Информационные технологии в бухгалтерском (финансовом) учете
Хорошее соединение между передающим и принимающим устройствами (например, при проведении чека ККМ — связь между кассовым аппаратом и терминалом для банковских карт; сервером, собирающим информацию и передающим данные для дальнейшего использования прикладными программами). ERP-системы используются крупными по масштабам бизнеса организациями. В этой группе существуют признанные лидеры числа… Читать ещё >
Информационные технологии в бухгалтерском (финансовом) учете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бухгалтерский учет использует большие объемы данных, обрабатываемые в целях формирования обобщенной в финансовой отчетности экономической информации (рис. 1.5).
Качество информации бухгалтерского учета существенно повышается при автоматизации процесса сбора, обработки и хранения данных.
Основные преимущества автоматизации бухгалтерского учета проявляются:
- — в росте объемов и скорости формирования баз, массивов первичных данных;
- — повышении качества обработки массивов данных;
- — ускорении оперативности предоставления информации;
- — расширении возможностей сохранности и хранения данных;
- — избирательном управлении доступом к данным и информации, обеспечении конфиденциальности и информационной безопасности.
Рис. 1.5. Преобразование массива первичных данных в систематизированную бухгалтерскую информацию
Рост объема и скорости формирования баз, массивов первичных данных обусловлен расширением возможностей получения данных различных типов и форматов из условно неограниченного числа распределенных внешних и внутренних источников.
Например, получение данных, не связанных с внутренними информационными базами, при работе с веб-приложениями с различных типов устройств, в том числе мобильных; извлечение данных из структурированных и неструктурированных документов для сохранения в электронном виде. Структурированные документы — документы со стандартным местом расположения определенной информации: счета-фактуры, товарные накладные. Неструктурированные документы — документы, для которых не определены правила размещения информации: договоры, бухгалтерские справки, иные документы, содержащие значимую информацию.
Для сбора и обработки информации в информационных системах используются технологии визуального и невизуального кодирования. Визуальное кодирование — штрих-кодирование, (^-кодирование информации о стране происхождения, весе и цене поступающих и отпускаемых со склада запасов, количестве выпускаемой готовой продукции и т. д. Невизуальное кодирование — радиочастотная идентификация RFID.
Рост объемов и скорость формирования баз данных достигается в том числе за счет сетевых технологий — возможности одновременного ввода данных неограниченным числом пользователей.
На рост объемов также влияют новые возможности накопления и сохранения данных в течение неограниченного периода времени, например в так называемых специально оборудованных дата-центрах.
Повышение качества обработки массивов данных обеспечивается развитием по следующим направлениям повышения качества первичной информации:
- — структурирование;
- — поддержка целостности структур, контроль непротиворечивости данных, контроль процедур обработки;
- — снижение влияния человеческого фактора.
Ускорение оперативности обмена и предоставления информации реализуется за счет:
- — увеличения скорости доступа к данным, высокой скорости и гибкости выполнения аналитических запросов;
- — технологий предоставления информации в режиме реального времени;
- — организации удаленной работы в сетевых решениях;
- — использования мобильных устройств и приложений.
Сохранность данных обеспечивается возможностями проведения процедур автоматического сохранения и обновления, неограниченным копированием, включая создание копий в автоматическом режиме; применения технологий сжатия данных и информации.
Основным направлением развития технологии обеспечения сохранности данных и информации является минимизация времени сохранения данных, предоставления возможности восстанавливать данные и информацию вплоть до времени между копиями в случае операционных ошибок и физических сбоев. Например, технологическая разработка EMC Corporation[1].
Основные направления развития технологий хранения включают в себя:
- — разработку виртуальных (облачных) технологий хранения;
- — унификацию хранилищ информации корпоративного класса для всех видов информации с использованием отказоустойчивых технологий (например, совершенствование глобальной ИТ-платформы ОАО «Газпром нефть»[2]);
- — создание дата-центров для неограниченного количества пользователей и индивидуальных корпоративных дата-центров с учетом всех особенностей имеющихся серверов, сетей и программного обеспечения;
- — расширение типов хранения данных: на жестких дисках с различным интерфейсом, на ленточных накопителях;
- — неограниченное масштабирование.
Современные технологии управления правами доступа к данным и информации решают две основные задачи: персонификация ответственности за обработку данных и защита от неавторизованного доступа.
Персонификация ответственности за обработку реализуется путем: идентификации пользователей; разрешения тематических запросов на получение информации из внешних и внутренних источников; предоставления прав на проведение регламентных и индивидуальных процедур обработки, копирования и передачи данных и информации.
Защита от иеавторизованного доступа направлена на снижение внешних и внутренних угроз для электронной информации. Снижение риска внешних угроз направлено прежде всего на защиту от вредоносных программ, хакерских атак различного тина. Снижение риска внутренних угроз обеспечивается: контролем файловой активности, регистрацией действий пользователя при обращении к конфиденциальным данным, мониторингом USB-портов и внешних устройств.
Обеспечение конфиденциальности данных необходимо как для данных системы бухгалтерского учета в целом, так и его составных частей, связанных с персональными данными (табл. 1.9).
Таблица 1.9
Требования к информационной безопасности на основе Международных стандартов ISO/IEC 27 001—2013 и ISO/IEC 27 002−2013.
П редоставлснис данных. | Отчеты в реальном режиме времени. | Стандартные, периодические отчеты. | Официальные, публичные отчеты. | Веб-отчетность. | ||||
Бизнес-прило; женил. | Финансы. | |||||||
Логистика. | Производство. | Продажи. | Инвестиции. | |||||
Доступ и обработка. | Онлайн-обработка. | Отбор данных. | Обработка специальных запросов. | Отчетность. | ||||
Интеграция и стандартизация данных. | Метаданные. | База данных. | ||||||
Обобщение данных. | ETL (англ, extract, transform, load — «извлечение, преобразование, загрузка») — основной процесс управления хранилищами данных. | |||||||
Прикладное программное обеспечение. | CRM- системы | ERP- системы | SCM- системы | ЕСМ- системы; EDI- системы. | Внешние данные. | |||
Сбор первичных данных. | ГГ-инфраструктура. |
Краткая характеристика систем управления:
- — CRM {customer relationship management) — система управления взаимоотношениями с клиентами;
- — ERP {enterprise resource planning) — система планирования и управления ресурсами: материальными, трудовыми, финансовыми — ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов;
- — SCM {supply chain management) — организационная стратегия управления ресурсами от снабжения до сбыта продукции;
- — ЕСМ {enterprise content management) — система управления различными типами контента: данными документов, веб-данными, мультимедиаконтентом, обеспечение документо-ориентированного взаимодействия;
- — EDI {electronic data interchange) — системы автоматизированного обмена электронными данными.
Для автоматизации бухгалтерского учета на практике используются три класса программных продуктов, отличающихся функциональными возможностями:
- — ERP-системы;
- — модульное решение бухгалтерского учета в специализированных бухгалтерских программных продуктах;
- — использование MS Excel для автоматизации упрощенного бухгалтерского учета.
ERP-системы используются крупными по масштабам бизнеса организациями. В этой группе существуют признанные лидеры числа и объема внедрений. Организациями SAP, «1C», Oracle, Microsoft и «Галактика» контролируется 95% рынка внедрения информационных систем.
Модули бухгалтерского учета специализированных бухгалтерских программ в большинстве случаев используются средними и мелкими организациями и создаются национальными производителями программных продуктов. В числе наиболее известных: «1C Управление» и «Галактика» (табл. 1.11).
Таблица 1.11
Основные преимущества и недостатки информационных решений.
Группа решений. | Основные преимущества. | Основные недостатки. |
ERP; системы. | Многофункциональность: максимально полный функционал планирования; развитый документооборот от бюджета до фактического исполнения; ввод данных через веб-формы; быстродействие при загрузке/выгрузке данных, выполнении расчетов, в том числе аллокаций, внутригруппового элиминирования, многовалютных расчетов при одновременной работе большого количества пользователей; синхронизация справочников; возможность интеграции и обновлений; создание управленческих комментариев; сбор информации в режиме реального времени. | Высокая стоимость, отсутствие полного перевода документации на русский язык, что создает сложность в случае необходимости внесения оперативных уточнений в формулы расчета, например при ис пользован и и гибкого бюджетирования. |
1C предприятие. | Про [рам ма использует современный интерфейс. Предоставляет возможность работать в программе через веб-браузер. Предоставляется полная поддержка клиентской части на ОС Windows, Linux, Android | Ограничения масштабируемости. |
Все программы содержат в себе ограничения, характерные для каждого уровня программ.
В общем случае:
- — более сложные обеспечивают многофункциональные сервисы, требовательны к оборудованию и технологиям, поэтому дорогостоящи;
- — простые нс обладают рядом качественных характеристик, поэтому относительно просты во внедрении, не требовательны к оборудованию, не используют последние технологические достижения, поэтому недороги.
При выборе программного обеспечения целесообразно руководствоваться следующим:
- — наличие отраслевого кластера пользователей, что увеличивает качество типовых решений;
- — возможности платформы обрабатывать возрастающие объемы информации;
- — соотношение затраты на приобретение и внедрение и выгоды от использования.
Вне зависимости от выбора системы на практике возникает потребность в ее доработках. Успешность их осуществления зависит от компетентности конкретных исполнителей проекта автоматизации бухгалтерского учета.
Автоматизация бухгалтерского учета включает четыре стадии:
- — диагностика действующей системы: бизнес-процессы;
- — моделирование автоматизированной системы: бизнес-процессы, центры ответственности, схема документооборота, график обработки информации;
- — реализация индивидуальной методики учета на основе принятой учетной политики;
- — разработка шаблонов отчетных форм, ориентированных на потребности организации, в дополнение к стандартным формам отчетности.
Организация бухгалтерского учета требует учета и технических возможностей оборудования, обеспечивающего как минимум:
- — бесперебойную работу серверов (электроснабжение, 3—4С-модемы, бензиновые генераторы, военные аккумуляторы, спутниковый Интернет);
- — хорошее соединение между передающим и принимающим устройствами (например, при проведении чека ККМ — связь между кассовым аппаратом и терминалом для банковских карт; сервером, собирающим информацию и передающим данные для дальнейшего использования прикладными программами).