Формы власти и влияния, лидерство в организации
Давление и натиск — интенсивное психологическое давление на персонал со стороны менеджера с тем, чтобы, воспользовавшись его временной дезадаптацией, навязать работнику необходимые ему трудовые действия. Власть руководителя возникает в силу его возможности изменять характер и интенсивность проявления всех групп мотивов трудовой деятельности персонала (оплата, карьера, гарантия занятости и т. п… Читать ещё >
Формы власти и влияния, лидерство в организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие о власти и влиянии
Согласно общепринятой точке зрения, власть — это возможность индивидуума оказывать влияние на поведение других лиц. В свою очередь, влияние — это результат изменения менеджером поведения работника в ходе взаимодействия с ним. Различие между этими понятиями состоит в следующем: власть — это рычаг воздействия на поведение человека, а влияние — итог действия этого рычага.
В организационном поведении принято различать две разновидности власти.
Во-первых, это власть руководителя, уровень которой определяет степень зависимости поведения персонала от влияния руководителя.
Во-вторых, это власть персонала как зависимость действий руководителя от характера интересов персонала.
Власть руководителя возникает в силу его возможности изменять характер и интенсивность проявления всех групп мотивов трудовой деятельности персонала (оплата, карьера, гарантия занятости и т. п.).
Власть персонала следует из объективного существования в любой организации следующих явлений:
- — наличия у персонала информации, необходимой руководителю;
- — возможности группового сопротивления работников организации решениям ее руководителя;
авторитета неформальных лидеров как следствие;
— возможности жалоб, судебных исков и других действий на решения руководителя.
В своей деятельности менеджер должен стремиться к разумному балансу власти с персоналом, а не к максимальному снижению степени зависимости от него. В противном случае в организации возникает большое число непродуктивных конфликтов, связанных с неявным сопротивлением персонала по отношению к выполнению управленческих решений руководителя.
Негативное последствие имеет и чрезмерная зависимость менеджера от персонала. Это может привести к дезорганизации стратегического управления организацией и невозможности сформировать оптимальные цели трудовой деятельности.
К наиболее удобной для практического использования относится классификация форм власти и влияния в менеджменте, предложенная Дм: Френчем и Б. Равеном (США), которая хорошо вписывается в рассмотренную нами выше теорию мотивационного комплекса. Согласно их концепции, существуют пять основных форм власти и влияния:
- — влияние через страх и власть, основанная на принуждении;
- — влияние через положительное подкрепление и власть, основанная на вознаграждении;
- — влияние через разумную веру и экспертная власть;
- — влияние с помощью примера и эталонная власть;
- — влияние через традиции и законная власть.
В принципе нее формы власти, применяемые и организациях, можно условно, по характеру поведения руководителя, разбить па две большие группы (см. рис. 8.1):
Власть, основанная на убеждении, предполагает большую степень свободы и самостоятельности в трудовом поведении индивидуума. Напротив, при использовании власти, построенной на силовом давлении, трудовое поведение работника жестко регламентируется со стороны менеджера.
Хотя влияние как феномен управления персоналом логично следует из наличия власти у менеджера, для ее актуа.
Рис. 8.1. Классификация форм власти и влияния, основанная на характере поведения руководителя.
лизации необходимо применять целый ряд активных действий. К наиболее частым вариантам подобных действий относятся следующие базовые стратегии поведения руководителя организации.
- 1. Логическое убеждение персонала — использование специально подобранных фактов и рассуждений, приводящих работников к внутреннему убеждению в необходимости конкретных действий.
- 2. Подкуп персонала — положительные моральные поощрения (похвала, положительная оценка каких-либо сторон личности и т. п.), вызывающие у индивидуумов чувство обязанности, что, в свою очередь, мотивирует их к поступкам, положительно оцениваемым руководителем.
- 3. Групповое давление — дружественные отношения менеджера с некоторыми работниками организации для оказания психологического давления на остальной персонал.
- 4. Поиск взаимных интересов — поиск неудовлетворенных потребностей персонала руководителем с целью получить взамен своих действий по их удовлетворению (которые он не обязан проводить в силу своих служебных обязанностей) выгодные ему формы трудового поведения. Например, руководитель организации может оказать помощь работнику в трудоустройстве его родственника, используя свои личные связи в другой организации, и т. п.
- 5. Давление и натиск — интенсивное психологическое давление на персонал со стороны менеджера с тем, чтобы, воспользовавшись его временной дезадаптацией, навязать работнику необходимые ему трудовые действия.
- 6. Внешнее влияние — менеджер изменяет в требуемую сторону трудовое поведение персонала, используя авторитет тех лиц, которые пользуются у работников заслуженным уважением.
- 7. Запугивание — негативное подкрепление (объективное или субъективное) для формирования у персонала чувства тревоги за последствия возможного невыполнения пожеланий руководителя.