Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Александр Николаевич Радищев

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Радищев выступал также против самодержавия, которое считал «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием». «Он критикует концепцию «просвещенного абсолютизм», поскольку само положение монарха таково, что он недоступен просвещению. Во-первых, монарх не может стать просвещенным, поскольку его умственные силы заняты преимущественно вопросами управления. Во-вторых, монарху нет выгоды… Читать ещё >

Александр Николаевич Радищев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Самым известным сторонником либерального радикализма был Александр Николаевич Радищев (1749−1802 гг.). Этот мыслитель вошел в историю благодаря последовательной и беспощадной критике крепостничества. Он был крупным чиновником, управляющим Петербургской таможней. Известность в качестве общественного деятеля Радищев приобрел в связи с публикацией в начале 1790 года книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга попала в руки Екатерины II, которая, по прочтении книги, дала такую оценку Радищеву: «он бунтовщик, хуже Пугачева». По указанию Екатерины, Палата уголовного суда приговорила автора книги к смертной казни. Через 40 дней смертная казнь была заменена ссылкой в Сибирь. Жизнь Радищева окончилась трагично. В 1801 году ему было разрешено вернуться в Петербург, где он был привлечен к работе в законодательной комиссии, созданной Александром I. В комиссии мыслитель выступал с радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.

Если прочесть книгу Радищева о путешествии из Петербурга в Москву, то можно убедиться, что она преимущественно содержит обычные для той эпохи выводы о негуманности крепостного права, о приоритете принципов естественного права над государственным и обычным правом, о необходимости участия населения в осуществлении власти. Данный спектр идей вообще характерен для русского Просвещения XVIII века — мы встречали эти мысли и у Татищева, и у Десницкого. Даже сама императрица Екатерина II нередко высказывала подобные мысли в переписке с французскими просветителями Дидро, Вольтером, Монтескье и другими. В своем Наказе 1767 года она сама призвала к постепенному ограничению крепостного права. Ошибкой Радищева был выбор совершенно неподходящего момента для публикации — 1790 год, сразу после начала революции во Франции 1789 года. Напуганная французской революцией, императрица изменила свои взгляды, и всеми способами стала бороться с вольнодумством (или, как тогда говорили, вольтерьянством), а в книге Радищева увидела «рассеивание заразы французской: отвращение от начальства». Поэтому автору книги был вынесен столь жестокий приговор.

Теоретической основой книги Радищева были идеи естественного права и общественного договора. Критика существующего порядка вещей носит радикальный характер — крепостное право осуждается как «зверский обычай порабощать себе подобного человека», как система, несовместимая с принципами разума и христианской религии. При этом Радищев доказывает несостоятельность крепостничества и с позиций теории естественного права. Положительный закон должен иметь основание в естественном законе; по природе все люди равны, и если одни порабощают других, то «тут никакой не можно быть связи, разве что насилие». Крепостное право противоестественно, потому оно является не правом, а насилием, которому порабощенные могут противопоставить силу; оно противоречит общественному договору, поскольку общество создано для обеспечения интересов всех, а не порабощения одной его части другой.

Радищев выступал также против самодержавия, которое считал «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием». «Он критикует концепцию «просвещенного абсолютизм», поскольку само положение монарха таково, что он недоступен просвещению. Во-первых, монарх не может стать просвещенным, поскольку его умственные силы заняты преимущественно вопросами управления. Во-вторых, монарху нет выгоды ограничивать собственный произвол. Основной опасностью, которую Екатерина увидела в книге Радищева, — это оправдание возможности народного восстания против несправедливого социального строя. Мыслитель не считает, что нужно дожидаться постепенного прогресса нравов и действия просвещения, как думал его современник Десницкий, — с несправедливостью нужно бороться всеми доступными методами. «Русский народ очень терпелив, — писал Радищев, — и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость». Он допускал, что народная революция в России осуществится нескоро, но она представлялась для него неизбежной.

Мыслитель надеялся, что в результате революции в России должен установиться республиканский строй. Прообраз этого строя он видел в Новгородской республике (точнее, в ее идеализированной форме), воплотившей радикальные идеи непосредственной демократии: «народ в собрании своем на вече был истинный государь». Так же должна управляться и будущая Россия. Поскольку в большом государстве невозможно осуществить непосредственную демократию, Радищев предполагал создание на территории России союза, федерации небольших республик.

Теория Радищева логически заканчивает цикл правовых идей русского Просвещения — он доводит до логического конца принципы, которые составили основу просвещенческой идеологии в России второй половины XVIII века. Также как и во Франции, в России логика развития этих принципов вела к утверждению необходимости социального переворота с целью окончательного разрыва с феодальным прошлым. Взгляды Радищева в этом отношении являются показательными для состояния общественного мнения. Но, в отличие от Франции, большая часть общества осталась инертной и не была готова претворять прекраснодушные свободолюбивые теории в жизнь, поэтому эти идеи не получили тогда широкого распространения (за исключением декабристского восстания) и сменились другим направлением мысли, просвещенческим консерватизмом.

Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. М., 1984.

Грацианский П.С. Десницкий. М., 1978.

Грацианский П.С. Конституционные воззрения А. Н. Радищева // Советское государство и право. 1981. № 4.

Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в. М., 1984.

Гурвич Г. Д. «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники. Юрьев, 1915.

Зайченко А.Б. Теория просвещенного абсолютизма в трудах Феофана Прокоповича // Из истории развития политико-правовых идей. М., 1984.

Л anno-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII — XVIII вв. М., 1990.

Петров П.А. Общественно-политические взгляды Прокоповича, Татищева, Кантемира. Иркутск, 1959.

Прокопович Ф. Сочинения. М.; Л., 1961.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1978.

Радищев А.Н. Сочинения. М., 1989.

Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979.

Федосов И.А. Из истории русской общественной мысли XVIII столетия. М. М. Щербатов. М., 1967.

Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М., 1992.

Юридические произведения русских прогрессивных мыслителей второй половины XVIII в. М. 1959.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой