Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гражданская правосубъектность налоговых органов как государственных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, рассматриваемая тема представляет интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения. Дополнительный стимул к ее изучению должна дать проводимая в нашей стране административная реформа, которая с неизбежностью затронет и различные аспекты гражданско-правового положения государственных органов и, в частности, налоговых служб. По всей видимости, предстоит обновление всего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие и сущность налоговых органов как государственных учреждений
    • 1. 1. Налоговые органы как субъекты гражданского права

    1.2. Предпосылки возникновения гражданской правосубъектности налоговых органов а) Организационное единство налоговых органов. б) Имущественная обособленность налоговых органов. в) Имущественная ответственность налоговых органов. г) Выступление налоговых органов в имущественном обороте от собственного имени.

    Глава 2. Гражданская правосубъектность налоговых органов.

Гражданская правосубъектность налоговых органов как государственных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Налоговые органы — важнейшая часть российского административного аппарата. Они обеспечивают формирование финансовой базы для работы иных органов государственной власти, местного самоуправления, и поэтому функционирование публичной власти без них невозможно. Однако налоговые инспекции не только носители значительных административных полномочий, но и участники гражданско-правовых, имущественных отношений, действуя в рамках имущественного оборота в организационно-правовой форме учреждений. Административное положение налоговых служб накладывает существенный отпечаток на их роль, как участника имущественных отношений, поэтому гражданско-правовой статус данных организаций отличается от гражданско-правового статуса иных юридических лиц. Налоговые органы обладают и специфическими признаками, которые присущи всем государственным учреждениям, и чертами, свойственными только налоговым службам. При исследовании и регулировании правового положения налоговых органов, как, впрочем, и иных государственных органов, неизбежно возникновение спорных моментов. Это обусловливает необходимость в проведении исследований различных аспектов их правового положения. В настоящее время работ, посвященных разработке данного вопроса, в отечественной цивилистике практически нет. Следует отметить, что не хватает исследований не только по налоговым органам, но и проблематике государственных учреждений в целом. Основные работы в этой области были созданы еще в советское время и не могут учитывать особенности современного положения данных организаций. Нельзя не отметить и того, что в последнее время исследование отдельных сторон юридической личности государственных учреждений несколько активизировалось, однако в научных кругах отсутствует единство мнений по различным вопросам правового положения государственных органов юридических лиц. Нет устоявшихся позиций по принципиальным вопросам, в частности, о сохранении у государственных органов статуса юридического лица, о правовом режиме имущества данных организаций.

Практика показывает, что до сих пор не найдено оптимальное сочетание административно-правового и гражданско-правового статуса государственных учреждений, особенно тех, которые выполняют властные, управленческие функции. Положения гражданского законодательства в этой сфере не всегда соответствуют положениям законодательства бюджетного. В научной литературе отмечается, что законодатель при определении гражданско-правового статуса государственных органов часто не соблюдает баланса интересов государственных учреждений и других субъектов имущественного оборота. Собственно участие государственных органов в имущественных отношениях не отличается высокой результативностью, что сказывается и на результатах выполнения ими административных функций, интересах государства. Поэтому необходимость в изменении системы правового регулирования гражданско-правового статуса государственных органов налицо. Перемены должны способствовать решению указанных проблем, в том числе повышению эффективности бюджетных расходов, работы налоговых органов, обеспечению более полной защиты интересов государства и соблюдению интересов субъектов имущественного оборота.

Таким образом, рассматриваемая тема представляет интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения. Дополнительный стимул к ее изучению должна дать проводимая в нашей стране административная реформа, которая с неизбежностью затронет и различные аспекты гражданско-правового положения государственных органов и, в частности, налоговых служб. По всей видимости, предстоит обновление всего массива документов, регулирующих правовое положение налоговых органов. В этих условиях высказанные замечания и предложения как никогда могут найти свое практическое применение.

Цель и предмет исследования. Целью настоящего исследования является установление основных закономерностей, присущих правовому положению налоговых органов как государственных учреждений, и на этой основе выработка предложений по совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с их организацией и деятельностью. На пути достижения данной цели предполагалось решить ряд задач:

1) определить место налоговых органов в системе имущественных отношений в рамках имущественного оборотаопределить понятие налоговых органов как юридических лиц;

2) установить особенности признаков организационного единства, имущественной обособленности, самостоятельной гражданско-правовой ответственности и выступления в имущественных отношениях от собственного имени применительно к налоговым органам;

3) установить содержание гражданской правоспособности и дееспособности налоговых органов;

4) провести научный анализ положений нормативных правовых актов по указанным вопросам, выявить тенденции их развития;

5) проанализировать и обобщить арбитражную практику, связанную с участием в гражданском обороте государственных органов, положения о налоговых инспекциях и управлениях.

Объект и предмет исследования. Объект настоящего исследования представляет собой общественные отношения, связанные с участием налоговых органов как субъектов гражданского права в имущественном обороте. Предметом исследования являются понятие налоговых органов как государственных учреждений, их признаки, в том числе организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, выступление в имущественном обороте от собственного имени, их гражданская правоспособность и дееспособность.

Методологическая основа исследования. В процессе работы использовались общенаучные и частнонаучные методы исследования. Среди общенаучных методов в наибольшей степени использовался диалектический метод, который предполагает объективное и всестороннее изучение всех явлений и процессов с позиции борьбы и взаимодействия противоположных сторон данных процессов и явлений.

В числе частноправовых методов нашли свое применение сравнительно-правовой, структурно-правовой, формально-юридический и др. Исследуемые конструкции анализировались в соотношении с близкими правовыми категориями с учетом внутренних и внешних связей.

Нормативно-правовая, эмпирическая и теоретическая основа исследования. Положения диссертации базируются на нормах правовых актов, регулирующих правовое положение налоговых органов и иных государственных учрежденийматериалах арбитражной практикитеоретических исследованиях как по проблемам участия в гражданском обороте государственных органов, так и по гражданско-правовой проблематике в целом. Кроме того, в диссертации использовались отдельные исследования по проблемам финансового и административного права.

Степень разработанности темы. Вопросы участия государственных органов в имущественном обороте разрабатывались ведущими советскими цивилистами — С. Н. Братусем, В. Н. Бенедиктовым, С. И. Аскназием, О. С. Иоффе, Ю. К. Толстым, С. М. Корнеевым, Ю. Х. Калмыковым. Они оставили интересные наблюдения относительно содержания гражданско-правовой личности данных организаций, содержания и значения права оперативного управления как основного элемента их правового положения. Среди современных исследований мы можем выделить работы Е. А. Суханова, О.Ю.

У скова, M.B. Жабреева, Ю. В. Щербакова, A.A. Головизина, В. А. Дозорцева. Указанные цивилисты рассмотрели различные стороны деятельности государственных органов, государственных учреждений как участников имущественных, гражданско-правовых отношений. Глубокое исследование права оперативного управления, на котором базируется и правосубъектность налоговых органов, обладающих статусом юридического лица, провела Л. С. Щенникова. В то же время крупных специальных исследований по проблемам участия государственных органов в имущественном обороте в качестве самостоятельных субъектов гражданских правоотношений недостаточно. По вопросу же участия в имущественном обороте налоговых органов соответствующих исследований практически нет. Это дает основание сделать вывод о невысокой степени разработанности проблем, поднятых в настоящей работе.

Новизна исследования. В проведенном исследовании сформированы новые подходы к определению сущности налоговых органов как государственных учреждений, определены их специфические признаки как юридических лиц, особенности гражданской правосубъектности налоговых инспекций. В диссертации предложен ряд мер по совершенствованию регулирования правового положения налоговых органов. Анализ нормативных материалов, судебной практики, изучение теоретического материала по рассматриваемой проблеме позволили сформулировать следующие положения, которые выносятся на защиту:

1. Налоговые органы как государственные учреждения — организации, для которых статус юридического лица — средство, призванное обеспечить осуществление ими полномочий административно-правового свойства, создать материальные условия для работы в рамках административных отношений, поэтому гражданская правосубъектность налоговых органов носит крайне ограниченный характер по сравнению с прочими участвующими в гражданском обороте организациями.

2. Необходимо включать во все положения о налоговых органах норму, согласно которой они, как юридические лица, действуют в организационно-правовой форме учреждений. В частности, соответствующее правило целесообразно внести: а) в Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340.

О государственной налоговой службе Российской Федерации" — б) в Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе», в) Положение об управлении МНС РФ по субъекту Российской Федерации, утвержденное приказом МНС России от 21 июня 2004 г. № САЭ -3−15/382 «Об утверждении положения об управлении МНС России по субъекту Российской Федерации" — г) Положение о межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу, утвержденное приказом МНС РФ от 21 июля 2003 г, № БГ-3−15/413 «Об утверждении положения о межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу».

Указания на организационно-правовую форму налоговых органов, наделенных статусом юридического лица, следует включать и в иные документы, в том числе договоры, заключаемые налоговыми службами.

3. Целесообразно четко определить организационное строение всех подразделений налоговой службы по субъектам РФ и по федеральным округам в соответствии с типовыми структурами, утверждаемыми Федеральной налоговой службой. Статус всех налоговых органов нужно определять исключительно на основе положений общего типа, утверждаемых Федеральной налоговой службой.

4. Следует исключить положение п. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ), которое ограничивает ответственность бюджетных учреждений за изменение условий договоров, вызванное изменением бюджетного финансирования только реальным ущербом. Убытки, связанные с указанным изменением условий договоров, должны компенсироваться в полном объеме.

5. Предлагается внести в ст. 161 БК РФ изменения, предусматривающие запрет для бюджетных учреждений заключать договоры, предусматривающие уплату ими неустойки за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В то же время в ст. 401 ГК РФ важно закрепить императивную норму об ответственности государственных (муниципальных) учреждений только при наличии их вины.

6. Признано целесообразным в ст. 161 БК РФ закрепить правило о том, что федеральные бюджетные учреждения вправе осуществлять предварительную оплату товаров, работ, услуг только в случаях, предусмотренных постановлениями Правительства.

7. Во всех положениях о налоговых органах должны содержаться положения о принадлежности им имущества на праве оперативного управления. Подобные нормы необходимо включить в основные нормативные акты, регулирующие правовой статус различных налоговых служб.

8. Необходимо дополнить ст. 120 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) статьей, определяющей статус государственных учреждений. В эти статьи следовало бы включить нормы, которые содержатся в ст. 161 БК РФ. Данное предложение направлено на устранение несоответствия норм Бюджетного и Гражданского кодексов.

9. Следует дополнить п. 1 ст. 52 ГК РФ нормой о том, что юридические лица, которые являются государственными органами и органами местного самоуправления, могут действовать и на основе индивидуальных положений о данных государственных органах и органах местного самоуправления.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертационной работе предложения можно использовать в работе над совершенствованием нормативной базы, определяющей гражданско-правовое положение налоговых органов и иных государственных учреждений, в деятельности налоговых служб, связанной с участием в гражданском обороте.

Предложения и выводы представленной диссертации могут быть использованы в научных исследованиях по вопросам правового регулирования правового положения государственных органов, а также при разработке проблематики юридического лица в целомприменяться для разработки курсов лекций по гражданско-правовым дисциплинам, пособий, методических изданий по проблематике юридических лиц. Представляется, что отдельные выводы диссертационного исследования можно использовать и при разработке вопросов административного и финансового права.

Апробация результатов исследования. Выводы, изложенные в диссертации, нашли свое отражение в трех публикациях, в том числе в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы кодификации гражданского законодательства в Российской Федерации», прошедшей в мае 2004 года в Академии права и управления Минюста России. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин Всероссийской государственной налоговой академии. Ее положения использовались в учебном процессе при чтении курса «Гражданское право».

Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена целями, задачами исследования и включает введение, заключение, две главы, одна из которых состоит из двух параграфов, вторая — из одного, список использованной литературы.

1. Нормативные акты и официальные документы.

2. Конституция Российской Федерации от 1993 г.// Рос. газ. 1993. — 25 дек.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации //Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301- 1996. № 5. Ст. 410.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ 1998. № 31. Ст. 3823.

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 //Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 21. Ст. 3824.

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Рос. газ. 2003. — 8 окт.

8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3. — Ст. 145.

9. О налоговых органах Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943−1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. — № 15. — Ст. 492.

10. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 948−1 (в ред. от 9 октября 2002 г. № 122-ФЗ)// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. — № 16. — Ст. 499.

11. Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 42. — Ст. 5005.

12. О федеральном бюджете на 2004 год: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 52. (ч.1). Ст. 5038.

13. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ II Собрание законодательства РФ. 2002. — № 48. — Ст. 4746.

14. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395−1// Собрание законодательства РФ. 1996. — № 6. — Ст. 492.

15. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015−1// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета Российской Федерации. 1993. -№ 2. — Ст. 56.

16. О федеральном бюджете на 2004 год: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 52. (ч.1). Ст. 5038.

17. О федеральном бюджете на 2003 год: Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2002. № 52. (ч.1). Ст. 5132.

18. О федеральном бюджете на 2002 год: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2001. № 53 (ч.1). Ст. 5030.

19. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1998. — № 7. -Ст.785.

20. О государственной регистрации юридических лиц: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2001. — № 33.-Ст.3431.

21. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1997. — № 30. — Ст. 3591.

22. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119 ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 33 (ч. 1). — Ст. 3422.

23. Вопросы Министерства юстиции: Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954: Собрание законодательства РФ. -1999. № 32. Ст. 4043.

24. О федеральной комиссии по рынку ценных бумаг: Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 1009: Собрание законодательства РФ. 1996. № 28. Ст. 3357.

25. О государственной налоговой службе в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. № 340 // Рос. газ. 13 янв. 1992.

26. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927// Собрание законодательства РФ-2004.-№ 30.-Ст. 3149.

27. Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 284// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 25. — Ст. 2566.

28. Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 783// Собрание законодательства РФ. 2000. — № 43. -Ст. 4242.

29. Вопросы федеральной службы по тарифам: Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 204// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 15. — Ст. 1496.

30. Об утверждении федеральной целевой программы развития налоговых органов (2002 2004 годы): Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 888 // Собрание законодательства РФ. -2001.-№ 1. — Ст. 32.

31. Об утверждении положения о Федеральной службе страхования: Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 15. — Ст. 1495.

32. Об утверждении положения о федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 299// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 26. — Ст. 2668.

33. Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506// Рос. газ. -2004.-№ 219.

34. Об утверждении положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 36. — Ст. 3670.

35. Об утверждении положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости: Постановление Правительства РФ от 19 августа 2004 г. № 418// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 34. — Ст. 3554.

36. О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 32. — Ст. 3348.

37. Об утверждении положения о федеральной службе государственной статистики: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 339// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 32. — Ст. 3346.

38. Об утверждении положения о федеральном агентстве воздушного транспорта: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 32. — Ст. 3343.

39. Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 32. — Ст. 3342.

40. Об утверждении положения о федеральном агентстве геодезии и картографии: Постановление Правительства РФ от 29 июля 2004 г.386// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 31. — Ст. 3272.

41. Об утверждении положения о федеральном агентстве по государственным резервам: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 373// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 31. — Ст. 3263.

42. Об утверждении положения о федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 372//Собрание законодательства РФ. -2004.-№ 31.-Ст. 3262.

43. Об утверждении положения о федеральном агентстве морского и речного транспорта: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 371// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 31. — Ст. 3261.

44. Об утверждении положения о федеральном агентстве по атомной энергии: Постановление Правительства РФ от 28 июня 2004 г. № 316// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 72. — Ст. 2779.

45. Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 31. — Ст. 3260.

46. Об утверждении положения о федеральном агентстве по сельскому хозяйству: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 328// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 28. — Ст. 2903.

47. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2004 г. № 80// Собрание законодательства РФ. 2004. — № 8. — Ст. 655.

48. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год»: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2003 г. № 56// Собрание законодательства РФ. 2003. — № 7. — Ст. 650.

49. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год»: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. № 137//Собрание законодательства РФ. 2002. — № 10. — Ст. 998.

50. Об утверждении положения об управлении МНС России по субъекту Российской Федерации: Приказ МНС РФ от 21 июня 2004 г. № САЭ-3−15/382@// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. — № 30.

51. Об утверждении положения о межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу: Приказ МНС РФ от 21 июля 2003 г. № БГ-3−15//413// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. — № 50.

52. О бюджете города Москвы на 2004 год: Закон г. Москвы от 17 декабря 2003 г. № 75// Ведомости Московской городской думы. 2004. — № 1. — Ст. 353.

53. Об областном бюджете на 2004 год: Закон Томской области от 12 января 2004 г. № 4−03//0фициальные ведомости Государственной думы Томской области. 2004. — № 26 (ч. 2).

54. Об утверждении типового положения о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта РФ: Приказ МВД РФ от 15 сентября 2003 г. № 730//Рос. газ. 2003. — № 211.

55. Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации: Приказ Минтруда от 29 февраля 2000 г. № 65// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-2000.-№ 15.

56. Об утверждении Положения о лесхозе федеральной службы лесного хозяйства России: Приказ Рослесхоза от 13 ноября 1998 г. № 188// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. -№ 26.

57. Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.: Юрид. изд-во Министерства юстиции СССР. 1947. — 362 с.

58. Виткявичюс П. Гражданская правосубъектность Советского государства. Вильнюс.: Минтис, 1978. — 208 с.

59. Гражданское право: Ч. 1.: Учеб. / Под ред. Т. П. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М.: Норма-Инфра, 1998. — 464 с.

60. Гражданское право: Учеб. Ч. 1. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю.К. ТолстогоМ.: Проспект, 1997. 600 с.

61. Гражданское право: Учеб. Ч.2./ Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. -М.: Проспект, 1997. 784 с.

62. Гражданское право: Учеб. 4.1. / Под ред. З. И. Цыбуленко. М.: Юрист, 2000. — 464 с.

63. Гражданское право: Учеб./ Под ред. Е. А. Суханова М., 1998. — 785 с.

64. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. памяти. С. А. Хохлова / Отв. ред. A. J1. МаковскийИсслед. центр част, права. М.: Междунар. центр фин. экон. развития. — 1998. — 478 с.

65. Грешников И. П. Субъекты гражданского права. СПб.: Юрид. центр Пресс.-2002.-331 с.

66. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: ИНФРА. М., 2000. -773 с.

67. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (ч.1) // Отв. ред. О. Н. Садиков М.: Юрид. фирма «Контракт», 1998. — 778 с.

68. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч. 1)// Под ред. C.B. Науменко. М, 2003.

69. Римское частное право: Учеб. / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. М.: Юрист, 1996. — 544 с.

70. Тархов В. А., Калмыков Ю. Х. и др. Советское гражданское право. Учеб. -Саратов, 1991.

71. Рыбаков В. А. Проблемы формирования гражданско-правовой активности. Уфа.: Уфим. высш. шк. МВД РФ, 1993. — 170 с.

72. Толстой Ю. К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. 220 с.

73. Цивилистические записки: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Статут, 2001. -397 с.

74. Тархов В. А. Гражданское право (общая часть). Уфа, 1998. — 330 с.

75. Тархов В. А., Рыбаков В. А. Собственность и право собственности. -Уфа, 2001.

76. I. Статьи, периодические издания.

77. Головизнин A.A. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хоз-во и право. 1999. № 6. — С.59 — 66.

78. Грось JI.A. Взаимоотношения публично-правовых образованийсобственников и учредителей с учреждениями или унитарными предприятиями// Жур. рос. права. — 2001. — № 12. — С. 33 — 40.

79. Гринкевич А. Гражданско-правовая ответственность казны//Хоз-во и право. 1996. — № 4. — С. 75 — 80.

80. Емелин A.B. Проблемы классификации видов правоспособности и дееспособности юридических лиц в российском гражданском праве//Юрист. 2000. — № 3. — С. 9 -15.

81. Каширская Н. О практике применения статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части привлечения к субсидиарной ответственности собственника учреждения арбитражными судами Волго-Вятского региона //Вестник ВАС РФ. 2000. — № 3.

82. Ламм Р. В. Административные и финансовые механизмы реформы государственного управления//Финансы. 2004. № 1. С. 9 11.

83. Леонов Г. Б. Учреждение как субъект гражданского права// Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1998. — № 1.

84. Пепеляев С. Г. О статусе и полномочиях межрегиональных налоговых инспекций// Налоговый вестник. 2004. — № 6. С. З — 13.

85. Усков О. Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления//Жур. рос. права. 2003. — № 5. С. 27 — 36.

86. Филимонов A.A. Авансирование расходов в механизме федерального бюджета//Финансы. 2002. — № 8.

87. Шестаков А. Гражданско-правовая природа воинской части// Законность. 2000. — № 2.

88. Щербаков Ю. В. К вопросу о министерстве как юридическом лице//Законодательство и экономика. 2003. — № 10. С. 13 — 16.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой