Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные мотивы лирики Зинаиды Хостикоевой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры осетинского литературного творчества ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. K.JI. Хетагурова». Основные положения и результаты работы изложены в докладах на всероссийских, региональных, республиканских конференциях, на итоговых научно-исследовательских конференциях ГОУ ВПО… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Система нравственных и эстетических идеалов Зинаиды Хостикое-вой
    • 1. 1. Художественное воплощение темы поэта и поэзии в лирике автора
    • 1. 2. Патриотизм как основа этических ценностей в художественном мире поэта
  • Глава 2. Мир чувств и переживаний женщины в поэтической интерпретации Зинаиды Хостикоевой
    • 2. 1. Тема любви в художественном освещении автора
    • 2. 2. Понятие счастья в этическом восприятии художника слова
  • Глава 3. Образ матери и тема родного очага в лирике Зинаиды Хостикоевой
    • 3. 1. Образ матери в лирике Зинаиды Ахметовны Хостикоевой
    • 3. 2. Поэтическое отражение темы родного очага в лирике творческой личности

Основные мотивы лирики Зинаиды Хостикоевой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Огромная нагрузка в обсуждении проблем, стоявших перед страной в переломные моменты её развития, ложилась на художественную литературу, которая отчётливее других форм общественного сознания отражала противоборство политических и идеологических сил.

Во второй половине 50-х — 60-е годы оной из центральных проблем духовной жизни стала проблема свободы творчества, право художника на своё мнение, свой стиль. Прогрессивно мыслящие писатели знакомили своего читателя со своим героем — ищущим, думающим, сомневающимся. Для них предназначение литературы состояло не в проповеди идеологических догм, а в нравственном совершенствовании общества. Они поднимали важные проблемы соотношения традиции и новаторства в культуре, поиска художником своего пути в познании окружающего мира.

Во второй половине 60-х годов после непродолжительного периода «оттепели» творческая интеллигенция вновь начала ощущать усиление идеологического давления. Перед творческой интеллигенцией ставилась конкретная задача — отражать действительность с жизнеутверждающих позиций, показывать героику и романтику строительства «светлого будущего».

Несмотря на это деятели литературы и искусства, так или иначе, завоевали пространство для выражения своих сокровенных дум и чаяний. Главными мотивами их творчества становились идейно-нравственные искания современника, верность долгу, служение людям, осуждение мещанства и ханжества.

Произведения осетинских писателей переводились на языки народов Советского Союза. В эти годы в центральных изданиях были опубликованы сборники произведений многих осетинских поэтов. В их числе была и Зинаида Ахметовна Хостикоева. В 1962 году вышел сборник её стихотворений «Заря в моём окне», а в 1981;ом — «Песнь водопада».

В осетинской литературе второй половины 50-х — первой половины 80-х годов нашли отражение как общие, так и особенные черты общественно-политического развития многонациональной Северной Осетии, обусловленные влиянием разнохарактерных процессов времени «оттепели» и «застоя».

В литературной жизни за утратами всегда следуют обретения и новые достижения. Из всех жанров литературы тех лет интенсивнее всего развивалась поэзия. Лирика раскрывает внутренний мир современного человека, его тревоги и ожидания. Яркими представителями поэзии второй половины XX века, вдохновенно, глубоко, свободно мыслящими и творящими поэтами нового поколения стали А. Царукаев, Н. Джусойты, X. Дзаболаты, Г. Бестауты, А. Кодзати, В. Малиев, Ш. Джикаев, Х.-М. Дзуццати, Х.-У. Алборты, Т. Хаджеты, Т. Кокаев, К. Ходов, М. Дзасохов и др. «В центре внимания осетинских поэтов — наш современник, его богатый внутренний мир. Строитель и мыслитель, человек высокого интеллекта, он — наследник культурных достижений человечества. Поэтому он мыслит свободно, глубоко и масштабноего интересует история, в которой он видит и связь времён, и непрерывность героических и культурных традиций, и истоки будущих великих свершений народа. Его волнуют жгучие вопросы времени: и судьбы мира и земли, и судьба современной цивилизации, в конечном счёте, судьба человечества. Ему свойственно мудрое отношение к духовным ценностям своего народа, к истокам его нравственных и творческих сил"1.

В когорте известных поэтов-шестидесятников достойное место заняла 3. Хостикоева (1937;1995). Зримой образностью, искренностью чувств и материнской заботой об Осетии подкупают стихотворения Зинаиды Ахметовны Хостикоевой. В них естественно сочетаются женская нежность и мужественная скорбь, её поэзия — откровение высокой и светлой души. Критики писали: «Каждый очередной сборник или цикл стихов 3. Хостикоевой свидетельствует о серьёзной работе и большой требовательности поэтессы к писательскому труду, о совершенствовании её поэтического мастерства. Стихи Хос.

1 Джикаев Ш. Свет правды и добра// Антология осетинской поэзии. Орджоникидзе, 1984. С. 25. тикоевой отличаются высокой гражданственностью и глубоким психологизмом, тонким лиризмом"1.

В течение сорока лет 3. Хостикоева стала автором около ста поэтических произведений, рассказов, повестей и критических статей, а также путевых заметок и переводов на осетинский язык, которые явились основой для десятка книг. «Заря в моём окне» — так называется первый поэтический сборник Зинаиды Хостикоева, вышедший в 1962 году в московском издательстве «Молодая гвардия» в переводе на русский язык, когда 3. Хостикоева ещё училась в литературном институте. Второй сборник «Саеууон аертазх» («Утренняя заря») увидел свет в 1967 году в Южной Осетии. За ним последовали «/Ервхуыз сагъагстаг» («Голубые думы», 1971 год), «Уарзондзинады монолог» («Монолог любви», 1975 год), «Л^мае цагъта дзэенгаерджытае уалдзагг» («И звенела весна», 1981 год), «Песнь водопада» (1981 год), «Уыцы чызджы писмотэг» («Письма той девушки», 1984 год), путевые заметки «Мои афганские встречи» (1988 год), «Сэгуэгхсиды зэглтэе» («Звон зари», 1988 год), «ЛЗрвназрыны размэг» («Перед грозой», 1994 год) и «Табуйаг» («Святость», 1998 год), который вышел после смерти поэта. Данным книгам характерен тонкий лиризм, образное мышление, выразительный язык, чёткая гражданская позиция.

Поэзия Зинаиды Хостикоевой богата тематическим разнообразием. Её лирические стихи о вечных чувствах любви и верности, о непростых взаимоотношениях мужчины и женщины подкупают глубокой искренностью, чистотой и благородством романтической натуры. Первые сборники стихов Зинаиды Ахметовны были высоко оценены её современниками. Среди них Георгий Бестауты, Хаджи-Мурат Дзуццати, Нафи Джусойты, Фёдор Гаглоев (Гафез), Шамиль Джикаев. «Осетинскую поэзию Зина украсила нежным девичьим сердцем. Она привнесла в неё женскую радость и печаль, украсила её нетронутыми чувствами. Она внесла в осетинскую поэзию своё видение ми.

1 Калоев Г. 3. и др. Писатели Северной Осетин. Владикавказ, 1992. С. 312. pa, насытив её красочными женскими впечатлениями"1, — писал Георгий Бес-тауты после появления в свет сборника стихов «Утренняя роса».

Актуальность темы

Изучение идейно-художественного мира творчества Зинаиды Хостикоевой — осетинской поэтессы — диктуется, с одной стороны, требованиями правильного научного освещения истории осетинской литературы, с другой — задачами дальнейшего развития национальной поэзии. Творчество видного осетинского поэта современности до сих пор не было предметом специального исследования. Газетные и журнальные статьи ни в коей мере не создают обобщающую картину её творчества. На этом фоне примечателен труд Х.-М. Дзуццати «Поэтессаейы эервхуыз дуне» («Лазурный мир поэтессы»), в котором даётся обзорный анализ творчества поэта. Актуальность исследования определяется как неизученностью данной темы, так и её научно-теоретической значимостью.

Данная диссертационная работа является первым монографическим исследованием наиболее важных аспектов лирики 3. Хостикоевой, выявляющим колорит и особенности мировосприятия женщины-поэта. Подчёркивается эмоциональность, содержательность, сила и оригинальность её творчества, рассматривается мир образов и мыслей, созданный талантом и вдохновением яркой творческой личности.

Значимость лирики 3. Хостикоевой заключается в использовании литературного наследия поэта как духовной базы для гражданской инициативы и созидания. Постановка проблемы гуманизации общества продиктована не только теоретическими соображениями, но и стремлением высказать свои суждения по затронутым вопросам, определить приоритетные задачи в сфере культурной жизни, в политике, в духовно-культурном воспитании граждан нашей страны.

Объектом исследования послужило творчество Зинаиды Хостикоевой, её лирические произведения на осетинском языке, т. е. в оригинале.

1 Бестауты Гиуаергн. Чызджы загрдаг // Советон Ирыстон. 1968, 7 февр. С. 4.

Предметом исследования являются основные мотивы лирики Зинаиды Хостикоевой.

Цель исследования — изучить идейное и нравственное содержание, структурные и художественные особенности лирики Зинаиды Хостикоевой, выявить её культурно-историческую и эстетическую значимость, определить возможности использования литературного наследия поэта в сфере народного образования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

— осветить биографию и творческий путь Зинаиды Хостикоевой;

— провести идейно-содержательный анализ творчества поэта;

— выявить познавательное, воспитательное и эстетическое значение лирики данной творческой личности;

— изучить основные художественные черты лирики 3. Хостикоевой;

— выявить этические идеалы поэта, воплощенные в художественные образы;

— определить вклад художника слова в поэтическую систему жанров национальной лирики;

— изучить характерные особенности языка поэта.

Для успешного решения поставленных задач в работе применялись следующие методы:

1) теоретический (изучение и разбор литературоведческой и критической литературы);

2) имманентный (описание, анализ стиля, интерпретация художественного произведения);

3) сравнительно-сопоставительный (сравнение и анализ соответствующих литературных явлений и творческих методов создания художественных ценностей в лирике 3. Хостикоевой и в произведениях осетинской и русской литературы, а также рассмотрение повторяющихся мотивов в творчестве поэта и в произведениях других авторов).

Научная новизна диссертации. Самобытное поэтическое творчество 3. Хостикоевой — яркое явление в истории современной осетинской литературы. Её лирика в первый раз становится предметом научного исследования. Новизна исследования заключается в том, что в нём впервые выявляется вклад поэта в художественно-эстетическую практику своего народа на данном этапе развития литературы, освещаются проблемы индивидуальности, истоки её настроения и мысли, особенности её поэтического стиля и стихотворной формы. Впервые рассматриваются такие аспекты творчества 3. Хостикоевой, как неповторимый колорит в описании картин природы и внутренних переживаний человека. Неординарный взгляд поэта на поэтическую деятельность и на многие явления жизни в целом даёт больше возможностей наглядно показать вклад поэта в освоение общечеловеческих ценностей и обуславливает научную новизну диссертационной работы.

Теоретическая значимость исследования. Данная работа является первой попыткой подробного исследования поэзии 3. Хостикоевой. Анализ конкретных стихотворений приводит к выявлению особенностей творчества поэта, а их научное осмысление — к теоретическим выводам и обобщениям. Результаты литературоведческого анализа лирики Зинаиды Ахметовны, принципы выявления её специфики, методика исследования наиболее характерных для поэта художественных средств, раскрытие приёмов типизации, изучение художественного времени и пространства, способов выражения авторской позиции могут стать теоретическим обоснованием при изучении творчества других осетинских поэтов.

Практическая значимость диссертации. Творчество 3. Хостикоевой входит в учебные программы средней школы и филологических факультетов вузов Осетии. Данное исследование может стать учебным пособием и оказать помощь преподавателям и студентам в изучении современной поэзии.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов истории и спецсеминаров по осетинской литературе, а также при разработке специального курса по творчеству 3. Хостикоевойони могут стать материалом для студентов в работе над курсовыми и дипломными сочинениями. Диссертация открывает новые возможности для дальнейшего изучения творчества поэта и процессов развития осетинской литературы на современном этапе.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили научно-теоретические положения трудов известных российских и зарубежных учёных и писателей, в которых рассматриваются важные для нас подходы к изучению произведений литературы, а также труды по вопросам взаимосвязей и взаимодействия литературы и искусства. Это сочинения: Ф. Бэкона, Г. В. Ф. Гегеля, И. В. Гёте, JI. Фейербаха, Стендаля, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Э. Фромм, И. Гарина, У. Фолкнера, Ф. Петрарки, И. П. Эккермана, Ж. Дорст, Эразма Роттердамского, Дж. Кришнамурти, Н. А. Бердяева, Ю. Рюрикова, Г. Н. Поспелова, Г. Гачева, И. Левого, А. Цыбулевского, А. Абуашвили, Е. Евтушенко, Б. Романова, В. А. Приходько, Д. П. Горского, А. А. Ивина, И. И. Киященко, И. Д. Лейзерова, Р. Белоусова, А. Горловского и Др.

В работе использовались труды осетинских литературоведов и критиков: Нигера, Ф. Гаглоева, Ш. Джикаева Х.-М. Дзуццати, В. Ванеева, И. Гуржибе-ковой, Б. Хозиева, Э. Абаева, X. Алборова, X. Цгоева, Л. Кочиевой, С. Дегое-вой и др.

На защиту выносятся следующие положения: творческое наследие талантливого поэта Зинаиды Ахметовны Хостикоевой рассматривается как своеобразное явление в осетинской поэзии 60-х-90-х гг.- в системе нравственных, эстетических и этнических ценностей поэта особое место занимает идея ответственности перед народом, долга перед «малой» родиной и современником, сохранения национально-этнических истоковпоэтическое творчество Зинаиды Хостикоевой пронизано пафосом патриотизма, гуманизма, «всемирной отзывчивости». В гражданской лирике поэта выделяются следующие мотивы: о назначении поэта и поэзиипесни-молитвы, обращенные к женщине-предкуцикл стихотворений, посвященных героям-защитникам отечестваинтимная лирика в художественной системе творчества 3. Хостикоевой предстает в совершенно неожиданном ракурсе, дерзко нарушающем традиции осетинской любовной лирики. Ключевые слова «страсть» и «любовь» играют не только роль лейтмотивов, но и вызывает соответствующее антитезное противостояние в лирике поэтатема истинных и вечных ценностей в лирике Хостикоевой сопрягается с темой очага и образом матери. В цикле стихотворений о матери Хости-коева развивает поэтические традиции Есенина, но преломляет их соответственно личностному и национальному опыту, особенностям местного колорита.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры осетинского литературного творчества ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. K.JI. Хетагурова». Основные положения и результаты работы изложены в докладах на всероссийских, региональных, республиканских конференциях, на итоговых научно-исследовательских конференциях ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. K.JI. Хетагурова», СОИГСИ ВНЦ РАН РСО-Алания и Северо-Осетинского государственного педагогического института Министерства общего и профессионального образования РСО-Алания, а также опубликованы в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК. Результаты исследования использованы автором на занятиях по спецкурсу «Современная осетинская поэзия» со студентами национального отделения СО! НИ Министерства общего и профессионального образования РСО-Алания. По материалам диссертации опубликовано 8 работ. Структура^диссертации определена содержанием, целью и задачами исследования. Работа состоит из. введения, трёх глав, заключения, «примечаний и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотрение основных мотивов лирики Зинаиды Хостикоевой, позволит осветить мастерство поэта, дать обобщающую картину поэзии видной творческой личности.

Примечательно, что Зинаида Ахметовна пробовала свои силы в таких жанрах литературы, как проза и публицистика. Однако ярко и легко выразить свои, мысли, чувства, показать внутренний мир, поделиться своими мечтами, переживаниями, впечатлениями у неё лучше получилось в поэзии. Возможно, стихотворения 3. Хостикоевой не превратились бы в «Песни водопада», «Звон зари» и «Монолог любви», если бы не брали своё начало из духовного арсенала далёких предков. Отсюда — редкая свобода, непосредственность, бодрая, энергичная интонация поэта. Однако с точки зрения поэтической оригинальности в её творчестве стержневыми являются не сами по себе эти внешние признаки выражения образного мышления, а неповторимые внутренние переживания. Именно эта присущая ей глубина чувства обогащает эмоциональное содержание поэзии 3. Хостикоевой, которое придаёт ей своеобразный, индивидуальный колорит.

В своем творчестве Зинаида Хостикоева затрагивает все, традиционные для осетинской и русской поэзии, темы. Но, касаясь того или иного вопроса, поэт либо вступает в полемику с предшественниками, либо открывает новые грани.

Пейзажная лирика, при всей живописности природы Северного Кавказа, занимает небольшое место в творчестве поэтессы. Большая часть ее произведений представляет собой размышления о назначении поэта и поэзии, о смысле жизни, о любви, о взаимоотношениях человека и природы, о Родине, о счастье женщины, о родном очаге.

Велика и многогранна патриотическая лирика Зинаиды Ахметовны Хостикоевой. Хостикоева являлась поэтом-певцом. Она создала образ родной земли и боролась за спокойствие и мир на ней. Такого человека подразумевал.

Н.А. Добролюбов, писав, что он «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно"1.

Как человек, как поэт и гражданин, преданное дитя своей малой Родины Зинаида Хостикоева никогда не была в стороне от общественной жизни. Всегда готовая на помощь, она не оставалась безучастной в решении важных и серьёзных вопросов, всегда усердно искала нужный выход из сложившейся ситуации. Острая боль за судьбы Родины, духовно опустошаемая автора, и протест против любой войны, звучит во многих стихотворениях 3. Хостикоевой.

Продолжая традиции русской и осетинской литературы, 3. Хостикоева пишет стихотворения-посвящения тем соотечественникам, которых считает доблестными воинами, патриотами, мерилом добра, справедливости, могучего таланта (Давид-Сослан, Георгий Бестауты, Алёш Гучмазты, Олег Тезиев, Хазби Калоев, Семён Штыб и др.).

Своим творчеством 3. Хостикоева вдохновляла людей на борьбу, на подвиг. Она учила различать смерть героя и смерть мученика, поэтому чувство патриотизма, предельно серьёзное в час беды, становилось в дни мира смешным, лёгким, как всякая счастливая любовь.

Невыносимая тяжесть любви подспудно всегда была соавтором всех творений поэта. Любовь во всех её проявлениях — к Родине, к матери, к мужчине, к человеку, к другу, к жизни, к писательскому труду, к невинным жертвам Афганистана, Северной и Южной Осетии, к природе — всё это затрагивает души ценителей поэзии 3. Хостикоевой. Мотивами поэта, цементирующие стих, являются раздумья об уходящей молодости, о противоречиях в любви, о разладе между чувством и разумом, о нравственном очищении и т. д. Зрительная предметность лирики 3. Хостикоевой сопутствует типизации человеческих чувств, поскольку она связывает внутренний мир человека с внешним.

1 Добролюбов Н. А. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. М.: Гослитиздат, 1952. С. 317. миром. Плодотворен и другой путь развития лирической темы — от живого созерцания внешнего мира к раздумьям о судьбах человека и человечества.

Исследовав творчество 3. Хостикоевой, необходимо отметить, что особое место в её лирике, занимает тема любви. Однако поэту не свойственно изображение романтически преувеличенных чувств, которые обеспечивают всё обычное, простое и земное. Она говорит о простом женском счастье, земной любви и о простом, интимном и личном горе: разлуке, измене, одиночестве, отчаянии, ревности, неразделённой любви — о том, что близко каждому, что переживает и понимает каждый.

Любовь для 3. Хостикоевой в то же время чувство властное, высокое. Любовь её дерзко-озорная, грациозно-шутливая, изысканно кокетливая, трогательно-изысканная, опасно-откровеннаягорделиво воспевающая могущество женской красоты и привлекательности, женской власти над любимым. Она уподобляется огню и пламени, так как её саму на протяжении всей жизни жгло любовное пламя. Обычно её стихотворения были началом драмы или её кульминацией. Их можно назвать песнями во славу безумства любви, любовной одержимости.

Для 3. Хостикоевой любовь — это не только любовь, а ещё и свобода, и истина, и красота, и добро, и справедливость. И когда человек любит, он не только любит — он обретает какую-то свободу, добывает какую-то красоту, творит какое-то добро, постигает какую-то истину. Так, и природа, и любовь для поэта были идеалом красоты. Именно природа вдохновляла на творчество, сопровождала Зинаиду Ахметовну во всех её сокровенных чувствах.

В лирике 3. Хостикоевой выразилась душа поэта, её личные переживания, чувства и мысли. Каждая строчка поэта — это целая книга женской души. Но личное только тогда становится содержанием подлинной лирики, когда в ней одновременно выражается и внутренний мир автора, и мир-в широком смысле этого слова, с которым личность органически слита. Лирика становится типическим явлением искусства, когда чувства и мысли поэта созвучны многим людям, находя отклик в их душах, не говоря уже о том,.когда они включают в себя общечеловеческое содержание. Всё это мы видим в лирике 3. Хостикоевой, выходящей далеко за рамки и её личности, и её времени. Вот почему она близка всем поколениям.

Таким образом, поэзия Зинаиды Ахметовны не только исповедь влюблённой женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли.

Мало кто из женщин Осетии так откровенно исповедовался перед читателем, как 3. Хостикоева, и, однако, нельзя ставить знак равенства между её лирической исповедью и фактами её жизни. Конечно, её стихотворения искренне и честно выражали душевную боль, смятение разума и чувств, житейскую неприкаянность. Но в самом существе её лирики содержится нечто созвучное переживаниям и настроениям многих людей, что делает её лирику явлением общественным, так как в ней показана жизнь и правда поэзии.

Лучшие стихотворения 3. Хостикоевой привлекают естественностью, теплотой, умением автора сердечно рассказать о заботах и радостях женщины, о её чистоте целеустремлённости, о материнском долге. Поэзия её полна любви, отчаяния и страданий. Становится очевидным, что 3. Хостикоева непримирима к таким отрицательным явлениям, как мещанство, лесть, трусость, равнодушие, карьеризм, стяжательство"'.

Предельная искренность, священное отношение к творчеству, теснейшая связь с родной землёй, её историей, культурой, виртуозное владение словом, безукоризненное чувство родной речи, самоотверженный труд — позволили 3. Хостикоевой с огромной гордостью заявить о себе, смело встать в один ряд с крупнейшими осетинскими лириками второй половины XX века.

Взгляды поэтессы на роль и назначение поэта и поэзии сводятся к тому, что 3. Хостикоева смысл своей жизни и любого поэта видит в служении поэзии. Своим творчеством она протестует против войны, власти денег, несправедливости, выступая за свободу, милосердие, правду, за стремление к совершенствованию. Но настоящий поэт — всегда гуманист и таковым, по.

1 Хостикоева Зинаида. Песнь водопада: Стихотворения. M.: Советский писатель, 1981. С. 4. мнению 3. Хостикоевой, должен оставаться даже в самых трудных ситуациях.

В поэзии Зинаиды Ахметовны Хостикоевой слышатся отзвуки творений предков-женщин, т. е. плакальщиц, к роду которых она в известном смысле причисляет себя, хотя содержание её поэзии совершенно ново и выглядит даже контрастом рядом с народными причитаниями. Но это касается в первую очередь образов, художественно-изобразительных приёмов. Творчество поэта — это воплощение глубоких чувств и светлых мыслей свободной горянки. Стихотворения её — это призыв к тому, чтобы впредь женщина только пела, то есть радовалась жизни или так же, как она, могла свои песни излагать в форме художественных произведений. Обращаясь к теме женской поэзии, 3. Хостикоева ведёт диалог с поэтессами М. Цветаевой и Р. Ахматовой, считая их сёстрами по духу.

Зинаида Ахметовна считала, что «родилась, чтобы молиться за народ», «пришла, чтобы петь», чтобы слагать стихи-песни, стихи-молитвы. Основной целью её было — научиться «петь», овладеть в совершенстве искусством сочинительства, познать все тайны стихотворства. Немало препятствий и испытаний преодолела 3. Хостикоева на пути к своей цели. Одно из них — сломать веками сложенный стереотип осетинской женщины молчаливой, робкой, слабой, у которой долгое время не было возможности получить образование.

Лирика Хостикоевой не является только «поэтическим дневником» автора, она также творчески типизирует жизнь. Зинаида Хостикоева чувства и мысли народа пропускала через призму своего сердца, была в стихах ясной, щедрой и открытой, так её личные чувства обретали широкое звучание.

Как оказалось, для Зинаиды Ахметовны Хостикоевой счастье — это «удачная строчка после ста неудавшихся строк» (из стихотворения Р. Гамзатова «Стихи о счастье»), счастье — быть матерью, а также самой иметь возможность радоваться материнским ласкамжить в мире на родной земле, счастье — в привлекательности внешности, всегда быть молодой, сильной, чтобы добиваться расположения и любви мужчин. Счастье — быть любимой и любить самой, иметь рядом настоящего, достойного уважения мужчину. Счастье — это свобода в любви, быть наравне с мужчиной. Счастье — уметь быть женщиной.

Родной очаг (отчий дом) и мать (Дзыцца) — были состоянием души Зинаиды Хостикоевой вне зависимости от того, какие чувства она выражала в своих стихотворениях — гордость или разочарование, радость или растерянность, любовь или ненависть. Естественно, это дорого обходилось поэту, однако она уверенно заявляла: «Я верю в милосердие судьбы!».

Зинаиде Хостикоевой принадлежит первая удачная попытка с особой выразительностью нарисовать вечную молодость нашего национального характера глазами женщины, матери, патриота. Она не только изобразила, но и внесла в это неповторимое ощущение своеобразный поэтический драматизм. В традиционный для осетинских поэтов мотив она внесла черты милосердия души и реальности бытия, которые органично увязала с идеей верности отечеству, с самопожертвованием ради его будущего.

Хотя певцам малой родины вносить свой вклад в мировую литературу намного сложнее, примеры уже есть. Творчество 3. Хостикоевой ждёт хорошего переводчика, готового вложить душу в благое, достойное дело — показ высокого уровня творческого наследия поэта. Сама же она над переводами произведений писателей соседних республик на осетинский язык, её стихотворения также переводили в Москве и республиках Северного Кавказа. Творчество 3. Хостикоевой представлено русскоязычному читателю переводами JI. Дмитриевой, В. Журавлёва, И. Озеровой, А. Брагина, В. Цыбина, Ив. Бурсова, И. Елисеева, А. Боброва, Г. Павловской, Н. Скребова и т. д. Но основными переводчиками произведений Хостикоевой З. А. стали А. Греков и С. Кузнецова. Однако как в большинстве переводов вся красота стиха поэтессы далеко не передана: «.если переводы А. Грекова оставляют двоякое впечатление (встречаются и удачные и неудачные переводы), то этого нельзя сказать о переводах С. Кузнецовой"1. На примере рассмотрения стихотворений Зинаиды Ахметовны можно заключить, что, к сожалению, переводчики часто пытаются обойти стороной исконно национальные понятия, отражённые в подлиннике, искажая сюжет, допуская отступления от текста, опуская на ступеньку ниже уровень поэтического звучания оригинала.

Заметим, что всё сказанное никак не может претендовать на полное исследование лирики 3. Хостикоевой. Планируется более тщательно изучить гражданскую лирику поэта, а отдельным параграфом рассмотреть пейзажную. Так же необходимо подвергнуть обстоятельному и глубокому анализу поэтику лирики Зинаиды Хостикоевой и собрать весь материал по её биографии.

Лирика З. А. Хостикоевой представляет собой яркое явление в осетинской литературе второй половины XX века. Справедливо заметил Владимир Ванеев, сказав, что 3. Хостикоева как поэт ничуть не хуже, чем Анна Ахматова, Марина Цветаева и Белла Ахмадулина.

1 Чибирова М. Л. Художественный перевод и проблема национального колорита. Владикавказ, 2006. С. 107.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Хостикоева Зинаида. Заря в моём окне: Стихи. М.: Молодая гвардия, 1962. 64 с.
  2. Хостыхъоты Зинае. Саеууон агртазх: /Емдзагвгазтае. Цхинвал, 1967.
  3. Хостыхъоты Зинае. /Ервхуыз сагъаестаз: Л}мдзаевгагтае. Цхинвал, 1971.
  4. Хостыхъоты Зинае. Уарзондзинады монолог: Л^мдзаевгаетаг. Д заеу джыхъазу: Ир, 1975.
  5. Хостыхъоты Зинае. Л^мае цагъта дзаенгаерджытэе уалдзаег: Л^мдзаевгагтаг. Орджоникидзе: Ир, 1981, 104 с.
  6. Хостикоева Зинаида. Песнь водопада: Стихотворения. — М.: Советский писатель, 1981, 72 с.
  7. Хостыхъоты Зинае. Уыцы чызджы писмотаг: Уацаутае, радзырдтаз. Дзазуджыхъаеу: Ир, 1984.
  8. Хостикоева Зинаида. Мои афганские встречи: Путевые заметки. -Владикавказ: Ир, 1988, 88 с.
  9. Хостыхъоты Зиназ. Сагуагхсиды зззлтае. Орджоникидзе: Ир, 1988, 127 с.
  10. Хостыхъоты Зиназ. Л^рвназрыны размае. Дзаеуджыхъаеу: Ир, 1994, 217 с.
  11. Хостыхъоты Зинае. Табуйаг. Дзазуджыхъазу: Ир, 1998, 255 с.
  12. Критические статьи и переводы
  13. А. Ныййаразгау: Тагтагйраг аевзагаей Хостыхъоты 3. таелмац // Мах дуг, 1982, № 4. С. 5.
  14. Гатауллин Радиф. Ирон фаендыр: Мае хаелар ирон поэт Хъодзаты Л^хсарагн. Тагтаейраг аевзагагй Хостыхъоты 3. таелмац // Мах дуг, 1982, № 4. С. 6.
  15. Т. Левитаны хъаелаес: Тазтазйраг азвзагаей Хостыхъо-ты 3. таглмац // Мах дуг, 1982, № 4. С. 5.
  16. Хостыхъоты 3. 1990 азы поэзи: Поэзийыл афгелгаест // Мах дуг, 1991, № 10. С. 107.
  17. А.П. Л^мкъай: Радзырд. Хостыхъоты 3. таглмац // Мах дуг, 1985, № 1.1.I. Периодическая печать
  18. Хостикоева 3. А всё же мы не правы.: Стихи // Соц. Россия, 1987, 15 май.
  19. Хостикоева 3. В моей Осетии весна. Стихи: Адат- Зависть- О теплоте. Пер. с осет. В. Журавлёва // Огонёк, 1959, № 11. С. 23.
  20. Хостикоева 3. Вайнаху- Баширу Аушеву: Стихи /Пер. И. Гуржи-бековой // Соц. Осетия, 1982, 7 фев.
  21. Хостикоева 3. Год Чето // Соц. Осетия, 1988, 19 май.
  22. Хостикоева 3. Горный свет. /Пер. Е. Дунской // Лит. Россия, 1985, 1 мар. С. 11.
  23. Хостикоева 3. Горный свет- Проходчики Рокского туннеля- Судьба- Весна- Возраст мужчины: Стихи /Пер. с осет. Е. Дунской // Лит. Россия, 1983, 1 мар. С. 11.
  24. Хостикоева 3. Гость- Моё дерево- В новогоднюю ночь- Зимняя муха: Стихи. /Пер. с осет. А. Боброва // Лит. Россия, 1989, 13 окт. С. 13.
  25. Хостикоева 3. Ева: Стихи / Пер. С. Кузнецовой // Соц. Осетия, 1987, 8 мар.
  26. Хостикоева 3. Женщина: Стихи. /Пер с осет. Г. Павловской // Соц. Осетия, 1979, 8 мар.
  27. Хостикоева 3. Жизнь человека- Живи ты, сердце, с этим веком вровень- Давай сбежим сегодня от нана: Стихи /Пер. с осет. А. Казин // Лит. Осетия, 1980, № 55. С. 45−47.
  28. Хостикоева 3. Земля: Стихи /Пер. с осет. Е. Дунская // Северная Осетия, 1985, 8 мар.
  29. Хостикоева 3. И долгим, и суровым путь мой признан: Стихи / Пер. с осет. И. Гуржибековой // Соц. Осетия, 1985, 19 апр.
  30. Хостикоева 3. Из афганской тетради: Путевые очерки // Соц. Осетия, 1986,22−25, 28 окт.
  31. Хостикоева 3. Из тьмы веков пришла я, Иристон.- Тот, кто улыбку создал на земле.- Женщина медленно вышла из моря.- Старый вол: Стихи. /Пер. с осет. А. Бобров // Лит. Россия, 1991, № 1. С. 18−19.
  32. Хостикоева 3. Иристон- К Венере: Стихи. /Пер. с осет. В. Журавлёва, Л. Дмитриевой // Мол. коммунист, 1973, 6 мар.
  33. Хостикоева 3. Лунный человек- Как нам понять друг друга- Могила солдата: Стихи /Пер. с осет. Р. Казаковой // Дружба народов, 1963, № 11. С. 138−139.
  34. Хостикоева 3. Мужская сила: Стихи /Пер. С. Кузнецовой // Сев. Осетия, 1991, 23 сент.
  35. Хостикоева 3. Разговор с пулей: Стихи /Пер. с осет. А. Парпара // Соц. Осетия, 1972, 8 мар.
  36. Хостикоева 3. Сердцу- Желание- Стихи /Пер. В. Журавлёва, Л. Дмитриева // Лит. Осетия, 1975, № 46. С. 19−20.
  37. Хостикоева 3. Я женщина: Стихи /Пер. с осет. Г. Пастникова // Грозненский рабочий, 1974, 26 сен.
  38. Хостыхъоты 3. /Енэегъдау Мила- Таерхъусы ныв- Биргегъы хъустае- Гиса: ЛЗмдз. // Фидиуаег, 1972, № 5. С. 49.
  39. Хостыхъоты 3. Лшахуыр тых- Ирон аевзаг уэзйгазнджытэен- Иры ныфсэей:Емдз. //Мах дуг, 1998, № 5. С. 82−84.
  40. Хостыхъоты 3. ЛЗртае аемдзаевгаейы: Куы зонис ды, Гыцци, куыд тынг фаеллад даен!- Царды 'лгъыстон- Зараег нал цаеуы аемхиц даер: Стихи // Мах дуг, 2002, № 11. С. 54.
  41. Хостыхъоты 3. Асаегойы хъуыран: Радзырд // Раестдзинад, 1983, 25 июн.
  42. Хостыхъоты 3. Афгайнаг боныг: Каераедзийы зазрдззтазм ныккаесаем- Революцийы ныфсаей- Дзурынц хаестонтае- Ног дуджы уылазнтае//Раестдзинад, 1986, 8−11 июл.
  43. Хостыхъоты 3. Афтае маем касти.: ЛЗмдз. // Мах дуг, 1961, № 7. С. 47.
  44. Хостыхъоты 3. Баелас урс дидинэзг калдта: ,/Емдз. // Мах дуг, 1961, № 2. С. 47.
  45. Хостыхъоты 3. Бираеты цаераенбонмае кувдзаен: ЛЗмдз. // Мах дуг, 1961, № 2. С. 47.
  46. Хостыхъоты 3. Бонрухс- Хуссар хаестонтаен- Шеварнадзе- Чъреба:мдз. // Мах дуг, 1993, № 2. С. 3−11.
  47. Хостыхъоты 3. Гуыцмаезты Алешаен- Хаестонты зараег- Куывд // Раестдзинад, 1992, 3 июл.
  48. Хостыхъоты 3. Дае ном- Къостайаен- Сабийы ныфс- Нае цард- Римаемае- Уалдзаег- Тореодоры сагъаес- Цыт- Зараег- Фыстаег хъазумае- Дзаебидыр- Зазххы катай: Л^мдз. // Мах дуг, 1980, № 1. С. 59−64.
  49. Хостыхъоты 3. Дзуапп- Кагныс дае зынтае гораеты аефсон иууыл.: /Емдз. // Разстдзинад, 1883, 26 авг.
  50. Хостыхъоты 3. Дзуккианы уасаег- Мге заеронд фысымтае- Нае хаедзары уыстытае // Мах дуг, 1979, № 7. С. 36−45.
  51. Хостыхъоты 3. Ды ма тыхс, гыцци: /Емдз. // Ленинское знамя, 1972, 9 май.
  52. Хостыхъоты 3. Ды ма тыхс.- Хъараег- /Ерымысаем: /Емдз. // Мах дуг, 1971, № 1.С. 72−73.
  53. Хостыхъоты 3. Заегь-ма- А. Грицаетайаен: /Емдз. // Раестдзинад, 1980, 15 окт.
  54. Хостыхъоты 3. Заехх.: /Емдз. // Сов. Ирыстон, 1979, 11 апр.
  55. Хостыхъоты 3. Зымэегон бындз: /Емдз. // Мах дуг, 2004, № 4−5. С. 54.
  56. Хостыхъоты 3. Иумае- Заераехсиды сагъаес- Лигъдаеттаем: /Емдз. // Раестдзинад, 1991, 24 окт.
  57. Хостыхъоты 3. Каеддыккон даен! /Енус мыл аивта 'нусы.- Хуы-цауы тыххаей.: /Емдз. // Раестдзинад, 1985, 14 апр.
  58. Хостыхъоты 3. Каеныс дае зынтае.: /Емдз. // Раестдзинад, 1983, 30 окт.
  59. Хостыхъоты 3. Коммунизм- /Ез дае атом: /Емдз. // Раестдзинад, 1962, 15 июн.
  60. Хостыхъоты 3. Къаевдайы аертах- Президенттае- Циу фыдыуаезаег- Батырадз- Заеронд гал: /Емдз. // Фидиуаег, 1971, № 7. С. 47−51.
  61. Хостыхъоты 3. Къостайаен: /Емдз. //Вперёд, 2001, 13 окт.
  62. Хостыхъоты 3. Лагджы кар: Л^мдз. // Путь к коммунизму, 1983, 12 февр.
  63. Хостыхъоты 3. Лагппынтае: Л^мдз. // Рагстдзинад, 1986, 10 янв.
  64. Хостыхъоты 3. Маг загрдаг- Зэгронд гал- Л^нахуыр тых- Сослан- Сылгоймаг- Гадзрахат- Сусагг- Л^рбаллаеууа та уалдзаег- Мае кэгстэгрмаг- /Ердзмаг курдиат // Мах дуг, 2006, № 11. С. 172−182.
  65. Хостыхъоты 3. Маг загрдаг- Згсронд гал- Сослан: /Бмдз. // Владикавказ, 2006, 20 дек.
  66. Хостыхъоты 3. Мае зараег: Л^мдз. // Ленинское знамя, 1972, 21 окт.
  67. Хостыхъоты 3. Мае зарджыты хуыздагр- Par Иры чызджытаг- Арфаг сим даен- М-мае- Цы кагнагм ныр: уБмдз. // Фидиуагг, 1978, № 3, С. 23.
  68. Хостыхъоты 3. Мзе ном- Уасд цагудзынаен- Раевдыд- Ног боны агхсагв- Рагстад- /Ервон агхсагв- /Брбалагууа та уалдзаег- Царды фаеззаег- Латвийы- Денджызон изэгр- Фагрдгуытас- Бэглон: уЕмдз. // Мах дуг, 1981, № 3. С. 43−48.
  69. Хостыхъоты 3. Мад: уБмдз. // Раестдзинад, 1982, 15 окт.
  70. Хостыхъоты 3. Мад- Къухдарэен- Par Иры чызджытэем- Саурагсугъд: Л^мдз. // Слово, 2007, 7 мар.
  71. Хостыхъоты 3. Мады къухтае- Ам каст аенхъаглмае- Базары- Адагмы заердае- Цагргагсы маелает- Ахуыргаенаег- Л^мгар: /Бмдз. // Мах дуг, 1974, № 12
  72. Хостыхъоты 3. Нае зоные.: Л^мдз. // Ленинское знамя, 1972, 15 июл.
  73. Хостыхъоты 3. Нае зоные.: уБмдз. // Лениское знамя, 1972, 15 июн.
  74. Хостыхъоты 3. Наергае та агрцаеуы хохы саерты уалдзаег.- Сойы цырагъ- Кэеддыккон даен! ЛЗнус мыл аивта 'нусы.- Цагсгомыаенцылдтэе- Махмзе цом- Посты асыкк: /Емдз. // Раестдзинад, 1985, 8 мар., 14 апр., 27 сен.
  75. Хостыхъоты 3. Науы //Ногдзау, 1981, № 3. С. 12−13.
  76. Хостыхъоты 3. Ног аемдзаевгагтаг: Тагппуд- Дае фаестае- /Ез ме мгармае цыдтагн:Емдз. //Мах дуг, 1975, № 8. С. 3−5.
  77. Хостыхъоты 3. Сабырдзинад: /Емдз. // Раестдзинад, 1986, 8 мар.
  78. Хостыхъоты 3. Сау цэгстыти кадагг:Емдз. // Мах дуг, 1973, № 7. С. 63−65.
  79. Хостыхъоты 3. Сылгоймаг- Загхх- Нае зоныс- Мае мысинаг- Куы цаеуай хъаедмаг- Моладзан- Цард- Лагджы кар // Фидиуагг, 1969, № 9. С. 4−9.
  80. Хостыхъоты 3. Уае фидаены саерваелтау: Фыдыбэесты хаесты хъаебатыр Остаты Н. тыххэгй // Раестдзинад, 1983, 9 май.
  81. Хостыхъоты 3. Уагддагр-иу ма заггъ:Емдз. // Советон Ирыстон, 1970, 7 мар.
  82. Хостыхъоты 3. Уалдзаег та у.- Бабын уат.-Дзыццайы фысаеджытаей- Уайдзаеф:мдз. // Мах дуг, 1974, № 2. С. 74−76.
  83. Хостыхъоты 3. Уалдзаег: Жмдз. // Путь, а коммунизму, 1974, 17 май.
  84. Хостыхъоты 3. Уалдзыгон иваентае заердагйы- Хэгфс- Зымаггон бындз- Идеал- JEprsz кагрдзыны- Марина Цветаевайаен.Емдз. // Мах дуг, 1988, № 11. С 65−71.
  85. Хостыхъоты 3. Фагдивы хъэгр- Лигъдаеттаем- Авдагны зараег Иры-стоны саудараены- Чъреба- Фаестаг лагвар- Мэг каестэгрмэг // Ргестдзинад, 2007, 13 мар.
  86. Хостыхъоты 3. Фэглтау ды дагр.- Фаендаегты фагндагсар:Емдз. // Заря, 1974, 9 мар.
  87. Хостыхъоты 3. Фаетау ды даер.- Фаендаегты фаендагсар: Л^мдз. // Заря, 1974, 9 мар.
  88. Хостыхъоты 3. Фарн эерцыд: эемдзю // Раестдзинад, 1979, 16 авг.
  89. Хостыхъоты 3. Фембаелды зараег- Мысазн зараег: ЛЗмдз. // Раестдзинад, 1986, 8 июл.
  90. Хостыхъоты 3. Фыццаг эефсиры зараег- Царды хицау- Фазаедзаехст: Жмдз. // Мах дуг, 1977, № 7. С. 69−71.
  91. Хостыхъоты 3. Хъаебатыр ном- Гагкаты Алиханэгн- Маг быдыр- Пабло Нерудаейы фаестаг бонтае- Уарзт- Жз дазн цард- Ныфс- Арвы наерын- Булазмагргъ- Фыдсыл:Емдз. // Мах дуг, 1985, № 3. С. 46−48.
  92. Хостыхъоты 3. Хъазы аейчытае: Радзырд // Мах дуг, 1976, № 9. С. 74−82.
  93. Хостыхъоты 3. Цаергаесы зараег: Скъуыддзаг Кучиты Юрийыл поэмаейае // Раестдзинад, 1978, 5 янв.
  94. В. Жанровые истоки «Слова о полку Игореве» в свете сравнительного фольклора // Абаев В. Избранные труды. Владикавказ: Ир, 1990. 527 с.
  95. ЮО.Абаев В. И. Нартовсий эпос осетин. Цхинвал: Иристон, 1982.
  96. В.И. Избранные труды: В 4 т. Владикавказ: Ир, 1995.
  97. В.И. Нартский эпос // Известия СОНИИ ИЭЯЛ. Т. 10, вып. 1. Владикавказ, 1945. С. 36.
  98. Э. Ссардта уды хъизаемары йэз амонд // Раестдзинад. 1998. 10 дек.
  99. А. За строкой лирики. М.: Советский писатель, 1986. С. 205.
  100. Юб.Айларты Измаил. уЕнае маелгаейае дуне наей. // Мах дуг. 1995. № 1.
  101. .А. Некоторые вопросы осетинской филологии / Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания: Кн. 2. Владикавказ, 2005. 412 с.
  102. Антология осетинской поэзии / Сост. Т. Балаев, А. Гулуев, Д. Дарчиев. М., 1960.
  103. Антология осетинской поэзии / Сост. Х.-У. Алборты, С. Хугаев. Орджоникидзе: Ир, 1984. 638 с.
  104. Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, 1993.
  105. А. Каед байгом уыдзаен стаем дзуар? // Раестдзинад. 1979. 1 дек.
  106. В.Г. Избранные философские сочинения. Т. 2. 1948.
  107. В.Г. Полн. собр. сочинений: В 13 т. М.: Изд. АН СССР, 1953−1959Л2 т. С. 33.
  108. В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М.: ОГИЗ- Гос. изд-во худ. лит., 1948. Т. 1.925 с.
  109. Белоусов Роман. Муза и лирика // «Я помню чудное мгновение». Из русской любовной лирики. М.: Правда, 1987. С. 9.
  110. Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931.-С. 146.
  111. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 431.
  112. Бестауты Гиуаерги. Чызджы заердаг // Советон Ирыстон. 1968. 7 февр.
  113. Р. Рассказы по истории Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1990. С. 4.
  114. И. Зинаида Хостикоева (1937−1995): Пресс-дайджест. Кр.отд. ННБ, 2001.
  115. Е. Уацмыстэе. Дзаеуджыхъаеу, 2002. 415 с.
  116. A.M. Женщина в скифо-сармато-аланском мире. СевероОсетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева- Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008. 279 с.
  117. Ф. Опыты или наставления нравственные или политические. Об истине // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М. Т. 2. 1972. С. 352−253.
  118. Внимание, премьера! // Соц. Осетия, 1978, 17 окт. С. 4.
  119. М.А. Женщины гор. Орджоникидзе: Ир, 1973. С. 18.
  120. Галазты /Е.Х. Бираегьты Ю. Г. агмае аенд. Хостыхъоты Зинаг Ахмаеты чызг. Фаестаг фаендараст // Раестдзинад. 1995. янв.
  121. И. Проклятые поэты. М.: Терра — Книжный клуб, 2003. С. 144−145.
  122. В. Хостыхъоты Зинаейаен // Мах дуг, 1997, № 12. С. 14.
  123. А.А. Школа женская — больное место здешнего общества // Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ: Ир, 1993. С. 34.
  124. Гафез. Базырджын сагъэгстэг // Мах дуг. 1976. № 2. С. 103 .
  125. Гафез. Уарзондзинады монолог // Мах дуг. 1975. № 3.
  126. Г. Д. Содержательность художественных форм. М.: Просвещение, 1968. С. 151.
  127. Гегель. Сочинения. М.: АН СССР. Т. 14. 1958. С. 173.
  128. К.А. Счастье / Сост. и комментарий А. В. Серёгина. М.: Советская Россия, 1987. 480 с.
  129. Р. Памяти поэта: Зинаиде Хостикоевой в респ. научн. библ. сост. вечер // Северная Осетия. 1995. 2 марта.
  130. И. В. Природа // Избр. филос. произв. М., 1964. С. 39.
  131. Гимн любви: Трёхтомное издание любовной лирики поэтов мира / Сост. С. М. Магидсон. М.: Молодая гвардия, 1991.
  132. Д.П., Ивин А. А. Слово к читателю // Философия любви / Под общ. ред. Д. П. Горского. М.: Политиздат. Ч. 1. 1990. С. 5.
  133. В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца // Философия любви / Под общ. ред. Д. П. Горского. М.: Политиздат. Ч. 1. 1990. С. 231.
  134. . Курдиатджын поэтессазйы кадаен // Рухс. 2008. 3 июня.
  135. И. Люди и горы: Стихи разных лет. Владикавказ: Ир, 2006. 270 с.
  136. И. Мужчинам // Северная Осетия. 1998. 7 марта.
  137. И. О женском счастье // Слово. 1996. 6 мар.
  138. И. Песня // Дарьял. 1995. № 4. С. 4.
  139. И. Струны времени. Владикавказ: Иристон, 1997. 120 с.
  140. Дегъуаты Соня. Рыст заердэейы хъынцъым // Мах дуг. 1995. № 1.
  141. Дегъуаты Соня. Табуйаг курдиат // Размае. 1998. 3 дек.
  142. Дегъуаты Соня. Табуйаг сфаглдыстад // Раестдзинад. 1998. 22 апреля.
  143. Ш. Свет правды и добра // Антология осетинской поэзии. Орджоникидзе, 1984. С. 25.
  144. Джусойты Нафи. Коста Хетагуров. Сталинир, 1958. С. 194−195.
  145. Джыккайты Заринае. Ирон драмэейы заерингуырд. Дзагуджыхъазу: Ир, 2004 167 с.
  146. Джыккайты Ш. .Жхсаевы аертытае: Ладзззвгагтае, балладазтаг, поэмаетае. Орджоникидзе: Ир, 1990. 335 с.
  147. Джыккайты Шамил. «Саеууон аертазх» // Мах дуг. 1968. № 1. С. 79.
  148. Джыккайты Шамил. Ныхасы фарн: Зонадон уацтае аемае эссе. Дзаеуджыхъаеу, 1996. 284 с.
  149. Х.В., Смирнова Я. С. Семейные обряды осетин, 1990.
  150. Дзуццаты Хадзы-Мурат. Поэтессаейы аервхуыз дуне // Мах дуг. 2001. № 3.
  151. Х.В., Смирнова Я. С. Жизнь осетинской семьи: Этносо-циологический аспект. Владикавказ, 1993. 212 с.
  152. Н.А. Собр. соч.: В 3-х т. М. Т. 1. 1986.
  153. Н.А. Собрание сочинений в 3 т. М.: Гослитиздат. Т. 1. 1952. С. 317.
  154. . До того как умрёт природа. М., 1968. С. 405.
  155. С. Стихотворения и поэмы. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1977. 304 с.
  156. История Северной Осетии: 20 век / СОИГСИ им. В. И. Абаева Владикавказского НЦ РАН и Правительство РСО-А. М.: Наука, 2003. 632 с.
  157. История Северной Осетии: XX век / СОИГСИ им. В. И. Абаева НЦ РАН и Правительства РСО-А. М.: Наука, 2003. 632 с. 176.Казбек. 1899. № 460.
  158. Г. З. и др. Писатели Северной Осетии. Владикавказ, 1992. 233 с.
  159. Р.С. Образ нового человека в осетинской прозе 2030-х годов. Орджоникидзе, 1985. С. 23.
  160. Кануков Инал. В осетинском ауле. Орджоникидзе, 1985. С. 59−60.
  161. Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. М.: Наука. Т. 1. 1989. С. 13.
  162. И.И., Лейзеров И. Д. Природа, эстетика, человек // Природа, 1983. № 12. С. 102.
  163. М. Современный обычай и древний закон. М., 1886. С. 255.
  164. А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. № 7.
  165. Коцты Лизае. Рухс зараег // Раестдзинад. 2007. 25 декабря.
  166. Коцты Лизаз. Рухс зараег// Слово. 2007. 17 марта.
  167. Коцты Лизее. Рухс зараег // Хостыхъоты 3. Табуйаг. Дзаеуджыхъаеу: Ир, 1998.
  168. В.П. Энергия бытия // Русская любовная лирика. М.: Согласие, 2000. С. 7.
  169. Р. Стремясь к свету. Орджоникидзе: Ир, 1985. 47 с.
  170. Дж. Комментарии к жизни // Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М., 1987. С. 542.
  171. А. О жизнь, как короток твой век. // Слово. 1998. 31 янв.
  172. И. Искусство перевода. М.: Прогресс, 1974. С. 127.
  173. А. Вопросы эстетики. М., 1960. Вып. 3. С. 458.
  174. С.М. Любовь, любовь, любовь // Гимн любви: Трёхтомное издание любовной лирики поэтов мира / Сост. Магидсон С. М. М.: Молодая гвардия. Т. 1. 1991.
  175. С.М. Нет у любви определенья // Гимн любви: Трёхтомное издание любовной лирики поэтов мира / Сост. Магидсон С. М. М.: Молодая гвардия. Т. 2. 1991.
  176. С.М., Озеров Л. К читателю этой книги // Гимн любви: Трёхтомное издание любовной лирики поэтов мира / Сост. Магидсон С. М. М.: Молодая гвардия. Т. 3. 1991.
  177. А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968. С. 457−459.
  178. А.Х. Общественный строй и быт осетин. М., 1972.
  179. Н.К. Сатана в осетинском нартском эпосе. Орджоникидзе, 1971. С. 8.
  180. Мамиаты Изетае. Дзырдзазуаены: Автор аемае хъайтары агмдзаедис: Монографи. Дзаеуджыхъаеу: Ир, 2008. 368 с.
  181. Ф. Джиоты А. «Дидинджытае сфаелдындзаент мае уаелмаерд» // Раестдзинад. 1995. 29 мар.
  182. Материнское сердце: Сборник произведений / Сост. В. Колчин. Саратов: Приволж. кн. изд., 1977. 231 с.
  183. В.Ф. В горах Осетии // Русская мысль. Кн. 9. 1881. С. 79.
  184. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х томах. М., 1988.
  185. Мужской взгляд на феминизацию // Nissae. 2004. Янв.-февр.
  186. Муразты Эльбрус. Ирыстонмае дардта чызджы заердае // Раестдзинад. 2007. 13 мар.
  187. Муразты Эльбрус. Табуйаг // Мах дуг. 2007. № 11. С. 8−29.
  188. Мустай Карим. Притча о трёх братьях. М.: Современник, 1988. С. 345.
  189. Нае ныхасы сэер поэзи // Мах дуг. 1988. № 6−7. С. 117−126.
  190. Нарты кадджытае. Орджоникидзе, 1946.2И.Нигер. Л}дзард зынгхуыст // Нигер. Уацмыстаз. Цхинвал, 1988. С. 335.
  191. Г. Маршрутами дружбы // Мол коммунист. 1986. 4 но-яб.
  192. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.
  193. Осетинские народные сказания. Дзауджикау, 1948. С. 160. 217. Осетины во II половине XVIII века по наблюдениям путешественника Штедера. Орджоникидзе, 1940. С. 31.
  194. Ф. Сонеты, избранные канцоны, секстины, баллады, мадригалы- автобиографическая проза. М., 1984. С. 73, 340.
  195. Последний дар великого колумбийца // Северная Осетия. 2001. 12 янв.
  196. Г. Н. Лирика. М.: Издательство МГУ, 1976. 208 с.
  197. А.С. Избранные сочинения. М., 1990.
  198. Романов Борис. Лирический дневник Евдокии Ростопчиной // Ростопчина Евдокия: Стихотворения. Проза. Письма. М., 1986. С. 5.
  199. Роттердамский Эразм. Философские произведения. М., 1986. С. 170.
  200. Ю. Три влечения. Любовь, её вчера, сегодня и завтра. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1988. С. 52.
  201. Г. Их миллионы, и каждая несёт в сердце подвиг // Мама. Сборник / Сост. Векшегонова И., Гиленко В. М.: Молодая гвардия, 1970. С. 187.
  202. B.C. Смысл любви // Соловьёв В. С. Избранное. М.: Советская Россия, 1990.
  203. Стендаль. О любви // Собр. соч.: В 15 т. М., 1959. Т. 4. С. 363−386.
  204. Г. Я. Апология любви// Философия любви / Под общ. ред. Д. П. Горского. М.: Политиздат. Ч. 1. 1990. С. 363.
  205. Стъалы атахт: Таефаерфазс // Мах дуг. 1995. № 1.
  206. Г. Предисловие // Дарьял. 2000. № 3. С. 171−172.
  207. Те деты Р. К. Осетинская советская поэзия (20-ые годы). Цхинвал: Ири-стон, 1975. С. 236−245.
  208. В. Ирон поэзийы булэемэергъ // Фидиуэег. 1997. № 6. С. 74−81.
  209. Уанеты Владимир. Иэе Ирыстоныл зарынэей наг бафсгест //1. Раестдзинад. 1998. 6 янв.
  210. . «Верной любовью в пути» // Молодой коммунист. 1982. 6 мая.
  211. JI. Избранные философские произведения. М. Т. 1. 1955. С. 460−590.
  212. Р.Я. Художественная культура осетинского народа. М.: Наука, 2007. 363с.
  213. Фидиуэеджы равдыст // Фидиугег. 2006. № 2. С. 125−131.
  214. Философия любви / Под общ. ред. Д. П. Горского- Сост. А. А. Ивин. М.: Политиздат. Ч. 1. 1990. 510 с.
  215. Философия любви: Антология любви / Сост. А. А. Ивин. М.: Политиздат. Ч. 2. 1990. 605 с.
  216. У. Статьи, речи, интервью, письма. М.: Радуга, 1985. С. 30.
  217. Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989. С. 200.
  218. А. Наертон фэендыр // Мах дуг. 1997. № 2. С. 115−116.
  219. Ф. Хостыхъоты Зингейаен // Мах дуг, 1996. № 6. С. 92.
  220. Хачирти Анзор. Ал аника культурная традиция: историко-культурологическое исследование-эссе: Кн. 1. Владикавказ: Иристон, 2002. С. 253.
  221. Хачирти Анзор. Аланика мудрость народа: Кн. 2. Владикавказ: Иристон, 1999. С. 44.
  222. K.JI. Собрание сочинений. М. Т. 4. 1960. С. 353.
  223. Хетагуров Коста. Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Владикавказ. Т. 5. 2001. С. 191.
  224. . Милосердие души и реальность бытия // Северная Осетия. 2007. 27 дек.
  225. . Милосердие души и реальность бытия // Южная Осетия. 2008. 16 янв. С. 5.
  226. Хозиты Барис. Рэесугъд заердаг наг амаелы. // Мах дуг. 1995. № 1.
  227. Хозиты Барис. Фыды уаезэзг, мае фаеллад уд дае хъаебысы агвэерын. // Раестдзинад. 1999. 6 янв.
  228. Хостикоева 3. «Жизнь как колокольчик отзвенела.» // Дарьял. 1997. № 4. С. 5−9.
  229. Хостикоева З.А.: Некролог // Северная Осетия. 1995. 5 янв.
  230. Хостыхъоты 3. Гафезы райгуырды 75 азмаз // Мах дуг. 1988. № 11. С. 7.
  231. Хостыхъоты Зинае. Хазби нын нае фаг казны // Мах дуг. 1991. № 4. С. 75−79.
  232. Хостыхъоты Зинзе. Цыбыр биографи // Мах дуг. 2006. № 11. С. 172−173.
  233. Хъайтмазты 3. Арв наема нынназрыд // Раестдзинад. 1995. 18 июль.
  234. А. Фыдохы бон // Мах дуг. 1995. № 1.
  235. Г. Мысинаг // Фидиуэег. 1997. № 6. С. 80−81.
  236. JI. Хъараегазй зараегмае // Ныхас. 1996. 6 янв.
  237. Г. Хостыхъоты Зинае // Рухс. 2002. 18 декабря.
  238. А. Мае абоны фембазлд Калоты Хазбиимае // Раестдзинад 2000. 22 авг.
  239. А. Хостыхъоты Зинаейы мысгазйае // Раестдзинад. 1995. 10 февр.
  240. Г. Собрание сочинений в 3-х томах. Стихотворения. Очерки. Зарисовки. Владикавказ, 1992. 3 т.
  241. Цахилов Бибо. «Красивое сердце бессмертно» // Пульс Осетии. 2008. апрель. № 14. С. 3−4.
  242. X. Дае намысджын чызджытаз, Ирыстон // Раестдзинад. 1995. 8 мар.
  243. Цгъойты Хазби. Хъараег кадаегаей баивта // Владикавказ. 2008. 23 января.
  244. Цгъойты Хазби. Хъараег кадаегаей баивта // Раестдзинад. 2007. 25 декабрь.
  245. А. По ту сторону подстрочника // Дом под чинарами, сб. Тбилиси: Мерани, 1974. С. 6.
  246. А. Рейс мира и дружбы писателей Северного Кавказа продолжается // Даг. Правда. 1986. 3 дек.
  247. . Царды маесыг:мдзаевгаетае-номарагнтае. Дзаеуджыхъаеу: Гаситы Викторы номыл рауагъдадон-полиграфион куыстуат, 2009. С. 209−211.
  248. Дж. Хостыхъоты Зинаейы мысгаейае // Раестдзинад. 1995. 15 мартъи.
  249. M.JI. Художественный перевод и проблема национального колорита. Владикавказ, 2006. С. 107.
Заполнить форму текущей работой