Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тематика (программный минимум) лабораторных занятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В раздел «Животные» в последние годы включаются лабораторные занятия, предусматривающие следующие наблюдения: Необходимо вести работу по воспитанию у учащихся бережного отношения к используемому раздаточному материалу. Рассматриванию окрашенных пластид под микроскопом (клетки листа элодеи, мякоти плода рябины и др.); В раздел «Растения, бактерии, грибы и лишайники» традиционно включаются… Читать ещё >

Тематика (программный минимум) лабораторных занятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наибольшее количество лабораторных занятий приходится на ботанику — раздел «Растения, бактерии, грибы и лишайники» (примерно 35 работ). Прежде всего, это связано с большими возможностями обеспечения работы учащихся необходимым живым натуральным раздаточным материалом (цветущие осенние растения, сухие и сочные плоды, семена, корневые системы, побеги древесных растений и пр.). К тому же, в кабинетах биологии имеется соответствующий гербарный материал, который в случае необходимости учащиеся могут дополнить при выполнении летних заданий.

В раздел «Растения, бактерии, грибы и лишайники» традиционно включаются лабораторные работы по:

  • — распознаванию органов цветковых растений;
  • — ознакомлению с сухими и сочными плодами;
  • — изучению устройства увеличительных приборов и овладению пользования ими;
  • — рассматриванию клеток плодов помидора или арбуза невооруженным глазом и с помощью лупы;
  • — приготовлению препарата кожицы лука и рассмотрению его под микроскопом;
  • — рассматриванию окрашенных пластид под микроскопом (клетки листа элодеи, мякоти плода рябины и др.);
  • — изучению строения семян однодольных и двудольных растений;
  • — изучению строения стержневых и мочковатых корневых систем;
  • — рассматриванию корневых волосков и чехлика невооруженным глазом и под микроскопом;
  • — распознаванию простых и сложных листьев, типа листорасположения;
  • — рассмотрению клеточного строения листа, образующих его тканей;
  • — ознакомлению со строением и расположением почек на побегах;
  • — рассмотрение внутреннего строения древесного стебля;
  • — определение возраста древесной ветки по спилу;
  • — выявлению передвижения воды и минеральных солей по древесине;
  • — изучению строения видоизмененных побегов;
  • — черенкованию комнатных растений и др.

В раздел «Животные» в последние годы включаются лабораторные занятия, предусматривающие следующие наблюдения:

  • — строение, передвижение и реакции на действие раздражителей дождевого червя;
  • — строение раковин различных моллюсков;
  • — внешнее строение насекомого;
  • — внешнее строение и передвижение рыб;
  • — внутреннее строение рыбы на влажных препаратах;
  • — внешнее строение птицы, строение перьев;
  • — строение скелета птицы.

По разделу «Человек и его здоровье» обычно включаются такие работы, как:

  • — микроскопическое строение тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная);
  • — микроскопическое строение крови;
  • — подсчет пульса в разных условиях. Первая помощь при кровопотерях;
  • — действие слюны на крахмал и действие пептина на белки;
  • — строение головного мозга по муляжам и пластинчатым препаратам.

Лабораторные занятия гораздо труднее организовать и провести, чем уроки биологии. Здесь может быть много различных обстоятельств, способных привести к дезорганизации работы учащихся и даже к срыву занятий. Особенно трудно проводить лабораторные занятия в классах, учащиеся которых недостаточно дисциплинированы, не приучены к самостоятельной работе с раздаточным материалом. Известны случаи, когда учащиеся во время работы по изучению семени гороха засовывали горошины в нос или ухо, при помощи бумажной трубочки выстреливали ими в одноклассников, а во время лабораторного занятия по изучению дождевого червя кто-то из учеников, поместив червя себе на переносицу, вызвал рвоту у соседки по парте, а она — подобное явление у других учениц. Подобных примеров срыва лабораторных занятий можно привести много. Однако отказываться от их проведения нельзя. Учитель должен тщательно продумывать все этапы их проведения. При этом нужно не только определить последовательный ход лабораторного занятия, уточнить, какие знания должны приобрести учащиеся, но и спланировать продолжительность каждой его части. Особенно это важно для начинающих учителей. Для определения времени, необходимого для самостоятельной работы, учителю необходимо проделать ее предварительно самому. Важно заранее продумать, когда и как будет распределен подготовленный раздаточный материал по столам (до звонка на урок, после вводной беседы и т. д.). Тщательно следует подготовить и задания. В них должно быть все ясно и определенно.

Должное внимание нужно уделить раздаточному материалу. Нельзя давать учащимся для определения растений или их морфологического описания гербарные листы с растениями, имеющими раскрошившиеся листья, остатки перетертых насекомыми цветков, или для изучения внешнего строения насекомого засушенных майских жуков с оторвавшимися ногами, с недостающим усиком или вообще без них и т. п. Могут ли учащиеся в таких условиях выяснить, сколько лепестков образует венчик цветка изучаемого растения, сколько усиков у жука? Отсутствие каких-либо органов на выданных объектах, неряшливый вид раздаточного материала часто служит причиной отрицательного отношения учащихся к выполнению лабораторной работы.

Необходимо вести работу по воспитанию у учащихся бережного отношения к используемому раздаточному материалу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой