Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Арабская историческая драма: вторая половина XIX — начало XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы определяется постановкой и решением указанных задач, введением в научный обиход неизученного материала, касающегося формировании и становлении исторической драмы в Египте и Ираке в конце XIX в. и начале XX в. В отечественном, русском и западноевропейском востоковедении нет ни одного исследования, в котором отдельно рассматривалась бы проблема формирования и становления… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Глава 1. Формирование арабской драматургии во второй половине XIX и начале XX вв. в Египте. а) Театральная и драматургическая традиции. б) Литературная традиция
  • 2. Глава 2. Формирование и развитие исторической драмы в Ираке
  • 3. Глава 3. Историческая драма Ахмада Шауки

Арабская историческая драма: вторая половина XIX — начало XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Из всех жанров новой арабской литературы драматургия изучена менее всего, как в арабском, так и западном и советском восточном литературоведении. Как самостоятельный вид литературы она фиксируется в немногочисленных исследованиях только со второй половины XIX в. При этом многими исследователями игнорируются ее связи с национальной традицией, наличие корней в арабской культуре средневековья. А без определения таких основ исследование развития и характерных особенностей литературного явления невозможно.

И если относительно художественной прозы в новой арабской литературе в основных чертах сложилось представление о ее национальных корнях, о влияниях иноязычных литератур и т. п., то относительно драматургии эти вопросы еще в достаточной мере темны.

Широко распространенное мнение о том, что у арабов в древности и средние века не была театра и драматургии, которое оспаривается рядом исследователей, основывалось на почти полном отсутствии, с одной стороны, соответствующих письменных материалов, а с другой на отсутствии фиксации фольклорных театральных или театрализованных действ этнографическими исследованиями, в первую очередь на Аравийском полуострове, в третьих на недостаточной изученности театрального и драматургического исследования древнего Переднего Востока, Сирии, Египта, Ирака и других регионов и связи этого материала с новой арабской культурой.

Эта тема приобретает особую актуальность еще по той причине, что формирование драматургии как жанра совпадает с тем периодом, когда арабское общество вступило на путь своего «Возрождения» («анНахда»), затронувшего все стороны культурной и общественной жизни. Обновление характеризующееся чертами просветительства, (37, 4−14) было вызвано крупными социально-экономическими сдвигами и ростом национального освободительного движения. С одной стороны началось мощное проникновение европейского капитала и культуры, с другой пробуждающееся национальное самосознание оказало этому проникновению не менее сильное противодействие, выразившееся в обращении к собственному национальному наследию и в его возрождении.

Следовательно, изучение периода формирования и становления драматургии как литературного жанра актуально еще тем, что он неразрывно связан с важнейшей эпохой истории арабского народа, эпохой его борьбы за национальное освобождение, нарастания антиимпериалистических движений, так как к концу XIX века мощная волна национально-освободительных идей вызвала потребность в обращении к истории. «В период глубокого уныния и рождающийся надежды на независимость арабы стали искать вдохновение в своем прошлом и в своей религии», — писал Я. Ландау (171−59). Именно в этих обстоятельствах возникают условия для появления арабской драмы на основе драмы исторической.

Целью нашего исследования является изучение процесса формирования драматургического жанра и особенно исторической драмы в Египте и Ираке, ибо Ирак после Египта в силу существовашей в нем определенной почвы является вторым регионом, где драматургия получила сравнительно быстрое развитие.

Однако любой литературный процесс становится обозримым в своем движении, когда мы видим его истоки и начала, формирующие его. Исходя из этих соображений поставлена задача обратиться к национальным истокам драмы, учитывая ее народные традиции, попытаться установить, что современный арабский театр и современная арабская драматургия появились не на голом месте и не были механически перенесены из Европы, а имели национальную почву, и что в ее формировании немалую роль сыграл опыт арабских народно-зрелищных театральных форм предшествующих эпох.

Поскольку исследование посвящено исторической драме и одним из крупнейших представителей этого жанра в рассматриваемый нами период является египетский поэт и драматург Ахмад Шауки, то мы также сочли своей задачей особо остановиться на его драматургическом наследии (исторических драмах и разобрать их более подробно). Именно Ахмад Шауки, по нашему убеждению, создал арабскую историческую драму и довел ее до совершенства.

Научная новизна работы определяется постановкой и решением указанных задач, введением в научный обиход неизученного материала, касающегося формировании и становлении исторической драмы в Египте и Ираке в конце XIX в. и начале XX в. В отечественном, русском и западноевропейском востоковедении нет ни одного исследования, в котором отдельно рассматривалась бы проблема формирования и становления исторической драмы в данный период. А что касается Ирака, то его драматургия данного периода и вовсе неизучена ни бывшими советскими, ни западноевропейскими ориенталистами. Поэтому в диссертации предпринимается первая попытка осветить по мере возможности моменты зарождения и становления иракской драматургии. В работе показаны значение и роль первых театральных обществ для дальнейшего развития профессиональной драматургии в Ираке.

Кроме того, в работе впервые рассматриваются исторические драмы Ахмада Шауки, который бесспорно является одним из первых, кто заложил фундамент для последующего развития египетского театра и драмы и оказал огромное влияние на будущие поколения драматургов и поэтов, среди которых мы находим его подражателей.

Практическая ценность исследования определяется возможностями использования его результатов в вузовских курсах, при написании истории зарубежной литературы и театра XIX—XX вв., при написании театральных энциклопедий.

Исследование может содействовать более глубокому пониманию многих специфических черт современного арабского театра и драматургии. Работа даст возможность проследить роль, сыгранную исторической драмой в процессе образования гармонического единства личности героя и героического идеала, складывавшегося в сознании арабского народа и поставленного на службу идее национально-освободительного движения.

Несмотря на то, что драматургия, как новый жанр арабской литературы, находилась под постоянным вниманием отечественых и зарубежных востоковедов, вклад исследователей в изучение египетской и иракской драматургии, истории ее развития весьма скромны. Хотя в Египте и Ираке издано немало специальных работ, освещающих данную проблематику, тем не менее, все они, сообщая большой фактический материал, имеют, главным образом, публикационный характер.

К числу работ, касающихся данной проблематики, можно отнести книгу Мухаммада Мандура «ал-Масрах» («Театр») (127). Полемизируя о происхождении театра вообще и арабского, в частности, Мандур освещает историю развития египетского театра. В книге приведены ценные материалы о существовании народных театральных драм, как «Хайал аз-зилл», «Карагез» и «Сандук ад-дунья». Однако автор отрицает существование какой-либо связи между народными театральными формами и сегодняшним театром, основываясь на том, что «все они представляют собой различные формы увеселения и не основываются на авторской драматургии» (127, 22).

Следующей работой, оказавшей значительную помощь при написании диссертации, является другая книга М. Мандура «Масрахийат Шауки» («Драматургия Шауки») (128). В книге автор анализирует драматургическое наследие «Эмира поэтов» Ахмада Шауки. Книга имеет ценные материалы по истории развития жанра драмы в Египте и арабского мира.

В 1956 году Мухаммад Юсуф Наджм издал фундаментальный труд по истории арабской драматургии «ал-Масрахийа фи-л-адаб ал-араби ал-хадис» («Драма в новой арабской литературе») (138), изобиловавший фактическим материалом. В работе рассматривается история египетского театра и драматургии с 1870 года, то есть с момента зарождения европейской формы театра и до начала первой мировой войны. Автор, тщательно рассматривая процессы становления арабской драматургии, одновременно дает их тематическую классификацию, что делает ее очень удобной для пользования. За ней следовала серия работ данного автора, посвященных творчеству отдельных арабских драматургов конца XIX века, и представляющих большой интерес для исследователя истории драматургии в арабских странах. Кроме этой работы следует упомянуть книгу Мухаммада Теймура «Талай' ал-масрах ал-араби» («Пионеры арабского театра») (149), содержащую ценные материалы о крупнейших представителях египетского театра. Надо отметить, что приводимые Мухаммадом Теймуром сведения касаются только новых театральных форм, возникших в Египте по европейскому образцу.

Следующей книгой, подробно освещающей данную проблему является книга Атимаш Мухсина «аш-Шаир ал-араби ал-хадис масрахийан («Современные арабские поэтыдраматургии») (134). Книга полезна тем, что в ней рассматривается творчество представителей драматургии Египта и Ирака и делается попытка установить существующую преемственность между ними. Автором особо отмечается влияние Ахмада Шауки на поэтов-драматургов следующего поколения в Ираке. «Именно благодаря влиянию Шауки иракские поэты стали обращаться к истории арабов и истории ислама и черпали из нее темы для своих пьес», — пишет Атимаш Мухсин (134, 164).

Малодоступными оказались материалы по истории драматургии и театра в Ираке. При написании раздела по иракской драматургии мы в основном опирались на фундаментальный труд Омара Мухаммада ат-Талиба «ал-Масрахийа ал-арабийа фи-л-Ирак» («Арабская драматургия в Ираке») (144), изданный в Наджафе в 1971 году. Работа освещает процесс зарождения и становления арабской драматургии с момента возникновения первых театральных клубов, то есть, начиная с последней четверти XIX века до конца шестидесятых годов XX века. Автор тщательно и добросовестно исследует моменты зарождения и становления иракской драматургии и театр, анализируя отдельные произведения отдельных авторов классифицирует их по жанрам и темам. В книге отдельный раздел посвящен исторической драме, что представляет для нас особый интерес. Книга содержит очень много фактического материала. Ряд других работ данного автора, к сожалению, оказались нам недоступны.

Из других работ, посвященных иракской драматургии можно назвать книгу Ахмада Файада ал-Муфраджи «ал-Хайат ал-масрахийа фи-л-Ирак» («Театральная жизнь в Ираке»), вышедшую в 1988 году в Багдаде (133) и дающую исторический обзор театральной жизни Ирака с конца XIX века до 80-годов XX века. В книге приводятся сведения о всех существовавших театральных группах, клубах и обществах, действовавших в разные периоды культурной жизни Ирака и игравших определенную роль в развитии иракской драматургии и театра. Книга имеет обзорный характер и сведения об отдельных авторах и драматургических произведениях в ней отсутствует.

Ввиду того, что третья глава нашей диссертации посвящена историческим драмам Ахмада Шауки, то нельзя не упомянуть и те работы, которые посвящены ему и его драматургии. К таким работам относятся исследование видного литературного критика Таха Хусейна «Хафиз и Шауки», изданное в Каире в 1953 году. Таха Хусейн признает Ахмада Шауки величайшим мыслителем мусульманского Египта всех времен и поэтом почти равным Абу-л-Ала ал-Маари (156,10).

Мубарак Карима Заки, автор большой монографии под названием «Ахмад Шауки», очень высоко отзывается о нем. Он считает поэтичность Ахмада Шауки выше ал-Мутанабби (130,3), но почему — то ничего не пишет о драматургии Ахмада Шауки. Другим литературным критиком, высоко оценивающим творчество Ахмада Шауки, является Атимаш Мухсин. По его словам, последующие драматурги в арабских странах подражали Шауки не только в выборе тем, но и стиля и языка. Примером этого может служить Хидр ат-Таи и его пьеса «Кайс и Любна» (134,164).

Следующей работой, посвященной этой теме, является книга доктора Шауки ад-Дайф «ал-Адаб ал-араби ал-муасир фи-Миср» («Современная арабская литература в Египте») (115). Высоко оценивая заслуги Ахмада Шауки в арабской драматургии, автор отмечает: «Паша поэзия не знала драматургии пока не появился Ахмад Шауки. Привнесение этого европейского жанра в нашу поэзию является его огромной заслугой и большим открытием». (115,80).

Из работ западных исследователей арабской драматургии известна работа видного английского востоковеда Я. Ландау «Очерк истории арабского театра и кино» (171), в которой освещается весь процесс развития жанра драматургии в арабских странах, начиная с зарождения народных форм театрального искусства до формирования и становления драматургии нового образца. Но почему-то Я. Ландау, рассматривая народные формы театра в арабских странах, не считает, что именно они переросли затем в драматургию современную. Книга, переведенная на арабской язык, изобилует фактическим материалом. Следует упомянуть и двухтомную работу французского ориенталиста Будо Лам от, посвященную Ахмаду Шауки (165), где также анализируется драматургическое наследие последнего. В работе дается огромная библиография сочинений Ахмада Шауки и работ о нем.

При рассмотрении национальных истоков жанра драмы в арабской литературе мы пользовались книгой Адиля Абу Шанаба «ал-Масрах ал-араби ал-кадим» («Древний арабский театр») (103.) Учитывались нами и многочисленные другие сведения относительно театров «Орта Уйуну», «ал-Хаккавати», «Карагез», приведенные в работах Мар-тиновича Н. Н. «Турецкий театр», «Карагез» (69) и «The Turkish The-atre», изданные в СанктПетербурге и Нью Норке в 1910 и 1933 гг. В этой работе мы пользовались также исследованием академика Гордлевского В. А. «Силуэты Турции», Орта Уйуну (34), кандидатской диссертацией Тимофеева И. В.- «О ранних произведениях средневекового автора Ибн-Данияла «(88).

В работе были учтены многочисленные данные, собранные в книге Путинцевой Т. А. «Тысяча и одна ночь арабского театра «(80). Хотя в этой работе ничего конкретного об исторической драме не имеется, однако в ней очень много сведений о старинных зрелищных обрядах, о теневом и кукольном театре. И, вообще, книга полезна любому исследователю, интересующемуся проблемами возникновения и становления национальной арабской драматургии .

Тема драматургии, как нового жанра в литературе нового времени, не могла не привлекать и внимания русских ориенталистов. В своем очерке «Новоарабская литература» И. Ю. Крачковский отводит специальную главу обзору арабской драмы. Характеризуя состояние арабского театра и драматургии в арабских странах, он отмечает, что арабский театр 20-х годов питался преимущественно ложноклассическими пьесами (58,76). Однако о драматургии Ахмада Шауки он обмолвился мимоходом.

Изучение данного вопроса невозможно также без учета огромной работы, проведенной А. Крымским в его «Истории новоарабской литературы». В книге даются подробные сведения о творчестве первых зачинателях драматургического жанра Маруна Наккаша, Иакуба Санну, Салима Наккаша и других. Он не оставляет без внимания и Ахмада Шауки. В более поздний период Ахмад Шауки пришел, по мнению А. Крымского, к патриотической тематике и поискам новых путей в литературе. Столь же коротко рассматривал А. Крымский и историческую драму Ахмада Шауки, несколько подробней останавливаясь на беллетристико-исторической «Повести о Пентауре» и драме «Алибей» (59,669−71).

Для того, что бы осмыслить творческое наследие арабских драматургов нельзя пройти мимо трудов российских литературоведов в области теории драмы, например, статьи Д. Диева «Драма «в «Словаре литературоведческих терминов» (36), Кургиняна А. В. «Драма» в «Теории литературы «(61), а также теоретических исследований академиков Н. И. Конрада (54), В. И Жирмунского (45).

Освещение проблемы формирования и становления драматургии в арабских странах невозможно без учета ряда фундаментальных работ советских востоковедов по арабской литературе, которые дают возможность рассматривать творчество арабских драматургов XIX века. В первую очередь, следует назвать работы А. А. Долининой, — «Основные направления в египетской литературе XIX—XX вв.» (41),"Очерки истории арабской литературы нового времени", Египет и Сирия. Публицистика 1870−1914 гг." (39), «Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Просветительский роман 1870−1914 гг.» (42),.

В. Н. Кирпиченко «Египетская проза XX века» (52), 3. И. Левина «Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте» (Новое время) (62), которым принадлежит существенный вклад в изучении новоарабской литературы Египта и Сирии XIX века.

При рассмотрении многих произедений арабской драматургии.

периода ее становления часто сталкиваешься с трудностью определения.

их жанровой принадлежности. Вероятно, подход к этим произведениям.

с позиций европейской драматургии не всегда возможен и правомерен,.

поскольку арабская драматургия не во всем тождественна европейской. Ее нацнолальный облик в значительной мере определяется тяготением к.

известным традиционным сюжетам арабской литературы прошлых ве ков, а также к традиционным способам и средствам художественного.

выражения. Последнее особенно относится к драматургии в стихах, в.

которой традиционное поэтическое мышление соединяется с новыми,.

драматургическими формами. Монологи персонажей, представляющие.

собой по существу различные вариации традиционных поэтических.

жанров (мадха, газели), объединяются в сцены по принципу, напоми нающему известную традицию словесного состязания, диалога поэ тов, а сама пьеса рассыпается на слабо соединенные между собой.

звенья. Основная нагрузка переносится с действия на словесное вы ражение чувств, на рассуждения дидактического порядка, что сущест венно ослабляет драматический конфликт. Большую роль в этой характерной для ранней арабской драмы.

«размытости» конфликтов, необостренности противоречий или отно шений антагонистов играло и учение ислама о нредонределнности,.

расписавшей от начала до конца мира все события и судьбы всех.

людей. В свете этих представлений история человечества становилась.

не ареной борьбы противоположных, враждующих сил, создающих дра матическую коллизию, а проекцией общего заранее предопределенно го замысла. Основное значение для развития арабской драматургии как осо бого рода литературы, основанного на том или ином виде конфликта,.

сыграло становление национального самосознания арабских народов,.

именно осознание каждым из них себя как отдельной от других само развывающейся национальной общности. Характерное для раннего периода драматургического творчества.

обращение к историческому прощлому арабов и ислама вполне объ ясняется общими для всех арабских стран условиями борьбы против.

иностранного порабощения, В пьесах на исторические темы ясно прос леживаются все тенденции и особенности эволюции национального.

самосознания. Изображение исторических событий в пьесах подчине но, как правило, актуальным политическим задачам, а также полити ческой и идеологической позиции самого автора. Исторические собы тия получают разную интерпретацию в зависимости, например, от ве роисповедной принадлежности автора. В пьесах, написанных мусуль манами, мы непременно видим панегирическое изображение арабских.

завоевательных походов. Целью этих завоеваний представляется рас пространение истинной веры и нравственных ценностей ислама. Ис пользуя в качестве исходного материала средневековые арабские ис ториографические сочинения, авторы таких пьес игнорируют содер жащиеся в них свидетельства, подтверждающие экономические цели.

арабских завоеваний. Обращение к историческим темам из доисламского прошлого, к.

истории Древнего Египта, Вавилона говорит о пробуждении у египт ян, иракцев и других арабов (поскольку явление это наблюдается во.

многих арабских странах) интереса к своей истории как самостоятель ной общности в кругу других арабских народов. Ранее других видов конфликтов в исторической пьесе получает.

развитие любовный конфликт, основанный на борьбе любовного чув ства и общественных препятсвий, на столкновении страстей. Вследствие этого историческая пьеса приобретает жанровую фор му романтической драмы. Становление современных форм театральной драматургии проис ходит как бы паралельно по двум линиямсобственно театрального ис куства, не всегда опирающегося на стабильный письменный текст и.

щироко использующего в арсенале своих сценических средств музы ку, танец и пение, и письменной драматургии, произведения которой.

по замыслу и построению предназначаются не для постановки на сце не, а для чтения. Таковы стихотворные и прозаические пьесы Ахма да Шауки. У крупнейщего арабского художника своего времени Ахмада.

Шауки романтический конфликт в исторических пьесах строится на.

борьбе любовного чувства и долга по отношению к своей стране.

(«Гибель Клеопатры «, «Камбиз»), т. е. служит выражению египет ской национальной идеи. В других своих пьесах («Антара», «Прин цесса Андалузии») А. Шауки выступает как идеолог политического.

единства всех арабов в борьбе с иноземными завоевательями, продол жая при этом отстаивать мысль о самостоятельности каждого «араб ского дома». Ион же в пьесе «Алибек Великий» разрабатывает коп флпкт, рожденный природой власти, ее насильственным происхожде нием, впервые создав подлинно историческую драму. По стопам А, Шауки и других египетских драматургов,.

нередко используя их сюжеты и найденные ими драматические.

формы следуют несколько позднее многие иракские драматурги,.

которые также в пьесах на исторические темы ищут аналогии с.

сегоднящним днем, ставят актуальные политические и одеологические.

вопросы. В форме исторической драмы возникает драма социальная,.

реалистическая. Развитие исторического сознания, стремление.

соблюсти правду истории, выявить правду времени составляют.

основу произведений реа-листической литературы. Таким образом, историческая пьеса, разиваясь в общих рамках.

формирования национальной драматургии в арабских странах, прошла.

сложный путь от мелодрамы и романтической драмы с нравственно морализаторскими тенденциями к современной, богатой жанровыми.

формами, реалистической драматургии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аристотел, Форобй, Ибни Сино, Ибни Рушд, Насриддини Туей. Фанни шеър/ Танзим, тасх, ех, ва тавзе^оти Ш. Хусейнзода, X. Шарифов.-Душанбе: Ирфон, 1985.
  2. Афсах, зод А. Зиндагйдар сах, на. Душанбе: Ирфон, 1984.
  3. Балъамй, Абу Алй Ибни Мухаммад. Таърихи Табарй. Ч. 1-Й. Те^рон: Нашри Замон, 2001.
  4. Н. Аз таърихи театри халк, ии то^ик.// Шар&и Сурх, 1985, № 5, с. 104−116.
  5. Нурч, онов Н. Драмаи хал^и то^ик.-Душанбе: Дониш, 1985.
  6. Нур^онов Н. Мавзуи таърихй-революционй дар драматургияи точ, ик. Драмахри революционии точ, ик.- Душанбе, 1968.
  7. Нур^онов Н. Рангомези^ои са^на. Душанбе: Ирфон, 1983.
  8. А. Таърихчаи назариёти адабии форсии точ, икй.-Душанбе: Адиб, 2001.
  9. Хатиб, Сайд Абдура^им. Таърихи хулафои рошидин: Абубакр (р) ва Умар (р).- Душанбе, 2006.
  10. Хатиб, Сайд Абдура^им. Таърихи хулафои рошидин: Усмон (р)ва Алй (р).- Душанбе, 2004.
  11. Х, айкал, Мух, аммадусайн. Зиндагиномаи Мух, аммад ©.-Душанбе: Ирфон, 1984.12.)£усейнзода Ш., Шарифов X. Ма^оми Ибни Сино дар шеъру адаби точик.- Душанбе: Маориф, 1985. На русском языке.
  12. Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Хакам. Завоевание Египта, ал-Магриба, ал-Андалусии, — Москва: Наука, 1985.
  13. Али -Заде З. А. Египетская Новелла.-Москва, 1974.
  14. Али -Заде З. А. Махмуд Теймур.-Москва, 1983.
  15. Али Мухаммад, Набиль Али. Влияние народной традиции на становление и развитие комедийного театра Египта.-Москва, 1981 (Автореферат кандидатской дисертации).
  16. Али Мухаммад Фатух Ахмед. Реалистические тенденции в современной египетской драматургии (50−60 годы).- Москва, 1972.
  17. А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века .-Москва: Наука, 1988.
  18. А. А.Теория драмы на Западе в первой половине XIX века.-Москва: Наука, 1980.
  19. А. А. Теория драмы от Гегеля до Маркса.-Москва, 1983.
  20. Э. Г. «Джирджи Зейдан» арабский исторический роман.-Мос-ква, 1967.
  21. Аристотель. Сочинения. Т. IV. Москва: Мысл, 1963.
  22. Т. Д. Идейно-художественная борьба в драматургии Египта (50−60 годы), автореферат кан. дис.- Москва, 1974.
  23. X. К. Арабско-русский словарь, издание 5.- Москва, 1977.
  24. В. Г. Полное собрании сочинений. Т.У.- Москва, 1954.
  25. Бертли Эрик. Жизнь драмы, — Москва, 1976.
  26. В. М. Современная Египетская проза.- Москва, 1961.
  27. В. А. Избрание сочинения Т. III.- МЛ., 1955.
  28. Демидчик Л. Н. Таджикская драматургия 40−50-х годов,-Душанбе, 1965.
  29. Жизнь и подвиги Антары.-Москва, 1975.
  30. Жизнеописание Султана аз-Захира Бейбарса, — Москва, 1975.
  31. М. Арабский народный роман.-Москва, 1984.
  32. Избранные произведения писателей Северной Африки.- Москва, 1980.
  33. X. И. Предисловие к переводу книги ал-Джабарти. Абд ар-Рахман ал-Джабарти. Египет под властью М. Али.- М., 1963.
  34. В. Н. Юсуф Идрис.- Москва, 1980.
  35. В. Н. Египетская проза XX в. 60−70 годы .- Москва: Наука, 1986.
  36. . П. И. Восток и Запад.- Москва, 1972.
  37. Коран. Перевод И. Ю. Крачковского.- Москва, 1963.
  38. Н. К. Писатели Египта XX в.- Москва, 1976.
  39. И. Ю. Избранные сочинения. Т. III.- М., Л., 1956.
  40. Левин 3. М. Развитие основных течений общестественно-политичес-кий мысли в Сирии и Египте.-М.: Новое время, 1973.
  41. З.М. Развитие арабской общественной мысли, 1917−1945.-Мос-ква, 1979.
  42. З.М. Развитие арабской общественной мысли. (О некоторых не марксистских течениях после второй мировой войны).-М., 1984.
  43. А.В. В театре и драматургии, Избранные статьи Т. 1−2.-Москва, 1958.
  44. Г. А. О речах, приписываемых халифу Али.//Юбилейный сборник в честь В. Ф. Милллера, — Москва, 1900.
  45. Н. Н. Турецкий театр «Карагез». — Санктпетербург, 1910.70. ал- Масехли, Самира Хусейн. Этапы становления современной египетской социальной драмы. Конд. Дис,-Москва, 1975.
  46. А. В. Шестаков Д. П., Трагедия . К.Л.Э. Т. VII.- М., 1972.
  47. К. Социальная драма Тауфик ал-Хакима.- Душанбе, 1971.(Конд. дис).
  48. И. Д. Африканский роман.- Москва, 1977.
  49. Е. М. Восток после краха колониальной системы.-Москва, 1975.
  50. Т. А. Тысяча и одна ночь арабского театра.- М., 1977.
  51. А. Послесловье к Антонию и Клеопатре //Шекспир Вильям. Полное собрание сочинение. Том VII.- М., 1959.
  52. А. А. В поисках театра. Драматургия Индии и Пакистана XX века. Москва: Наука, 1988.
  53. В. Эллинистическая цивилизация. -Москва, 1949
  54. И. В. Творчество египетского литератора Мухаммада ибн Данияла. Канд. дис.-Москва, 1978.
  55. . А. Древний Египет, — Петроград, 1922.
  56. Н. К. Проза Тауфик ал-Хакима. Москва, 1979.
  57. Н.А. Творчество Иахйа Хакки. К проблеме становления реалистического направления в египетской прозе. Канд. дис. Москва, 1982.
  58. Ал-Фараби. Логические трактаты.- Алма-Ата, 1975.
  59. Ал-Фараби. Социально-этические трактаты, — Алма-Ата, 1973.
  60. Л. Н. Апология мимов Хорикийа. Античность и Византия.-Москва, 1975
  61. Черновская В. Формирование египетской интеллигенции в Х1Х-пер-вой половины XX века.-Москва, 1979.
  62. Шекспир, Вильям. Антоний и Клеопатра.//Полное собрание сочинение.- Москва, 1959.
  63. К. О. Драматургия Тауфик ал-Хакима.-Москва, 1976. На арабском языке.
  64. Абйад, Суад. Жорж Абйад ал-масрах ал-мисрий фи миат 'ам.-Каир, 1971.
  65. Абу Шанаб Адил. ал-Масрах ал-араби ал-кадим.-Дамаск, 1965.
  66. Аулаки, Си’ид. Саб’уна амман мин ал-масрах фи-л-йаман. Аден: Даира-т-та'лиф ва-н-нашр, 1983.
  67. Бадави, Мустафа. Дирасат фи-ш-ши'р ва-л-масрах.- Искандария: ал-Хайат ал-Мисрийа ал-амма ли-л-китаб, 1979.
  68. Бадр, Махмуд Исмаил. Банурама харакат ал-Масрах ал-урдуний 1977−1983-фи-н-накд ат-татбикий.-Амман, 1983.
  69. Бакир, Таха. Малхамат Гилгамеш.- Багдад, 1974.112. ал-Басри. Футух аш-Шам, — Калкутта, 1853−1854.113. ал-Басир, Мухаммад Махди. Нахдат ал-Ирак ал-адабийа. Багдад, 1946.
  70. Дайф, Шауки. Шауки аш-ша'ир ал-аср ал-хадис.- Каир, 1974.
  71. Дайф, Шауки. ал-Адаб ал-араби ал-муасир фи-Миср.- Каир, 1961.
  72. Дауд, Салум. ал-Адаб ал-муасир фи-л-Ирак.-Багдад, 1962.117. ал-Джабарти. Аджаиб ал-асар фи-ат-тараджим ва-л-ахбар. T.I.-Каир, 1958.
  73. Джаббур, Джибраил Сулейман. Аурак мин рийад ал-адаб ва-т-та'рих. Бейрут: Дар ал-афак ал-джадида, 1981.
  74. Зейдан Джирджи. Та’рих Миср ал-хадис. Т. II.- Каир, 1925.
  75. Ибн ал-Асир. ал-Камил фи-т-та'рих. Т. VI.- Каир, 1938.
  76. Ибн Ийас ал- Ханафи Мухаммад. Бадаи' аз-зухур фи-вакаи' ад-Духур.-Каир, 1961.
  77. Ибрахим, Абд ал-Хамид. ал-Масрах ал-мисри байна салосат аджйал. ДарХира, 1981.
  78. Ирсан, Али Акаля. Сийаса фи-л-масрах.- Дамаск, 1978.124. ал-Исфахани, Абул-Фарадж. Китаб-ал-агани. Т. И. -Бейрут, 1985.
  79. Йахйа, Абд-ул-Вахид. Фатх Миср.- Багдад: Матбаат Фаллах, 1924.
  80. Я. Н. Дирасат фи-л-масрах ва-с-синама инда-л-араб.-Каир, 1972.
  81. Мандур, Мухаммад. ал-Масрах, — Каир, 1963.
  82. Мандур, Мухаммад. Масрахийат Ахмад Шауки, — Каир, 1954.129. Маджалат ал-Машрик. № 32.
  83. Мубарак, Карима Заки. Ахмад Шауки.-Каир, 1977.
  84. Мурдад, Абд-ул-Малик. Фанн ал-макамот фи-л-адаб ал-араби.-ал-Джазаир: аш-Шарика ал-ватанийа ли-н-нашр ва-т-таузи', 1980.
  85. Мустафа, Фаик Ахмад. Асар ат-турас аш-ша'аби фи-л-адаб ал-масрахи фи-Миср.-Багдад: Дар ал-Хурийа ли-т-тиба'а, 1980.133. ал-Муфраджи, Ахмад Файад. л-Хайат ал-масрахийа фи-л-Ирак.-Багдад, 1988.
  86. Мухсин, Атимаш. Аш-ша'ир ал-араби ал-хадис масрахийан.-Багдад, 1977.135. ал-Масрах ал-ираки-ал-йаум.-Багдад, 1978.
  87. Махфуз, Ахмад. Хайат Шауки.- Каир, 1959.
  88. Наджм, Мухаммад Юсуф. ал-Масрах ал-араби.- Бейрут, 1961.
  89. Наджм, Юсуф. ал-Масрахийат фи-л-адаб ал-араби ал-хадис.-Ливан, 1956.139. ар-Ра'и, Али. ал-Масрах фи-л-ватан ал-араби. -ал-Кувейт: ал-Мадж-лис ал-ватани ли-с-сихафа ва-л-фунун ва-л-адаб, 1980.
  90. Таррази, Филипп. Та 'рих ас-сихафа ал- арабийа. Т.4- Бейрут, 1933.
  91. Таха, Абд ал-Вахид Занун. ал-Фатх ва-л-истикрар ал-арабий ал-исламий фи шимол Африкийа ва-л-Андалус.- Багдад, 1982.
  92. Теймур, Ахмад. ат-Тасвир инда-л-араб, — Каир, 1942.
  93. Теймур, Ахмад. Хайал аз-зилл уа-л-ла' б уа-тамсил ал-мисри инда-л-араб, — Каир, 1957.
  94. Теймур, Мухаммад. Талаи' ал-масрах ал-араби.- Каир, б. г.
  95. Фарадж, Надия Рауф. Юсуф Идрис ва-л-масрах ал-хадис.-Каир, 1976.
  96. Фарис, Hyp ад-Дин. Литанхуду айуха-л-абид,-Багдад, 1960.
  97. Фахми, Махир Хасан. Ахмад Шауки.- Каир, 1973.153. ал-Хайат, Джалал. ал-Усул-ад-драмийа фи аш-ши'р ал-араби.-Баг-дад, 1982.
  98. Хасан, Аббас. ал-Мутанабби ва Шауки.-Каир, 1961.
  99. Хаттаба, Сами. Кадайа ал-масрах ал-муасир.-Багдад, 1977.
  100. Хусейн, Таха. Хафиз уа Шауки.- Каир, 1953.157. аш-Шабушти, Абул-Хасан. Китаб ад-Дийарат.- Багдад, 1966.158. аш-Шаркави, Иффат. Адаб ат-та'рих инд-ал-араб.- Бейрут, 1973.
  101. Шауки, Ахмад. Маликат ал-Андалус.- Каир, 1946.
  102. Шауки, Ахмад. Антара.- Каир, 1948.
  103. Шауки, Ахмад. Камбиз.- Каир, 1946.
  104. Шауки, Ахмад. Масра' Клеопатра, — Каир, б. г.
  105. Шауки, Ахмад. Алибек Кабир.-Каир, 1932.
  106. Юнус, Абд-ул-Хамид. Хайал аз-Зилл.-Каир, 1965. На европейских языках:
  107. Boudot- Lamotte, Antoine, Ahmad Shawgi, I home et I ocuvre. T 1−2. -Lille: Univ de Lillez, 1974.
  108. Caetoni, Leon. Annali dell islam Т. III. -Milano, 1910.
  109. Encyclopedia of islam, band I.
  110. Gibb, Hamilton A.R. Arabic literature. -Oxford university, 1974.
  111. Hitti Ph. The history of arabs. -New York, 1959.
  112. Haddad V.R. Art du conteur. Art de I actrur. Louvaila- Heuve. Cahiers theatre Lonvain, 1982.
  113. Landau, Iacob N. Studies in the arab theatre and cinema.- Philadelphia, 1958.
  114. Martinovich Nicolas N. TheTurkist theatre.-New York, 1933.
  115. Metwali M.N. Abdal-Fattoh. Widowska fudowel ich swiazch z narodzna-mi theatre arabskiego uPrezeglad orientalist Lezny, 1972. № 2.
  116. Smith Robertson W. Religion of the semites.- New York, 1959.
Заполнить форму текущей работой