Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дворовые затеи. 
Методика организации досуговых мероприятий. 
Организация досуга детей в семье

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Часто неопытные игроки не могут начать игру из-за того, что они не справляются с задачей распределения ролей. Уже на этом этапе возникают ссоры, недопонимания, обиды. Игра, не успев начаться, уже разваливается. Поэтому взрослому следует научить ребят использовать интересные, демократичные приемы распределения ролей, прежде всего с помощью пришедших к нам из глубины веков считалок. Веселые… Читать ещё >

Дворовые затеи. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подвижные игры во дворе являются самым доступным и массовым видом физических упражнений для детей. Социологи установили, что игра стоит на высшей ступени в иерархии интересов детей. По привлекательности с ней могут соперничать только кинофильмы и книги. Однако многие современные виды развивающих игр (компьютерные, электронные) не способствуют укреплению здоровья детей и формированию тех нравственных качеств (взаимопомощь, честность, смелость, справедливость и др.), основа которых закладывается только в коллективных подвижных играх во дворе. Взрослые могут стать зачинщиками такого досуга, помочь оборудовать площадку для игр, смастерить недостающий инвентарь, продумать и подготовить призы. Обычно участниками дворовых состязаний становятся папы, старшие братья, дедушки. Но поддержать инициативу девочек в организации игр в классики, прыгалки, резиночку по силам только маме, которая в детстве любила эти игры. А сколько радости приносят подвижные игры, в которых принимают участие взрослые и дети разных возрастов всего двора! Очевидно, что такие мероприятия при нынешней занятости родителей не могут повторяться часто. Но достаточно, если взрослые объединяются с детьми для совместных игр в выходные дни или во время отпуска.

Двор есть почти при каждом доме. Он может быть разным по размерам, ухоженным или неуютным, пригодным для массовых игр или непригодным. Часто асфальтированные площадки, на которых можно было бы организовать игры со скакалкой, мячом, в классики, занимаются под автомобильные стоянки, и во дворе совсем не остается места для игр. Не редко старшее поколение проявляет инициативу в озеленении двора, и он превращается в уютный тенистый садик с красивыми клумбами, где приятно посидеть на скамеечке, погулять с малышом в коляске, но для игр детей постарше не остается места. Поэтому жильцы дома могут принять участие в планировке двора с учетом интересов всех возрастных групп.

Даже если двор небольшой, всегда можно найти место для размещения простых спортивных снарядов, лестниц, расположенных на разной высоте, перекладин для подтягиваний и переворотов, качелей, шестов для лазания. Хорошо, если жильцы возобновят старые народные традиции и установят во дворе шест с длинными толстыми веревками, закрепленными наверху, — «гигантские шаги». Это незатейливое приспособление раньше стояло практически во всех дворах. Прошло время, и теперь «гигантские шаги» лишь иногда можно увидеть в деревнях.

Из старых ненужных автопокрышек разного размера можно изготовить тренажеры для детей от трех до 15 лет. Вкопав одним ребром в землю, их можно превратить в снаряд для упражнений в равновесии, подлезании, прыжках, беге с препятствиями и пр. Если сделать из них своеобразную горку, то получится отличное сооружение для лазания и прыжков. Маленькие автопокрышки можно использовать в качестве безопасных сидений для качелей. Для старших дошкольников и школьников полезно в удобном месте повесить баскетбольную корзину.

Если двор достаточно большого размера и на нем проводят время дети трех-четырех многоэтажных домов, то целесообразно устроить целый спортивный комплекс.

Для тех, кто поменьше, оборудуются полоса препятствий, лабиринты, горки, качели, карусели. Для старших — комбинированная площадка для спортивных игр (волейбола, баскетбола, футбола, ручного мяча, тенниса). На такой спортивной площадке в зимнее время заливается каток. Хорошо, если есть открытая веранда, где можно разместить стол для пинг-понга, кольцебросы, скамеечки. В таком дворе всегда есть чем заняться.

Таким образом, наличие физкультурно-спортивного оборудования во дворе является одним из важнейших условий для полезной и содержательной деятельности детей по месту жительства. Однако иногда даже на хорошо оснащенных дворовых площадках занятия детей однообразны, а имеющийся инвентарь используется не по назначению. Дети разобщены и не проявляют инициативу в организации групповых и массовых игр, состязаний.

Анализ такой ситуации позволяет сделать вывод о том, что детям нередко нужна помощь взрослых. Это могут быть волонтеры, социальные педагоги. В отсутствии таковых инициативу могут взять на себя родители как самые заинтересованные лица в воспитании и оздоровлении своих детей. Именно от их предприимчивости зависят содержание прогулки детей во дворе.

Ребята, проживающие в небольших старых домах, обычно хорошо знакомы друг с другом, поэтому их общение протекает легко и свободно. В более затруднительном положении находятся дети из новостроек. Здесь им на помощь могут прийти взрослые. Детей дошкольного возраста редко отпускают гулять одних, поэтому мама или папа, отказавшись от пассивного присмотра за ребенком, могут принять участие в организации группы детей-сверстников для совместной игры.

Пятилетний Ярослав играм во дворе со сверстниками предпочитал длительные прогулки с родителями. Мальчик испытывал робость в установлении контакта с ребятами. Наблюдая за их общением, он понимал, что их деятельность однообразна и неинтересна. Поэтому перед родителями встали две задачи: помочь сыну войти в детский коллектив и научить ребят играть в подвижные игры. Для этого папа собрал всех дошкольников двора и предложил поиграть в «выбивалы» (одна из наиболее удачных игр для взрослых и детей). В данной игре нет необходимости установления сложных взаимодействий между детьми, поэтому она наиболее подходит для малознакомых детей. Родители с мячом разместились по разным сторонам площадки, а дети — по одной линии на середине. И началась игра… Она так понравилась, что дети не хотели расходиться. На следующий день вечером знакомая стайка ребят ровно в 18:00 появилась у порога квартиры. В руках они держали мяч. Так взрослые стали завсегдатаями дворовых игр. Они научили ребят играть 8 знакомые с детства игры «Казаки-разбойники», «Волк во рву», «Штандер», «Салки», «Горелки», «Бабки» и др. Глядя на них, на улицу начали выходить другие родители, желающие принять участие в шумных затеях. А Ярослав стал не просто участником, а организатором игр со сверстниками.

Итак, жильцы дома обустроили место для игр во дворе, инициаторы из числа родителей собрали детей. Обычно дворовые компании состоят из детей разного возраста, и процесс передачи «опыта» младшим проходит без вмешательства взрослых. Последние становятся равноправными партнерами по игре (особенно в спортивных, таких как городки, волейбол, баскетбол, футбол) или судьями. Если в доме проживает много дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, то взрослым необходимо помочь детям научиться играть вместе. Как известно, это непростая задача. Инициативу может взять на себя кто-то из родителей, гуляющий с ребенком. Дети любят подражать, и заинтересовать их может не столько слово, сколько действие или наглядный образ, поэтому можно начать играть со своим малышом и одним-двумя соседскими ребятишками. Многие дети сначала просто наблюдают, а потом охотно присоединяются к веселой компании. Убедившись, что дети справляются самостоятельно, взрослый уходит «в тень», предоставив возможность верховодить одному из наиболее активных игроков.

Часто неопытные игроки не могут начать игру из-за того, что они не справляются с задачей распределения ролей. Уже на этом этапе возникают ссоры, недопонимания, обиды. Игра, не успев начаться, уже разваливается. Поэтому взрослому следует научить ребят использовать интересные, демократичные приемы распределения ролей, прежде всего с помощью пришедших к нам из глубины веков считалок. Веселые, озорные, напевные, поучительные считалки передаются из поколения в поколение и являются кладезем народной мудрости, учат считать, четко и быстро скандировать сложные звуки и слова, расширяют словарный запас и представления детей об окружающем мире. Если каждый ребенок будет знать хотя бы пять считалок, то, «обмениваясь» ими с другими детьми, уже через неделю-вторую дети станут настоящими знатоками в этом деле.

Считалки

Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить, Выходи — тебе водить. Катился горох по блюду.

Ты води, А я не буду.

Кто засмеется, Губа задернется.

Раз, два, три, четыре, пять, С этих пор молчать!

Катилася торба С высокого горба.

В этой торбе Хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?

Не задерживай умных и Раз, два, три, четыре!

Не за-ду-мы-вай-ся!

У линейного моста Я поймал в Неве кита, Спрятал за окошко, Съела его кошка.

Помогали два кота, Вот и нет теперь кита!

Говори поскорей.

Жили мыши на квартире Чай пили, чашки били, По три денежки платили.

Кто не хочет платить, Тому и водить!

Ты не веришь другу?

Выходи из круга!

Можно использовать другой, более быстрый способ выбора водящего — «стрелочку». Один игрок становится в круг с вытянутой вперед рукой (в руку можно взять кеглю, городок и т. д.), закрывает глаза и кружится в любую сторону. Остановившись, открывает глаза. Тот, на кого указывает его рука-стрелка (острый конец кегли), становится водящим. Еще один способ выбрать наиболее ловкого и быстрого водящего — подбросить мяч как можно выше над головой. Кто первый поймает мяч, тот водит.

Многие игры требуют разделения на команды. Можно разделиться «по сговору». Игроки разбиваются по парам и сговариваются между собой, кто как будет называться (используются названия растений, городов, рек, животных, видов транспорта и др.). Затем двум капитанам предлагают выбрать любое из двух названий.

Теперь предстоит решить, кому начинать игру или водить. Для этого существует много способов. Например, можно канаться. Для этого берут палку (зонтик, лопатку, веревку), и представитель одной команды обхватывает ее у основания, затем другой берется за нее рядом, затем опять первый и т. д. Чья рука окажется последней, тому водить или начинать игру. Есть другой способ — бросить жребий. Можно использовать монету (орел, решка), а можно угадывать, в какой руке спрятан камушек или пуговица. Отгадавшая команда начинает игру.

Чтобы игра доставляла удовольствие играющим и была средством формирования нравственных качеств, необходимо строго соблюдать все правила. Сначала за их выполнением следит взрослый игрок или ведущий, а затем эту роль принимают дети. Надо отметить, что дети являются более требовательными к соблюдению правил, они не терпят компромиссов. Поэтому их решения бывают более суровыми (исключение из игры тех, кто подсмотрел, обманул, толкнул и т. п.). Отношение к нарушителям переносится с игровых на бытовые взаимодействия, общение. Так формируются характеры, определяются компании по симпатиям, интересам.

Помощь взрослых, особенно мужчины, просто необходима, если верх одерживает сильный, но нечестный или грубый лидер, который своей инициативой и решениями давит на остальных детей.

Такие мужские разговоры и совместная общественно полезная деятельность (ремонт инвентаря, спортивного оборудования, скамеек) сплотят ребят и покажут истинную ценность и преимущество честности, благородства, порядочности, трудолюбия над зазнайством, драчливостью, хвастовством.

Проверь себя!

  • 1. Представьте себя на месте педагога-организатора, занимающегося организацией семейного досуга по месту жительства. Определите основные направления вашей деятельности на год.
  • 2. Разработайте план-макет физкультурно-спортивной площадки с учетом размера двора, контингента детей, природного окружения.
  • 3. Составьте каталог из методической и научно-популярной литературы по вопросу организации подвижных игр во дворе.
  • 4. Придумайте не менее пяти вариантов подвижной дворовой игры «Волк во рву» (играют родители и дети разного возраста).
  • 5. Вспомните и запишите считалки вашего детства. Воспоминания о каких дворовых затеях вам наиболее близки? Проанализируйте, с чем это связано.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой