Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция внешнеторговой политики стран Африки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После распада СССР на планете установился короткий режим «однополярного мира», в рамках которого в качестве основы экономической политики многих стран навязывался так называемый Вашингтонский консенсус. Через программы по структурной адаптации МВФ и ВБ его положения навязывались и странам Африки как основополагающие принципы их для внешнеэкономической политики. Основные требования в соответствии… Читать ещё >

Эволюция внешнеторговой политики стран Африки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внешнеторговая политика как компонент стратегий развития стран Африки.

Несмотря на то что у каждого суверенного африканского государства существуют собственные долгосрочные экономические задачи и текущие установки в экономической политике, практически все страны континента, будучи связаны общностью фундаментальных проблем развития, имеют сходные перспективные стратегические цели. Внешнеэкономическая политика стран континента и ее более узкая составляющая — внешнеторговая политика, таким образом, находятся в русле общеафриканских стратегий экономического развития. Эти цели регулярно пересматриваются и коллегиально принимаются на саммитах Африканского союза (АС, до 2001 г. — Организация африканского единства, ОАЕ). Планы по их реализации разрабатываются и осуществляется при поддержке Экономической комиссии ООН по Африке (ЭКА ООН).

В составе принимаемых стратегий всегда имеется самостоятельный раздел, посвященный внешнеэкономическим и внешнеторговым стратегиям. Положения этого раздела обычно кладутся в основу проводимых на практике конкретных внешнеторговых политик отдельных государств — членов АС.

Со времени получения независимости большинством стран континента в начале 1960;х гг. и до сего дня было принято несколько таких стратегий, каждая из которых соответствовала своему этапу государственного строительства и созданию национальных экономик суверенных государств континента. Научные и управленческие представления о возможностях и путях решения социально-экономических задач в странах Африки неоднократно претерпевали значительные изменения. Менялись и представления о роли внешнеэкономических связей для молодых государств Африки.

После распада СССР на планете установился короткий режим «однополярного мира», в рамках которого в качестве основы экономической политики многих стран навязывался так называемый Вашингтонский консенсус. Через программы по структурной адаптации МВФ и ВБ его положения навязывались и странам Африки как основополагающие принципы их для внешнеэкономической политики. Основные требования в соответствии с этими программами первоначально были следующими:

  • — девальвация национальной валюты (для того чтобы стимулировать больший прирост экспортной выручки по сравнению с приростом валютных затрат на импорт, который в условиях подешевевшей национальной валюты становится менее привлекательным. Конечной целью являлось стимулирование развития местного предпринимательства);
  • — повышение ставки ссудного процента (с целью сокращения выдачи кредитов, оказывавшихся нередко невозвратными);
  • — повышение процентных ставок по вкладам (с целью мобилизации средств населения и стимулирования сбережений, которые, как предполагалось, в той или иной форме будут вложены в развитие производства);
  • — либерализация закупочных цен на продукцию экспортного сектора сельского хозяйства (в интересах, с одной стороны, увеличения объема экспорта, а с другой — стимулирования конечного спроса сельских производителей на товары местного производства);
  • — либерализация внешней торговли (с целью активизировать деятельность негосударственных предприятий и повысить конкурентоспособность продукции местного производства, а также отменить запреты на импорт потребительских товаров);
  • — преодоление дефицита государственного бюджета (в основном за счет ужесточения фискальной политики, проведения налоговой реформы);
  • — приватизация государственной собственности (как важнейшее условие ограничения вмешательства государства в экономику) наряду с отказом от субсидирования цен, законодательного установления минимальной заработной платы и т. д.;
  • — поощрение частной инициативы — как местных, так и иностранных предпринимателей, создание благоприятного инвестиционного климата.
Либерализация внешней торговли и открытие национального рынка для остального мира были реализованы слишком быстро, в результате чего местные производители оказались не готовы конкурировать с быстро увеличившимся товарным импортом и иностранными инвесторами. Все сферы жизнедеятельности, которые не приносили быстрых денег, начали приходить в упадок, больше всего это коснулось занятых в образовании, медицине, науке и культуре. Увеличился разрыв между ней и остальным миром, прежде всего по уровню дохода на душу населения, который составлял в 1970—1980;х гг. 1:12, а в 2000 г. — уже 1:20! Это означало фактическое увеличение маргинализации континента в мировой экономике.

В этих условиях лидеры ряда ведущих стран континента предложили в октябре 2001 г. новую общеафриканскую стратегию развития, способную обеспечить устойчивое развитие, — «Новое партнерство для развития Африки», НЕПАД (.New Partnership for Africa’s Development, NEPAD),[1]

нацеленную на «искоренение нищеты и вывод их стран на путь устойчивого роста и развития при одновременном обеспечении их активного участия в мировой экономике и политике».

Реализация программы НЕПАД уже с первых шагов натолкнулась на существенные препятствия. Так, несмотря на многочисленные обещания развитых стран расширить доступ африканских сельскохозяйственных продуктов на международные рынки, фактически все осталось по-старому. Состоявшаяся в Канкуне в сентябре 2003 г. Конференция ВТО окончилась безрезультатно. В ЕС средний тариф на необработанное сельскохозяйственное сырье составляет 5%, а на обработанное — более 10%, тогда как на все остальные товары — всего 2%. Преодоление этих препятствий потребует еще очень больших усилий со стороны африканских государств. Правда, долговое бремя главным образом 22 беднейших стран с наибольшей задолженностью, было сокращено на 32 млрд долл. США, не считая подобных шагов на двустороннем уровне.

Программа НЕПАД, несмотря на все ее недостатки, является масштабным и по ряду параметров беспрецедентным проектом, дающим очередной шанс африканским государствам достичь заявленных целей развития. НЕПАД стал важным инструментом создания и основой для принятой в 2013 г. Африканским союзом новой стратегии развития, названной Agenda—2063 («Повестка дня—2063»).

  • [1] African Economic Outlook. AfDB/OECD. 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой