Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-правовой механизм регулирования федеральной государственной службы России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность деятельности федеральной государственной службы не может быть оценена с помощью какого-либо одного интегративного или главного критерия, ограниченного количественными показателями конечных результатов. Критерии эффективности должны отражать правовую и социальную специфику деятельности федеральной государственной службы, а система критериев должна удовлетворять четырем основным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
    • 1. 1. Федеральная государственная служба в системе государственного управления России
    • 1. 2. Исторический опыт формирования и развития государственной службы Российской Федерации (XVI — XX вв.)
    • 1. 3. Административно-правовые основы федеральной государственной службы России
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
    • 2. 1. Основополагающие принципы федеральной государственной службы России
    • 2. 2. Формирование федеральной государственной службы Российской Федерации
    • 2. 3. Эффективность деятельности федеральной государственной службы России

Организационно-правовой механизм регулирования федеральной государственной службы России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется проводимыми административно-правовыми реформами российского общества, которые направлены на построение в Российской Федерации правового социального государства.

Изучение организационно-правового механизма регулирования деятельности федеральной государственной службы России прежде всего связано с проблемами формирования новой российской государственности. Предполагается такая организация федеральной государственной службы, которая бы в полной мере решала внутренние и внешние проблемы, связанные с практической реализацией решений органов государственной власти и обеспечением прав и свобод человека и гражданина, что соответствует смыслу ст. 2, 7 и 18 Конституции Российской Федерации.

С конца прошлого века в России ведется поиск наиболее эффективной системы государственного управления. Несколько раз уже осуществлялась крупномасштабная реорганизация системы федеральных органов государственного управления.

Происходящие в Российской Федерации революционные преобразования в экономической, политической и правовой сферах обусловили возрастание роли и значения федеральной государственной службы как правового института, призванного обеспечить целостность и сохранность общества, создание организационно-правовых предпосылок упорядоченной деятельности общества, поддержание свободы, суверенитета и исторического существования народов всей страны в рамках мирового сообщества.

Конституция Российской Федерации 1993 года юридически закрепила институт федеральной государственной службы, а Федеральный закон от 31 июля.

1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1 и ряд других нормативных правовых актов заложили правовой фундамент для создания федеральной государственной службы, которая бы отвечала существующей социально-экономической ситуации.

Однако законодательство о федеральной государственной службе не в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к федеральной государственной службе России. Среди основных его недостатков можно выделить следующее: во-первых, система и структура федеральной государственной службы не удовлетворяет эффективной деятельностиво-вторых, административно-правовые основы федеральной государственной службы отрегулированы не в полном объемев-третьих, отсутствует механизм федеральной государственной службыв-четвертых, эффективность федеральной государственной службы при реализации целей, задач и функций нельзя признать удовлетворительной.

Все перечисленные обстоятельства, с одной стороны, свидетельствуют об актуальности диссертационного исследования, а с другой — указывают на обстоятельную необходимость изучения данного вопроса, поскольку полученные результаты могут способствовать совершенствованию государственных органов Российской Федерации, действующих на федеральном уровне.

Степень научной разработанности темы. В российском правоведении сравнительно немного работ, специально посвященных организационно-правовому регулированию государственной службы. Некоторые теоретические вопросы организации и нормативного регулирования государственной службы нашли отражение в трудах известных государственных деятелей и государство-ведов дореволюционной России — А. С. Алексеева, Н. Н. Белявского, А.Д. Гра-довского, В. В. Ивановского, А. П. Корелина, Н. М. Коркунова, Н. К Нелидова, М. М. Сперанского, П. А. Столыпина и др.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990. (в ред. от 07.11.2000).

После октября 1917 года теоретические проблемы государственной службы в отечественной научной литературе длительное время не обсуждались. В 20-е годы прошлого столетия появились лишь отдельные работы А. А. Алексеева, Г. А. Нефедова, С. А. Орджоникидзе и др. В них дореволюционное устройство механизма государственного управления России подверглось жестокой и, подчас, несправедливой критике.

В научных работах в 50−80-е годы указывалось на социальную сущность государственной службы, как на служение народу, выполнение всей практической работы по управлению государством в интересах трудящихся. В соответствии с этим исследовались принципы советской государственной службы, порядок прохождения государственной службы, укрепление исполнительной и служебной дисциплины, материальное и моральное стимулирование труда служащих.

Ценные теоретические и практические выводы содержатся в литературе, посвященной российскому историческому опыту организации и функционирования государственной службы. Прежде всего, это работы Н. П. Ерошкина, П. А. Зайончковского, М. М. Шмилова (дореволюционный опыт), а также В. А. Воробьева, М. П. Ирошникова, В. М. Манохина, (советский период).

Историко-юридические аспекты становления и функционирования государственной службы исследовались учеными: В. В. Амелиной, О. В. Гаман, Н. Ф. Демидовой, М. Е. Дзюба, В. А. Евреинова, И. А. Емельяновой, Н. П. Коржихиной.

В конце XX столетия значительный вклад в разработку современной теории государственного управления и развития государственной службы внесли Ю. Е. Аврутин, Г. В. Атаманчук, Д. Н. Бахрах, К. С. Вельский, В. В. Волошин, Н. Н. Жильский, А. В. Зиновьев, И.Н. ЗубовД.А. Керимов, И. М. Колодкин, Б.П. Ку-рашвили, В. И. Кайнов, Б. М. Лазарев, В. М. Лазарева, В. В. Лысенко, В. М. Манохин, Л. Б. Николаева, И. Ф. Покровский, П. П. Сергун, В. Д. Сорокин, В. П. Сальников, Ю. Н. Старилов, А. И. Экимов и др. Под их влиянием стал формироваться новый взгляд на государственную службу и ее место в структуре государства в целом и в органах внутренних дел в частности.

Однако в работах монографического характера, посвященных строительству новой государственности России, не нашли достаточного отражения вопросы становления и развития федеральной государственной службы Российской Федерации.

Комплексных теоретических исследований федеральной государственной службы не проводилось, а интерес к ней в связи с глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями в России не только не снижается, но непрерывно возрастает. Более того, в научной литературе практически отсутствует анализ нового законодательства о федеральной государственной службе Российской Федерации, других нормативно-правовых актов государственно-служебного характера.

Вместе с тем для создания научно обоснованной федеральной государственной службы требуется обстоятельное комплексное исследование теоретико-методологических и практических проблем сущности и механизма ее организации и функционирования, привносящее в сферу управления принципиальные установления и исходные требования, отвечающие интересам правового социального государства и гражданского общества.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения в сфере регулирования федеральной государственной службы России.

Предметом исследования являются организационно-правовые основы и механизм прохождения федеральной государственной службы, место федеральной государственной службы в системе государственного управления, а также особенности формирования федеральной государственной службы России.

Цель и основные задачи диссертационного исследования. Целью настоящей диссертационной работы является определение основных направлений совершенствования деятельности федеральной государственной службы России и разработка на этой основе рекомендаций по повышению ее эффективности.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

— рассмотреть современное состояние федеральной государственной службы как структурного элемента государственного управления;

— проанализировать накопленный отечественный опыт в сфере организации и функционирования федеральной государственной службы;

— изучить состояние правового обеспечения федеральной государственной службы России;

— систематизировать содержание принципов федеральной государственной службы Российской Федерации;

— осуществить комплексный анализ формирования федеральной государственной службы Российской Федерации;

— определить основные направления развития федеральной государственной службы Российской Федерации;

— дать комплексное определение, раскрыть основное содержание, выработать предложения о повышении эффективности федеральной государственной службы России.

Методологическую основу данного диссертационного исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы, применяемые при изучении и анализе общественных отношений, административного, конституционного права: диалектический, логический, сравнительно-правовой, исторический. Также широко применялся метод анализа существующих точек зрения.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных ученых-юристов, рассматривавших административно-правовые вопросы федеральной государственной службы России, в том числе ее современного состояния и проблемы ее дальнейшей оптимизации.

Комплексность предмета исследования обусловило использование трудов не только по юридическим наукам, но и по теории управления, истории, социологии.

Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что диссертация является первым комплексным правовым исследованием, в рамках которого освещаются проблемы регулирования государственной службы России на федеральной уровне.

Диссертантом предпринята попытка наметить основные пути и принципы оптимизации федеральной государственной службы России, что позволяет в перспективе использовать полученные результаты в практике строительства новой государственности России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Административно-правовой механизм регулирования федеральной государственной службы России — это совокупность организационно-правовых средств и мероприятий, направленных на формирование федеральной государственной службы Российской Федерации с соблюдением установленных законом принципов, обеспечивающих эффективность ее функционирования.

2. Существующая нормативно-правовая база по вопросам федеральной государственной службы России не соответствует современным требованиям, так как в результате правотворческой практики последних лет в законодательстве о федеральной государственной службе накопилось большое количество подзаконных правовых актов которые не способствуют решению важнейших задач ее правового регулирования: не определена законодательная компетенция Российской Федерации и ее субъектовне рассмотрена взаимосвязь между различными видами государственной службыне созданы правовые и социально-экономические гарантии для государственных служащихне сформирована система управления государственной службой.

3. Принципы организации федеральной государственной службы России можно подразделить на основные, обусловленные содержанием Конституции Российской Федерации и профессиональные, отражающие механизм функционирования федеральной государственной службы России.

4. Эффективность федеральной государственной службы России — это выраженная количественно-качественными характеристиками степень достижения запланированного результата ее функционирования.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяются ее ориентацией на решение актуальных проблем функционирования федеральной государственной службы России. Сформулированы и обоснованы выводы, предложения и рекомендации, расширяющие осмысление правового феномена института федеральной государственной службы.

Выводы диссертации и ее основные положения могут быть использованы в законодательной деятельности по вопросам государственной службы, в правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации, в преподавании курса «Административное право» в высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования, основанные на них выводы и предложения прошли обсуждение и были одобрены на заседании кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России.

Основные идеи, выводы и предложения диссертации нашли отражение в выступлениях соискателя с научными сообщениями: на международной научно-практической конференции на международной научно-практической конференции «Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений» (Санкт-Петербург, 26−28 ноября 1999 г.) — международной научно-практической конференции «МВД России — 200 лет: история, развитие, перспективы» (Санкт-Петербург, 22−23 сентября 2000 г) — региональной межвузовской конференции «Социально-экономическое развитие и преступность в России» (Санкт-Петербург, 2 ноября 2001 г.) и др.

Структура работы обусловлена целью и задачами диссертационного исследования и включает введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одним из важнейших условий существования общества и дальнейшего его развития является постоянное совершенствование системы организации и развитие федеральной государственной службы, адекватной предназначению демократического государства России, призванной обеспечить оптимальное развитие страны.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать ряд обобщений и выводов, предложить практические рекомендации по совершенствованию федеральной государственной службы Российской Федерации.

Политико-государственные реформы последних лет, результатом которых стало изменение конституционно-правового механизма организации и осуществления государственной власти, основанного на принципах правового государства, остро поставили вопрос о формировании специального института, способного адекватно исполнять и обеспечивать исполнение государственных функций. Федеральная государственная служба Российской Федерации, находится в стадии становления, рамки ее деятельности определены Конституцией Российской Федерации только в общем виде. В связи с этим, важным является выбор модели развития и функционирования федеральной государственной службы России, отвечающей современным требованиям и потребностям общества и государства, способной стать связующим звеном между ними, обеспечить на основе традиционных ценностей стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод человека.

Кризисное состояние экономики, обострение социальных проблем, ухудшение условий жизни большинства населения негативно сказываются на динамике проведения реформ. Одной из причин такого положения является низкая эффективность государственной власти, отсутствие системности в деятельности федерального государственного аппарата. Достаточно сложной нерешенной проблемой системы федеральной государственной службы остается создание правовой базы, адекватно отражающей существующие потребности федеральной государственной службы Российской Федерации. Нередко положения одного действующего нормативного акта взаимно исключают другие или находятся в противоречии.

Выход из сложившейся ситуации возможен на путях модернизации федеральной государственной службы Российской Федерации, всестороннего научного обоснования деятельности, в том числе организационно-управленческой, правовой, приведение действующих структур в соответствие с новыми функциями и содержанием деятельности федеральной государственной службы России.

Научный анализ состояния федеральной государственной службы Российской Федерации позволяет определить основные направления реформирования ее деятельности:

— приведение действующих и вновь создаваемых структур в соответствие с функциями и содержанием деятельности федеральной государственной службы России;

— разработка и внедрение в юридическую практику новых нормативно-правовых документов окажет позитивное воздействие на повышение эффективности деятельности федеральной государственной службы и создаст единое правовое пространство для формирования высокопрофессиональной федеральной государственной службы Российской Федерации;

— управление должно основываться на научных знаниях, накопленных в области управления, а так же на принципах управления федеральной государственной службы России, которые определяют закономерности функционирования и развития управляющей системы, и должны использоваться в практической деятельности;

— эффективное функционирование федеральной государственной службы России возможно при четкой постановки задач и определении функций общества и государства. Федеральная государственная служба должна быть ориентирована на реализацию интересов и потребностей населения, общества, а не только на самоорганизацию, саморазвитие и самовоспроизводство;

— федеральная государственная служба представляет собой сложное структурное строение, состоящее из множества составных элементов. Взаимодействие данных элементов системы управления определяет функции управления как механизма обеспечения развития общества. Рациональность, разнообразие и взаимосвязь существующих элементов управления для достижения поставленных целей, решения поставленных задач, зависят, прежде всего, от способа взаимоотношений. В настоящее время акценты должны сместиться в большей степени на обратные связи между субъектом и объектом управления;

— федеральная государственная служба Российской Федерации организована и развивается в сложных условиях реформирования общества. Современная федеральная государственная служба России должна быть способна функционировать не только в условиях всеохватывающего реформирования, но и предстоящего стабильного развития, быть открытой и подконтрольной обществу;

— в настоящее время выявилась негативная тенденция в развитии механизма регулирования федеральной государственной службы: громоздкость — для реализации многих положений требуется принятие большого количества подзаконных актовотсутствие четкого распределения положений по регулированию федеральной государственной службы между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, что порождает проблему правового разграничения в области правового регулирования.

Настоятельно требуется разработка и принятие законодательных актов о федеральной государственной службе;

— правовое установление принципов федеральной государственной службы обуславливает функционирование государственных органов на федеральном уровне, деятельность федеральных государственных служащих (персонала), устойчивость государственно-правового регулирования государственно-служебных отношений. Исследование принципов федеральной государственной службы позволяет выделить главные блоки института федеральной государственной службы, что постоянно сопутствует системе государственно-служебных отношений. Основные принципы федеральной государственной службы определяют жизнеспособность, практическую организацию и реальность функционирования федеральной государственной службы.

Современная практика показывает, что федеральная государственная служба объединяя и координируя действия всех ветвей власти, функционально свое предназначение реализует, опираясь на конституционные и организационные принципы, изложенные в Конституции Российской Федерации и федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» .

Принципы федеральной государственной службы являются основой, обеспечивающей правовую защиту как федеральным государственным служащим, так и возможность правовой защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц и руководителей. Следование принципам федеральной государственной службы позволит создать систему, соответствующую стратегическим целям развития общества, государственного управления, обеспечить эффективную деятельность федеральных государственных служащих;

— государство и общество в состоянии нормально функционировать только при условии целенаправленной, высокопрофессиональной и энергичной деятельности федеральной государственной службы.

Современное развитие России поставило на одно из первых мест в теории и практике государственного управления механизм формирования профессионально-компетентного, дисциплинированного аппарата государственных служащих на федеральном уровне, компонентами которого выступают: строгое соблюдение принципов отбора и продвижения кадров, прежде всего, на основе их профессиональной пригодности, которыми в полном объеме федеральная государственная служба Российской Федерации не располагает. Это требует разработки принципиально новых методов, средств и технологий, позволяющих объективно оценивать потенциальные возможности федеральных государственных служащих;

— сложность изучения эффективности деятельности федеральной государственной службы связана, как с ярко выраженной антропоморфностью основного понятия «эффективность», так и отсутствием сформировавшейся методологии исследования эффективности деятельности по его реализации.

Процесс оценки эффективности деятельности федеральной государственной службы складывается, во-первых, из научного толкования содержания понятия «эффективность», во-вторых, из критериев оценки эффективности, поскольку без разработки фундаментальных теоретических положений той или иной деятельности не могут быть решены практические вопросы ее обеспечения, а тем более повышения.

Содержание эффективности федеральной государственной службы раскрывается через рассмотрение целей, средств и конечных результатов каждого из видов деятельности.

Содержание эффективной деятельности федеральной государственной службы и ее социально обусловленный характер, требует введения специального инструментария оценки эффективности. В качестве такого инструментария может выступать система научно обоснованных критериев, которые собственно и являются механизмом, превращающим эффективность из абстрактной, теоретической категории в понятие, способное выполнять продуктивные (оценочные, конструирующие, регулирующие) функции.

Эффективность деятельности федеральной государственной службы не может быть оценена с помощью какого-либо одного интегративного или главного критерия, ограниченного количественными показателями конечных результатов. Критерии эффективности должны отражать правовую и социальную специфику деятельности федеральной государственной службы, а система критериев должна удовлетворять четырем основным критериям: иметь внутреннее строение и определенную иерархиюотличаться универсальностью, применимостью к различным иерархическим уровням системы федеральной государственной службыдавать возможность видения конкретных субъектов оценки эффективностибыть социально ориентированной, удовлетворять потребностям государства и личности.

Эффективность представляет собой специфическое системное состояние деятельности федеральной государственной службы, характеризующее цели, общие принципы, содержание, организацию, формы, методы, средства, личный стиль и результаты ее осуществления.

Рассматривая аспекты оценки и измерения эффективности федеральной государственной службы, можно сделать вывод, что оценка — это процесс соотнесения эмпирической системы с некоторой цифровой системой.

Оценки и измерения эффективности должны осуществляться с помощью системы качественных и количественных показателей, характеризующих содержание, формы, методы и личностный стиль осуществления деятельности. Критериями отбора этих показателей является их способность отражать реальные результаты, полученные на основных направлениях деятельности федеральной государственной службыотражать причинно-следственные зависимости между деятельностью федеральной государственной службой и явлениями, принимаемыми в качестве результатов этой деятельностистимулировать творческую и деловую активность федеральных государственных служащих.

Сложность и многоаспектность измерения эффективности федеральной государственной службы предполагает наличие определенного механизма организации и управления им. Важнейшими базовыми элементами является: государственно-правовое регулирование целей, содержания, компетенции, форм и методов властной деятельности федеральной государственной службы Россиизаконодательное и нормативно-правовое регулирование целей, содержания, форм, методов деятельности федеральной государственной службыкадровое наполнение федеральной государственной службысовершенствование аналитической работы, планирования и контроля, являющихся ведущими содержательными функциями процесса управления.

Практическая реализация предложений и рекомендаций, содержащихся в диссертационном исследовании, может положительно повлиять на обеспечение позитивной стабилизации федеральной государственной службы Российской Федерации.

Становление новой российской государственности требует формирования новой федеральной государственной службы, которая функционировала бы на принципах законности, гласности, профессионализма, федерализма и др. Требуются и качественно новые приоритеты и механизмы правового регулирования процессов, происходящих в среде федеральной государственной службы. Совершенствование деятельности федеральной государственной службы России будет способствовать социально-экономической и политической стабилизации общества и его перехода к дальнейшему устойчивому развитию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. М., 1989. 415 с.
  2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 3 сентября 1953 г. М., 1996.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 23 марта 1976 г. М., 1996.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1996.
  5. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М., 1997.
  6. Кодекс законов о труде Российской Федерации. М., 1993.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.
  8. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» // Российская газета. 1993. 21 сент.
  9. Закон Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации «// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.
  10. Закон Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
  11. Закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3. «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475.
  12. Закон Российской Федерации от 18 февраля 1999 г. № 35-Ф3. «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 8. Ст. 974.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. № 790 «О дисциплинарной ответственности глав администрации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1931.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 848 «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 2108.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе «// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5073.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» //.Собрание актов законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 76.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 10 июля 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 7. Ст. 700.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 298 «Об Управлении федеральной государственной службы Российской Федерации»
  19. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 586.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. № 658 «О первом заместителе директора Федеральной государственной службы Контрразведки Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 15. Ст. 1214.
  21. Указ Президента Российской Федерации от И января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 173.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 33 «О Реестре государственных-должностей федеральных государственных служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 174.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. № 834 «О внесении дополнений в акты Президента Российской Федерации о федеральной государственной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3358.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4775.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 1996 г. № 123 «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 533.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 1996 г. № 152
  27. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 1995 г. № 1208 «О Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 669.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 1996 г. № 123 «О квалификационных требованиях по государственной должности федеральной государственной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 № 6. Ст. 533.
  29. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. № 353 «Об утверждении Положения о проведении аттестации федеральной государственной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 11. Ст. 1036.
  30. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 24. Ст. 2868.
  31. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. № 1750 «Об Управлении кадровой политики Президента Российской Федерации» // Собрание актов законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5913.
  32. Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 981 «Об утверждении перечней должностей федеральной государственной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 326. Ст. 4129.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 39. Ст. 4886.
  34. Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 18. Ст. 2020.
  35. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 1999 г. № 163 «О дополнительных мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 5. С. 652.
  36. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Российская газета. 13 мая.
  37. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 20 мая.
  38. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 1006 «Об утверждении положения о Государственной архивной службе» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 4. Ст. 303.
  39. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. № 2342-р «О первом заместителе Министра иностранных дел Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 156.
  40. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1094 «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 46. Ст. 4450.
  41. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  42. В.Б. Аппарат государственного управления: содержание деятельности и организационные структуры / АН УССР. Институт государства и права / Отв. ред. В. В. Цветкова. Киев.: Наукова думка, 1990. 148 с.
  43. А.Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. 187 с.
  44. А.Г. Управление и эффективность. М.: Издательство «Экономика», 1981. 72 с.
  45. А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций.1. М.: Юристъ, 1997.352 с.
  46. Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. М.: Издательство СПАРК, 1996. 229 с.
  47. Актуальные проблемы административного права России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27−28 мая 1998 г. Омск.: Орг.-науч. и ред.-издат. отд, 1999. 159 с.
  48. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 1999. 672 с.
  49. Анализ проблемной ситуации и формирование концепции государственного управления. М., 1994. 40 с.
  50. Е.В. Время петровских реформ XVIII в., 1-я четверть. JL: Лен-издат, 1989. 495 с.
  51. Е.В. Реформа власти и управления при Петре Великом. СПб.: БАН, 1995.430 с.
  52. Е.В. Шведская модель с русской особенностью. СПб.: РАН, 1995.334 с.
  53. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с анг. / Науч. ред. и авт. предисловия Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. 519 с.
  54. Н.И., Курбатова Е. А., Муравьев А. И. и др. Государственная служба и кадровая политика в Российской Федерации. СПб.: Издательство СПб УЭФ, 1995. 103 с.
  55. Ю.Д., Головин Е. Г., Панышев С. А. Правовые основы государственной службы Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1997. 100 с.
  56. Г. К. Человек в системе государственного управления / Под ред. В. П. Сальникова. СПб: Санкт-Петербургский юридический институт МВД1. России, 1996. 286 с.
  57. Г. В. Анализ проблемной ситуации и формирование концепции государственного управления. М.: Российская академия управления, 1994. 40 с.
  58. Г. В. Государственное управление: организационные — функциональные вопросы: Учебное пособие.: экономика, 2000. 301 с.
  59. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М.: Славянский диалог, 1996. 223 с.
  60. Г. В. Управление: всегда есть варианты. М.: Издательство РАГС, 1999.361 с.
  61. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: 1981.
  62. В.Г. Актуальные проблемы научного управления обществом. М.: Знание, 1975. 62 с.
  63. В.Г. О правах человека подлинных и мнимых. М.: Правда, 1985. 63 с.
  64. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
  65. .В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. JI.: Издательство ЛГУ, 1984. 150 с.
  66. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра-М, 1996. 509 с.
  67. Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих: проблемы конкурсного отбора. М.: Издательство МГУ, 1995. 98 с.
  68. В.М., Евдокимов С. В., Сальников В. П. Основы Конституции Российской Федерации: Учебное пособие для абитуриентов, поступающих в юридические вузы. СПб. Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1996. 193 с.
  69. Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Бек, 1996. 355 с.
  70. Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Текст лекций. Екатеринбург, 1995. 104 с.
  71. И.А. О праве на информацию в Российской Федерации. М.: МИФИ, 1997. 32 с.
  72. Берекашвили J1.UI. Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел — важнейший гарант соблюдения прав человека. М., 2000. 147 с.
  73. .А., Черняк В. И. Эффективность управления: наука и практика. М.: Наука, 1982. 144 с.
  74. В.Э. Профессиональная культура государственной службы. Новые формы государственности и государственная служба. М.: Издательство РАГС, 1996.214 с.
  75. В.И. История государственного управления. М.: ИНФРА М, 1997. 92 с.
  76. Р.Ф. Акты управления. М.: Издательство МГУ, 1987. 140 с.
  77. . Административное право Франции. М.: Прогресс, 1973. 512 с.
  78. Н. История Советского государства. 1900−1991. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 1998. 543 с.
  79. Власть и управление. Сборник тезисов, докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, апрель, 1997 г. Вып. 3. Северо-Кавказская академия государственной службы. 1997. 200 с.
  80. Н.А., Загладин Н. В., Сулемов В. Д. и др. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под ред. С. В. Пирогова. М.: Издательство РАГС, 1996. 252 с.
  81. В.В., Титов К. А. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты. М.: Луч, 1995. 179 с.
  82. В.А. Советская государственная служба: (Административноправовые аспекты) / Отв. ред. Новоселов В. И. Ростов-н/Д. Издательство Ростов*ского университета, 1986. 217 с.
  83. Гегель.Энциклопедия философских наук. Т. 1. М.: Мысль, 1974. 327 с.
  84. А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. СПб.: Норма, 1994. 64 с.
  85. В.М., Комаровский B.C. Связь с общественностью в органах государственной службы. М.: Издательство РАГС, 1996. 43 с.
  86. Ю.М. Системно-информационный анализ процессов управления. Новосибирск: Наука, 1988. 327 с.
  87. Госслужба: новые документы. М.: Соц. защита, 1999. 173 с.
  88. Государственная власть и местное самоуправление: эффективность и ответственность. Ростов-на-Дону. Издательство СКАГС, 1998. 148 с.
  89. Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие. М.: Дело, 1999. 440 с.
  90. Государственная служба в России: проблемы становления: Сб. научных статей. Отв. ред. — Н. П. Пищулин. Издательство Луч, 1993. 82 с.
  91. Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы / Под ред. В. И. Лукьяненко, В. А. Сулевова, Л. С. Клашиновой. М.: РАУ, 1993. 137 с.
  92. Государственная служба и муниципальное управление на рубеже веков: Сб. статей. М.: Прима-пресс, 1998. 207 с.
  93. Государственная служба основных капиталистических стран / Отв. Ред. В. А. Туманова. М.: Наука, 1977. 291 с.
  94. Государственная служба России: диалоги с обществом. М.: РАГС, 1998. 210с.
  95. Государственная служба России: исследования, разработки, подготовкакадров. Информационно-аналитический бюллетень № 1. М.: Издательство РАГС, 1997. 116 с.
  96. Государственная служба Российской Федерации. Ежегодник 95. М.: РАГС, 1996. 245 с.
  97. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М.: Издательство РАГС, 1997. 251 с.
  98. Государственная служба: организация, кадры, управление. М.: Издательство ЛУЧ, 1994.214 с.
  99. Государственная служба: организация, кадры, управление. М.: Издательство РАГС, 1997. 206 с.
  100. Государственная служба: теория и организация: Курс лекций. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. 640 с.
  101. Государственная служба: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000. 440с.
  102. Государственное и муниципальное управление: Справочник. М.: Магистр, 1997.
  103. Государственное и муниципальное управление: теория, история, практика. Материалы шестой межвузовской научно-практической конференции. Иваново, 15—17 апреля 1998 г. Иваново: Ивановский государственный университет, 1998. 186 с.
  104. Государственное управление и государственная служба за рубежом: Курс лекций / Под общ. ред. В. В. Чибинского. СПб.: Издательство «Образование-Культура», 1998. 272 с.
  105. Государственное управление и самоуправление в России. Очерк истории. М.: Издательство РАГС, 1995. 196 с.
  106. Государственный служащий современного типа. М.: Новгород, 1995. 98с.
  107. Ю.В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. II. М.: Издательство Академии наук СССР, 1941. 304 с.
  108. В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж, 1997.
  109. В.Д. Деятельная теория управления: Учебное пособие по спецкурсу. М.: РАГС, 1997. 179 с.
  110. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I. М.: Известия, 1994. ф 26 с.
  111. В.М. Государственное устройство и управление Российской Империи. Одесса: Тип. «Техникъ», 1912. 258 с.
  112. А.А. Государственная служба: организационно-правовое обеспечение. М.: ИПКгосслужбы, 2000. 59 с.
  113. А.С., Иглин В. А., Лытов Б. В. и др. Служебная карьера / Под общ. ред. Е. В. Охотекого. М.: ОАО Издательство «Экономика», 1998. 302 с.
  114. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М.: Рус. яз., 1989. 638 с.
  115. Двенадцатый съезд РКП (б), 17−25 апреля 1923 г. Стенографический отчет. М., 1968. С. 63.
  116. Н.Ф. Служилая бюрократия в России в XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М.: Наука, 1976. 225 с.
  117. В.А., Рогачев С. В., Якунина Н. И. Показатели и критерии эффективности управления. М.: Мысль, 1975. 71 с.
  118. Ю.А., Черкашин Е. Ю. Законодательные органы России от Новгородского Вече до Федерального Собрания. М.: Манускрипт, 1995. 103 с.
  119. В.В., Сальников В. П., Янгол Н. Г. Знать и соблюдать закон.1&к Л.: ВПУ им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР, 1989. 92 с. i
  120. Елисеев Е. П. Система органов государственной власти в современной
  121. России. М.: Б. и., 1997. 255 с.
  122. Н.П. История государственных учреждений в документах и материалах. М., 1975. 215 с.
  123. Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Высшая школа, 1983. 353 с.
  124. В.И. Власть в России. М.: РАГС, 1996. 272 с.
  125. А.Ф. Принципы и гарантии законности. Самара: Б. и., 1999. 148 с.
  126. А.Э. Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью. М.: Наука, 1989. 189 с.
  127. А.А. Административное право зарубежных государств. М.: Издательство МГУ, 1996. 79 с.
  128. В.М. Права человека и власть закона. М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 1995. 284 с.
  129. П.А. Справочник по истории дореволюционной России: 2-е изд. М.: Книга, 1978. 639 с.
  130. В.Н. Россия: к концепции развития общества и политической власти. М.: Н. Новгород, 1996. 157 с.
  131. В.В. Русское государственное право. Вып. 7. Государственная служба. Казань, 1895. 609 с.
  132. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. 304 с.
  133. В.В., Панарин А. С., Ахчезер А. С. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса / Под ред. В. В. Ильина. М.: Издательство МГУ, 1996. 400 с.
  134. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 430 с.
  135. И.А. Сочинения: В 2 т. М.: Медиум, 1994. 513 с.
  136. Имидж государственной службы: Сб. научных трудов. М.: ИДФ, 1996. 185 с.
  137. История государственного управления в России: Учебник / Отв. ред. В. Г. Игнатов. Ростов-н/Д: Феникс, 1999. 544 с.
  138. История отечественного государственного управления: Учебное пособие для семинарских занятий. М.: Институт государственного управления и социальных исследований МГУ им. В. М. Ломоносова, 1998. 239 с.
  139. История Правительствующего сената за двести лет. 1711−1911 гг. Т. 1. СПб., 1911.340 с.
  140. Кадры персонал. Словарь — тезаурус. М., 1994. 201 с.
  141. Н.М. Толковый словарь правового содержания понятий государственной службы. М.: Издательство РАГС, 1996. 49 с.
  142. В.А. Основы государственной службы и кадровой политики Российской Федерации. М.: ГУУ, 1999. 97 с.
  143. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: РАН, 1995. 136 с.
  144. В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Текст лекций. Часть 1. Ярославль: Издательство Ярославского государственного университета, 1995. 139 с.
  145. Т.Н. От Сталина до Горбачева и далее. М., 1991. 221 с.
  146. Д.А. Кибернетика и право. М.: Знание, 1970. 75 с.
  147. Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972. 472 с.
  148. В.Н. Социальный прогресс и управление. М.: Политиздат, 1980. 63 с.
  149. В.О. О русской истории. М.: Просвещение, 1993. 574 с.
  150. В.О. Сочинения. В 8 т. Т. 6. М.: Соцэнгаз, 1959. 516 с.
  151. А.И. Конституционное право России. М.: Право и Закон, 1997. 208 с.
  152. А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М.: Б.и., 1993. 78 с.
  153. А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996. 62 с.
  154. Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Юристь, 2000. 234 с.
  155. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юристь, 1998. 520 с.
  156. С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск: Издательство Мордовского университета, 1995. 208 с.
  157. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. Отв. ред. Л. А. Окуньков. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ- ИНФРА-М, 1998. 369 с.
  158. Конституционное законодательство и государственное управление в условиях совершенствования социалистического общества: Сборник статей / Под ред. В. Ф. Воловича, А. И. Кима. Томск: Издательство Томского университета, 1988. 160 с.
  159. Конституционные идея Андрея Сахарова: Сборник / Сост. Л. М. Батник. М.: Новелла, 1990. 95 с.
  160. Т.П. Советское государство и его учреждения. М.: РГТУ, 1995.418 с.
  161. Т.П., Сенин А. С. История российской государственности. М.: Фирма «Интерпракс», 1995. 347 с.
  162. Н.М. Русское государственное право. Том. 1. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1914. 623 с.
  163. В.Н. Вопросы кибернетики и право. М.: Наука, 1967. 312 с.
  164. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982. 287 с.
  165. В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995.
  166. Г. Л., Соловьев А. И. Государственное управление: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Университетский гуманитарный лицей, 1996. 200 с.
  167. Г. А., Соловьев А.и. Государственное управление: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Университетский гуманитарный лицей, 1996. 200 с.
  168. .П. Очерки теории государственного управления. М.: Наука, 1987. 292 с.
  169. В.И. Аттестация и личность работника в современном трудовом праве. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1983. 200 с.
  170. А.Н. Управление в Европейских странах СЭВ: Учебное пособие для студентов. М., 1986. 108 с.
  171. В.М. История государства и права России: Краткий конспект лекций. СПб, 1994. 53 с.
  172. В.М. Реформы государственного аппарата и развитие права России во второй половине XIX века. М., 1996.
  173. Н.А. Правовое положение служащих государственного управления буржуазных стран: Уучебное пособие. М., 1976. 97 с.
  174. В.И. Функции государства в трансформируемой экономике. Ежегодник 97: Государственная служба России. М.: Издательство РАГС, 1997. 278 с.
  175. .М. Государственная служба. М.: Институт государства и права РАН, 1993. 16 с.
  176. .М. Органы государственной власти и управления. М.: Знание, 1977. 46 с.
  177. .М. Перестройка государственного управления: организационно-правовые вопросы. М.: Знание, 1987. 64 с.
  178. .М. Правовой механизм преодоления бюрократизма: научно аналитический обзор. М.: ННИОИ, 1991. 44 с.
  179. .М. Что такое правовое государство? М.: Знание, 1990. 62 с.
  180. В.В. Теория государства и права. М.: Юрист, 1996. 470 с.
  181. В.В. Эффективность правоприменительных актов. Казань: Издательство Казан, ун-та, 1975. 207 с.
  182. В.В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Издательство «Спарк», 1998. 448 с.
  183. Л. Права человека. Вопросы и ответы. М.: БИНОМ, 1996. 160 с.
  184. В.И. Полн. собр. соч. Т. 38. 5-е. изд. Госполитиздат, 1963. 579 с.
  185. А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М.: Издательство Московского университета, 1961. 200 с.
  186. В.В. Экономическое эссе: теории, исследования, факты и политика. М., 1990. 104 с.
  187. А., Роуз 3. Организация и управление в государственных учреждениях. М.: РАГС, 1993. 218 с.
  188. А.Е., Лукьяненко В. И., Новиков А. В. Управление персоналом государственных органов: система организации и функционирования. М.: Наука, 1999. 573 с.
  189. В.И. Государственная служба в Российской Федерации: опыт, концепция, проблемы. М.: Издательство РАГС, 1993. 137 с.
  190. В.И. Контроль в системе государственной службы. М.: Издательство РАГС, 1995. 25 с.
  191. А.А., Тонких В. А. Русская история. М.: РИПОЛ, 1996. 592 с.
  192. Макконел Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. экономика: принципы, проблемы и политика: Пер. с анг. М.: ИНФРА-М, 2000. 510 с.
  193. В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристь, 1997. 296 с.
  194. Марко Марков. Технология и эффективность социального управления. М.: Издательство «Прогресс», 1982. 345 с.
  195. С.Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991. 144 с.
  196. В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М.: Дело, 1996. 288 с.
  197. В.И., Яровенко Ю. Н., Поляков В. В. и др. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих: Сборник нормативных и методических материалов. Вып. 1. М.: Дело, 1996. 240 с.
  198. .З. Реформы управления и управление реформами. М.: Институт экономики РАН, 1994. 245 с.
  199. Ф. Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань: Издательство КФЭИ, 1994. 136 с.
  200. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Издательство «Спарк», 1996. 559 с.
  201. Н. Юридические и политические основания государственной службы. Ярославль: Тип. Губернской Земской Управы, 1874. 281 с.
  202. B.C. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М.: Российское право, 1992. 349 с.
  203. А.В., Семенникова Л. И., Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: комплексный подход: Учебное пособие для студентов вузов и слушателей учебных программ по государственному управлению. М.: Дело, 1999. 439
  204. Общая теория управления: Курс лекций. М.: РАУ, 1994. 300 с.
  205. Д.М. Административное право. М.: Юрист, 1995. 303 с.
  206. Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М.: Юрист, 1996. 206 с.
  207. Д.М. Советская государственная служба: Учебное пособие. Всесоюзный юридический заочный институт. М., 1987. 67 с.
  208. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: РАН, 1998. 944 с.
  209. Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. Вып. 4. М.: Издательство РАГС, 1994. 39 с.
  210. Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. Вып. 5. М.: Издательство РАГС, 1994. 42 с.
  211. В.И. Власть — проблемы государственного управления. Саратов: Приволжское издательство «Детская книга», 1997. 120 с.
  212. Основы конституционного права Российской Федерации. Структурно-логические схемы: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.П. Лозбякова- Предисловие Н. Д. Эриашвили. М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1999. 254 с.
  213. А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1997. 352 с.
  214. С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М.: ИГП РАН, 1993.57 с.
  215. Политическое управление: Курс лекций. 2-е изд., перераб. / Под ред. B.C. Комаровского, С. В. Рогачева. М.: Издательство РАГС, 1999. 336 с.
  216. Полное собрание законов Российской империи. 1830. Т. V. № 3006.
  217. Полное собрание законов Российской империи. 1830. Т. VI. № 3485- № 3534- № 3890.
  218. Полное собрание законов Российской империи. 1830. Т. VII. № 4423.
  219. С.В. Основные принципы функционирования государственной службы России и проблемы повышения ее эффективности. М.: РАГС, 1999. 189 с.
  220. Проблемы эффективности работы управленческих органов. М.: Наука, 1973.439 с.
  221. Профессионализм управленческих кадров. М.: РАУ, 1994. 93 с.
  222. А.С., Андрюашин Х. А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. 148 с.
  223. В.В. Власть должна быть работающей // Российская газета. 2000. 19 мая.
  224. Т.Н., Толстик В. А. Функции права. Н. Новгород, 1995. 157 с.
  225. М.М. Управление, информация и право. М.: Мысль, 1983. 156 с.
  226. Реформы в России XVI—XIX вв.: Сборник научных трудов. М.: Институт российской истории, 1992. 222 с.
  227. Реформы в России и проблемы управления — 95. М.: ГАУ, 1995. 51 с.
  228. Реформы в России и проблемы управления: Материалы научной конференции молодых ученых. М.: ГАУ, 1994. 195 с.
  229. Реформы в России. М.: Луч, 1993. 237 с.
  230. Реформы второй половины XVII—XX вв.: подготовка, проведение, результаты: Сборник научных трудов. М., 1989. 189 с.
  231. Реформы и власть. СПб.: Издание журнала «Звезда», 1995. 80 с.
  232. Реформы Петра I и судьбы России: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1994. 54 с.
  233. Российское административное право. Государственное регулирование в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. Книга 4: Сборник нормативных актов / Сост. Н. М. Конин, В. М. Манохин, В. В. Журин. Саратов: СГАП, 1999. 480 с.
  234. Российское государство и государственная служба на современном этапе: Материалы научно-практической конференции. Декабрь 1998 г. М.: Издательство РАГС, 1999. 278 с.
  235. Руководитель в аппарате государственного управления: (организационно-правовые проблемы) / Отв. ред. В. В. Цветков. Киев, 1988. 343 с.
  236. В.П. Социальная правовая культура. Методологические проблемы. Саратов: Издательство СГУ, 1989. 144 с.
  237. В.П. Убеждения и правоохранительная деятельность. СПб.: ЮИ МВД РФ, 1994.220 с.
  238. Т. и др. Управление по результатам / Пер. с финского- Общ. ред. и предисловие Я. А. Леймана. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 320 с.
  239. Г. Н. Вся власть закону! (Законодательство и традиции указанного права в России) // Под ред. Васецкого Н. А. М.: Сегодня, 1997. 190 с.
  240. Сокращение роли государства. Государственное управление и устойчивое человеческое развитие. М.: Издательство «Права человека», 1997. 139 с.
  241. В.Д. Народ управляет государством. JL: Лениздат, 1972. 93 с.
  242. Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность / Под ред. Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. 228 с.
  243. Становление российской государственности и вопросы подготовки государственных служащих. Ежегодник. 95: Государственная служба России. М.: РАГС, 1996. 245 с.
  244. Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Воронеж, 1996. 683 с.
  245. Ю.Н. Служебное право: Учебник М.: Издательство БЕК, 1996. 698 с.
  246. США: Конституция и права граждан. М.: Мысль, 1987. 315 с.
  247. Н.Н. Государственные работники США. М.: Наука, 1982. 204 с.
  248. Теория государства и права. Екатеринбург: УрПОА, 1996. 558 с.
  249. Л.Б. Системные связи правовой действительности. СПб.: Издательство СПб университета, 1991. 136 с.
  250. Ю.А. Правовое обеспечение управления: Учебное пособие. М.: АИХ СССР, 1987. 148 с.
  251. Ю.А. Проблемы эффективности работы управленческих органов. М: Наука, 1973. 440 с.
  252. Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995. 485 с.
  253. Р.Е., Пищулин Н. П., Ковалевский В. Ф. Кадры: вопросы теории, государственной политики и практики. М.: РАГС, 1993. 71 с.
  254. В.В. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995. 331 с.
  255. В.В., Дятлов В. А. Кадровый резерв и оценка результативности управленческих кадров. М.: Дело, 1995. 176 с.
  256. . Отношения философии к кибернетике как искусству управления народом? Курс лекций. 1843.
  257. С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. М.: Наука, 1974. 394 с.
  258. В.А., Чиркин В. Е., Юдин Ю. А. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М.: Издательство «Большая российская энциклопедия», 1995. 416 с.
  259. А.И. Профессиональный отбор и прием на государственную службу. Управление персоналом государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 1997.306 с.
  260. Уголовный кодекс Российской Федерации (с постатейным материалом). М.: ЗАО Издательство ЭКСМО ПРЕСС, 1998. 768 с.
  261. И.А. Современная российская модель разделения властей между федерацией и ее субъектами (актуальные правовые проблемы) / Под общ. ред. В. А. Сергеева. М.: РАН, 1996. 60 с.
  262. Управление персоналом государственной службы. М.: Издательство РАГС, 1997. 536 с.
  263. Управление по результатам: перевод с финского / Общ. ред. и предисловие Я. А. Леймана. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 320 с.
  264. Управление. Государство и право. Новосибирск, 1996. 75 с.
  265. Учиться государственной службе / Под общ. ред. Бакушева В. В. М.: Сва-рогиК, 1999. 208 с.
  266. А. Общее и промышленное управление. М.: Журнал «Конт-ролинг», 1992. 111с.
  267. А., Эмерсон Э., Тайлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. М.: Республика, 1992. 351 с.
  268. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1999. 576-с.
  269. Функционирование государственного аппарата управления. М.: Дело, 1998. 192 с.
  270. В.Ф. Власть. Основы картологии. М.: Луч, 1995. 304 с.
  271. Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997. 216 с.
  272. Человеческий фактор и ускорение социально-экономического развития. А. Б. Венгеров, Н. Н. Гвоздев, Е. С. Жариков и др. / Под ред. Тихомирова Ю. А. М.: Экономика, 1988. 271 с.
  273. Л.А. Государственные служащие / Под ред. Б. А. Шеломова. М.: Юристъ, 1998. 112 с.
  274. .Н. Собственность и государство. Ч. 2. М.: Тип. Брискорнъ, 1883.457 с.
  275. Л.Е. Отмеченные историей. Чины, звания и титулы в Российской Империи. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1977. 153 с.
  276. Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской Империи. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1991. 222 с.
  277. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 294 с.
  278. Шлезингер-младший A.M. Циклы американской истории / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. 687 с.
  279. Энциклопедический словарь. Т. IX. СПб., Изд. Брокгауз Ф. А., 1893. 487с.
  280. Эфективность действия правовых норм / Под ред. Пашкова А. С.,
  281. Л.С., Фомина Э. А. Л.: ЛГУ, 1977. 112 с.
  282. Эффективность государственной власти и управления в современной России. Ростов-н/Д: СКАГС, 1998. 180 с.
  283. Эффективность действия правовых норм. Л.: Изд-во ленинградского университета, 1977. 143 с.
  284. Ф 316. Эффективность и качество управленческой деятельности: (государственно-правовой аспект) / Отв. ред. Цветкова В. В. Киев.: Наукова думкова, 1980. 307 с.
  285. Эффективные технологии в системе государственного управления. Майкоп, 1999. 735 с.
  286. Р.Г. Внесенные Президентом Российской Федерации три законопроекта — это серьезная государственно-правовая реформа, направленная на укрепление вертикали исполнительной власти // Российская газета. 2000. 20 мая.
  287. Г. В. Власть аппарата или аппарат власти // Экономика и жизнь. 1992. № 36. С. 15−19.
  288. Г. В. Государственная служба как сфера управления // ПроIблемы теории и практики управления. 1992. № 4. С. 15−21.
  289. Г. В. Основные положения концепции развития государственной службы в Российской Федерации // Вестник государственной службы. М., 1992. Июль. С. 5−16.
  290. Г. В., Казанцев Н. М. Базовые аспекты государственной службы Российской Федерации / Ежегодник 95. Государственная служба Российской Федерации. М.: РАГС, 1996. С. 59−76.
  291. В.Г. Управление как целесообразная деятельность человека // Общественные науки. 1978. № 2. С. 25.
  292. В.М., Сальников В. П., Бородин В. В. Правовое государство и язык закона // Повышение правоохранительной активности граждан в обеспечении перехода в рынку. Часть 2. Н. Новгород, 1993.
  293. Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении // Правоведение. 1992. № з. С. 3−12.
  294. Д.Н. Понятие, принципы, виды // СССР-ГДР: Государственная служба. М., 1986. С. 38−44.
  295. Д.Н. Советская служба: понятие, принципы, виды // СССР-ГДР: Государственная служба. М.: 1986. С. 38−44.
  296. И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Вестник государственной службы. 1993. № 2. С. 40−42.
  297. К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. № 4. С. 24−32.
  298. А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5. С. 104−109.
  299. В.В., Бойцова Л. В. Политическая нейтральность государственных служащих в Англии // Государство и право. 1992. № 9. С. 117−124.
  300. А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7. С. 13−19.
  301. В.В., Иванов В. И., Сальников В. П. Правовая культура реализация права в условиях совершенствования социума // Методологические проблемы государства и права. Куйбышев, 1986. С. 11−20.
  302. В.В., Хон Г.Н., Сальников В. П. О некоторых вопросах повышения эффективности правовых норм // Вопросы профилактики преступлений. JL, 1976. С. 94−104.
  303. А. Цели и задачи кадровой политики // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 4. С. 42−50.
  304. .Н., Коланда В. М. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право. 1995. № 12. С. 18−22.
  305. В.Д. Федеративная государственная служба // Государственная служба России: исследования, разработки, подготовка кадров. Издательство РАГС, 1997Jfe 1.С. 16−33.
  306. Гранат H. JL, Лазарев В. В. Механизм государственно-правового регулирования // Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 304−307.
  307. А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе // Государство и право. 1998. № 10. С. 27−34.
  308. Ю.А., Измайлов Ф. Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. С. 88−96.
  309. .Н. Нужен новый экономический порядок, а для этого необходима сильная и умная власть, крепкое государство И Российская газета. 1997. 25 сент.
  310. .Н. Общими силами — к подъему России // Российская газета. 1998. 14 фев.
  311. Л.Б. Два юбилея российской Конституции // Правоведение. 1999. № 1.С. 4−17.
  312. А.А. К вопросу об эффективности российского законодательства // Правоведение. 1996. № 2. С. 15−21.
  313. А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства // Правоведение. 1999. № 2. С. 81−96.
  314. А.В. Федеративное устройство России // Правоведение. 1997. № 3. С. 3−14.
  315. В.В. Власть // Вестник Московского университета. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1992. № 3. С. 10−23.
  316. М.М. Выступление в Государственной Думе 17 мая 2000 года // Российская газета. 2000. 18 мая.
  317. Д.А. О становлении и задачах правовой кибернетики // В книге: Вопросы кибернетики. Правовая кибернетика. Вып. 40. М.Б. 1977.
  318. Т.В. Методологические предпосылки исследования социального управления // Вопросы философии. 1992. № 1.
  319. .А. В защиту права: (интеллигенция и правосознание) //Вехи: интеллигенция в России (1909−1910). М.: 1991. С. 115−121.
  320. B.C. Реформы Петра Великого / Реформы в России. М.: Луч, 1993. С. 32−41.
  321. В.А. Структурно-видовые особенности государственной службы Российской Федерации // Государство и право. 1998. № 2. С. 37−47.
  322. В.В., Тимофеева Л. Н. Конфликт граждан с чиновниками: почему и зачем? // Государство и право. 1997. № 10. С. 5−15.
  323. В.М. На государственной службе // Народный депутат. 1991. № 13. С. 20−26.
  324. Т.П., Фигатнер Ю. Ю. Советская номенклатура: становление и механизм действия // Вопросы истории. 1993. № 7. С. 25−38.
  325. В.П. различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания // Вопросы философии. 1983. № 3. С. 24−25.
  326. В.В. Реализация законодательной воли // Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 174−180.
  327. В.М. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов // Государство и право. 1996. № 4. С. 3−7.
  328. Е.А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 5−21.
  329. В.И. Методика аттестации федеральных государственных служащих / Управление персоналом государственной службы. М.: РАГС, 1997. С. 396- 445.
  330. Г. В. Правовая система субъекта Российской Федерации // Государство и право республики в составе Российской Федерации. Ростов-н/Д. 1996. С. 22−25.
  331. В.М. Конституционные основы законодательства о государственной службе // Правоведение. 1983. № 4. С. 11−18.
  332. В.М. Концепция Закона о госслужбе // Советское государство и право. 1991. № 12. С. 90−98.
  333. В.М. Нужны основы законодательства о службе Российской Федерации / Государство и право. 1997. № 7. С. 5−11.
  334. М.Н. Социалистическое и правовое государство: каким ему быть? // Советская юстиция. 1983. № 5. С. 10−15.
  335. А.Н. Табель о рангах и социальная мобильность правящего класса в России XVIII в. // Вестник архивиста. М., 1993. № 413. С. 60−69.
  336. А.Н. Табель о рангах как предмет сравнительно-исторического исследования // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1991. С. 158−186.
  337. В.П., Пищулин Н. П. Народ и российская государственность // Проблемы укрепления государственности (сборник трудов). М.: РАГС, 1993. С. 26−54.
  338. В.И., Глазырин В. В. Общие законы управления и правовое регулирование // Советское государство и право. 1978. № 9. С. 40−47.
  339. А.Ф. Закон о государственной службе, как правильно его понимать. Советы специалиста // Хозяйство и право. 1996. № 6. С. 25−26.
  340. А.Ф. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»// Право и экономика. 1995. № 23−24.
  341. А.В. Бюрократия и бюрократизм: к теории вопроса // Государство и право. 1993. № 12. С. 88−89.
  342. Н.П. О концепции государственной службы в Российской Федерации // Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М.: РАГС, 1993. С. 20−32.
  343. Т.Н. Функции права // Общая теория права. Н. Новгород. 1993. С. 267−270.
  344. Развитие государственной службы в Российской Федерации: тезисы концепции // Вестник государственной службы. М., 1992. Август. С. 2−8.
  345. Рекомендации научно-практического совещания по развитию государственной службы в Российской Федерации, состоявшегося в Москве 28 29 апреля 1992 г. //Вестник государственной службы. М., 1992. № 1. С. 17−21.
  346. Ю.А. Государственная служба как фактор управления целостности российского федеративного государства // Государство и право. 1999. № 4. С. 53−57.
  347. Ю.А. О государственной службе в СССР // Проблемы теории и практики управления. 1990. № 5. С. 99−103.
  348. Ю.А. Система работы с кадрами в условиях перестройки: социально-правовой аспект // Советское государство и право. 1986. № 12. С. 11−20.
  349. И. Не воспринимать разделение властей как их отчуждение, а тем более соперничество // Российская газета. 1994. 26 февраля.
  350. B.C. К судьбе государственного управления // Государство и право. 1995. № 2. С. 14−22.
  351. В.П. Правовая культура // Актуальные проблемы теории права: Курс лекций / Под ред. К. Б. Толпачева и А.Г.хабибулина. Уфа, 1995.
  352. В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства // Демократия и законность: проблемы развития и соотношения. Самара, 1991.
  353. В.П. Советское правовое государство и юридическая наука: Круглый стол // Советское государство и право. 1989. № 3. С. 62−65.
  354. . Структурные аспекты реформы // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 12. С. 62−68.
  355. Свод законов Российской империи. Книга первая. Т. III. СПб., 1876.
  356. Л.И. Цивилизационные парадигмы в истории России // Общественные науки и современность. 1996. № 5. С. 110−115.
  357. Л.А. Совершенствование законодательства о советской государственной службе // Советское государство и право. 1984. № 5. С. 27−34.
  358. В. Номенклатура в историческом разрезе // Через Тернии. М., 1990. С. 187−199.
  359. В.Н. Трудовые правоотношения внутри трудового коллектива // Советское государство и право. 1989. № 6. С. 30−37.
  360. Ю.Н. Вопросы реформирования государственной службы в Российской Федерации // Правоведение. 1995. № 6. С. 6−16.
  361. В.А. Проблемы нормативно-методического обеспечения и оценки результатов труда государственных служащих // Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М.: РАГС, 1993. С. 46−53.
  362. А.Н. экологические права и обязанности человека в условиях роста искусственной среды жизни: тезисы выступлений на конференции, посвященной 50-летию всеобщей декларации прав человека, 17−18 фев. 1999. И.: МНЭПУ, 1999. С. 102−104.
  363. В.В. Многопартийная система как предпосылка формирования гражданского общества и правового государства // Гражданское общество иправовое государство: предпосылки формирования. М., 1991. С. 38−48.
  364. С.А. Какие принципы исследуем: Из стенограммы конституционного совещания // Российская газета. 1993. 26 окт.
  365. Т.В. Демократизация системы управления // Правовая реформа и совершенствование управления регионами. Саранск, 1991. С. 50−57.
  366. В.В. К вопросу об эффективности и качестве управления // Советское государство и право. 1980. № 6. С. 22−28.
  367. В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 78 80.
  368. В.Е. Российская Конституция и международный опыт // Государство и право. 1998. № 12. С. 5−14.
  369. К. Оценка труда в системе государственного управления // Государственная служба: Зарубежный опыт. Вып. 19. Государственная служба: социально-психологические аспекты. М., 1997. С. 54−69.
  370. А.И. Эффективность государственной службы и пути ее повышения / Эффективность государственной власти и управления в современной России. Ростов-н/Д. Издательство СКАГС. С. 88−99.
  371. В. Причины кризиса административно-командной системы и ее противоречия // Вопросы экономики. 1992. № 1. С. 145−147.
  372. Диссертации и авторефераты
  373. Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел. Государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки проектирования: Автореф. Дис.. д-ра юр. наук. СПб., 1998. 26 с.
  374. А.Б. Организационно-правовые проблемы информационного обеспечения государственных органов: Автореф. дис. .д-ра юр. наук. М., 1995. 38 с.
  375. Ассанов Е. В. Демократическое правовое государство и его становление в
  376. Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. юр. наук. М., 1995.20 с.
  377. З.Н. Концепция правового государства (история, теория и практика): Автореф. дис. .канд. юр наук. Алма-Ата, 1992. 21 с.
  378. Е.Ю. Личность в системе отношений власти : теоретико-правовые и социально-психологические аспекты: Автореф. дис. .канд. юр. Наук. М., 1995.20 с.
  379. Э.П. Федерализм в России: теоретико-правовой аспект: Автореф. дис.. канд юр. наук. М., 1997. 26 с.
  380. .П. Система органов государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. юр. наук. М., 1998. 50 с.
  381. Л.А. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: Автореф. дис. .канд. юр. наук. М., 1991 19 с.
  382. З.В. Конституционная защита системообразующих прав человека в Российской Федерации (жизнь, свобод, равноправие, демократия): Автореф. дис.. канд. юр. наук. М., 1999. 26 с.
  383. В.М. Принцип профессионализма и компетентности в государственной службе Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. юр. наук. М., 1997. 20 с.
  384. Ким А. Н. Конституционно правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: теоретико-правовые и организационные аспекты: Автореф. дис. .канд. юр. наук. М., 1996. 27 с.
  385. И.В. Правовой статус должностного лица в системе органов внутренних дел: административно-правовой аспект: Автореф. дис. .канд. юр. наук. СПб., 1998. 16 с.
  386. А.Б. Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства: Автореф. дис. .канд. юр. наук. Саратов, 1992. 24 с.
  387. Д.М. Административно-правовые проблемы государственнойслужбы в Российской Федерации: Дис. д-ра юр. наук. М., 1998. 49 с.
  388. Г. Д. Конституционные аспекты формирования Российского правового государства: Автореф. дис. .канд. юр. наук. М., 1990. 21 с.
  389. В.П. Правовая культура : теоретико-методологические аспекты: автореф. дис.. д-ра. юр. наук. Л., 1990. 24 с.
  390. Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Автореф. дис. .д-ра юр. наук. М., 1996. 37 с.
  391. Л.Б. Право. Конституция. Правовое государство .(Концепции демократического конституционализма правового государства): Автореф. дис. .д-ра юр. наук. СПб., 1992. 39 с.
  392. Ю.А. Власть и управление в социалистическом обществе: Автореф. дис. .д-ра юр. наук. М., 1969. 12 с.
  393. К.Б. Теоретико-методические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дис. .д-ра юр. наук. СПб. 1998.49 с.
  394. А.В. Правовые и организационные проблемы регулирования государственной службы: Автореф. дис. .канд. юр. наук. М., 1997. 22 с.
Заполнить форму текущей работой