Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка и планирование качества образования. 
Показатели оценки деятельности вуза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Количество показателей, используемых для характеристики учреждений высшего профессионального образования, очень велико. Однако всю совокупность показателей деятельности вуза можно объединить в несколько групп: потенциал вуза, показатели полезности его труда, показатели качества труда, оперативных возможностей и экономической эффективности деятельности. Гибкость, способность оперативного… Читать ещё >

Оценка и планирование качества образования. Показатели оценки деятельности вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В учебной литературе образование определяется как процесс и как результат, поэтому целесообразно различать качество образования и качество обучения.

Качество обучения характеризует учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях, который зависит от уровня квалификации профессорско-преподавательского состава и административных работников, состояния материально-технической базы, результативности практик (учебных, производственных и преддипломной), интеллектуального потенциала обучающихся и их мотивации. Качество образования больше связано с его результатом и общественной оценкой этого результата. Дополнительно к названным факторам оно добавляет востребованность выпускников, их оценку работодателями, самооценку образования выпускниками и их родителями, карьерное продвижение выпускников, их готовность к непрерывному образованию.

Количество показателей, используемых для характеристики учреждений высшего профессионального образования, очень велико. Однако всю совокупность показателей деятельности вуза можно объединить в несколько групп: потенциал вуза, показатели полезности его труда, показатели качества труда, оперативных возможностей и экономической эффективности деятельности[1].

> Потенциал вуза показывает его возможности. Он характеризуется:

  • 1) квалификационным уровнем преподавательского и научного состава;
  • 2) наличием признанных научных школ;
  • 3) количеством наличных учебных и обеспечивающих площадей;
  • 4) наличием и прогрессивностью учебного и научно-исследовательского оборудования;
  • 5) наличием современной информационной и компьютерной базы;
  • 6) наличием собственных учебных и методических разработок;
  • 7) имеющейся территорией и возможностью ее развития;
  • 8) широтой учебных и научных связей внутри страны и в других государствах.

> Полезность труда коллектива вуза характеризуют следующие показатели:

  • 1) доля выпускников, работающих в соответствии с полученной специальностью;
  • 2) количество выпускников, занявших ведущие должности в промышленности, экономике, государственном управлении;
  • 3) количество выпускников, выстраивающих научно-педагогическую карьеру;
  • 4) количество выпускников, получивших в последующем более высокое квалификационное признание в России и в других государствах;
  • 5) количество учебных планов, учебников, учебных пособий, методических разработок, технологий обучения и т. п., использующихся в других вузах;
  • 6) количество научных и технических разработок, внедренных в производство.

> Качество труда, т. е. степень соответствия продукта труда требованиям, стандартам и ожиданиям, в приложении к деятельности вуза определяется такими показателями:

  • 1) уровень оценки знаний учащихся в процессе обучения;
  • 2) квалификационные оценки выпускников членами государственной аттестационной комиссии;
  • 3) соответствие профессиональных умений выпускников требованиям занимаемых рабочих мест;
  • 4) адекватность и широта спектра образовательных технологий, используемых в учебном процессе;
  • 5) соответствие показателей создаваемых образцов техники, технологии, способов организации труда, элементов обеспечения труда требованиям лучших стандартов;
  • 6) степень соответствия примятых условий учебы и труда санитарным и экологическим нормам, обеспечение безопасности труда и учебы;
  • 7) обеспеченность современным учебным оборудованием;
  • 8) доступность использования компьютерной техники и ее современных возможностей;
  • 9) доступность и качество учебной и научной литературы;
  • 10) выбор адекватных образовательных технологий при подготовке учебного материала.

> Гибкость, способность оперативного реагирования на изменяющиеся потребности общества, в частности рынка труда, для современного вуза играет важную роль. Для ее оценки используются следующие показатели:

  • • наличие элементов гибкости и вариативности в учебных планах;
  • • свобода выбора личностно ориентированной образовательной траектории;
  • • обновляемость спектра специальностей;
  • • разнообразие форм и видов предоставляемых образовательных услуг;
  • • современность используемого учебного оборудования;
  • • универсальность используемого учебного и исследовательского оборудования;
  • • обновляемость управленческих, преподавательских и научных кадров;
  • • использование в процессе обучения и научных исследованиях последних достижений науки и техники;
  • • степень свободы и оперативности принятия решений на уровнях управления (кафедра, факультет, отдел, лаборатория).

> Экономическую эффективность деятельности вуза отражает соотношение достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов. Для ее определения используются следующие показатели:

  • 1) количество выпускников на одного преподавателя[2];
  • 2) количество площадей на одного студента, слушателя;
  • 3) сумма общих расходов на подготовку одного выпускника (студента, аспиранта, докторанта, слушателя);
  • 4) количество отдельных видов материальных (единиц компьютерной, аудиои видеотехники, учебной и учебно-методической литературы) и финансовых ресурсов, затрачиваемых на подготовку одного выпускника;
  • 5) производительность труда (выработка).

Приведенные показатели разносторонне характеризуют качество образования. На них ориентируются вузы, ими руководствуются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, при лицензировании и государственной аккредитации образовательных учреждений. Однако необходимо подчеркнуть, что качество обучения как составная часть качества образования зависит в определяющей степени от самого обучающегося, его целевой установки и мотивации. Можно обеспечить учебный процесс замечательными аудиториями и лабораторным оборудованием, информационной и компьютерной базой, отличными преподавателями, но если студент не мотивирован на учебу, не собирается работать по осваиваемой специальности, вопрос о качестве обучения остается открытым.

И еще одно существенное замечание. Иногда студенты несерьезно относятся к гуманитарному блоку дисциплин, заявляя: «Зачем мне (финансисту, менеджеру, таможеннику и т. п.) философия, психология и педагогика или культурология?» В этой связи приведем два аргумента. Первый связан с традициями отечественного образования, сила которого всегда была в формировании широкой профессиональной и гуманитарной направленности. Паш специалист не был подобен флюсу, если использовать выражение Козьмы Пруткова, и это помогало ему ориентироваться в областях, смежных с его профессией, быстро овладевать новыми знаниями и переучиваться в случае необходимости, воспринимать жизнь в широком спектре ее проявлений, обладая соответствующими знаниями. Второй аргумент связан с анализом запросов работодателей, в частности, в Европе и США. При найме на работу в банки, офисы и т. п. они отдают предпочтение выпускникам университетов, воспринимая их основательную гуманитарную подготовку как профессиональную ценность. Люди с такой подготовкой лучше ориентируются и в обществе, и в профессии; быстро адаптируются в профессиональном сообществе, отличаются широтой интересов и кругозора.

Вопрос качества образования, качества учебно-воспитательного процесса давно уже стал объектом самого пристального и заинтересованного внимания со стороны общественности, в том числе работодателей, и конечно же, профессорско-преподавательского состава вузов. Именно вуз разрабатывает и реализует образовательные программы — в этом проявляются автономия образовательного учреждения и академические свободы преподавателей. Государство устанавливает обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы через соответствующие государственные образовательные стандарты в части федерального компонента. Но в конечном счете качество образования определяется образовательной программой, разработанной и реализованной высшим учебным заведением. Качество реализации образовательных программ обеспечивается необходимым и достаточным финансированием, уровнем квалификации преподавательских кадров, академическими свободами и университетской автономией, организацией образовательного процесса, общим уровнем менеджмента в вузе и на конкретных факультетах и кафедрах, уровнем подготовки абитуриентов.

Эти аспекты деятельности вуза и его подразделений и являются предметом планирования оценки внутривузовской системы качества образования.

  • [1] См.: Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. — Н. Новгород, 2004.
  • [2] В соответствии с государственным стандартом количество площадей на одного студента (приведенного к очной форме обучения) должно составлять от 10,6 до 15 кв. м и более в зависимости от специальности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой