Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование налоговых отношений с участием иностранных организаций в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положения диссертационного исследования могут бьггь использованы при разработке законопроектов по внесению измененний и дополнений в Налоговый кодекс РФ, касающихся порядка применения международных договоров Российской Федерации, установления в законодательстве четкого определения деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства по налогу на прибыль, включения в главу 25… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовые основы налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации
    • 1. Конституционные принципы налогообложения иностранных организаций
    • 2. Международные соглашения по вопросам налогообложения как источники правового регулирования налогообложения иностранных организаций
    • 3. Некоторые проблемы соотношения международных соглашений по вопросам налогообложения с законодательством’б налогах и сборах в РФ
  • Глава II. Специфика налогообложения иностранных организаций в
  • Российской Федерации по отдельным видам налогов
    • 1. Иностранная организация как субъект налогообложения
    • 2. Налогообложение прибыли (доходов) иностранных организаций
    • 3. Налогообложение иностранных организаций налогом на добавленную стоимость
    • 4. Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования налоговых отношений с участием иностранных организаций

Правовое регулирование налоговых отношений с участием иностранных организаций в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Современная социально — экономическая ситуация в России характеризуется недостаточностью финансовых ресурсов для реализации стоящих перед государством задач. Налоги как основной источник доходов бюджетной системы являются важным фактором в решении этой проблемы.

Существующие негативные тенденции в экономике нашей страны неизменно отражаются на налогообложении. По мнению экономистов, результаты проводимой в том или ином государстве экономической политики во многом зависят от эффективности регулирования экономических процессов в государстве1. Привлечение капитала в различные сферы промышленного производства должно способствовать как росту внутреннего валового продукта, так и налоговым поступлениям в бюджет.

Одним из действенных средств улучшения экономического положения любого государства выступает политика, направленная на привлечение иностранных инвестиций в свою экономику.

Для осуществления коммерческой деятельности и капиталовложений в нашей стране иностранным организациям требуется соответствующая система гарантий, в том числе в сфере налогообложения, поэтому Российской Федерации необходимо совершенствовать систему правового регулирования налогообложения, сочетая интересы бюджета с интересами инвесторов и четко определяя правовое положение налогоплательщиков — иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в России.

Еще А. Смит писал: «Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности"2. Однако следует отметить, что норм российского законодательства, специально регулирующих налоговые отношения с участием иностранцев, в настоящее время достаточно мало. В.

1 Адкинсон Э. Б., Стиглиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. — М: ЮНИТИ, 1995. -С. 137−176. одних случаях такие пробелы в законе приводят к неограниченной налоговой юрисдикции государства в отношении иностранных организаций, состоящих на учете в налоговых органах. Это проявляется в том, что к ним предъявляются те же самые требования, что и к российским организациям — налогоплательщикам, в то время как в отношении иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете, требования налоговых законов необоснованно низки или не могут быть реализованы, что приводит к нарушению конкурентоспособности на внутреннем рынке. Таким образом, сама постановка на налоговый учет, изначально введенная лишь для осуществления налогового контроля, фактически становится для иностранных организаций самостоятельным элементом налогообложения наряду с объектом налогообложения.

Налоговое законодательство подвергается более частым изменениям и поправкам, чем любое другое. Многие из негативных факторов в правовом регулировании налогообложения иностранных организаций были устранены с включением в Налоговый кодекс РФ новых глав по соответствующим налогам. Безусловно, корректировки в законодательном акте способствуют его уяснению и более эффективному применению. Вместе с тем, с внесением изменений меняется и правоприменительная практика, а также суммы уплачиваемых налогов, что не отвечает конституционному принципу стабильности условий хозяйствования5.

Реформы налогового законодательства внесли ясность во многие вопросы налогообложения, но, одновременно, создали новые трудности, связанные не столько с общей оценкой иностранцами действующего в России законодательства, сколько с его применением.

В последнее время растет научный интерес к вопросам налогообложения, что обусловлено активным проведением налоговой реформы, а также сложностью и практической значимостью для экономики страны проблем налогового законодательства. Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют комплексные исследования проблем правового регулирования налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации. Сами иностранные лица не стремятся активно.

2 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 1935., Т.2. С. 314.

3 Конституционный Суд РФ в Определении от 01.06.1999 г. № 111−0 указал, что конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции РФ, применяется и к сфере регулирования налоговых отношений. участвовать в российской экономике, опасаясь ее нестабильности, которая проявляется, в том числе, в сфере налогов в результате часто вносимых в законодательство изменений и поправок. Видимо из-за этого, в ряде существующих работ, как научного, так и практического характера, освещены лишь отдельные аспекты правового регулирования налоговых отношений с участием иностранцев. В то же время, необходимо изучать и совершенствовать систему налогообложения иностранных лиц.

Ошибки в применении норм права, большое число спорных вопросов, связанных с налогообложением, свидетельствуют о сложности и казуистичности законодательства о налогах и сборах. Несбалансированное правовое регулирование налогообложения иностранных лиц способствует уклонению от уплаты налогов, что, в свою очередь ведет к потерям доходов бюджетов и иным негативным последствиям для развития российской экономики в целом.

Формирование четкой правовой позиции России по поводу налогообложения иностранцев должно положительно сказаться не только на притоке инвестиций из зарубежных источников, но и на бюджетных поступлениях. Совершенствованию налогового законодательства и обеспечению последовательности проводимой в нашей стране налоговой реформы должно способствовать создание научной основы правового регулирования налогообложения иностранных лиц.

В связи с данными обстоятельствами, в настоящей работе комплексно исследуются особенности правового регулирования налоговых отношений с участием иностранных организаций в Российской Федерации. Автор стремится выделить основные позиции, разработанные в науке налогового права, принципы, на которых строится налоговое законодательство, основные тенденции правоприменительной практики в сфере налогообложения.

Выявляя общие подходы к решению юридических вопросов налогообложения иностранных организаций, автор заостряет внимание на наиболее спорных вопросах применения действующего налогового законодательства, возникающих в практике работы налогоплательщиков, налоговых органов и арбитражных судов.

Состояние научной разработки темы. Исследованию проблем налогообложения иностранных лиц в РФ, а также проблемам международного налогового права посвящены работы отечественных авторов, таких, как А. В. Брызгалин, Д. В. Винницкий, О. Ю. Коннов, С. П. Котляренко, В. А. Кашин, С. Г. Пепеляев, А. А. Петров, Г. В. Петрова, А. А. Петрыкин, В. В. Полякова, Л. В. Полежарова. Вопросы международного налогового права подробно исследовались зарубежными авторами — Ф. Бейкером (Ph. Baker), Р. Дернбергом (R. Doerenberg), A. Скаром (A. Scaar), К. Фогелем (К. Vogel) и другими.

Наиболее фундаментальной работой, посвященной проблемам налогового права за рубежом, является исследование Г. П. Толстопятенко «Европейское налоговое право"4.

На развитие теории налогообложения существенное влияние оказали труды дореволюционных российских ученых, в частности, В. А. Лебедева, Н. И. Тургенева, И. И. Янжула. В качестве теоретического материала при написании настоящей диссертации были также использованы труды А. П. Алехина, В. В. Витрянского, Г. А. Гаджиева, С. А. Герасименко, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, В. А. Демина, Р. Ф. Захаровой, М. Ф. Ивлиевой, Н. А. Куфаковой, И. И. Кучерова, Н. П. Кучерявенко, Р. А. Мюллерсона, Т. Н. Нешатаевой, М. В. Карасевой, И. И. Лукашука, Е. А. Ровинского, Н. И. Химичевой, Д. М. Щекина, других отечественных и зарубежных правоведов.

Объектом исследования являются теоретические и практические проблемы правового регулирования налоговых отношений с участием иностранных организаций, являющихся налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации.

Предметом исследования выступает законодательство РФ о налогах и сборах, заключенные Россией международные договоры по вопросам налогообложения с иностранными государствами и материалы договорной практики государств по указанным вопросам, подзаконные нормативные акты МНС России, Минфина России, теоретические работы, материалы административной и судебной практики по налоговым спорам.

Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является определение особенностей правового регулирования налоговых отношений с участием иностранных организаций в Российской Федерации путем системного анализа действующих норм национального и международного права, регулирующих налогообложение, сравнение существующих точек зрения и выявление новых теоретических подходов к решению проблем налогообложения в современных условиях развития рыночной экономики в нашей стране и интеграции России в систему мирохозяйственных связей, выработка рекомендаций по совершенствованию механизмов правового регулирования налогообложения данной категории лиц.

Для достижения поставленных целей диссертантом решались следующие задачи:

— определить основные конституционные принципы, в соответствии с которыми осуществляется регулирование налогообложения иностранных организаций и которые оказывают существенное влияние на развитие налогового законодательства в данной сфереисследовать соотношение объекта и субъекта налогообложения применительно к иностранной организацииопределить причины возникновения международного двойного налогообложения, принятые в международной договорной практике способы его устранения и обозначить сферу регулирования международного налогового договора, его место в правовой системе России в целом и в системе источников налогового права в частности;

— рассмотреть специфику налогообложения в РФ иностранных организаций основными налогами — налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость, выявить общие и отличительные черты правового регулирования обложения иностранных организаций иными действующими на территории РФ налогами;

— исследовать налоговую правосубъектность иностранной организации и ее российских отделений, рассмотреть вопросы самостоятельного исполнения налоговых обязанностей иностранными организациями и налоговыми агентамироссийскими организациями, определить юрисдикцию налоговых органов РФ по осуществлению налогового контроля в отношении иностранной организациивыработать предложения по совершенствованию налогообложения иностранных организаций.

4 Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. — М.: НОРМА, 2001.

Методологическая основа диссертации. Работа основана на принципах комплексного и всестороннего исследования правового регулирования налоговых отношений с участием иностранных организаций как налогоплательщиков Российской Федерации путем системного анализа нормативной базы и правоприменительной практики. В рамках действующей системы налогообложения автором широко используется сравнительно-правовой метод исследования, выделяются общие и особенные признаки в правовом регулировании рассматриваемых отношений. Предпринятый анализ отношений в сфере налогообложения основывается на сочетании экономического содержания налогов как финансового инструмента с их правовой формой выражения. Также используется формально-логический метод исследования.

Научная новизна настоящей диссертации заключается в том, что это одно из первых комплексных исследований правового регулирования налоговых отношений с участием иностранных организаций, осуществляющих деятельность и уплачивающих налоги в Российской Федерации.

Наряду с наиболее разработанными в отечественных и зарубежных источниках проблемами налогообложения прибыли иностранных организаций и избежания двойного налогообложения данным налогом в соответствии с международными соглашениями, в диссертации исследуются также некоторые вопросы налогообложения иностранных организаций иными налогами, предусмотренными действующей в России налоговой системой. В то время как налог на прибыль занимает преимущественное положение в налоговых системах России и зарубежных стран остальные налоги также составляют в совокупности значительную налоговую нагрузку для иностранных инвесторов. Вместе с тем, их взимание с иностранных организаций и связанные с этим проблемы налогообложения практически не рассмотрены в литературе. Не освещаются исследователями особенности правосубъектности иностранных организаций в налоговых отношениях, налогового администрирования, отсутствует необходимый понятийный аппарат, который бы учитывал специфику налогообложения иностранных организаций.

Недостаточно внимания уделяется законодателем правовому регулированию налогообложения иностранных организаций, отсутствует системный подход при разработке нормативно-правовой базы, что характеризует нестабильность правового положения иностранных организаций, ведущих коммерческую деятельность в Российской Федерации, в налоговых отношениях.

Поднимая в целом вопросы налогообложения и налоговых правоотношений с участием иностранной организации, автор пытается выявить основные тенденции при проведении налоговой реформы. Исследование данных проблем обусловливает ряд выводов и положений, которые направлены на совершенствование правового регулирования сферы налоговых отношений с участием иностранных организаций.

Основные положения, выносимые на защиту. В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие новые и содержащие элементы новизны положения:

1. Делается вывод, что основанное на общих принципах налогообложение иностранных лиц имеет основную особенность, которая заключается в соотношении объекта и субъекта налога с учетом территориальных пределов действия налогового законодательства. Наиболее значимыми в целях взимания налогов с иностранных лиц выступают конституционные принципы суверенитета, единства экономического пространства, равного налогового бремени и соразмерности налогообложения, являющиеся основными началами налогового законодательства.

Облагаемый объект может возникать и подвергаться налогообложению только в пределах территории России, что вытекает из принципов суверенитета государства и территориального действия внутреннего закона.

2. Обосновывается, что при налогообложении иностранных организаций необходимо исходить из общеправовых подходов к ведению иностранными лицами деятельности в Российской Федерации, которые заложены в Конституции РФ и Федеральном законе от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», в частности, в конституционных положениях о свободе экономической деятельности, об обеспечении соответствия норм российского права общепризнанным принципам и нормам международного права, а также в положениях закона, определяющих принципы недискриминации иностранных инвесторов по сравнению с национальными лицами, содержащих понятие и правовой статус иностранного инвестора.

3. Предпринятый в работе анализ системы права Российской Федерации позволяет сделать вывод, что закрепленные в статье 3 Налогового кодекса РФ основные начала законодательства о налогах и сборах не применимы в тех случаях, когда налоговые отношения непосредственно регулируются нормами международных договоров по вопросам налогообложения. Это связано с тем, что норма международного налогового договора, как особого источника права, содержит универсальные правила, применяемые к действующим на территории обеих договаривающихся государств налоговым системам, и имеет самостоятельную сферу правового регулирования.

4. Обосновывается, что при толковании норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения и по иным налоговым вопросам применяются общие правила, предусмотренные статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 г. При этом должны учитываться особенности отношений, регулируемых данными соглашениями в соотношении с положениями налоговых законодательств, действующих в каждом из договаривающихся государств, включая все изменения, произошедшие в законодательствах с момента подписания соглашения.

Поскольку правило о толковании неустранимых сомнений и неясностей в актах законодательства о налогах и сборах (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ) не распространяется на неустранимые сомнения и неясности норм международных налоговых договоров, решения взаимосогласительных комиссий, созданных в рамках международных соглашений, и состоящих из представителей компетентных органов, должны рассматриваться в качестве основного способа толкования соглашений. В дальнейшем такие решения могут стать основой для применения соглашений в аналогичных ситуациях иными органами, в том числе налоговыми и судебными органами.

5. Анализ международных налоговых договоров позволяет сделать вывод, что используемый в них термин «предприятие» шире, чем понятие иностранной организации, и употребляется в значении деятельности, приносящей доход (прибыль) «резиденту» договаривающегося государства. Производный от термина «предприятие» термин «постоянное представительство» — это не обязательно наличие отделения самой иностранной организации, но и любой иной способ осуществления предпринимательской деятельности, являющийся источником дохода для «резидента» иностранного государства. Постоянное представительство может быть образовано в случае осуществления иностранной организацией деятельности через другое юридическое или физическое лицо (как российское, так и иностранное), которое выступает на территории государства в качестве зависимого агента иностранной организации. Соответственно, термином «предприятие» может обозначаться также иное лицо, чем «резидент», получающий доход.

6. Исходя из экономического содержания налогов термин «постоянное представительство» предлагается считать специальным правовым признаком объекта налогообложения иностранной организации. Значение термина «постоянное представительство», используемого как в международных договорах, так и в налоговом законодательстве, заключается в осуществлении иностранной организацией такой деятельности, которая потребовала бы регистрации самостоятельно действующего юридического лица на территории этого государства. Автор предлагает считать постоянное представительство возникшим в том случае, когда деятельность российского отделения иностранной организации непосредственно связана с возникновением дохода иностранной компании, даже если такая деятельность является вспомогательной по отношению к деятельности головного офиса этой компании (если оценивать внутреннее распределение деятельности между подразделениями иностранного юридического лица).

Заимствование термина «постоянное представительство» из международных договоров об избежании двойного налогообложения в национальное налоговое законодательство и его использование в законах об иных налогах, кроме налогов на прибыль и на имущество, не означает, что правила договоров расширяют свое действие и применяются к другим налогам, не поименованным в них, поскольку в международных договорах данный термин используется исключительно в целях избежания двойного налогообложения прибыли и имущества организаций.

В работе обосновывается, что применение к иностранным организациям термина «постоянное представительство» в национальном налоговом законодательстве свидетельствует об изменении его правового значения с учетом особенностей, придаваемых ему законами об отдельных видах налогов, что позволяет дать самостоятельное определение этого термина, которое может быть использовано при обложении налогом на добавленную стоимость.

7. Обосновывается, что филиал или представительство иностранного юридического лица, и головной офис этого лица зарубежом — это одна иностранная организация в смысле статей 11 и 19 Налогового кодекса РФ. Обязанности самостоятельного налогоплательщика возлагаются только на расположенные в РФ филиалы или представительства иностранных организаций, в иных случаях обязанность по удержанию налога исполняет налоговый агент. Таким образом, иностранное юридическое лицо является налогоплательщиком, но не исполняет обязанности налогоплательщика самостоятельно.

8. В работе делается вывод о том, что реализация норм налогового законодательства, в частности, исполнение обязанностей налогового агента, не должно порождать возникновения гражданско-правовых последствий. Основой такого вывода являются положения статьи 8 ГК РФ, в которой исчерпывающим образом перечислены основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

9. В целях совершенствования системы налогообложения иностранных организаций предлагается внести в налоговое законодательство нормы, позволяющие налоговым органам заключать с налогоплательщиком — иностранной организацией, начинающей ведение деятельности в РФ, налоговый договор, в котором бы заранее определялась сумма налоговых обязательств иностранного лица, на основе заключенных им с российскими контрагентами сделок, а также устанавливался бы график платежей в бюджеты.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. Выработанные в настоящей работе положения способствуют созданию четкого понятийного аппарата налогового права, связанного с налогообложением иностранных организаций, выявляют специфику данных налоговых отношений в финансово-правовом регулировании. Налогообложение иностранных лиц выделяется и рассматривается автором в качестве института налогового права, имеющего самостоятельные черты, признаки и внутреннюю структуру.

В работе поднимаются не решенные окончательно в правовой науке проблемы соотношения международного и национального, гражданского и налогового, налогового и административного права, по которым высказываются новые точки зрения, основанные на анализе налогового законодательства и практики его применения.

Проведенное исследование в ряде случаев направлено на переосмысление роли закона в налогообложении и метода правового регулирования.

Практическая значимость исследования. Автором формулируются предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство по налогам и сборам, предлагается изменить структуру контролирующих налоговых органов, ввести новые методы налогового контроля, изменить характер взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, используя в налоговых отношениях договорные институты.

Положения диссертационного исследования могут бьггь использованы при разработке законопроектов по внесению измененний и дополнений в Налоговый кодекс РФ, касающихся порядка применения международных договоров Российской Федерации, установления в законодательстве четкого определения деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства по налогу на прибыль, включения в главу 25 Налогового кодекса РФ дополнительных способов определения прибыли, полученной постоянным представительством, а также правил отнесения к прибыли соответствующих расходов, уточнения статуса иностранной организации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, установления особенностей налогового контроля иностранных организаций и порядка применения налогового договора с иностранной организацией, а также при разработке нормативных правовых актов органов исполнительной власти по вышеуказанным вопросам, в частности, по налоговому контролю иностранных организаций, а также по созданию специализированных налоговых органов, по обмену налоговой информацией с зарубежными налоговыми органами, по взысканию недоимок за счет денежных средств и имущества иностранных организаций.

Кроме того, практические выводы исследования могут быть использованы в правоприменительной практике налогоплательщиков, налоговых органов, арбитражных судов при рассмотрении конкретных вопросов.

Содержащиеся в работе выводы и предложения также могут быть использованы в учебном процессе при проведении занятий по предметам «Финансовое право», «Налоговое право», спецкурсу «Правовое регулирование налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования докладывались на двух научных конференциях, состоявшихся в 2001 г. в Институте международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, в Институте экономики и предпринимательства и изложены в форме опубликованных статей.

Материалы и теоретические выводы работы использовались автором при чтении лекций и проведении семинарских занятий по предмету «Налоговое право» и спецкурсам «Административно — налоговая юрисдикция», «Основы деятельности налоговых органов», «Международное налоговое право» во Всероссийской государственной налоговой академии МНС России.

Практические выводы исследования и правовые позиции использованы Управлением международных налоговых отношений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам при разработке проекта Приказа МНС России от 28.03.2003 г. №БГ-3−23/150 «Об утверждении методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций"5, при проведении методической работы, даче письменных разъяснений налогоплательщикам и нижестоящим налоговым органам, а также Межрайонной инспекцией МНС России № 38 по г. Москве, которая является единственным в России специализированным налоговым органом по налогообложению иностранных организаций, в работе с данной категорией налогоплательщиков и при рассмотрении налоговых споров с участием иностранных.

5 Финансовая газета, 2003., № 15. лиц в Арбитражном суде г. Москвы, Федеральном арбитражном суде Московского округа, зарубежных судах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, а также библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Правовое регулирование налоговых отношений с участием иностранных организаций занимает особое место в налоговом праве России и может быть определено как регламентированная правовыми нормами модель отношений государства и иностранного капитала по поводу налогообложения. Национальная система правового регулирования налогообложения иностранных организаций тесно связана с инвестиционными процессами в государстве и международными экономическими отношениями, поэтому от эффективности ее функционирования во многом зависит успешное развитие рыночной экономики в нашей стране.

Проведенное исследование позволило комплексно рассмотреть проблемы правового регулирования налогообложения иностранных организаций в качестве российских налогоплательщиков, сформулировать теоретические выводы и практические предложения, направленные на совершенствование действующего налогового законодательства. Кроме основных положений, выносимых на защиту, в диссертационном исследовании содержится ряд дополнительных выводов и рекомендаций.

1. Значительное место в системе источников правового регулирования налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации занимают международные договоры по вопросам налогообложения, большинство которых регулирует избежание двойного налогообложения. Устранение проблемы двойного налогообложения путем заключения соответствующих международных договоров является проявлением регулирующей функции налогов, стимулирующей внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов договаривающихся государств. В диссертационном исследовании обосновывается, что международные договоры об избежании двойного налогообложения регулируют самостоятельную область налоговых отношений, и поэтому не нуждаются в установлении в национальном законодательстве условий их реализации, за исключением тех, которые касаются неприменения льготного налогообложения, предусмотренного договором, к недобросовестным налогоплательщикам по результатам проведения предусмотренных законодательством процедур налогового контроля.

Правоприменительная практика по международным договорам об избежании двойного налогообложения должна исходить из целей и принципов данных договоров, которые состоят в установлении одинаковых взаимных условий однократного по существу налогообложения добросовестных налогоплательщиков каждого из договаривающихся государств в целях содействия развитию международной торговли и укреплению экономических связей между государствами.

Международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, занимает особое место в российской правовой системе: он не должен противоречить статье 57 Конституции РФ об установлении законом налогов, обязательных к уплате, и, в частности, ухудшать положение налогоплательщика, возлагая на него новые обязанности, не закрепленные в налоговом, законодательстве, увеличивать ставку налога.

2. В ходе исследования выявлена недостаточная определенность правового регулирования налогообложения иностранных организаций в российском налоговом законодательстве, что негативно сказывается как на стабильности условий хозяйственной деятельности иностранных организаций в России, так и на бюджетных поступлениях. Для устранения данных факторов в налоговом законодательстве необходимо более подробно сформулировать, какая конкретно деятельность приводит к образованию постоянного представительства, в ином случае любая деятельность может быть сведена налогоплательщиком к подготовительной или вспомогательной. В диссертационном исследовании утверждается, что подготовительный и вспомогательный характер деятельности постоянного представительства иностранной организации может определяться в зависимости от основной деятельности организации в целом, однако в любом случае такая деятельность не должна приводить к возникновению прямого дохода, т. е. непосредственно не должна быть связана с доходом.

3. Неоправданным с практической точки зрения представляется исключение из гл. 25 НК РФ условных методов исчисления прибыли, поскольку в ряде случаев иностранная организация не может выделить часть доходов и (или) расходов, связанных с постоянным представительством, поскольку кроме налогового законодательства ни один закон не требует такую часть выделять, а в ряде случаев налоговые органы не в состоянии сделать это за налогоплательщика, не обладая полной информацией об общем финансовом результате деятельности иностранной компании.

Кроме того, в законодательстве необходимо установить специальные правила, регулирующие передачу по счетам внутреннего учета иностранной компании доходов и расходов из головного офиса, связанных с постоянным представительством, и установить порядок их принятия на налоговый учет российским отделением этой компании.

4. С целью совершенствования системы налогового контроля иностранных организаций и соблюдения прав налогоплательщиков необходимо разработать порядок одновременной проверки всех отделений одной иностранной организации, расположенных в различных регионах на территории РФ, а также порядок совместного учета переплат и недоимок по налогам федерального уровня для правильного применения налоговых санкций и исчисления пени. Для реализации этой задачи необходимо создать специализированный налоговый орган, полномочный осуществлять налоговый контроль на всей территории России в рамках этой группы налогоплательщиков.

В ходе контрольных мероприятий этот налоговый орган должен напрямую осуществлять обмен налоговой информацией с компетентными органами зарубежных государств в рамках заключенных международных соглашений.

5. В самом начале статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на получение от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком таких разъяснений признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Таким образом, законодатель признает, что действие нормы налогового законодательства в конкретной ситуации может быть ошибочно понято как налогоплательщиком, так и контролирующим органом. Об этой проблеме свидетельствуют и различные разъяснения, данные налоговыми органами по одинаковым вопросам, обширная судебная практика по налоговым спорам, признающая недействительными нормативные и ненормативные акты налоговых органов. Однако и в судебных актах можно зачастую встретить различное понимание одних и тех же вопросов налогообложения.

В диссертационном исследовании делается вывод, что налоговое законодательство не способно универсально регулировать все отношения, возникающие при налогообложении иностранных организаций, поэтому в ряде случаев необходимо индивидуально, по согласованию с налоговым органом определять размер налогового обязательства в зависимости от специфики хозяйственной деятельности иностранного лица. Предлагается внести в налоговое законодательство нормы о договорах между налоговыми органами и налогоплательщиками по поводу порядка исчисления размера налоговой.базьг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ НОРМА ТИВНЫЕ АКТЫ
  2. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
  3. Основы Гражданского законодательства Союза ССР и республик утв. ВС СССР 31.05.1991 г. № 2211−1 // Ведомости СНД и ВС СССР. № 26. 26.06.1991. ст. 733.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. ст. 3301.
  5. Бюджетный кодекс Российской -Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. ст. 3823.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. N 31. 03.08.1998. ст. 3824.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 N117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. N 32. ст. 3340.
  8. Закон РФ от 21.03.1991 г. № 943−1 «О налоговых органах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 11.04.1991. N 15. ст. 492.
  9. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2116−1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» // Российская газета. 05.03.1992. N 53.
  10. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 11.04.1991. N 15. ст. 492.
  11. Закон РФ от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. N 29. ст. 2757.
  12. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. ст. 3825.
  13. Федеральный закон от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.07.1999. N 28. ст. 3493.
  14. Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений идополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.07.1999. N 28. ст. 3487.
  15. Постановление Правительства от 28.05.1992 г. № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества». // Собрание законодательства РФ. 07.07.1997. N 27. ст. 3261.
  16. Инструкция Госналогслужбы РФ от 16.06.1995 г. № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» // Российские вести. 27.07.1995. N139.
  17. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.06.1999. N 26,
  18. Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций утв. Приказом МНС России от 07.04.2000 г. №АП-3−06/124 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 19.06.2000, N 25.
  19. Приказ МНС России от 20.12.2000 г. №БГ-3−03/447 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 „Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации». // Российский налоговый курьер. 2001. № 3.
  20. Приказ МНС России от 20.12.2002 г. №БГ-3−02/729 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 „Налог на прибыль организаций“ части второй Налогового кодекса Российской Федерации». // Экономика и жизнь. 2003. № 1.
  21. Кодекс международного частного права (Кодекс Бустаманте 1928 года) (Гавана, 20.02.1928) // Международное частное право. Сборник документов. -М.: БЕК, 1997.
  22. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.-М.: БЕК, 1996. С. 460 464.
  23. Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) (Рим, 25.03.1957) // Договоры, учреждающие европейские сообщества. М.: Право, 1994. С. 95−288.
  24. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов" (Гаага, 05.10.1961) // Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. -М.: СПАРК, 1996. С. 15−19.
  25. Европейская социальная хартия (ETS N 35) (Турин, 18.10.1961) // Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990. С. 119 -128.
  26. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 г. // Международное публичное право. Сборнцк документов. Т. 1. -М.: БЕК, 1996. С. 464 470.
  27. Венская конвенция о праве международных договоров (Вена, 23.05.1969) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 67 — 87.
  28. Венская конвенция ООН 11.04.1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров//Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII.-М., 1994. С. 335 357.
  29. Соглашение между Правительством СССР и Правительством республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (Москва, 29.10.1982)//Ведомости ВС СССР. 05.10.1983 г. N40. Ст. 600.
  30. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20.03.1993 г.) // Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М.: СПАРК, 1996. С. 53−57.
  31. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта (Киев, 26.05.1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 8.
  32. Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 г. об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество // Собрание законодательства РФ. 23.02.1998. N8. ст. 913.
  33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никозия, 05.12.1998) // Бюллетень международных договоров. 1999. № 12. С. 46−61.
  34. I. МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  35. Постановление КС РФ от 08.10.1997 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт — Петербурге в 1995 году» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 5.
  36. Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.96 № 10 «Обзор практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц» //9.
Заполнить форму текущей работой