Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обязательные и дополнительные элементы налогов и сборов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с обязательными элементами, рассматриваемая юридическая конструкция может включать также дополнительные (вспомогательные) элементы налогов. В отличие от первых, вторые не имеют самостоятельного конструктивного значения, но выполняют вспомогательную роль при установлении и введении налогов. Дополнительным в данном случае, по нашему мнению, является такой элемент, как масштаб налога… Читать ещё >

Обязательные и дополнительные элементы налогов и сборов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В зависимости от того, насколько необходимы и обязательны те или иные элементы юридической конструкции налога, они, прежде всего, подразделяются на обязательные и дополнительные. Подобное во многом условное деление исходит из функционального предназначения и конструктивных особенностей каждого элемента. Соответственно те элементы, которые являются обязательными при установлении и введении всех налогов, относятся на счет первых, а те, которые необходимы, но не во всех случаях — вторых.

Значение обязательных (существенных) элементов налога заключается в том, что отсутствие или недостаточно четкое прописание в тексте нормативного правового акта хотя бы одного из них при установлении и введении налогового платежа, приводит в негодность всю юридическую конструкцию последнего. В этом случае налог не считается установленным и соответственно не возникает обязанности по его уплате, поскольку эта обязанность точно в законе не определена.

Полагаем, что элементный минимум налога в принципе может состоять из объекта, субъекта и ставки. Комбинация этих элементов вполне позволяет осуществить взимание соответствующего налога, поскольку, правда, в самом общем виде определяет налоговую обязанность.

ИЗ ИСТОРИИ

В связи с этим уместно вспомнить древнюю летописную запись о налогообложении, датированную 859 годом, о том, что «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и с мери, и со всех кривичей. А хозары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма»[1]. Как мы видим, в этом описании фактически присутствует определение объекта, субъекта и ставки налогообложения. Однако данная налоговая формула является настолько примитивной, что, по всей видимости, в современной практике налогообложения вряд ли уже может быть применима.

По мнению отдельных авторов, при установлении налога соответствующий нормативный правовой акт должен, но крайней мере, дать ответ на пять важнейших вопросов: кто, в каком случае, в какой сумме, в какое время и куда (в бюджет какого именно публично-правового образования) должен его уплатить. Соответственно при установлении конкретного налога должны быть определены, такие его существенные элементы, как: субъекты налога (лица, которые потенциально могут являться налогоплательщиками); объект налога (юридический факт, следствием которого является обязанность по уплате налога); способ исчисления или сумма налога; сроки (периодичность) уплаты; получатель суммы налога[2]. В целом соглашаясь с подобным подходом, тем нс менее не можем не заметить, что закрепление налогового платежа в качестве источника доходов того или иного бюджета осуществляется на основе норм бюджетного права, т. е. вне налогово-правового регулирования, поэтому получатель налоговых сумм, хотя и является важной составляющей единого бюджетно-налогового механизма, вряд ли может рассматриваться в качестве элемента налога. Напротив, порядок уплаты налога, хотя и не упомянут в приведенном выше перечне, таковым элементом, по нашему мнению, является.

С учетом изложенного, к числу обязательных элементов налога полагаем возможным отнести: субъект налога, объект налога (объект налогообложения), налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога и порядок его уплаты (рис. 8.1).

Обязательные элементы налога.

Рис. 8.1. Обязательные элементы налога.

Убедительное подтверждение того, что эти элементы являются обязательными, может быть довольно легко получено при анализе той гипотетической правовой ситуации, которая может сложиться, когда хотя бы один из них не будет прописан. К примеру, в случае, если в соответствующем законодательном акте не будут четко определены субъекты или объект налога, потенциальные плательщики не смогут понять, у кого и в связи с чем возникают обязанности по его уплате. Соответственно неопределенность таких элементов, как налоговая база, налоговый период и налоговая ставка, порождает неясность относительно размера налога, подлежащего уплате в бюджет. Наконец, в принципе невозможно представить себе действенность того или иного налогового платежа и уяснить содержание связанных с ним обязанностей в случае, когда не определены порядок его исчисления и уплаты.

Следует отметить, что указанные выше элементы в большинстве своем индивидуальны, поскольку налогово-правовые нормы, их определяющие неразрывно связываются с конкретным налогом. К примеру, в рамках одной налоговой юрисдикции в принципе не должны взиматься налоговые платежи, имеющие одинаковые объекты налогообложения или, тем более, совпадающие налоговые базы. Вместе с тем это совсем не исключает наличие некоторых совпадений в части других элементов. В частности, вполне распространенным является совпадение субъектного состава налогов, поскольку одно и то же лицо вполне может одновременно являться плательщиком нескольких налоговых платежей.

Наряду с обязательными элементами, рассматриваемая юридическая конструкция может включать также дополнительные (вспомогательные) элементы налогов. В отличие от первых, вторые не имеют самостоятельного конструктивного значения, но выполняют вспомогательную роль при установлении и введении налогов. Дополнительным в данном случае, по нашему мнению, является такой элемент, как масштаб налога, основное предназначение которого заключается в измерении существенных для налогообложения характеристик (параметров) объекта налога. Это измерение в свою очередь необходимо для определения налоговой базы, которая производна от объекта.

Указанный элемент наиболее востребованным является в тех случаях, когда объект того или иного налога, в силу его юридической конструкции, прямого денежного или стоимостного выражения, в отличие, например, от налогооблагаемого дохода, прибыли или недвижимости, не имеет. Конечно, даже в этих случаях юридические конструкции налоговых платежей включают масштаб налога, который в частности определяет стоимостной параметр объекта, или иначе — его стоимость. Тем нс менее подобный элемент наиболее отчетливо проявляется у налоговых платежей, у которых при конструировании объекта за основу взят какой-либо физический (площадь, объем, масса, мощность и др.) или количественный (количество предметов) параметр. К примеру, по водному налогу (в части забора воды из водного объекта), транспортному налогу (в части транспортных средств, имеющих двигатели) и налогу на игорный бизнес, входящим в состав отечественной налоговой системы, такими параметрами соответственно являются: объем воды, мощность двигателя автомобиля, количество игровых столов или игровых автоматов.

И хотя рассмотренный элемент не является самостоятельным, без него юридические конструкции налогов не обходятся. Это обстоятельство, на наш взгляд, и позволяет отличать подобные элементы от других, в том числе факультативных элементов налога.

  • [1] Коровкин В. В. Основы теории налогообложения: учеб, пособие. М., 2006. С. 106.
  • [2] Тютин Д. В. Налоговое право. Общая часть: курс лекций. М., 2008. С. 124.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой