, требования стандартов и инструкций, позволяет уточнить, дополнить имеющиеся у них представления о специфике приобретаемой профессии, ее плюсов и минусов, позволяет примерить свою конку рентоспособность при сравнении себя с конкретными работниками предприятия.

Важнейшую роль играют мастера производственного обучения образовательного учреждения и наставники от предприятия. Именно они позволяют создавать условия для полной продуктивной загрузки каждого практиканта производственными заданиями. (В. А. Скакун) Конкурентоспособность обучающихся в значительной степени повышается благодаря производственному опыту, приобретаемому практикантами в период производственной практики.

Производственная практика — это противоположность теоретическому обучению. Практический (от греч. prattein — действовать) — то есть, относящийся к действию, деятельности, употребляемый для деятельности.[3] Видимо ориентация в обучении на действия, практическую философию и является важнейшей отличительной чертой компетентностного подхода к профессиональному' обучению.

Действие — часть деятельности, имеющая все ее структурные компоненты: цель, содержание, предмет, на который оно направлено и пр.

Теоретическое обучение, связанное с теорией[4] как системой основных идей, которые нужно изучать, являются лишь средствами формирования профессиональных знаний, лежащих в основе формирования умений, навыков и компетенций. Без наличия серьезных, длительных практических действий, выполняемых, например, в период производственной практики говорить даже о постановке цели формирования профессиональных компетенций невозможно. Теоретические сведения без их использования на практике быстро исчезают, превращаются в какие-либо смутные представления, значимость которых для практической деятельности нулевая.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  • 1. Докажите, что в условиях постиндустриального общества производственная практика вступает ведущим видом учебных занятий в колледже или вузе.
  • 2. Почему компетентностный подход к организации образовательного процесс в колледже или вузе в значительной мере поменял функции педагога и обучающихся? Какие вы можете выделить функции для преподавателя, мастера производственного обучения, чтобы они соответствовали сущности компетентностного подхода?
  • 3. В условиях постиндустриального общества модульное расписание в образовательных учреждениях позволяет успешно реализовать задачи, связанные с формированием профессиональных компетенции. Объясните почему?
  • 4. Лекции семинары, посвящённые отработке нового учебного материала преподавание теоретических дисциплин стали уступать по своей значимости, влиянию на формирование профессионатьных компетенций, — производственной практике. Самостоятельной работе, выполнению системы учебнопроизводственных заданий и т. п. Как это явление можно объяснить? Приведите примеры.
  • 5. Как вы понимаете теоретичное обучение студентов в колледже? Какова его цель? Как теоретическое обучение связано с результатами профессионатьной подготовки студентов в целом?
  • 6. Успешность самостоятельной работы студентов — во многом определяется высоким уровнем учебных умений и навыков студентов. Приведите пример, поясните.
  • 7. Сегодня в образовательном процессе колледжа и особенного вуза происходит разрыв между теоретическими сведениями и реатьной деятельностью, практичной деятельностью. Почему, попробуйте объяснить.
  • 8. В условиях постиндустриатьного общества учения считают, что производственная практика — это не составная часть образовательного процесса, а критерии приобретенных студентами теоретических знаний фундамент профессионатьной подготовки студентов в целом. Правы ли они? Если да, то приведите примеры.
  • 9. В постиндустриатьном обществе рыночные отношения в России предполагают, что в профессионатьной подготовке будущих рабочих и специалистов, в организации производственной практики значительная роль принадлежит союзу промышленников и предпринимателей. Почему, как вы считаете?
  • 10. Почему предприятию выгодно заниматься повышением качества производственной практики, созданием рабочих мест для практикантов, подготовкой поставщиков? В чем дело? Приведите примеры. Обоснуйте свой ответ.
  • 11. Поясните, почему производственная практика является условием слияния процессов воспитания, обучения и развития обучающихся.
  • [1] По аналогии с дуальной системой профессионального обучения, существующей, например, в Германии (примечание автора).
  • [2] Производственная практика / В энциклопедии профессионального образования: В 3-хтг/ Под ред С. Я. Батышева. М., АПО, 1999. С. 354−355.
  • [3] 12 Теория — (от греч. theoria — рассмотрение, исследование).
  • [4] '3 Практика — (от греч. praxis — действие, деятельность, деятельнаяжизнь, опыт).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой