Инструкция: определите по 5-балльной шкале выраженность каждого из названных качеств.
- 1 балл — наименьшая выраженность данного качества (полное отсутствие);
- 5 баллов — самая высокая выраженность данного качества;
- 3 балла — средняя, умеренная степень выраженности данного качества;
- 2 и 4 балла — промежуточные оценки.
1. Для вас характерна быстрая или медленная сообразительность по сравнению с окружающими вас людьми?
Очень медленная1_23_45 Очень быстрая.
2. Легко ли вы отвыкаете от старых привычек (распорядка дня, расположения вещей и т. п.) в случае надобности?
Очень трудно1_23_45 Очень легко.
3. Быстро ли вы можете оформить свои мысли в слова?
Очень медленно1_23_45 Очень быстро.
4. Быстро ли вы осваиваетесь с новыми видами работы по сравнению с окружающими вас людьми?
Очень медленно1_23_45 Очень быстро.
5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитая подождать, прежде чем действовать?
Всегда предпочитаю ждать____1____23____4____5 Всегда действую.
6. Быстро ли вы формулируете ответ на вопрос, реплику?
Очень медленно1_23_45 Очень быстро.
7. Удается ли вам сосредоточенно и успешно работать в напряженной и ответственной ситуации (например, при лимите времени)?
Очень редко1_23_45 Очень часто.
8. Быстро или медленно вы успокаиваетесь после какого-нибудь волнения?
Очень медленно1_23_45 Очень быстро.
9. Успеваете ли вы сделать больше или меньше других за одно и то же время?
Никогда не успеваю1_23_45 Всегда успеваю.
10. Выбивают ли вас из колеи неожиданные изменения в ваших планах на день?
Всегда выбивают1_23_45 Никогда не выбивают.
11. Часто ли вы говорите или действуете быстро, не задерживаясь для обдумывания?
Очень редко1_23_45 Очень часто.
12. Предпочитаете ли вы иметь постоянное место за обеденным столом, в аудитории и т. п.
Всегда предпочитаю1_23_45 Никогда не предпочитаю Полученные после подсчета данные сравниваются с приведенными в табл. 8.
Таблица 8
Уровни выраженности проявлений подвижности нервной системы, баллы
Высокий уровень | Ближе к высокому | Средний | Ближе к низкому | Низкий уровень |
60—56 | 55—46 | 45—27 | 26—17 | 16—12 |
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что учителю для выявления природных особенностей учащихся следует обратиться к методу наблюдения. После того как у него сложится четкое представление о типологических особенностях учащихся, он может предложить им опросники, с тем чтобы понять, расходятся ли его оценки с самооценками учеников. В случае несовпадения результатов учитель, если уверен в своих выводах, проводит с неадекватно оценивающими себя учениками коррекционную работу просветительского плана. Если же у него возникают сомнения в правильности сделанного им заключения, ему следует продолжить наблюдения.