Иконография и символика Воскресения в искусстве христианского Египта IV — VII вв
Диссертация
Основной задачей нашего исследованиябыло выделение в искусстве раннехристианского Египта того круга сцен, композиций и образов, которые идейно и символически были связаны с темой христианского Воскресения. Интерпретация их в этом смысле, наделение отдельных изображений соответствующим евангельским контекстом опиралась, прежде всего, на широкий круг письменных источников. Символическое… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНО-БОГОСЛОВСКОЙ ЖИЗНИ ЕГИПЕТСКИХ ХРИСТИАН
- 1. Тема христианского Воскресения в трудах отцов Церкви и. богословских сочинениях
- 2. Особенности религиозного мировоззрения египтян в первые века н. э
- 3. Некоторые вопросы погребальной практики египетских христиан
- ГЛАВА ВТОРАЯ. АНТИЧНЫЕ АЛЛЕГОРИИ И СИМВОЛЫ
- 1. Памятники днонисийского круга
- 2. Образ рая
- 3. Феникс
- 4. Павлин
- 5. Лев.Т
- 6. Орел
- 7. Дельфин
- 8. Дверь
- 9. Петух
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА
- 1. История пророка Ионы
- 2. Сюжет «Воскрешение Лазаря»
- 3. Праведник Ной
- 4. Иов
- 5. Пророк Даниил
- 6. Три отрока
- 7. Композиция «Жертвоприношение Авраама»
- 8. История патриарха Иосифа
Список литературы
- Айналов Д. Примечание к тексту книги «Паломник» Антония Новгородского // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1908 11. часть. 2. С. 96−98.
- Айналов Д. Рецензия на «Материалы по археологии христианского Египта» В.Г.Бока // ВВ. 1902. № 9. С.153−196.
- Александрия и Египет. СПб., 2001.
- Алексеенко H.A. Ветхозаветная символика в христианском искусстве / Символ в религии и философии. Севастополь, 2005. С. 4−9.
- Апокрифы Древней Руси. М., 2002.
- Апокрифы древних христиан. Исследования, тексты, комментарии. Евангелие от Фомы. 7. М,. 1989.
- Арсеньев C.B. Хождение Игнатия Смолянина // Православный Палестинский Сборник. Вып. 12. 1887.
- Атанасов Г. Сребърен медалион с образите на пророк Даниил и свети Георги от ранносредновсковната крепост до село Цар Асен, Силистренско //Археология. Т. 3. (1990). С. 42−47.
- Афонские Древности. Каталог выставки. СПб., 1992.
- Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.
- Банк A.B. Византия и Восток по некоторым данным прикладного искусства XI—XII вв.. // Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. М., 1960. С. 7.
- Банк A.B. Прикладное искусство Византии IX—XII вв.. М., 1978.
- Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства: Труды по истории древней церкви. СПб., 2006.
- Быстрикова М.Г. Коптский рельеф V—VI вв.. // СГЭ. Вып. XLI. (1976). С. 38−40.
- Быстрикова М.Г. Коптская завеса V века // СГЭ. Вып. XLV. (1980). С. 55−57.
- Бок В. Г. О коптском искусстве: Коптские узорчатые ткани / Труды VIII археологического съезда в Москве в 1890 г. М,. 1897. Т. III. С. 218 245.
- Византийские легенды. Сост. М. С. Полякова. М., 1978.
- Георгиевский А.И. Григорий Нисский // Богословские труды. № XVI. (1976). С. 44−52.
- Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000.
- Даркевич В.П., Маршак Б. И. О так называемом сирийском блюде из Пермской области // CA. 2. (1974). С. 213−222.22.3алеская В. Н. Бронзовые медальоны из могильника у села Лучистое //
- Эритажные чтения памяти В. Г. Луконина. СПб., 1986−1994. С. 41−43. 23.3алесская В. Н. Символика античных образов в ранневизантийском искусстве / Восточное Средиземноморье и Кавказ IV—XVI вв. Л., 1988. С. 23−35.
- Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. (Из жизни идей). Т. III. СПб., 1910.
- Зелинский Ф.Ф. Харита. Идея благодати в античной религии. СПб., б.г. 26. Златоуст Иоанн. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М., 1999.
- Игумен Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб., 2000.
- Игумен Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. СПб., 2001.
- Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001.
- Игумен Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001.
- Из коллекций Н. П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993.
- Искусство Византии в собраниях Советского Союза. М., 1977. Т. 1−3.
- Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. М., 2000.
- Каковкин А.Я. Символика цифры восемь // Cultural Heritage of Egypt and Christian Orient. Moscow, 2006. P. 111−116.
- Каковкин А.Я. Изображения на коптских тканях:украшения или символы? // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV—XVI вв. Л., 1988. С. 36−66.
- Каковкин А.Я. Изучение коптского искусства учеными России. СПб., 2005.
- Каковкин А.Я. Коптские ткани из фондов Эрмитажа: Каталог выставки.1. Л., 1978.
- Каковкин А. Я. О коптских тканых завесах с изображением орантов / Византийское искусство и литургия: Новые открытия. Краткие тезисы докладов научной конференции, посвященной памяти А. В. Банк (11−12 апреля 1990). Л., 1991. С. 10−12.
- Каковкин А.Я. Об одной особенности росписи «часовни Мира» в эль-Багавате" //Чтения памяти В.Ф.Левинсона-Лессинга. СПб., 2000. С. 5355.
- Каковкин А.Я. Сокровища коптских пустынников. Каталог выставки. СПб., 2005.
- Каковкин А.Я. Стела V—VI вв.еков // СГЭ. Вып. LIV. (1990). С. 33−40.
- Каковкин А.Я. Эпизоды из «Истории Иосифа» на коптских тканях из собрания Эрмитажа / Кавказ и Византия. Вып. 2. Ереван, 1980.
- Ким Н. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб., 2003.
- Киприан (Керн) Евхаристия. М., 1999.
- Книга хождений. Записки русских путешественников. М, 1984.
- Кюмон Ф. Восточные религии в римском язычестве. СПб., 2002.
- Лихачев Н.П. Моливдовулы греческого Востока. М., 1991. Составитель и автор комментариев B.C. Шандровская.
- Лопарев Х.М. Книга «Паломник». Сказание мест святых во Цареграде Антония архиепископа Новгородского в 1200 году // Православный Палестинский Сборник. Вып. 51. (1899).
- Лопарев Х.М. Хождение инока Зосимы (1419−1422) // Православный Палестинский сборник. Вып. 24. (1889).
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. I -2. М., 1988.
- Луконин В.Г. Сасанидские геммы. Л., 1963.
- Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987.
- Лурье В.М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000.
- Ляпунова К.С. Изображение Диониса на коптских тканях византийского Египта // Труды Отдела Востока. Т. III. (1940). С. 149 159.
- Матье М.Э. и К.С.Ляпунова. Художественные ткани коптского Египта из собрания Государственного Эрмитажа. М. Л., 1951.
- Матье М.Э. Коптская расписная керамика Эрмитажа. Труды отдела Востока. Т. 1. (1939). С. 191−210.
- Матье М.Э. Мифы Древнего Египта. СПб., 2000
- Матье М.Э. Древнеегипетские мотивы на тканях Византийского Египта // Труды Отдела Востока. Т. III. (1940). С. 117−148.
- Мнацакян С. Рельефные изображения и символика Даниила в мемориальной пластике Армении раннего Средневековья // Вестник общественных наук. АН Арм. ССР. Ереван. № 6. (1977). С. 63−69.
- Никитин А.Б. Сасанидские христианские геммы // Христиане на Востоке. СПб., 1998. С. 184−185.
- Никифорова А.Ю. Реликвии в византийской эпиграфике / Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира. Тезисы докладов международного симпозиума. М., 2000. С. 141−142.
- Новый библейский комментарий. Ветхий Завет. Часть 2. СПб., 2000.65.0шарина О. В. Коптские бронзовые светильники из Эрмитажа.
- Характеристика коллекции / Coptica Hermitagiana. СПб., 2000. С. 92 102.бб.Ошарина О. В. О группе коптских стел с изображением орла / Глушанин Е. (под ред.) Власть, политика, право в античности и средневековье. Барнаул, 2005. С. 139−150.
- Панич Б.Л. Образ Небесного Иерусалима в восточно-христианском искусстве: динамика иконографии или иконография динамики? / Богословие. Философия. Словесность. Труды ВРФШ. V. 2000. С. 57−80.
- Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979.
- Плотников В. В История христианского просвещения в его отношении к греко-римской образованности. Казань., 1985.
- Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.71 .Путешествие Сильвании Аквитанки по святым местам. М, 1996.
- Райе Д.Т. Искусство Византии. М., 2002.
- Райт Дж. Библейская археология. СПб., 2003.
- Редин Е.К. Христианская Топография Козьмы Индикоплова. Часть I. М., 1916.
- Рижский М.И. Книга Иова. Из истории библейского текста. М., 1991.
- Рыжов С.Г. Новые данные о «базилике в базилике» / Античный мир. Византия. Харьков, 1998. С. 34−42.
- Средневековый Бестиарий. (автор статьи и комментариев К. Муратова) М., 1984.
- Творения древних отцов-подвижников. / Перевод, коммен. А. И. Сидорова. М., 1994.
- Уваров A.C. Христианская символика. Ч. 1. Символика древнехристианского периода. СПб., 2001.
- Уваров A.C. Христианская символика. СПб., 1901.
- Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М., 1994.
- Физиолог. (перевод с греч. и коммент. Е.И. Ванеевой). СПб., 1996.'
- Филарет архиепископ. Обзор песнопевцев. Чернигов, 1864.
- Флоровский Г. Византийские отцы V—VIII вв.еков. Париж, 1990.
- Хвольсон Д.А., Покровский Н. В., Смирнов Я. И. Серебряное сирийское блюдо, найденное в Пермском крае. СПб., 1899.
- Хелу Н. Мозаики V—VIII вв.еков в Ливане // Панорама искусств. № 8. (1985). С. 47−63.
- Хосроев А.Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг-Хаммади. М., 1991.
- Хосроев А.Л. Пахомий Великий (Из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб., Кишинев, Париж, 2004.
- Четверухин A.C. Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502. СПб., 2004.
- Шуринова Р.Д. Коптские ткани. Собрание Государственного музея Изобразительных Искусств. М., 1967.
- Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской Псалтири. М., 1989.
- Abdel-Malek. Joseph Tapestry and related Coptic textiles. Ann Arbor, 1980.
- Acts of Paul and Andrew // Orientalia. 38. (1969). P. 187−213.
- Age of Spirituality. Late Antique and Early Christian Art. Third to Seventh Century. Catalogue of the Exhibition at the Metropolitan Museum of Art, November 19, 1978.97.Agypten Schatze aus dem Wustensand. Wiesbaden, 1996.
- Alfondi A. Sol invictus imperator // Romische Mitteilungen. 50. (1935). P. 103−158.
- Andreae B. Die Symbolik der Lowenjard. Hamburg, 1985.
- L’Art Copte en Egypte 2000 ans de christianisme Exposition presentee a L’Institut du monde arabe. Paris, 2000.
- Bagnall R. Egypt in Late Antiquity. Princeton, 1996.
- Bank A.W. Beitrage zur Kunst des Mittelalters / Festschrift fur Hans Wentzel zum 60 Geburtstag. Berlin, 1975. S. 1−16.
- Beckwith J. Coptic Sculpture 300−1300. London, 1963.
- Benazeth D. Baouit: une eglise copte au Louvre. Paris, 1998.
- Berg G van den, Ostwedder G. The Desent into Hell in the Coptic Literary Tradition. London, 1986.
- Berman L.A. The Akedah. The Binding of Isaac. Jerusalem, 1997.
- Besserman L.L. The Legend for Job in the Middle Ages. Cambidge, 1979.
- Beyond the Pharaohs. Egypt and the Copts in the 2nd to 7th centuries AD. (ed. Friedman F. D). Rhode Island School of Design. Baltimore, Maryland, 1989.
- Bowman A.K. Egypt after the Pharaohs: 332 B. C- A.D. 642: From Alexander to the Arab Conquest. Berkeley University of California Press, 1986.
- Brightmann F. Liturgical Eastern and Western. Oxford, 1896. B. I.
- Broneer O. Excavations in Corinth 1934 // AJA. Vol. 39. (1935). P. 201−203.
- Bruhl A. Liber pater: Origine et expansion du culte dionysiaque a Rome et dans le monde romaine // BEFAR. 175. Paris, 1953.
- Budge E. Misceleaneous Coptic Texts in the Dialect of Upper Egypt. London, 1915.
- Budge E.A. Coptic Martyrdoms. London, 1898.
- Buschhausen H. Bronze Abu Fano / Oemelia. Spatantike und koptologische Studien. Peter Grossmann zum 65 Geburtstag. Wiesbaden, 1998.
- Buschhausen H. Byzantinische Mosaiken aus Jordanien. Wien, 1986.
- Butcher E.L. The Story of the Church of Egypt. Vol. I-II. London, 1897.
- Byzantine Women and their World. Harvard University, 2003.
- Chiat M. Synagogues and Churches in Byzantine Beit She. // Jewish Art. № 12−13. (1986/87). P. 6−24.
- Christianity and Monasticism in Upper Egypt. Akhmim and Sohag. Vol. 1. (ed. G. Gabra, H. Takla). Cairo, New York, 2007.
- Chrzanovski L. Zhuravlev D. Lamps from Chersonesos in the State Historical Museum. Moscow, Rome, 1998.
- Cledat M. J. Le Monastere et la Necropole de Baouit. Memoires de l’IFAO. T.XII. Caire, 1904.
- Coptic Art. Wall-paintings. Vol. I. Cairo, 1993.
- Cramer M. Des Christlich koptische Agypten. Einst und Heute. Wiesbaden, 1959.
- Cumont F. After Life in Roman Paganism. Yale University, 1922.
- Cumont F. Etudes Syriennes. Paris, 1917.
- Cumon F. Fouilles de Doura Europas. (1922−1923) Paris, 1926
- Cumont F. Recherches sur le symbolism funeraire des romains. Paris, 1942.
- Cutler A. The Marginal Psalter in the Walters Art Gallery // The Journal of the Walters Art Gallery. Vol. XXXV. (1977). P. 37−61.
- Dalton O.M. Catalogue of Early Christian Antiquities and Objects from the Christian East in the Department of British and Mediaeval Antiquities and Ethnography of the British Museum. London, 1901.
- Darmstaedter R. Die Auferweckung des Lazarus in der Altchristlichen und byzantinische Kunst. Bern, 1955.
- Dassmann R. Akzente fruhchristlicher Hiobdeutung // Jb AC. 31. (1988). S. 32−48.
- Daszewski W. A. Dionysos der Erloser. Mainz, 1983.
- Deichmann Fr. Ravenna. Wiesbaden, 1969.
- Delbruck R. Probleme der Lipsanothek in Brescia // Theophaneia.VII. (1952). S. 140−152.
- Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Bruxelles, 1933.
- Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. London, 1947.
- Demus O. Elijach and Alexander / Studies in memory of David Talbot Rice. Edinburg, 1978.
- Devis H. Homelies coptes de la Vaticane. Vol. 2. Copenhagen, 1929.
- Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie. Ed. F. Cabrol. 15 vols. Paris, 1907−53.
- Dictionary of the Byzantium. New York, 1990. B. I III.
- Fluck C., Vogelsang Eastwood G. (eds.). Riding Costume in Egypt. Origin and Appearance. (Studies in textile and costume history 3). Leyden, Boston 20 004.
- Funk F. X. Didascalia et Constitut. Apost. I. Paderborn, 1905. B. I.
- Die Koptischen Textilien der Sammlung Wilhelm Rautenstrauch im Stadtischen Museum Simeonstift. Trir, 1989.
- Dinand F. Lichtenberg A. Une tunique brodee de la necropole de Douch. //BIFAO. T. 85. (1985). P. 129−133.
- Drioton E. Portes de 1'Hades du Paradis // BSAC. T. IX. (1943). P. 59−78.
- Effenberger A. Koptische Kunst. Agypten in spatantiicer, byzantinischer und fruhislamischer Zeit. Leipzig, 1975.
- Elliott J. The Apocryphal New Testament. Oxford, 1933.
- Encyclopedia of Early Christianity. New York, 1998. (ed. Ferguson1. E).
- Erffa von H. M. Ikonologie der Genesis, die christliche Bildthemen aus dem Alten Testament und ihre Quellen. Munchen, Berlin, 1989. B. I.
- Fakhry A. The Necropolis of EL-Bagawat in Kharga Oasis. Cairo, 1951.
- Fink J. Noe der Gerechte in der fhihchristlichen Kunst // Beihefte zum Archiv fur Kulturgeschichte. 4. (1955). S. 64−70.
- Finney P. Abraham and Isaac Iconography on Late-Antique. Amulets and Seals. The Western Evidence // JAC. 38. 1995. P. 142−168.
- Flury-Lemberg M. Textilkonservierung im Dienste der Forschung. Bern, 1988.
- Forrer B. Die Graber und Texilfimde von Achmim-Panopolis. Strasbourg, 1891.
- Forrer R. Die fruhchristlichen Alterthumer aus dem Graberfelde von Ahmim Panopolis. Strassburg, 1893.
- Frank P. Bemerkungen zur fruhchristlichen Noe Ikonographie // Rivista di Archeologia Christiana. Anno XLIX. Num. 1−4. Rome. (1973) P. 176−182.
- Frankfurter D. The Cult of the Martyrs in Egypt before Constantine. The Evidence of the Coptic Apocalipse of Elijah. London, 1998.
- Frankfurter D. Elijah in Upper Egypt. The Apocalipse of Elijah and Early Egyptian Christianity / Studies in Antiquity and Christianity. Minneapolis. Fortress Press, 1993.
- Friedlander P. Documents of Dying Paganism. Berkeley and Los1. Angeles, 1960.
- Gaget J. Body Symbols and Social Reality Resurrection, Incarnation and Ascetism in Early Christianity // Religion. 12. (1982). P. 350−362.
- Galavaris G. Alexander the Great Conqueror and Captive of Death: His various Images in Byzantine Art // Canadian Art Review. XVI. 1. (1989). P. 13- 15.
- Galavaris G. Bread and the Liturgy. London, 1970.
- Garitte G. L’Invention georgienne des trois enfants de Babylone. // Le Museon.72 (1959) P. 69−100.
- Garitte G. Le Texte armenien de l’invention des trois enfants de Babylone //Le Museon. 74 (1961). P. 91−108.
- Gayet A. L’Exploration des necropolis Greco-byzantines d’Antinoe. //Annales du Musee Guimet. N. 30. (1902).
- Gayet A. Une cinquieme compagne de fouilles a Antinoe //Revue Archeologique. Vol. 39. (1901). P. 72−80.
- Gennep van A. The rites of Passage (Trans. M.B. Vizedom-G.L. Caffee) Chicago, 1960.
- Goldmann B. The Sacred Portal. A Primary Symbol in Ancient Judaic Art. Detroit, 1966.
- Gonosova A. Kondoleon C. Art of Late Rome and Byzantium in the Virginia Museum of Fine Arts. Richmond, 1994.
- Grabar A. Essai sur les plus anciennes representations de la Resurrection du Christ // Mon Piot. T. 63. (1980). P. 105−141.
- Grabar A. Christian Iconography. New York, 1968.
- Grabar A. Sculptures Byzantines de Constantinople (IV-X siecle). Paris, 1963.
- Grabar.A. Recherches sur les sources juives de l’art paleochretien // Cahiers Archeologiques. T. 11. (1961). P. 8−19.
- Gruneisen W. de. Les Caracteristiques de l’art copte. Florence, 1922.
- Haarlov B. The Half open Door. A Common Symbolic Motive within Roman Sepulchral Sculpture. Odence, 1977.
- Hagedorn U. Olympiodor, Diakon von Alexandria, Kommentator zu Hiob. Berlin, New York, 1984. (Patristische Texte und Studien. 24).
- Henne H. Teil Edfou // Collection des fouilles de ?'institute Fraincais d’archeologie Orientale du Caire. Caire, 1925.
- Hill C. Regnum Caelorum Patterns of Millennial Thought in Early Christianity. Cambridge, 2001.
- Hooyman R. Die Noe Darstellung in der fruhchristlichen Kunst // VChr. 12. (1958). P. 113−136.
- Horak U. Christliche Bildergeschichte auf Spatantiken Stoffen // Biblos. 47,1. (1998). S. 27−35.
- Horak U. Koptische Mumien. Der Koptische Tote in Grabungsberichten, Funden und literarischen Nachrichten // Biblos. B. 44. H. 1.(1995). S. 57−69.
- Huber P. Hiob -Dulder oder Rebell? Byzantinische Miniaturen zum Buch Hiob in Patmos. Rom, Dusseldorf, 1986.
- Jacques X. Les deux fragments conserves des «Acts d’Andre et de Paul» (Cod. Borg. Copt. 109, fasc. 132) // Orientalin 38. (1969). P. 187−213.
- Janin R. La Geographie ecclesiastique de l’Empire byzantin. T. III: Les eglises et les monasteres. Paris, 1969.
- Jensen R. The Offering of Isaac in Jewish and Christian Tradition // Biblical Interpretation 2. (1994). P. 102−108.
- Jerusalimskaya A. Les soieries byzantines a la lumeiere des influences orientales: les themes importes et leur interpretations dans le monde occidental //Bulletin du CIETA. № 80. (2003). S. 16−25.
- Jonghe de, Daniel Sonja Daemen, Rassart-Debergh M, Moor A. Ancient Tapestries of the R. Pfister Collection in the Vatican Library. Citai de Vaticano Biblioteca Apostolica Vaticana, 1999.
- Journeying into God: Seven Early Monastic Lives. Translation with introduction by Tim Vivian. Minneapolis, 1996.
- Kadar A. Zur Frage der Romerzeitllichen agyptischen Elemente in der altchristliche Iconographie // Akten VII Internationalem! Kongresses fur Christliche Archeologie. P. 27−29.
- Kalavrezou I. Byzantine Women and Their World. New Haven and London, 2003.
- Kalavrezou-Maxeiner I. Byzantine Icons in Steatite. Wien, 1985.
- Kartsonis A. Anastasis. The Making of an Image. Princeton, New Jersey, 1986.
- Kaufmann C. Handbuch der christlichen Archaologie. Paderborn, 1922.
- Keller O. Tier und Pflanzenbilder auf Miieeenzen und Gemmen. Leipzig, 1889.
- Kendrick A. Catalogue of Textiles from Burying-Grounds in Egypt. Vol. I-III. London, 1922.
- Kessler E. Responce to Marc Bregman. // The Journal of Textual Reasoning. Vol. 2. Number 2. June. (2003). P. 32.
- Khater A., Khs-Burmester O.H. Le monastere de Phoebammon dans la Thebaide. L’Archeologie du site. Le Caire, 1981.
- Kirschbaum E. Lexikon der Christlichen Iconographie. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1968. B. 1−8.
- Kitzinger E. Role of Miniature Painting in Mural Decoration // The Place of Book Illumination in Byzantine Art. Princeton, 1975. P. 99−142.
- Kitzinger E. Studies in Late Antique and early Byzantine Floor Mosaics at Nicopolis//DOP.Vol. 6. (1951). P. 82−122.
- Kraeling C.H. The Synagogue. Final Report. Vol. 8. Part 1. New Haven: Yale University Press, 1956.
- Lafontaine-Dosogne J. Textiles coptes. Bruxelles, 1988.
- Laurent V. Le corpus des sceaux Byzantins du Medaillier Vatican. Citta de Vaticano, 1962.
- Laurent V. Le corpus des sceaux de l’Empire Byzantin. Vol.V. L’eglise. Paris, 1963−1965.
- Lenzen V. The Triumph of Dionysos on Textiles of Late Antique Egypt. Berkeley and Los Angeles, 1960.
- Lewis J. A Study of the Interpretation of Noah and the Flood in Jewish and Christian Literature. P. 156−182.
- Lewis N. Life in Egypt under Roman Rule. Oxford, 1983.
- Lewis S. The Iconography of the Coptic Horseman in Byzantine Egypt. // Journal of the American Research Center in Egypt. Vol. 10. (1973). P. 38 127.
- Lother H. Der Pfau in der altchristlichen Kunst. Eine Studie uber das Verhaltnis von Ornament und Symbol. Leipzig, 1929.
- Lowrie W. A Jonah Monument in the New York Metropolitan Museum. //AJA. Vol. V (1901). P. 51−57.
- Luccesi Palli E. Observations sur l’iconographie de l’aigle funerairerdans l’art copte et nubien. / Etudes Nubiennes. Colloque de Chantilly. 2−6 juillet 1975. Le Caire, 1978. P. 175−190.
- Lucchesi-Palli E. Eine Gruppe koptischer Stelen und die Herkunft ihrer figurlichen Motive und Ornamente // JbAC. 24 (1992). S. 114−130.
- Maguire H. An early christian marble relief at Kavala // AEATION TH2 XPISTIANIKHE APXAIOAOriKHS STAIPEIAS. nsp. A'. T. 1ST'. A0HNA, 1991−1992. P. 290.
- Maguire H. Garments Pleasing to God: The Significance of Domestic Textile//DOP. B. 44. (1990). P.216−239.
- Maguire H. Rhetoric, Nature and Magic in Byzantine Art. Hampshire. Vermont, 1998.
- Maguire H. The Good Life. Late antiquity. A guide to the Postclassical World. London, 1999.
- Majeska G. A Medallion of the Prophet Daniel in the Dumbarton Oaks Collection // DOP.Vol. 28. (1974). P. 361−366.
- Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Wasington, 1984.
- Majeska G. Russian Pilgrims in Constantinople. // DOP.Vol. 56. (2002). P. 93−108.
- Malbon E.S. The Iconography of the sarcophagus of Junius Bassus: neophitus iit ad deum. Princeton, N J., 1990.
- Mango C. The Art of the Byzantine Empire. 312−1453. Englewood Cliffs, 1972.
- Mathew G. Byzantine Aesthetics. London, 1963.
- Morey C.R. Notes on East Christian Miniatures// The Art Bulletin. 1929. March. P. 27.
- Munier H. Recueil de manuscrits coptes de l’Ancien et du Nouveau Testament // Bulletin de l’Institut francais d’archeologie orientale 12 (1916) P. 243−57.
- Nagel P. Das alte Testament im geistigen und geistlichen Leben der koptischen Kirche. St. Markus, 1988. S. 1−22.
- Narkis B. The Golden Haggadah IIA Fourteenth Century illuminated Hebrew Manuscript in the British Museum. London. 1970
- Narkiss B. The Sign of Jonas // Gesta. XVIII. 1. (1979). P. 63−67.
- Nasralah K. Bas-relief chretiens inconnus de Syria // Syria.38. (1961). P. 50−51.
- Newbold W.R. The Eagle and the Basket on the Chalice of Antioch // A JA. Vol. XXIX. 1925. P.357−380.
- Nillson M.P. The Dionysiac Mysteries of the Hellenistic and Rome Age. Lund, 1957.
- Omont H. Miniatures des plus anciens manuscripts Grecs de la bibliotheque Nationale du VI au XIV siecle. Paris, 1929.
- L’Orange H.P. Studies in the Iconography of Cosmic Kingship in the Ancient World. Oslo, 1959
- Peers G. Subtle Bodies. Representing Angels in Byzantium. London, 2001.
- Prominsca E. Ancient Egyptian Traditions of Artificial Mummification in the Christian Period in Egypt / Science in Egyptology (ed. By R.A.David). Manchester, 1986.
- Piankoff A. Peintures au monastere de Saint Antoine // Bulletin de la Societe d’archeologie Copte.1950−1957. N14. Le Caire, 1958. P. 156−159.
- Quasten J. Patrology III. Westminster. Maryland, 1986.
- Quibell J. Excavations at Saqqara. Vol. I. Le Caire, 1907.
- Quibell J.E. Excavations at Saccara (1908 -1910). The Monastery of Apa Jeremias. Cairo, 1912.
- Raouf H. Coptic Art // Egypt Travel Magazine. № 153.(1969).
- Rassart-Debergeh M. Textiles d’Antinoe (Egypte) en Haute-Alsace. Museum d’Histoire Naturelle de Colmar, 1997.
- Reimbold E. Der Pfau. Mythologie und Symbolik. Munchen. 1983.
- Riefstahl E. A Coptic Roundel in the Brooklyn Museum // The Bulletin of the Byzantine Institute. 1950. P. 539.
- Roberts C.H. Manuscript, Society and Belief in Early Christian Egypt. London, 1979.
- Ross M. Catalogue of the Byzantine and Early Mediaeval Antiquities in the Dumburton Oaks Collection, Il. Jewelry, Enamels, and Art of the Migration Period. Washington, 1965. r
- Rutschovscaya M-H. Catalogue de bois de L’Egypte copte. Paris, 1986.
- Rutschowscaya M-H. Coptic Fabrics. Paris, 1998.
- Rutschowskaya M-H. La tapisserie au Jonas du Musee du Louvre.// Dielheimer Blatter zum Alten Testament und seiner Rezeption in der Alten Kirche. № 27. Marz. (1992). P. 187−197.
- Salomonson J. Spatromische rote Tonware mit ReliefVerzierung aus nordafrikanischen Werkstatten. Entwicklungsgeschichtliche Untersuchungen zur Reliefgeschmuckten Terra Sigillata Chiara «C» /.Bulletin antieke Beschaing. T.48. (1969).P. 17−54.
- Sandrovskaja V.S. Seibt W. Untermitarbeit von Natascha Seibt. Byzantinische Bleisiegeln der Staatliche Ermitaz mit Familiennamens. Erste Teil. Wien, 2005.
- Schaller R. Das Testament Hiobs. // Judische Schriften aus hellenistisch-romischer Zeit III. Gutersloh. (1979). S. 306−311.
- Schlumberger G. La Sigilligraphia Byzantine. Paris, 1884.
- Schmidt C. Gesprache Jesu mit seiner Jungern nach der Auferstehung. Hildesheim, 1967.
- Sear David R. Roman coins and their values. London, 1988.
- Shepherd D. Saints and a Sinner on Two Coptic Textiles // The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. December. (1971). P. 331−338.
- Smith A. The Iconography of the Sacrifice of Isaac in Early Christian Art. // American Journal of Archeology. Second Series. 1922 vol. XXVI. № 2. P. 159−173.
- Spittler K.P. The Testament of Job: a History of Research and Interpretation // Studies on the Testament of Job. Cambridge, 1989.
- Stander A. The Peacock in Early Christian Art and Writtings. // Текст доклада был зачитан 12.08.1991 г. На XVIII Конгрессе византинистов в Москве.
- Stauffer A.M. Spatantike Textil aus Egypten. Berlin, 1991.
- Strzygowski J. Koptische Kunst. Berlin, 1904
- Strzygowski J. Orient oder Rom: Beitrage zur Geschichte der spatantiken und fruhchristlichen Kunst. Leipzig, 1901.
- Sukenik E. The Ancient Synagogue of Beth Alpha. Jerusalem, 1932.
- Swoboda H. Ein altchristlicher Kirchen Vorhang aus Aegypten. // Romische Quartalschrift. Jahrgang VI. (1892). S. 95−113.
- Syria. Byzantine times. Exhibition october 2001 januar 2002. Damasc, 2003.
- Textiles of Late Antiquity, (ed. Stauffer A. M). New York, 1995.
- The Glory of Byzantium Art and Culture of the Middle Byzantine Era a.d. 843−1261. Ed. Evans H.S., Wixom W.D. New York, 2002.
- The Luxor Museum of Ancient Egyptian Art. Catalogue American Research Center in Egypt. Cairo, 1979.
- The Medieval Treasury. The Art of the Middle Ages in the Victoria and Albert Museum. Ed. by P. Williamson. London, 1996.
- Till W.C. Ein Sahidischer Bericht der Reise des Apa Johantes nach Babylon // Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft. 37. (1938) S. 130−139.
- Thompson D. Catalogue of the Byzantine and Early Mediaeval Antiquities in the Dumbarton Oaks Collection: 4, Late Antique and Mediaeval Textiles. Washington, 1982.
- Thompson E., Budge W. The Alexander Book in Ephiopia. London, 1933.
- Tikkanen J. Die Psalterillustration in Mittelalter I. Byzantinische Psalterillustration. Helsingfors, 1895.
- Todic B. Anapeson. Iconographie et signification du theme. // Byzantion. T. LXIV. (1994). P. 134−165.
- Torok L. Early Christian Bronze from Nubian Tomb / Late Antique and Early Mediaeval Antiquities. London, 1998. P. 227−237.
- Toynbee J. and Perkins J. Peopled Scrolls: A Hellenistic Motif in Imperial Art. The British School at Rome. T.XVIII. (1950). P. 3−54.
- Underwood P.A. The Fountaine of Life // DOP. Number 5. (1950). P. 52−91.
- Unger R. The Art of Medieval Technology. Images of Noah the Shipbilder. New Brunswick, New Jersey, 1991.
- Verkerk D.H. Jov and Sitis: Curious Figures in Early Christian Funerary Art // Mitteilungen zur Christlichen Archaolgie. S. 20−29.
- Vikan G. Joseph Iconography on Coptic Textile.// Art, Archaeology, and Architecture of Early Christianity. A Collection of Scolarly Esays. Vol. XVIII. New York, London, 1993. P. 354−360.
- Vikan G. Byzantine Pilgrimage Art. Washington, 1982.
- Vikan G. Icons and Icon Piety. Washington, 1998.
- Vikan G Relics and Icons // Holy Image. Holy Space and Frescoes from Greece. Athens, 1988.
- Villette J. La Resurrection du Christ dans L’art chretien du II au VII siecle. Paris, 1957.
- Volbach W. Elfenbeinarbeiten der Spatantike und des fruhen Mittelalters. Mainz, 1976.
- Wace A. Preliminary Historical Study: A Late Roman Tapestry from Egypt // Conservation, the Journal of the international Institute for the conservation of Museums objects. May. Nr. 9. (1954). P. 1−9.
- Weiss Z. and Netzer E. Promise and Redemption: A Synagogue Mosaic from Sephhoris. Jerusalem: The Israel Museum, 1996.
- Weitzman K. Loca Sancta and the Representational Arts of Palestine //DOP. T. 28 (1974). P .31−56.
- Weitzman K., Galavaris G. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai. The Illuminated Greek Manuscripts I: from the ninth to the 12 century. Princeton, 1990.
- Weitzmann K. Illustrations in Roll and Codex. Princeton, 1970.
- Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscripts Illumination. Chicago, 1971.
- Weitzmann K. Kessler H. The Frescoes of the Dura synagogue and Christian Art // DOS. 28. Washington, 1990.
- Wentzel H. Die mittelalterlichen Gemmen der Staatlichen Munzsammlung zu Munchen // Munchner Jahrbuch der Bildenden Kunst. Bd.8. (1957). S. 50−54.
- Wentzel H. Die mittelalterlichen Gemmen in den Sammlungen Italiens // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florence. Bd. VII. (1956). S. 268−273.
- Wessel K. Koptische Kunst. Die Spatantike in Agypten. Recklinghausen, 1963.
- Wessel K. Reallexikon zur Byzantinischen Kunst. Stuttgart, 1965.
- Wieteger C. Jonasdarstellungen in Agypten. Deutung einer Szene auf einem Textil im Koptischen Museum Kairo // Acts of the V-th Coptic Congress. Vol. 2. Roma, (1993). P. 509−523.
- Williamson P. Daniel between the lions: a new sardonyx cameo for the British Museum // Jewellery Studies.Vol. 1. (1983−84). P. 37−46.
- Wilpert J. Le pitture delle catacombe. Roma, 1889.
- Wilpert J. Die Malereien der Katakomben Roms. Freiburg-im-Breisgau, 1903.
- Winlock H.E., Crum W.E. The Monastery of Epiphanius at Thebes. Vol. I. New York, 1926.
- Wittkower R. Eagle and serpent. A study in the Migration of Symbols // Journal of the Warburg Institute. Vol. 11. No. 4. April. (1939). P. 293−325.
- Woerden van. The Iconography of the Sacrifice of Abraham // VChr. Vol.15. (1961). P. 214−223.
- Wolfson H. Immortality and Resurrection in the Philosophy of the Church Fathers / SEC. Vol. X. (1993). P. 324- 341.
- Wulf O. Altchristliche und Mittelalterliche Byzantinische und Italienische Bildwerke. Berlin, 1909.
- Zandee J. Josephus contra Apionem. An Apocryphal Story of Joseph in Coptic Art. // VChr. Vol. 4. Issue 19. (1961). P. 188−193.