Основные этапы внедрения процессов и инструментов управления знаниями в организации
При построении этой модели ученые провели сравнительный анализ моделей, предложенных ранее разработчикамипрактиками (например, из IBM, SAIC, CSC). За основу ими была взята «10-шаговая карта» создания системы управления знаниями, описанная Тайваной в книге «Инструментарий управления знаниями» (2002). При описании своей модели Тайвана фокусируется на побуждающей к действию информации, которая может… Читать ещё >
Основные этапы внедрения процессов и инструментов управления знаниями в организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В Университете Джорджа Вашингтона (США) была разработана 12-шаговая модель создания и внедрения целостной системы управления знаниями1. Эта модель (по сути, методология) предлагает 12 шагов, описание которых приведено в табл. 2.2.
Таблица 2.2. 12-шаговая модель создания и внедрения целостной системы управления знаниями.
Шаг | Описание действии |
Распознайте критически важные знания. | |
Управляйте процессно-ориентированным анализом. |
1 Обзор моделей составлен по публикации научных разработок (см.: Vine: The journal of information and knowledge management systems. 2006. Vol. 36. № 3).
Шаг | Описание действий |
Дайте высшему руководству проработанный план действий. | |
Вовлеките ключевых участников. | |
Создайте модель процессов. | |
Осознайте критичные разрывы в знаниях, возможности и риски. | |
Установите и ранжируйте цели. | |
Разработайте требования и программы оценки. | |
Планируйте детальную стратегию. | |
Внедряйте стратегию, созидайте и развертывайте. | |
Осуществляйте мониторинг, измеряйте, фиксируйте показатели. | |
Обучайтесь, исходя из результатов. |
При построении этой модели ученые провели сравнительный анализ моделей, предложенных ранее разработчикамипрактиками (например, из IBM, SAIC, CSC). За основу ими была взята «10-шаговая карта» создания системы управления знаниями, описанная Тайваной в книге «Инструментарий управления знаниями» (2002)[1]. При описании своей модели Тайвана фокусируется на побуждающей к действию информации, которая может быть использована в процессе принятия решений (в том числе в корпорациях). Побуждающая к действию информация является «релевантной и доступной в нужное время, в нужном месте, в нужном контексте, нужным способом. Иными словами, это информация, которую каждый (не обязательно производитель) мог бы использовать для принятия ежеминутных решений». Тайвана формулирует свое первое золотое правило: «Сначала люди, лишь затем технологии».
Учеными Университета Джорджа Вашингтона в качестве основы слияния различных подходов была выбрана «10-шаговая карта» Тайваны, так как она соединяла в себе элементы внедрения системы, мониторинга и оценки. В табл. 2.3—2.7 представлены в обобщенном виде описания моделей, синтезированных с «10-шаговой картой». В результате проведенного сравнительного анализа авторы пришли к выводу, что между пятью разными подходами к определению, разработке и внедрению эффективной системы управления знаниями больше соот;
ветствий, чем различий. В табл. 2.7 приводится сравнительная характеристика указанных моделей.
Таблица 2.3. Описание «10-шаговой карты» Тайваны.
№ шага | Этап модели Тайваны | Описание этапа |
Идентификация знаний, критичных для вашего бизнеса. | Осознание того, какие знания важны для бизнес-процессов. Осознание возможностей для применения этих знаний. | |
Выстраивание бизнес-стратегии и системы управления знаниями. | Доведение построения системы управления знаниями (СУЗ) до уровня бизнес-стратегии. Детализация стратегии до уровня построения системы. | |
Анализ существующих знаний компании. | Демонстрация знаний, уже существующих в разных формах. Создание квалифицированной команды аудита знаний. | |
Построение ИТ-инфраструктуры на основе уже существующей. | Оценка необходимых инвестиций в ИТ. Построение на их основе ИТ-инфраструктуры. | |
Фокусировка на процессах и знаниях, как явных, так и неявных. | Поддержка распространения и интеграции неявных знаний. Создание механизмов трансформации неявных знаний: формальных, неформальных (обсуждения), а также с применением ИТ (электронные доски, e-mail). | |
Создание адаптивной и конкурентоспособной платформы СУЗ. | Анализ и выбор соответствующей платформы на основе стратегии проекта. | |
Создание и внедрение СУЗ, ориентированной на результат. | Общекорпоративная система, ориентированная на бизнесрезультат. | |
Внедрение элементов лидерства и систем поощрения, необходимых для запуска работ по управлению знаниями. | Определение типа культуры распределения знаний, корпоративной культуры и лояльности к управлению знаниями. | |
Разворачивание инициатив управления знаниями на основе полученных показателей. | Подсчет долгосрочных и краткосрочных выгод от проекта. | |
Обучение на основе реальных ситуаций. | Реальные ситуации, описанные менеджерами, имеющими опыт внедрения УЗ. |
№ этапа. | Этап модели IBM |
Начните с определения критических знаний для компании бизнес-проблем. | |
Выстраивайте мероприятия в области управления знаниями в соответствии с наиболее значимыми для компании задачами и проблемами. | |
«Производитель, не знакомый с навыками и компетенциями сотрудников только что приобретенной компании, теряет важные контракты». | |
«Значительная часть внимания сосредоточивается на внедряемых технологиях…». | |
«Решение связанных с этим культурных и контентных проблем…», а также «необходимость участия сотрудников в идентификации существенной информации, запросы на предоставление контента из структурных подразделений»; профессиональные сообщества и программы обучения. | |
«Общей ошибкой во многих организациях является внедрение решений в области управления знаниями „единого для всех размера“ без понимания потребностей разных групп пользователей». Построение необходимых сообществ как в среде онлайн, так и в сфере личного общения. | |
«Создавайте новые продукты и совершенствуйте поддержку существующих». | |
«Достигают ли показатели успеха и отдачи инициатив управления знаниями своих минимально допустимых значений?». | |
«Распространяйте соответствующие знания». |
Таблица 2.5. Модель SAIC
№ этапа | Содержание этапа модели SAIC |
Выберите пилотные проекты. | |
Учтите специфику пилотных проектов и вовлеките руководителей проектов. | |
Постройте систему обучения и определите лучшие практики. | |
Создайте профессиональные сообщества и мотивируйте к участию в них. | |
Примените лучшие практики в разворачивании пилотных проектов. | |
Обучите и мотивируйте внутренних специалистов в области управления знаниями. | |
Осуществляйте мониторинг, пересмотр и оптимизацию пилотных проектов обучения и внедрения. | |
Создайте завершающий отчет о проекте. |
№. этапа. | Этап модели CSC |
Оцените текущий уровень потоков знаний в компании. Четкое понимание того, что необходимо сделать в первую очередь. Определение возможностей совершенствования бизнеса. | |
Оцените уровень «спонсорской поддержки». Определение уровня поддержки со стороны руководства высшего и среднего звена. | |
Определите или переосмыслите ключевые аспекты бизнеса. Реузльтаты, основанные на интервью и опросах. | |
Определите или переосмыслите принципы, направления и недостатки. Определенные направления деятельности («бреши» в управлении знаниями). | |
Планируйте и документируйте стратегию. Стратегический план. | |
Разработайте программу оценки. Механизм измерения успеха программы (количественные показатели краткосрочных результатов, модификация поведенческих моделей в качестве долгосрочного результата). | |
Внедрите стратегическую и операционную среду управления знаниями. Завершение внедрения стратегического плана. | |
Осуществляйте мониторинг и оценку, ведите отчетность. Внедрение механизма измерения успеха. | |
Извлекайте уроки и изменяйте требования. Учитесь, исходя из результатов внедрения. |
Таблица 2.7. Сравнение этапов Тайваны и этапов других моделей.
№ шага Тайвана. | Этап модели Тайваны. | 12-шаговая модель. | IBM | SAIC | CSC |
Идентификация знаний, критичных для вашего бизнеса. | |||||
Выстраивание бизнес-стратегии и системы управления знаниями. | |||||
Анализ существующих знаний компании. | |||||
Построение ИТ-инфраструктуры на основе уже существующей. |
№ шага Тайвана | Этап модели Тайваны | 12-шаговая модель | IBM | SAIC | CSC |
Фокусировка на процессах и знаниях, как явных, так и неявных. | 3,4. | ||||
Создание адаптивной и конкурентоспособной платформы СУЗ. | |||||
Создание и внедрение СУЗ, ориентированной на результат. | |||||
Внедрение элементов лидерства и систем поощрения, необходимых для запуска работ по управлению знаниями. | |||||
Разворачивание инициатив управления знаниями на основе полученных показателей. | |||||
Обучение на основе реальных ситуаций. |
Вопросы для обсуждения
- 1. На решение каких задач направлено управление информацией и знаниями в компании?
- 2. Каково назначение и содержание стратегических и тактических процессов управления знаниями в организации?
- 3. В чем заключаются основные этапы внедрения процессов управления знаниями в компании?
- [1] См. об этом: Calabrese F. A., Orlando С. Y. Deriving a 12-step process to createand implement a comprehensive knowledge management system // VINE. 2006.Vol. 36. Iss. 3. P. 238−254.